Перспективы и проблемы развития туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма на зарубежный рынок.

Задачи работы:

Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.

Оглавление

Введение

1. Туризм и его роль в развитии экономики страны

1.1. Понятие туризма, отличительные особенности

1.2. Роль туризма в развитии экономики

2. Развитие белорусского туризма и факторы, сдерживающие его выход

на зарубежные рынки

2.1. Характеристика современного состояния рынка туризма в Республике Беларусь

2.2. Барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки

3. Перспективы развития белорусского туризма на зарубежных рынках

Файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 86.29 Кб (Скачать)

    Региональная  туристская политика в Республике Беларусь направлена на развитие въездного и  внутреннего туризма, повышение  значимости регионов в развитии туристской отрасли и тесно связана с  экономической концепцией развития территорий. Ее основу составляют:

  • создание структуры управления туризмом, позволяющей эффективно управлять и с максимальной выгодой для экономики регионов использовать имеющиеся на их территории ресурсы и материальную базу независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности при условии охраны окружающей среды;
  • создание конкурентоспособного туристского продукта, удовлетворяющего экономическим, социальным и эстетическим потребностям населения при сохранении природного и историко-культурного потенциала;
  • разработка механизмов по привлечению внутренних и внешних инвестиций;
  • удовлетворение спроса населения на туристские услуги и товары;
  • развитие туристской индустрии на уровне мировых стандартов;
  • создание благоприятных условий для развития социального туризма всех групп населения. Для этого предусматривается:
  • повышение эффективности использования имеющихся туристских ресурсов и материальной базы через создание 27 туристских зон и реализацию следующих мероприятий:
  1. развитие придорожного сервиса (мотелей, бистро, сети организаций по продаже сувенирных и подарочных изделий), создавая инфраструктуру туризма вдоль основных транспортных коридоров и автомагистралей, обеспечив развитие транзитного, спортивного, познавательного туризма;
  1. приведение материальной базы санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, профилакториев в соответствие с международными стандартами по сервису обслуживания в целях развития въездного и внутреннего, оздоровительного и делового туризма;
  2. использование материальной базы сельскохозяйственных кооперативов и агрогородков для создания агротуристских комплексов и "постоялых дворов", обеспечив развитие агроэкотуризма, познавательного, спортивного, оздоровительного и делового туризма;
  3. создание системы экологического и культурологического просвещения учащейся молодежи, используя основные туристские маршруты туристских зон и материальную базу центров, станций, туристских баз по детскому туризму Минобразования; обеспечив развитие социального, познавательного, спортивного, оздоровительного туризма, агроэкотуризма;
  4. развитие сети одно-, двух-, трех–звездочных отелей посредством ремонта, реконструкции имеющихся гостиниц, повышения сервиса обслуживания, оказания дополнительных услуг, обеспечив развитие транзитного, познавательного, делового туризма;
  5. развитие сети усадеб, сдача в аренду жилых домов в сельской местности, используя туристско-рекреационные ресурсы, обеспечив развитие оздоровительного, спортивного, агроэкотуризма, повышая благосостояние местного населения;
  6. развитие сети домов охотника и рыболова, обеспечив рациональное использование потенциала природных комплексов для организации охотничьего, оздоровительного, познавательного, спортивного, делового туризма, развивая систему по оказанию дополнительных услуг;
  7. приведение в соответствие с мировыми стандартами объектов общественного питания и обслуживания в них, организация гастрономических туров, туров выходного дня, развивая национальную кухню и предлагая кухни стран мира, обеспечив развитие въездного и внутреннего туризма;
  8. развитие инфраструктуры туризма вблизи объектов историко-культурного наследия (в том числе объектов религиозных конфессий, относящихся к памятникам архитектуры), обеспечив развитие социального, познавательного, религиозного, ностальгического туризма;
  9. развитие индустрии развлечений и организации досуга, используя объекты культуры и спорта, театры, кинотеатры, концертные залы, спортивные сооружения, обеспечив создание новых комплексов, аквапарков, боулингов, туристско-спортивных комплексов и т.д.;
  10. обеспечение выпуска сувенирных изделий через открытие организаций по возрождению старинных национальных технологий; развитие центров ремесел и промыслов, организацию выставок-продаж изделий народных мастеров.
  • совершенствование системы управления туризмом на региональном уровне путем реализации следующих мероприятий:
  1. создание региональных туристских центров, их представительств и филиалов в каждой туристской зоне;
  2. открытие областных и региональных туристско-информационных центров и бюро в целях создания и продвижения туристского продукта в регионах.
  • развитие международных связей на региональном уровне, обеспечение развития въездного туризма через:
  1. реализацию мероприятий добрососедства с породненными городами, странами-соседями, создавая трансграничные туристские маршруты с регионами России – Гомельская, Могилевская, Витебская области, Украины – Брестская, Гомельская области, Литвы, Латвии – Гродненская, Брестская, Витебская области, Польши – Брестская, Гродненская области;
  2. широкое использование проведения традиционных мероприятий областного, районного уровня (фестивали, ярмарки, выставки, конкурсы, международные соревнования (в том числе профмастерства) для пропаганды туристских возможностей регионов;
  3. организация отдыха в санаторно-курортных учреждениях, домах отдыха с широким спектром дополнительных услуг.

