Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:40, курсовая работа
Машиностроение - основа промышленности любой страны. От уровня развития этой отрасли зависит устойчивость развития других отраслей промышленности и экономики в целом: именно машиностроение оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей, машиностроение обеспечивает производство необходимыми машинами и оборудованием.
Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятий машиностроения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационного развития предприятий машиностроения 5
1.1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения 5
1.2 Анализ машиностроения в отраслевой структуре экономики России 11
1.3 Инновационная деятельность в российском машиностроении 18
2. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении 23
2.1. Основные проблемы инновационного развития предприятий машиностроения 23
2.2 Тенденции и перспективы инновационно-технологического развития предприятий машиностроения 26
2.3 Перспективы развития экономической базы инновационной деятельности предприятий машиностроения 32
Заключение 42
Список литературы 47
Приложение 51
Для более полного описания ситуации, сложившейся в машиностроении России, обратим внимание на следующие моменты:
– увеличение объемов произведенной продукции российскими машиностроительными предприятиями в 2010 г. (22,44 %) было наиболее значительным среди всех отраслей обрабатывающего сектора, но даже такой уровень отстает от докризисного на 20,99 % [21, c.139];
– доля машиностроительных предприятий в полном объеме продукции обрабатывающей промышленности в 2010 г. увеличилась до 19,95 %. Но даже такой относительно невысокий уровень (в некоторых странах он составляет 30%) за первое полугодие 2011 г. сократился до 18,68 %, что, возможно, вызвано окончанием программы утилизации при увеличении добычи ресурсов;
– основной вклад в увеличение в 2010 г. (в сравнении 2009 г.) объемов произведенной машиностроительными предприятиями продукции обеспечили производители легковых автомобилей, грузовых вагонов, турбин и генераторов высокой мощности. Увеличение объемов производства в этих отраслях наблюдалось благодаря поддержке бюджетными средствами, которыми финансировались программа утилизации старых автомобилей (рост объемов произведенных отечественных автомобилей в 2010 г.), модернизация железнодорожного транспорта, а также восстановление Саяно-Шушенской ГЭС;
– при общем уменьшении объемов производства в гражданском авиастроении России выпуск вертолетов остался на высоком уровне, и за последние два года прирост объемов их производства составил 17,2 % [11, c.48].
Также показателен анализ динамики объема отгруженной продукции, приходящегося на одного работника отрасли. Объем произведенной продукции по основным направлениям машиностроительного комплекса Российской Федерации, приходящийся на одного работника отрасли, в 2010 г. увеличился на 44,46 % по сравнению с 2007 г. (1328,65 тыс. и 919,70 тыс. руб./чел. соответственно) [13, c.29].
Необходимо отметить, что численность людей, занятых на машиностроительных предприятиях, специализирующихся на производстве машин и оборудования, за период с 2007 по 2010 гг. сократилась на 23,26%.
При этом можно предположить, что сокращение численности работников машиностроительных предприятий обуславливается следующими факторами:
– внедрением в процесс производства высокоэффективного и инновационного оборудования;
– объединением предприятий, приводящим к сокращению сотрудников схожих специальностей;
– значительным сокращением объемов выпуска продукции машиностроения;
– низким уровнем заработной платы сотрудников машиностроительной отрасли.
Преобладающими же причинами снижения численности сотрудников стали сокращение объемов производства и низкий уровень заработной платы.
Главными источниками поступлений в основной капитал большинства предприятий машиностроительной отрасли в 2010 г. являлись собственные средства (в 70 % случаев). При этом используют собственные средства в среднем 95 % предприятий топливного сектора. В 2011 г. на собственный капитал ориентируются уже 79 %.
Дабы подтвердить вышесказанное, отмечу, что в 2010 г. возрос объем экспорта продукции машиностроительных предприятий на 21,9 % по отношению к объему в 2009 г., но это на 5 % ниже уровня экспорта в 2008 г. Аналогично сократилась и доля экспорта машиностроения в общепромышленных масштабах отечественного экспорта: за 2010 г. она снизилась на 0,3 % относительно уровня 2009 г. (4,6 %). Исходя из этого, можно сделать вывод о низкой конкурентоспособности российского машиностроения. Для примера рассмотрим показатели экспорта теплоэнергетического комплекса, доля экспорта которого в общем объеме российского экспорта в 2010 г. составила 70,8 %, что на 1,2 % больше показателя предыдущего года. И отметим, что этот уровень практически неизменен уже довольно много лет.
Таким образом, при анализе состояния современного машиностроительного комплекса стало очевидно, что для экономики России характерен устойчивый рост потребности продукции машиностроительной отрасли. Прослеживается влияние уровня развития науки и техники в стране на структуру отечественного машиностроения, с одной стороны; с другой стороны, раскрывается роль машиностроительного комплекса РФ как локомотива научно-технического прогресса во всех секторах экономики страны. Однако за период с 2007 по 2010 гг. в машиностроительной отрасли снизились объемы выпуска различных видов продукции.
Исходя из всего выше сказанного, для преодоления глубоких застойных явлений в развитии машиностроительного комплекса РФ необходимо изменить управление хозяйственной деятельностью, стремясь к росту продуктивности производства, повышению степени финансовой устойчивости за счет оптимизации предлагаемого ассортимента продукции под постоянно меняющиеся потребности российского и глобального рынка.
Приложение 1
Морфологическая таблица состояния развития предприятий машиностроения
Характеристики промышленных предприятий |
Группы промышленных предприятий | ||||
I |
II |
III |
IV |
V | |
Ключевые характеристики групп | |||||
Конкурентоспособность продукции и услуг |
Неконкурентоспособная |
Средняя |
Выше средней |
Высокая |
Очень высокая, конкурентоспособная, лидерские позиции |
Финансовые результаты деятельности предприятия |
Убыточные |
Средние |
Выше средних |
Высокие |
Высокорентабельные |
Реализация политики и стратегии предприятия в области управления качеством |
Отсутствуют |
Ниже среднего |
Среднее |
Выше средних по группе организаций |
Лидерские позиции |
Степень использования материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов |
Не оценивается |
Среднее |
Выше среднего |
Высокое |
Очень высокое |
Уровень процессного управления деятельностью предприятия |
Реально отсутствует |
Формальное управление |
Удовлетворительная оценка |
Средняя оценка |
Высокая оценка |
Качество управления персоналом |
Формальное управление |
Ниже среднего |
Среднее |
Выше среднего |
Очень высокое |
Удовлетворенность потребителей продукцией и услугами предприятия |
Не оценивается |
Средняя |
Выше средней |
Высокая |
Очень высокая |
Партнерские отношения с отечественными и зарубежными предприятиями |
Отсутствуют |
Средние |
Выше среднего |
Высокие |
Очень высокие |
Удовлетворенность персонала |
Плохая |
Средняя |
Выше среднего |
Высокая |
Очень высокая |
Информация о работе Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения