Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - разработать систему мер по управлению дебиторской задолженностью
Исходя из указанной цели курсовой работы её основной задачей являются:
- выявить причины образования дебиторской задолженности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------------- 3
ГЛАВА 1 Сущность, аналитический и синтетический учет дебиторской задолженности покупателей и заказчиков ---------------------------------------- 5
1.1 Экономическая сущность возникновения дебиторской задолженности по видам ------------------------------------------------------------------------------------- 5
1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги ------------------------ 10
ГЛАВА 2 Анализ расчетов с покупателями и заказчиками ---------------- 19
2.1 Краткая характеристика организации ООО «МЦ «ЭЛЛАРА»» ----------- 19
2.2 Отражение в учете дебиторской задолженности покупателей и заказчиков и ее движения ----------------------------------------------------------------------------- 20
2.3 Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции и выполнению работ ----------------------------------------------------------------------- 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------- 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ---------------------------- 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа .doc

— 288.50 Кб (Скачать)

    Нетоварные операции связаны с расчетами с научно – исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с жилищно – коммунальными организациями по квартплате, с клиентурой по претензиям и т.д.

    В процессе осуществления товарных операций можно применять различные формы безналичных расчетов. Безналичные расчеты регулируются Положением о безналичных расчетах в РФ от 03 октября 2002 г. №2-П.  В Положении сказано что при осуществлении безналичных расчетов участники имеют право самостоятельно определять их формы.     Среди них различают следующие:

      С использованием расчетных документов;

      Аккредитивная;

      С помощью почтовых переводов;

      С использованием чеков;

      Путем плановых платежей;

      С использованием товарных векселей.

    Безналичные расчеты в стране организуются на основе определенных принципов.

    Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей.    Расчетные взаимоотношения предопределяют необходимость установления единообразия законов РФ и подзаконных актов, а также нормативных актов Центрального банка РФ. К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. №2-П, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 19 июля 2001 г. №82-ФЗ; Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 222-П и др.

    Второй принцип – осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Безналичные расчеты ведутся юридическими и физическими лицами через банк, в котором им открыт счет. Для расчетов обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета – самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

    Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета друг друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке – в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживания банка).

    Третий принцип – обеспеченность платежа, поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Этот принцип предполагает наличие денежных средств либо договоренности на получение кредита.

    Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (организации, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения договорных обязательств.

    Четвертый принцип – периодическая очередность платежей. Очередность может быть хронологическая, целевая, законодательная.

    Сначала осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

    Затем производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

    Третья очередь признана не соответствующей Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. №21-П.

    В четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

    В пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

    В шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

    Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

    Пятый принцип – согласие (акцепт) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения соответствующего платежного документа – чека, простого векселя, платежного поручения, свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств,- платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей.

   Шестой принцип – срочность платежа. То есть расчеты осуществляются строго в установленные сроки.

    Платежи могут осуществляться:

      До начала совершения операции;

      Сразу после совершения операции;

      Через определенный период;

      На условиях коммерческого кредита.

    Седьмой принцип – контроль всех участков за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

    Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, физическими лицами, бюджетом, внебюджетными фондами, контролирует соблюдение установленных правил расчетов.

    Специфический характер носит контроль за проведением расчетов между банками. Этот принцип тесно связан со следующим принципом.

    Восьмой принцип – имущественная ответственность за соблюдение договорных условий.

    Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

    Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить соответствие безналичных расчетов предъявляемым им требованиям: своевременности, надежности и эффективности.

    Основным счетом, связанным с учетом реализации, является счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Это активно- пассивный счет. На нем в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета отражают как расчеты по полученным авансам от покупателей, так и расчеты с покупателями за отгруженную им и неоплаченную продукцию. Сальдо этого счета показывается развернуто. Сальдо дебетовое означает договорную (отпускную) стоимость сданных заказчику работ, услуг, продукции неоплаченных; сальдо кредитовое — сумму полученных авансов; оборот по дебету — отпускную стоимость сданных работ, услуг, продукции в отчетном месяце и сумму погашенных авансов; оборот по кредиту — суммы, оплаченные покупателями в отчетном месяце в виде авансов и погашенной задолженности.

На счёте 62, продажная стоимость отгруженной продукции (работ, услуг (или выручка за отгруженные товары, работы, услуги)) учитывается вместе с НДС, который должен быть уплачен покупателем.

    Аналитический учет на этом счете ведут в разрезе покупателей и каждого отгрузочного и платежного документа. При этом целесообразно выделить субсчета для учета расчетов по авансам в рублях и в валюте и расчетов с покупателями в рублях и в валюте (иностранными покупателями).

   Покупатели и заказчики должны погасить задолженность по приобретенным товарно-материальным ценностям в течение срока и на условиях, определенных в договоре купли-продажи или поставки.

    При этом они могут погасить ее сразу после отгрузки или через определенное время, получив отсрочку платежа. Кроме того, в настоящее время они могут расплатиться путем встречной поставки товаров или выполнением работ (услуг), переуступив долг другой организации, а также используя иные формы расчетов.