    Программа предусматривает наращивание экспорта туристских услуг в разрезе территорий в том числе, реализацию мероприятий:  

    • в Брестской области:
  1. повышение эффективности использования природных ресурсов и использование инфраструктуры Национального парка "Беловежская пуща";
  1. развитие инфраструктуры туризма вдоль международного транспортного коридора № 2 Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва, вдоль автомагистрали Е-30, в районе контрольно-пропускных пунктов "Варшавский мост", "Домачево";
  2. развитие инфраструктуры и эффективное использование водных систем Днепро-Бугского, Огинского каналов;
  3. развитие инфраструктуры туризма Еврорегиона "Буг.
 
        
  • в Витебской  области:
  1. развитие инфраструктуры и эффективное использование еврорегиона "Поозерье", Березинской водной системы, инфраструктуры туризма Национального парка "Браславские озера";
  1. разработка трансграничных маршрутов с Псковской и Смоленской областями России с городами Витебск и Полоцк в рамках существующих договоров о сотрудничестве;
  2. обеспечение туристско-экскурсионного обслуживания, продвижение туристских возможностей регионов, используя проведение Международного фестиваля "Славянский базар" в Витебске.

     

    • в Гомельской области:
  1. разработка туристских трансграничных маршрутов в рамках еврорегиона "Днепр" с Брянской (Россия) и Черниговской (Украина) областями;
  1. использование инфраструктуры туризма и ресурсов Национального парка "Припятский";
  2. развитие делового туризма, используя экспортно-импортные операции с 70 государствами дальнего зарубежья, а также материальную базу и потенциал городов Гомель, Мозырь, Жлобин, Светлогорск, Речица, Туров;
  3. обеспечение развития туристско-экскурсионного обслуживания, продвижения туристских возможностей регионов при проведении международных музыкальных, театральных фестивалей хореографического искусства, в том числе Международного фестиваля "Сожский хоровод" с участием 14 стран;
  4. развитие спортивного оздоровительного туризма в г. Мозырь, используя горнолыжный центр, в г. Жлобин – аквапарк, с привлечением любителей активного отдыха из России и Украины;
  5. развитие инфраструктуры туризма в районе погранперехода "Новая Гута".

     

    • в Гродненской области:
  1. развитие трансграничного туризма в рамках реализации программы еврорегиона "Неман" и с регионами Польши и Литвы;
  1. создание инфраструктуры, разработка туристских маршрутов в районе Августовского канала;
  2. продвижение туристских возможностей, развитие туристско-экскурсионного обслуживания участников ежегодного Международного фестиваля творчества малых народов с посещением историко-культурного потенциала городов Гродно, Новогрудок, Мир, Лида, Ошмяны, Слоним, Волковыск и др.

       

    • в Минской  области:
  1. эффективное использование республиканского горно-лыжного центра "Силичи", горнолыжного спортивно-оздоровительного комплекса "Логойск" в Логойском районе, парка отдыха "Якутские горы" в Дзержинском районе;
  1. обеспечить развитие инфраструктуры туризма, создание конкурентно-способного туристского продукта в Нарочанской санаторно-курортной и туристской зонах, используя инфраструктуру туризма и ресурсы Национального парка "Нарочанский", историко-культурный потенциал в дер. Будслав, в Мядельском, Молодеченском, Вилейском районах;
  2. продолжить создание агротуристского комплекса в Смолевичском районе на базе СПК "Первомайский и К";
  3. продолжить работу по развитию инфраструктуры туризма вблизи объектов показа в городах с богатым историко-культурным наследием: Несвиж, Заславль, г.п. Ивенец, Раков, Фаниполь, в Минском, Столбцовском, Воложинском, Держинском районах в рамках культурно-туристской зоны "Несвиж-Мир"; Березинской панорамы в Борисовской туристской зоне, а также уникальных природных комплексов Березинского, Борисовского, Крупского районов;
  4. продолжить работу по расширению возможностей развития оздоровительного и спортивного туризма через использование спелеолечебниц в г. Солигорск; развитию зон отдыха (сезонных и круглогодичных), используя потенциал и ресурсы Любанского и Слуцкого районов в Слуцкой туристской зоне;
  5. повысить эффективность туристско-экскурсионного обслуживания при проведении международных и республиканских фестивалей искусств в городах Молодечно, Несвиж, Борисов, Заславль и др., а также при проведении ярмарок.

