Перспективы и проблемы развития туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма на зарубежный рынок.

Задачи работы:

Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.

Оглавление

Введение

1. Туризм и его роль в развитии экономики страны

1.1. Понятие туризма, отличительные особенности

1.2. Роль туризма в развитии экономики

2. Развитие белорусского туризма и факторы, сдерживающие его выход

на зарубежные рынки

2.1. Характеристика современного состояния рынка туризма в Республике Беларусь

2.2. Барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки

3. Перспективы развития белорусского туризма на зарубежных рынках

Файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 86.29 Кб (Скачать)
 

Продолжение таблицы 2.

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Численность граждан Республики Беларусь, выехавших  за границу, тыс человек 4747,2 6924,3 6596,3 6811,1 7511,9 6322,7
в том числе по целям поездок:
служебная 591,1 819,6 257 225,8 400,3 347,8
туризм 2091,8 3015,4 3571,5 2499,9 2314,4 721,6
частная 1930,3 2768,7 2424,9 3789,5 4537,3 5000,3
обслуживающий персонал 134 320,6 342,9 295,9 259,9 253
 

    На  основании данных таблицы можно  сказать, что за 2000-2009 гг. количество выездов граждан Республики Беларусь за пределы страны увеличилось почти в 1,6 раза, в том числе в целях туризма - в 1,1, с частными визитами - в 2,4 раза, в качестве обслуживающего персонала - в 1,9 раза.  

    Таблица 3. Динамика организованных туристических  потоков в Республике Беларусь, чел

      Год Численность организованных туристов, посетивших РБ Численность организованных туристов, выехавших за рубеж 
      2000 60224 1289034
      2003 64289 1108237
      2004 67517 514593
      2005 90811 572398
      2006 89524 525430
      2007 105410 516796
      2008 91587 380349
 

    Из  данных таблицы видно, что в 2008 г. наши сограждане воспользовались услугами турфирм в 3,4 раза меньше, чем в 2000 г. и в 1,4 раза меньше, чем в 2007 г. Население страны при выборе поездок за границу ориентировалось преимущественно на качество и цены. Из организованных туров белорусы выбирают поездки в Украину, Грецию, Турцию, Таиланд, т.е. страны с традиционным отдыхом на море и либеральными ценами на туристические услуги.

    В то же время динамика роста въездного туризма выглядит внушительнее. Республика Беларусь принимает граждан из 27 стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2008 г. количество иностранных граждан, посетивших нашу страну, осталось на уровне 2007 г. - 5,3 млн. человек. Однако по сравнению с 2000 г. поток иностранных туристов возрос в 2,6 раза. Иностранные граждане стали в 2 раза больше приезжать в Беларусь по служебным делам, более чем в 3 раза посещать с частными визитами, почти в 3 раза - в качестве обслуживающего персонала, а в целях туризма поездки сократились в 5 раз. Таким образом, происходит снижение туристических визитов с познавательными целями и увеличивается количество бизнес-туристов. [1, c.11].

    Объемы  въездного туризма, организованного  туристическими фирмами, возросли за 2000-2008 гг. в 1,5 раза. Ожидается, что в 2010 г. рост численности туристов, посетивших нашу страну, составит 140,4%, а выехавших  – 86,8% по сравнению с 2008 г.

    Таблица 4. Экспорт и импорт по статье «поездки», млн. долл.

    Показатель 2000 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
    Экспорт - всего 93,2 253,1 286,3 324,6 365,3
    в том числе по странам:
    СНГ 77,9 125,6 149,3 180,1 205,8
    вне СНГ 15,3 127,5 137 144,5 159,5
    Импорт - всего 216,2 447,6 586,4 606 672,4
    в том числе по странам:
    СНГ 98,1 194,8 268,9 267,8 311,9
    вне СНГ 118,1 252,8 317,5 338,2 360,5
 

    Анализ  показателей развития туризма свидетельствует  о том, что все же из Беларуси выезжает туристов больше, чем въезжает. Несмотря на положительную динамику показателей  платежного баланса по статьям «поездки», количество денег, привезенных в  нашу страну иностранцами, почти в 2 раза меньше, чем вывезенных.

    В то же время на данные показатели влияет несовершенство учета экспортно-импортных  операций. Главными недостатками публикуемой  статистики являются отсутствие информации об объемах туробслуживания, выраженных в туро-днях, ночевках; показателях, характеризующих внутригодовую динамику развития туризма и некоторые другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Барьеры  выхода белорусского туризма  на зарубежные рынки 

    В туристическом плане Беларусь имеет  ряд преимуществ по сравнению  с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии  – туристическому рынку с высоким  финансовым потенциалом; соседство  со странами Балтии, Россией и Польшей  – важным ресурсом для развития приграничного туризма; древняя  история и самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость, из них 4,8 тыс. -  национального значения); сохранившийся природный потенциал (обширные лесные массивы, множество водных акваторий, природные лечебные ресурсы, богатое биологическое и генетическое разнообразие).

    В то же время эффективное развитие туристической сферы невозможно без разветвленной инфраструктуры, включающей в себя гостиницы и  аналогичные средства размещения, санаторно-курортные и оздоровительные организации, различные объекты культуры, искусства и физкультурно-спортивные сооружения. Еще в начале 90-х гг. из множества исторических и природных объектов Беларуси в туристических целях использовалось менее 5%. До 2002 г. отсутствовала реклама белорусского турпродукта за рубежом. Материально-техническая база туризма на 70-80% нуждалась в реконструкции. В гостиничном хозяйстве не применялся международный стандарт, характеризующий уровень сервиса. Уменьшалось количество санаториев, пансионатов и домов отдыха. Отсутствовала нормативная, правовая база, регламентирующая взаимоотношения между туристами, туристическими фирмами и государством. [1, c.10].

    За  последние годы в республике произошли  значительные перемены в развитии туристической  инфраструктуры.

    Однако, несмотря на преимущественное положение, все же существуют факторы, сдерживающие выход белорусского туризма на зарубежные рынки.

    К числу таких факторов можно отнести:

  1. Малое количество гостиниц туристического комплекса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта и набором сервисных услуг, а также более высокого класса (4-5 звезд) для делового туризма (большинство гостиниц являются государственными (67,3% общего количества), треть – частные (31,4%), остальные – иностранные (1,3%);
  2. Медленное развитие придорожного сервиса;
  3. Несоответствие качества турпродукта его цене, которая сопоставима с предлагаемой в Турции, Черногории, и выше, чем в Польше, Литве, Украине при более низком уровне качества;
  4. Недостаточно полная информация и реклама Республики Беларусь как страны, богатой туристическими ресурсами;
  5. Невысокий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта качественного обслуживания в рыночных условиях, отсутствие специализированных научных учреждений в сфере туризма;
  6. Сложный порядок выдачи виз и их высокая стоимость для граждан иностранных государств;
  7. Несовершенство управления туристическим комплексом, в частности, законодательно не урегулирован статус туристско-рекреационных территорий;
  8. Отсутствие практики создания благоприятных условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру. [1, c. 12].

    На  сдерживание белорусского туризма  влияют многие другие факторы.

    Отсутствие  эффективной единой системы статистического  учета и анализа приводит к  тому, что реальный вклад туризма  в создание валового внутреннего  продукта страны занижается.

    В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристическом  рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита систем маркетинга национального туристического продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристический рейтинг Беларуси, отсутствует реальное сотрудничество с международными туристическими организациями.

    Сформированная  система государственного управления и регулирования в сфере туризма, нормативно-правовое и организационное  обеспечение не дают ожидаемого эффекта. Крайне медленно осуществляется переход  на принятые в международной практике стандарты качества туристических  услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не всегда соответствуют  качеству цены на предоставляемые услуги для иностранных туристов. До настоящего времени действуют разные цены в  гостиницах республики для посетителей из ближнего и дальнего зарубежья.

    По  большинству компонентов и характеристик  системы туристического обслуживания (качество услуг, соотношение «цена-качество», количество предприятий размещения и питания, производство и торговля сувенирной продукцией, инфраструктура, кадровый потенциал, нормативно-правовая база, объемы финансирования туризма  и т.д.) Республика Беларусь все еще  не достигла уровня наиболее успешных стран ЦВЕ (Словении, Хорватии, Венгрии, Чехии). [2, c. 27].

    Отсутствует системный подход к научным исследованиям  проблем развития туризма, не налажено издание научного журнала по туристической  проблематике.

    На  стадии становления находится внутренний туризм. Однако успешному его развитию мешает отсутствие четкого механизма  привлечения внутренних и внешних  инвестиций, системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на рынок услуг. Невысокая покупательная способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма. Недостаток бюджетных средств на дотации в социальный туризм приводит к недоступности участия в путешествиях основной массы населения, особенно социально незащищенных слоев. В настоящее время лишь 5% населения республики пользуются услугами туристического рынка.

    При выборе места проживания иностранные  туристы ориентируются на хорошо известные им гостиничные сети и  системы квалификации, которые позволяют  судить о комфортабельности мест размещения. В нашей стране на сегодняшний  день нет ни одной гостиничной  цепи.

    Расходы на аренду транспорта для турфирм  составляют до 50% себестоимости турпакета. Государство не в состоянии осуществлять значительные инвестиции в отрасль, а частный капитал не рискует  вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в республике, резко снижает  качество туристических услуг.

    Актуальной  стала проблема доминирования выездного  туризма, усугубляющаяся утечкой из республики валютных средств. [2, c. 28].

    Не  полностью соответствует поставленным задачам система управления туристическими зонами. Требуют корректировки как  границы туристических зон, так  и система бюджетного финансирования основных мероприятий по их развитию. 

Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма в РБ