Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Машиностроение - основа промышленности любой страны. От уровня развития этой отрасли зависит устойчивость развития других отраслей промышленности и экономики в целом: именно машиностроение оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей, машиностроение обеспечивает производство необходимыми машинами и оборудованием.
Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятий машиностроения.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационного развития предприятий машиностроения 5
1.1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения 5
1.2 Анализ машиностроения в отраслевой структуре экономики России 11
1.3 Инновационная деятельность в российском машиностроении 18
2. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении 23
2.1. Основные проблемы инновационного развития предприятий машиностроения 23
2.2 Тенденции и перспективы инновационно-технологического развития предприятий машиностроения 26
2.3 Перспективы развития экономической базы инновационной деятельности предприятий машиностроения 32
Заключение 42
Список литературы 47
Приложение 51

Файлы: 1 файл

проблемы и перспективы инновационного развития предприятий машиностроения.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

Соответственно, продукция предприятий отрасли машиностроения обладает низкими конкурентными преимуществами на внутреннем и внешнем рынках.

И, наконец, отрицательная величина экономической добавленной стоимости снижает инвестиционную привлекательность российских предприятий машиностроения, препятствуя росту инвестиций в данную отрасль экономики, что отражается на темпах модернизации производства, внедрения инноваций, роста производительности труда, которые не соответствуют требованиям времени.

Также в числе проблем, стоящих перед предприятиями машиностроения, следует обозначить неэффективность существующей системы планирования, прежде всего это:

1. Ограниченность применения стратегического планирования. Это проявляется в следующем:

Во-первых, здесь еще сказывается затянувшийся, на наш взгляд, переход от традиционной системы производственного планирования к стратегическому планированию: отсутствие маркетингового управления, прогнозирования состояния рынка в долгосрочной перспективе, а также, прежде всего, отсутствие ориентации на повышение стоимости предприятия.

Во-вторых, это система целей, которую ставят перед собой руководители. Корпоративной целью предприятие ставит получение прибыли. При этом не конкретизируется, какая прибыль имеется ввиду: балансовая, операционная, чистая; долгосрочная или краткосрочная. Обозначаются также: ликвидность, платежеспособность, сбалансированность финансовых потоков, необходимость учета рыночной конъюнктуры. Однако о построении целостной системы целей предприятия, механизмов, методов и инструментов их реализации, позволяющих разрабатывать сбалансированную и эффективную систему планов чаще всего, как правило, речь не идет.

В-третьих, рассматриваемые системы планирования ориентированы на сбыт продукции, а также на достижение цели предприятия. Реализация стратегии — это отдельные мероприятия, представляющие единовременный, а не систематический характер. Проблема и состоит в том, что используемая система планирования не в состоянии обеспечить процесс реализации стратегии.

В-четвертых, необходимо отметить отсутствие интеграции стратегического и оперативного планирования.

  1. Кроме того, как показали результаты проведенного анализа, существующая система внутрифирменного планирования на предприятиях машиностроительного комплекса жестко ограничивает экономическую самостоятельность структурных подразделений, что выявляется в замедленной реакции на изменения во внешней среде.

Существующее на предприятиях бюджетирование носит сугубо фрагментарный характер. Как показали исследования, оно применяется для того, чтобы контролировать отдельные показатели: размеры кредиторской и дебиторской задолженности, показатели ликвидности, величины валовой и чистой прибыли, а также рентабельности собственного капитала, активов, структуру себестоимости, уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. При этом вне поля зрения остается управление активами предприятия, рост капитализации, определение инвестиционной привлекательности отдельных направлений деятельности предприятия, направления и источники инвестиционного и инновационного роста. Таким образом, возможности бюджетирования на предприятиях неоправданно сужаются. Очевидно, это является следствием локализации системы бюджетирования в рамках финансово-экономического отдела. Кроме того, особенностью рассматриваемого бюджетирования на предприятиях является отрыв бюджетирования от стратегического и оперативного планирования, что приводит к противоречивости действий по эффективной реализации стратегии предприятия. Очевидно, на наш взгляд, наличие на предприятии бюджетов еще не означает существование целостной системы бюджетирования. Бюджеты - это лишь планы деятельности предприятия и различных его структурных единиц, выраженные в финансовых показателях. Наличие бюджетов, по нашему мнению, еще не означает, что ими можно эффективно пользоваться, или, что они реально работают в контуре управления предприятием.

Перед предприятиями отрасли машиностроения поставлены следующие цели: конкурентоспособные компании и инновационная продукция с высоким уровнем добавленной стоимости, соответствующая требованиям мирового рынка; рост общего объема инвестиций в сектор машиностроения [45, c.108].