     

    • в Могилевской области:
  1. продолжить создание этнографической деревни XIX века в Могилевском районе, развитие инфраструктуры туризма вблизи объектов показа в городах Могилев, Мстиславль, Шклов, Бобруйск, а также на территориях туристских зон;
  1. развитие придорожного сервиса, инфраструктуры туризма вдоль автомагистрали Санкт-Петербург-Одесса-Москва-Варшава; Могилев-Минск, обустройство автодорожных переходов на погранпунктах "Звенчатка", "Смольки", "Кольцо";
  2. повысить эффективность туристско-экскурсионного обслуживания и продвижение туристских возможностей регионов при проведении Международного музыкального фестиваля "Золотой шлягер", фестиваля духовной музыки "Магутны Божа".
    • в г. Минске:
  1. повысить эффективность использования имеющейся инфраструктуры туризма через проведение бизнес-семинаров, мероприятий по организации делового туризма; фестивалей искусств, международных соревнований, выставочных мероприятий, встреч в рамках содружества государств – участников СНГ; приведение инфраструктуры туризма в соответствие с мировыми стандартами;
  2. создать конкурентоспособный туристский продукт на базе культурно-туристских зон "Исторический центр города Минска – Верхний город, Троицкое предместье, Раковское предместье, Минское замчище" и "Лошицкий усадебно-парковый комплекс";
  3. развивать туристско-экскурсионное обслуживание, используя потенциал Ботанического сада, зоопарка, театров и студий, организацию гастрономических туров, туров выходного дня, развивая национальную кухню и кухню стран мира.

    Таким образом, в условиях приоритетной поддержки  развития туристской индустрии со стороны  государства выполнение Национальной программы развития туризма в  Республике Беларусь обеспечит более  эффективное использование человеческих, информационных, материальных и прочих ресурсов, ориентированное на рынок  труда и требования социально-экономического развития страны. [8].

    В связи с тем, что Республика Беларусь недостаточно известна за рубежом, можно  выделить следующие пути решения  данной проблемы:

  1. распространение информации о Беларуси на основе использования современных информационных технологий (IT). В настоящее время главным источником получения различной информации является Интернет, поэтому основные достижения могут быть именно в этой сфере. Прогресс в использовании IT достаточно высок: свои сайты имеют все министерства, крупные предприятия и организации страны. Но Беларусь должна усиливать свое существование не только в русскоязычном сегменте «всемирной паутины», но и в англоязычном. Есть вероятность того, что после подробного виртуального знакомства с нашей страной у иностранца появится желание посетить ее в реальности. Поэтому не нужно экономить на переводе информации для сайтов на английский или другие распространенные языки.
  2. Создание сети белорусских культурно-информационых центров (как вариант, Институт Беларуси) в соседних странах и государствах, с которыми поддерживаются наиболее интенсивные связи. В таких центрах может быть сконцентрирована подробная информация о Беларуси, могут проводиться регулярные мероприятия, направленные на популяризацию белорусской проблематики, а также формирование круга активных соотечественников. Опыт деятельности подобных структур восприняты многими государствами, в том числе и сравнимыми по своему потенциалу с нашей страной.
  3. Работа с соотечественниками, проживающими и обучающимися в других странах, а также с иностранными выпускниками белорусских ВУЗов. Расширение ряда ассоциаций, клубов белорусов и выпускников белорусских ВУЗов за границей, без сомнения, будет содействовать распространению белорусской культуры и экономики в других странах. Такая деятельность ведется, но информации о ней в СМИ недостаточно.
  4. Проведение масштабных мероприятий за границей. Беларусь должна более активно демонстрировать себя за границей. И хоть масштабные мероприятия требуют значительных средств, но, как правило, являются отличной информационной выгодой и способом демонстрации достижений. [13, c. 22-23].

Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма в РБ