Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 10:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма на зарубежный рынок.
Задачи работы:
Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.
Введение
1. Туризм и его роль в развитии экономики страны
1.1. Понятие туризма, отличительные особенности
1.2. Роль туризма в развитии экономики
2. Развитие белорусского туризма и факторы, сдерживающие его выход
на зарубежные рынки
2.1. Характеристика современного состояния рынка туризма в Республике Беларусь
2.2. Барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки
3. Перспективы развития белорусского туризма на зарубежных рынках
Продолжение таблицы 2.
Показатель | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Численность граждан Республики Беларусь, выехавших за границу, тыс человек | 4747,2 | 6924,3 | 6596,3 | 6811,1 | 7511,9 | 6322,7 |
в том числе по целям поездок: | ||||||
служебная | 591,1 | 819,6 | 257 | 225,8 | 400,3 | 347,8 |
туризм | 2091,8 | 3015,4 | 3571,5 | 2499,9 | 2314,4 | 721,6 |
частная | 1930,3 | 2768,7 | 2424,9 | 3789,5 | 4537,3 | 5000,3 |
обслуживающий персонал | 134 | 320,6 | 342,9 | 295,9 | 259,9 | 253 |
На
основании данных таблицы можно
сказать, что за 2000-2009 гг. количество
выездов граждан Республики Беларусь
за пределы страны увеличилось почти в
1,6 раза, в том числе в целях туризма - в
1,1, с частными визитами - в 2,4 раза, в качестве
обслуживающего персонала - в 1,9 раза.
Таблица 3. Динамика организованных туристических потоков в Республике Беларусь, чел
Год | Численность организованных туристов, посетивших РБ | Численность организованных туристов, выехавших за рубеж |
2000 | 60224 | 1289034 |
2003 | 64289 | 1108237 |
2004 | 67517 | 514593 |
2005 | 90811 | 572398 |
2006 | 89524 | 525430 |
2007 | 105410 | 516796 |
2008 | 91587 | 380349 |
Из данных таблицы видно, что в 2008 г. наши сограждане воспользовались услугами турфирм в 3,4 раза меньше, чем в 2000 г. и в 1,4 раза меньше, чем в 2007 г. Население страны при выборе поездок за границу ориентировалось преимущественно на качество и цены. Из организованных туров белорусы выбирают поездки в Украину, Грецию, Турцию, Таиланд, т.е. страны с традиционным отдыхом на море и либеральными ценами на туристические услуги.
В то же время динамика роста въездного туризма выглядит внушительнее. Республика Беларусь принимает граждан из 27 стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2008 г. количество иностранных граждан, посетивших нашу страну, осталось на уровне 2007 г. - 5,3 млн. человек. Однако по сравнению с 2000 г. поток иностранных туристов возрос в 2,6 раза. Иностранные граждане стали в 2 раза больше приезжать в Беларусь по служебным делам, более чем в 3 раза посещать с частными визитами, почти в 3 раза - в качестве обслуживающего персонала, а в целях туризма поездки сократились в 5 раз. Таким образом, происходит снижение туристических визитов с познавательными целями и увеличивается количество бизнес-туристов. [1, c.11].
Объемы въездного туризма, организованного туристическими фирмами, возросли за 2000-2008 гг. в 1,5 раза. Ожидается, что в 2010 г. рост численности туристов, посетивших нашу страну, составит 140,4%, а выехавших – 86,8% по сравнению с 2008 г.
Таблица 4. Экспорт и импорт по статье «поездки», млн. долл.
Показатель | 2000 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Экспорт - всего | 93,2 | 253,1 | 286,3 | 324,6 | 365,3 |
в том числе по странам: | |||||
СНГ | 77,9 | 125,6 | 149,3 | 180,1 | 205,8 |
вне СНГ | 15,3 | 127,5 | 137 | 144,5 | 159,5 |
Импорт - всего | 216,2 | 447,6 | 586,4 | 606 | 672,4 |
в том числе по странам: | |||||
СНГ | 98,1 | 194,8 | 268,9 | 267,8 | 311,9 |
вне СНГ | 118,1 | 252,8 | 317,5 | 338,2 | 360,5 |
Анализ показателей развития туризма свидетельствует о том, что все же из Беларуси выезжает туристов больше, чем въезжает. Несмотря на положительную динамику показателей платежного баланса по статьям «поездки», количество денег, привезенных в нашу страну иностранцами, почти в 2 раза меньше, чем вывезенных.
В
то же время на данные показатели влияет
несовершенство учета экспортно-импортных
операций. Главными недостатками публикуемой
статистики являются отсутствие информации
об объемах туробслуживания, выраженных
в туро-днях, ночевках; показателях,
характеризующих внутригодовую динамику
развития туризма и некоторые другие.
2.2. Барьеры
выхода белорусского туризма
на зарубежные рынки
В туристическом плане Беларусь имеет ряд преимуществ по сравнению с другими странами. Среди них: близость к Западной Европе, Скандинавии – туристическому рынку с высоким финансовым потенциалом; соседство со странами Балтии, Россией и Польшей – важным ресурсом для развития приграничного туризма; древняя история и самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость, из них 4,8 тыс. - национального значения); сохранившийся природный потенциал (обширные лесные массивы, множество водных акваторий, природные лечебные ресурсы, богатое биологическое и генетическое разнообразие).
В
то же время эффективное развитие
туристической сферы невозможно
без разветвленной
За последние годы в республике произошли значительные перемены в развитии туристической инфраструктуры.
Однако, несмотря на преимущественное положение, все же существуют факторы, сдерживающие выход белорусского туризма на зарубежные рынки.
К числу таких факторов можно отнести:
На сдерживание белорусского туризма влияют многие другие факторы.
Отсутствие эффективной единой системы статистического учета и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта страны занижается.
В настоящее время Республика Беларусь мало известна на мировом туристическом рынке как самостоятельное государство, имеющее древнюю историю, богатую культуру, разнообразную природу. Слабо развита систем маркетинга национального туристического продукта и его продвижение на мировом и внутреннем рынке, низок туристический рейтинг Беларуси, отсутствует реальное сотрудничество с международными туристическими организациями.
Сформированная
система государственного управления
и регулирования в сфере
По
большинству компонентов и
Отсутствует системный подход к научным исследованиям проблем развития туризма, не налажено издание научного журнала по туристической проблематике.
На
стадии становления находится
При выборе места проживания иностранные туристы ориентируются на хорошо известные им гостиничные сети и системы квалификации, которые позволяют судить о комфортабельности мест размещения. В нашей стране на сегодняшний день нет ни одной гостиничной цепи.
Расходы на аренду транспорта для турфирм составляют до 50% себестоимости турпакета. Государство не в состоянии осуществлять значительные инвестиции в отрасль, а частный капитал не рискует вкладывать средства, что отрицательно сказывается на развитости инфраструктуры туризма в республике, резко снижает качество туристических услуг.
Актуальной стала проблема доминирования выездного туризма, усугубляющаяся утечкой из республики валютных средств. [2, c. 28].
Не
полностью соответствует
Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма в РБ