Ввиду вышесказанного, для достижения поставленных целей необходимо совершенствование существующей на предприятиях системы планирования в рамках повышения эффективности процесса реализации стратегии предприятия, направленной на повышение его стоимости. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо:

  1. Разработать стратегию предприятия, ориентированную на повышение его стоимости, и обеспечить ее эффективную реализацию в целях увеличения инвестиционной привлекательности предприятий машиностроения.
  2. Внедрить в систему планирования интегрированные инструменты планирования: систему бюджетирования и сбалансированную систему показателей, позволяющих управлять процессом реализации стратегии, направленной на повышение стоимости предприятия.

На рис.3 предложена система планирования, ориентированная на повышение стоимости предприятия.

Рисунок 3 - Система планирования с интеграцией сбалансированной системы показателей и бюджетирования

 

Таким образом, усовершенствование системы планирования посредством внедрения в нее интегрированных инструментов дает хорошую возможность повышения результативности рассматриваемой системы с точки зрения повышения эффективности процесса реализации стратегии предприятия, поскольку представленные интегрированные инструменты планирования:

• позволяют осуществлять координацию стратегических и оперативных планов на повышение его стоимости;

  • представляют собой систему сводного финансового планирования и контроля, что позволяет надежно достигать цели предприятия при постоянном мониторинге, контроле и корректировки процесса реализации стратегии;
  • используют и направляют материальные и нематериальные активы предприятия на повышение его стоимости;
  • дают возможность: оценки и выбора альтернативы с точки зрения их воздействия на изменение стоимости за определенный период времени, и, соответственно, направления ограниченных ресурсов предприятия всех уровней управления на достижение поставленной цели.

Очевидно, что модернизация используемого оборудования, внедрение достижений научно-технического прогресса могли бы существенно повысить эффективность машиностроения. И в соответствии с реализацией Концепции государственной комплексной программы развития машиностроения России, составленной в 2008 году, какие-то положительные изменения намечаются. Однако хотелось бы отметить, что есть и другие пути, реализация которых не требует существенных финансовых вложений. По нашему глубокому убеждению практически на любом производстве существуют значительные внутренние резервы повышения эффективности деятельности на основе снижения потерь материалов и сырья, потерь, возникающих из-за несовершенства процесса организации производства и пр. Это означает, что и в машиностроении в целом существуют такие резервы. Подобное утверждение нужно обосновать - количественно   оценить макроэкономический эффект ресурсосбережения, т.е. требуется подобрать инструмент, позволяющий оценивать реакцию машиностроения на возможные изменения производственных факторов.

Для решения поставленной задачи планируется взять за основу в качестве инструмента оценки модель «затраты - выпуск» (межотраслевой баланс), наиболее наглядно раскрывающую межотраслевые связи и зависимости. Известно, что последняя модель межотраслевого баланса в нашей стране была построена в 2003 г. на основе ОКОНХ. И хотя в настоящее время в России используется более современный классификатор - ОКВЭД, машиностроение сохранилось и как отдельный вид экономической деятельности, что оправдывает проведение расчетов на основе этой модели. Предполагается построить матрицу коэффициентов прямых затрат по промышленности, чтобы увидеть, в каких затратах искать наибольшие потери для производства. Необходимо определить долю, которую составляют различные затраты в стоимости объема производства отрасли (в валовом выпуске). Анализируя полученные данные, можно выделить наиболее энергоёмкие и металлоёмкие отрасли.

Если в какой-то отрасли велики относительные потери какого-то сырья, но доля этого сырья в общих затратах мала, то борьба с потерями этого сырья не даст ощутимого эффекта. И наоборот, если преобладают затраты, например, электроэнергии, то даже незначительное сокращение потерь электроэнергии может дать большую экономию.

Очевидно, что структура затрат для различных отраслей будет выглядеть по-разному. Поэтому необходимо изучить структуру расходов для различных отраслей промышленности и, в частности, для интересующего нас машиностроения.

В таблице 12, составленной по данным последней модели межотраслевого баланса, показано, какую долю составляют затраты продукции машиностроения во всех материальных затратах каждой отрасли промышленности. Как видно, основную часть расходов занимает именно оборудование - 46%. Поэтому потери в данной области являются наиболее значимыми, их необходимо локализировать и устранять в первую очередь.

Таблица 12 - Коэффициенты затрат продукции машиностроения на производство продукции отраслей

Продукты промышленности

Доля затрат продукции машиностроения в затратах на производство продукции отраслей

Электро- и теплоэнергия

0,05

Продукты нефтегазовой промышленности

0,06

Уголь

0,15

Горючие сланцы и торф

0,21

Черные металлы

0,05

Цветные металлы

0,04

Продукты химической и нефтехимической промышленности

0,04

Машины и оборудование, продукты металлообработки

0,46

Продукты лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

0,1

Строительные материалы(включая продукты стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности)

0,07

Продукты легкой промышленности

0,01

Продукты пищевой промышленности

0,04

Прочие промышленные продукты

0,05


 

Для использования модели межотраслевого баланса с целью имитации разных вариантов воздействия изменения затрат на результат производственной деятельности необходимо сформулировать определенные группы сценариев, на основе которых предполагается оценить эффект сокращения затрат.

Таким образом, будут проведены многовариантные расчеты по различным сценариям изменения значимых факторов. В результате будут выявлены наиболее перспективные в смысле сокращения затрат и роста эффективности направления.

Особый интерес для анализа представляет машиностроение - и как самостоятельный вид деятельности, и в силу своей значимости для других видов. Кроме того, именно машиностроение является системообразующей отраслью экономики и, в конечном итоге, определяет уровень производственного потенциала всей страны. Следовательно, сокращение затрат в машиностроении даст мультиплицирующий эффект для всей промышленности и для всей экономики, т.к. практически все отрасли потребляют продукцию машиностроения. Именно поэтому данное исследование представляется актуальным и перспективным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сделаем выводы по результатам проведенной работы.

В курсовой работе исследуется состояние современного машиностроительного комплекса России как основы промышленного производства. С одной стороны, прослеживается взаимное влияние уровня развития науки и техники в стране и структуры отечественного машиностроения; с другой стороны, раскрывается роль машиностроительного комплекса как локомотива научно-технического прогресса во всех секторах экономики страны.

Современный российский машиностроительный комплекс, служащий основой для развития всей экономики страны, характеризуется глубокими кризисными явлениями: отсутствием квалифицированных кадров, устаревшей производственной базой, инвестиционным «голодом», низкой конкурентоспособностью производимой продукции.

Российская Федерация обладает большими человеческим, научным и ресурсным потенциалами, которые должны стать основой высокоэффективной национальной экономики. Однако при анализе экономической деятельности в стране наблюдается необходимость в создании условий объединения данных факторов, что требует активизации усилий со стороны субъектов экономической системы России. Это следует, в частности, реализовать в рамках машиностроительной отрасли России, которая в большей степени пострадала во время кризиса 2008г.

Машиностроительный сектор как основа промышленного производства России требует особого подхода к решению своих проблем, что обусловлено целым рядом факторов:

– машиностроительный комплекс – двигатель научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами высокого технического уровня;

– машиностроительный комплекс – самая сложная отрасль промышленности, производящая широкий спектр продукции: от орудий труда до бытовых приборов и автомобилей;

– часть машиностроительных предприятий работает на ВПК, следовательно, развитие машиностроения определяет обороноспособность страны;

– большая часть машиностроительных предприятий России, выпускающих более 75 % продукции своей специализации, достигла монополии в своем секторе экономики, что свидетельствует об особенной значимости данных субъектов экономической системы;

– по числу занятых (порядка 35 % от трудоспособного населения) и по стоимости выпускаемой продукции машиностроительный комплекс, который насчитывает тысячелетнюю историю научных побед, до сих пор занимает первое место среди всех отраслей промышленного производства;

– в среднем 15 % ВВП РФ, около 20 % продукции, производимой промышленными предприятиями России, и 25 % стоимости их основных фондов приходится на долю машиностроения.

Все вышеперечисленное подтверждает важность машиностроительного комплекса России, занимающего уникальное положение в экономике страны.

На современном этапе машиностроительный комплекс РФ объединяет в себе 12 крупных отраслей, включающих большое количество мелких подотраслей, производящих продукцию для ВПК и гражданского общества.

Современная российская промышленность склоняется в сторону добывающего сектора, который за последние 4 года (2008–2011 гг.) нарастил свои масштабы на 36,2 %, в то время как обрабатывающий сектор всего – на 25,58 % при общем приросте отгруженной продукции промышленных предприятий в 31,39 %. За предыдущие два десятка лет доля машиностроительной отрасли в структуре российского промышленного выпуска уменьшилась почти на 10 % (до уровня в 12,93 % от исходного в 22,90 %), в то время как топливный сектор, наоборот, увеличил долю почти на 20 % (от уровня 1990 г. в 12,30 % до нынешнего уровня в 31,84 %) [15, c.48].

Машиностроение – наиболее пострадавшая отрасль промышленного производства России во время всемирного экономического кризиса 2008 г. Это объясняется тем, что деятельность машиностроительного комплекса зависит от платежеспособности заказчиков выпускаемой им продукции. В период кризиса снизился спрос на товары, производимые машиностроительными предприятиями, но за последний отчетный год показатели прироста объемов производства по всем направлениям машиностроения лучшие среди всех отраслей обрабатывающей промышленности.

Информация о работе Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения