Перспективы и проблемы развития туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма на зарубежный рынок.

Задачи работы:

Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.

Оглавление

Введение

1. Туризм и его роль в развитии экономики страны

1.1. Понятие туризма, отличительные особенности

1.2. Роль туризма в развитии экономики

2. Развитие белорусского туризма и факторы, сдерживающие его выход

на зарубежные рынки

2.1. Характеристика современного состояния рынка туризма в Республике Беларусь

2.2. Барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки

3. Перспективы развития белорусского туризма на зарубежных рынках

Файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 86.29 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Туризм и  его роль в развитии экономики  страны

1.1. Понятие туризма,  отличительные особенности

1.2. Роль туризма  в развитии экономики

2. Развитие белорусского  туризма и факторы, сдерживающие  его выход

 на зарубежные  рынки

2.1. Характеристика  современного состояния рынка  туризма в Республике Беларусь

2.2. Барьеры выхода  белорусского туризма на зарубежные  рынки

3. Перспективы  развития белорусского туризма  на зарубежных рынках 

 

ВВЕДЕНИЕ

    В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное  социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее  влияние на мировое устройство и  политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым  по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью  и автомобилестроением.

    В системе туризма тесно переплетены  интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое  значение для государства в целом.

    Тема  данной курсовой работы является актуальной в связи с тем, что в условиях активного позиционирования Беларуси на международной арене туризм способен не только повысить туристический имидж  республики, но и внести существенный вклад в экономическое развитие страны.

    Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма  на зарубежный рынок.

    Задачи  работы:

  1. Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
  2. Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
  3. Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
  4. Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.

    Тема  данной курсовой работы хорошо освещена как в учебных, так и периодических  трудах отечественных и зарубежных авторов.

     Структура курсовой работы на тему: «Факторы, сдерживающие выход белорусского туризма на зарубежные рынки. Пути их преодоления.»: оглавление, введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.

     Объем курсовой работы составляет 35 страниц. При написании было использовано 17 источников.  
 
 
 

 

1. Туризм и его роль в развитии экономики страны

1.1. Понятие туризма,  отличительные особенности

    Человечеству  на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых  земель, поиска ресурсов и т.п. Путешествие  – термин, характеризующий перемещение  людей в пространстве независимо от цели такого перемещения. Разновидностью путешествий является туризм.

    Туризм (фр.tourisme, от tour – прогулка, поездка) может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности. [10, с.7].

    Путешествие и туризм - два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, лечение и множество других видов деятельности.

    Туризм  как частный случай путешествий  имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в  понятийном смысле.

    Существующие  определения туризма можно объединить в три группы.

    В первую входят определения, характеризующие  туризм как разновидность рекреации (расширенного воспроизводства физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека), систему и форму проведения свободного времени путем использования сферы услуг в походах и поездках, которые сочетают активный отдых и укрепление здоровья человека с повышением его общей культуры и образованности.

    Вторая  группа определений туризма рассматривает  его как одну из форм миграции населения, связывает с актом движения, путешествия, преодоления пространства и выступает  в качестве инструментария статистики туризма.

    И, наконец, третья группа определений  характеризует туризм как сложное  социально-экономическое явление, раскрывает его внутреннее содержание, выражающееся в единстве многообразия свойств  и отношений.[10, c.9-10].

    В соответствии с классическим определением туризм представляет собой временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

    Как и любой другой вид человеческой деятельности, туризм имеет ряд особенностей.

    Основные  особенности туризма заключаются  в том, что: 

    1. В отличие от путешествий туризм - это перемещение людей в достаточно  короткие промежутки времени.

    Длительные  путешествия совершаются лишь единицами  индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в  силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право  на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем стали жить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.

    2. Для туризма важно определить  категорию места постоянного  проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это - место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория - обычное место постоянного жительства определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей.

    3. Определение периода свободного времени исходит из общего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.

    4. Важнейшей категорией является  цель туризма, которая позволяет  четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие  под льготные таможенные, налоговые  и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма: развлекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.

    5. Туризм - важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной местности или государству доход. [17].

    Туризм  в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения разделяется на внутренний и международный.

    Внутренний  туризм - временный выезд граждан  конкретной страны с постоянного  места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.

    Международный туризм - систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы  туризма, связанная с предоставлением  туристских услуг и туристского  продукта иностранным туристам на территории определенного государства (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм).

    Имеет также место понятие национальный туризм - совокупность деятельности в  сфере внутреннего и выездного  туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.

    По  способу организации различают  плановый и самодеятельный туризм.

    Плановый  туризм - любые виды туризма, разрабатываемые  и реализуемые организаторами туризма - туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных  и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.

    Самодеятельный  туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные  акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты  и соревнования, издают собственную  туристскую методическую литературу и  периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные  основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.

    Социальный  туризм - разновидность туризма, субсидируемая  из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. [16].

    Туризм  характеризуется тем, что предоставляет  на рынок туристический продукт. Туристический продукт – комплекс услуг, объединенных на базе главной  цели путешествия и предоставляемых  в определенный срок по определенному  маршруту в соответствии с заранее  установленной программой. Такой  комплекс услуг, в совокупности своей  образующих туристическую поездку (тур) или имеющих к ней непосредственное отношение, воспринимается потребителями как единый продукт и приобретается именно в совокупности (в одном «пакете») всех его компонентов.[6, c.9].

    Тур, как правило, выступает в качестве первичной продажной единицы (товарной формы) туристического продукта, выпускаемой  в сферу обращения. Структура тура в значительной степени варьируется в зависимости от цели путешествия, потребностей и особенностей туристов, их платежеспособного спроса, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг. Стоимость тура обычно ниже, чем суммарная стоимость образующих его отдельных услуг. За рубежом туристические поездки, реализуемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг с заранее установленной программой обслуживания и единой ценой для потребителя, называются пэкидж-турами (англ. package tour) или инклюзив-турами (англ. inclusive tour).

    Помимо  собственно туров на рынке предлагаются и находят спрос отдельные туристические услуги (по размещению, перевозке, обеспечению питанием, удовлетворению культурно-бытовых, деловых, информационных потребностей туристов и др.), которые могут рассматриваться в качестве туристического продукта в узком его понимании. Кроме собственно услуг потребителям также предоставляются специфические материальные предметы потребления, сувенирная и иная товарная продукция (к примеру, туристическое снаряжение, карты, описания дестинации, путеводители, словари и т.д.). [6, c.10]

Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма в РБ