Расчеты авансами

    Коммерческие расчеты между организациями за проданную продукцию и товары, выполненные работы, оказанные услуги, иное имущество организации, реализованное на сторону, обобщаются на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На этом счете также учитываются авансы заказчиков, суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты счетов на продажу, операции по векселям полученным. Перечень открываемых организацией субсчетов в данном случае не является закрытым, а является индивидуальным для каждой организации. В целях наиболее полного раскрытия и обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками могут быть открыты следующие субсчета:

62-1 «Покупатели и заказчики по счетам, предъявленным к оплате»;

62-2 «Покупатели и заказчики по счетам, просроченным оплатой»;

62-3 «Авансы полученные и предоплаты»;

62-4 «Векселя полученные»;

62-5 «Векселя полученные, просроченные оплатой».

    Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется по каждому расчетно-платежному документу, предъявленному к оплате, и по каждому участнику расчетов. Суммы выручки от реализации продукции товаров, оказания услуг, выполнения работ отражаются в расчетно-платежных документах, предъявленных покупателям к оплате с добавлением налога на добавленную стоимость, транспортных и иных услуг и т.д. На сумму, которая указана в вышеперечисленных документах, дебетуют счет 62-1 «Покупатели и заказчики по счетам, предъявленным к оплате» в корреспонденции со счетами 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» на суммы выполненных, сданных подрядных работ по отдельным этапам по договорам подряда, оговоренным в договоре подряда после полного завершения и сдачи работ по объекту в целом; счет 90 «Продажи» — по суммам проданных основных средств, иного имущества, других операций, которые по ПБУ 9/99 «Доходы организации» относятся к доходам от обычных видов деятельности. Кроме того, может быть задействован счет 91 «Прочие доходы и расходы», на котором будет отражаться стоимость операций, относящихся по нормам ПБУ 9/99 «Доходы организации» к доходам от прочих поступлений.

    По мере перехода права собственности на объекты продажи к покупателю счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуют с перечисленными счетами с соблюдением всех условий, оговоренных в п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», для признания доходов в бухгалтерском учете.

    Авансы полученные и суммы предварительной оплаты товаров и услуг, поступившие на счета денежных средств в банковских учреждениях и в кассу предприятия, отражаются по дебету счетов учета денежных средств, о которых говорилось при рассмотрении счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчетом 3 «Авансы полученные и предоплаты». После отгрузки товаров, выдачи продукции, оформления, сдачи работ и оказания услуг составляются соответствующие расчетно-платежные документы требования по которым и погашаются полученными авансами и предварительной оплатой. В результате все сводится к отражению выручки от реализации по Дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и Кредиту счета 90 субсчета 1 «Выручка». Кроме этого субсчета, к счету 90 «Продажи» целесообразно открывать и другие субсчета, позволяющие обобщить и в то же время отразить и сформировать финансовый результат от реализации товаров, работ, услуг. Это могут быть субсчета, открытые для отражения себестоимости продаж, расходов по управлению, коммерческих расходов и т.д. Эти субсчета являются счетами второго порядка.

    В соответствии с положением ст. 6 Закона о бухгалтерском учете и нормы ПБУ 1/98, в рабочем плане счетов организации предусматриваются счета и субсчета по учету сумм полученных (выданных) авансов. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается учетной политикой организации, применяемой для целей бухгалтерского учета. При разработке рабочего плана счетов следует учитывать ведение аналитического учета по соответствующему балансовому счету.

    Так, например, построение аналитического учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

    При отражении хозяйственных операций по получению и (или) перечислению авансовых платежей бухгалтер руководствуются нормами ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, в соответствии с которыми данные суммы не относятся, соответственно, к суммам доходов от реализации продукции (работ, услуг) и расходам организации, связанным с изготовлением и продажей продукции (товаров), выполнением работ, оказанием услуг.

    Поэтому по условиям заключенных договоров (соглашений) перечисленные организацией суммы аванса в счет предстоящих поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) не могут быть отражены в составе расходов организации (п. 3 ПБУ 10/99). Соответствующие суммы признаются в составе расходов организации только по факту поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг).

    Так как при получении денежных средств, в частности авансов, продавец взыскивает обязательные налоговые платежи от имени государства, т.е. является его налоговым агентом, необходимо признать обязательство по платежам в бюджет. Это следует отразить проводкой:

Дебет счета 90-1 «Выручка»,

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам.

    Причем по счету 90 «Продажи» необходимо открыть счета третьего порядка, которые будут отражать выручку от продаж по видам:

1)     субсчет 90-1-1 «Выручка от продажи продукции и товаров»;

2)     субсчет 90-1-2 «Выручка от выполнения работ и оказания услуг» и т. д.

    Погашение дебиторской задолженности покупателями и заказчиками должно отражаться по Кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и подотчетных сумм». Возможно использование счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» при зачете взаимных требований, если на нем учитывались зачтенные обязательства.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками