Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 10:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма на зарубежный рынок.
Задачи работы:
Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.
Введение
1. Туризм и его роль в развитии экономики страны
1.1. Понятие туризма, отличительные особенности
1.2. Роль туризма в развитии экономики
2. Развитие белорусского туризма и факторы, сдерживающие его выход
на зарубежные рынки
2.1. Характеристика современного состояния рынка туризма в Республике Беларусь
2.2. Барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки
3. Перспективы развития белорусского туризма на зарубежных рынках
Создание туристического продукта требует формирования туристической индустрии, которая определяется как совокупность объектов размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время осуществления путешествия и (или) в связи с этим путешествием. [6, c. 19].
Таким
образом, туризм является мощным социально-экономическим
явлением, оказывающим положительное
влияние на развитие страны.
1.2. Роль туризма в развитии экономики
Туризм уже давно рассматривается как одно из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта.
В
настоящее время индустрия
Значение туризма, в частности международного, в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария ,Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.
К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.
По данным отчета, опубликованного Международным советом по туризму и путешествиям, в 2004 году в мире в сфере путешествий и туризма занято почти 73,7 млн. человек, что составляет 2,8 процента от общего числа работающих. Кроме того, в смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 214,7 млн. человек. В общей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней, занято 8,1% трудоспособных жителей Земли. По прогнозу, к 2014 году этот показатель вырастет до 8,6 процента, а оборот индустрии в 2014 году увеличится почти до 9,56 млрд. долларов США.
Развитие
туризма играет важную роль в решении
социальных проблем. Во многих странах
мира именно за счет туризма создаются
новые рабочие места, поддерживается
высокий уровень жизни
Туризм
оказывает положительное
На
основании вышеизложенного
Характерной
чертой туризма является то, что значительная
часть услуг производится с минимальными
затратами на месте, что играет все более
заметную роль в мировой экономике. Туристическая
отрасль входит в число экономических
форвардов, дающих внушительную величину
добавленной стоимости.
2. Развитие
белорусского туризма и
2.1. Характеристика
современного состояния рынка
туризма в Республике Беларусь
Рынок
туризма является динамичной отраслью
белорусской экономики. Среднегодовой
оборот рынка туруслуг на протяжении
последних трех лет превышает 20 млн.
долл. США и увеличивается ежегодно
на 8%. Доходность организации турбизнеса,
по официальным данным, составляет
в зависимости от состояния конъюнктуры
рынка 10—20% годовых. Расходы на организацию
туризма составляют свыше 18 млн. долл.
США. Годовая выручка на одного занятого
в сфере туризма составляет 6—8
тыс. долл. США. В сфере туризма
занято более 3,6 тыс. человек. В Беларуси
около 500 фирм имеют право заниматься
туристской деятельностью. 86% из них
находятся в частной
В
Беларуси с целью рационального
использования сферой туризма национального
культурного наследия и наиболее
ценных природных комплексов разработана
Государственная инвестиционная программа
возрождения историко-
В Беларуси широкую известность приобрел охотничий и рыболовный туризм. На территории охотхозяйств имеется возможность организации коммерческих охотничьих туров с гарантией на разнообразные виды дичи.
В
последние годы в республике произошли
значительные перемены в развитии туристической
инфраструктуры: увеличилось количество
новых комфортабельных
В 2009г. введено в строй 222 новых и реконструированных объектов туризма (в 2 раза больше, чем в 2008г.), освоено 381 млрд. руб. капвложений.
Благодаря
заявительному принципу, минимуму налоговой
отчетности, открытию льготной кредитной
линии Белагропромбанком стала
активно развиваться
В таблице 1. отображена информация о туристических ресурсах Республики Беларусь.
Таблица
1. Туристические ресурсы
Показатель | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Число гостиниц и аналогичных средств размещения | 256 | 279 | 279 | 284 | 303 | 312 |
Единовременная
вместимость в месяц гостиниц
и аналогичных средств |
26189 | 23648 | 23504 | 24095 | 24616 | 24437 |
Число санаторно-крортных и оздоровительных организаций | 318 | 339 | 321 | 303 | 311 | 315 |
в том числе: | ||||||
санатории | 61 | 57 | 39 | 67 | 68 | 67 |
детские
реабилитационно- |
7 | 11 | 10 | 14 | 14 | 14 |
дома отдыха | 7 | 5 | 3 | 6 | 5 | 6 |
базы отдыха | 95 | 90 | 96 | 98 | 98 | 85 |
пансионаты | 4 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 |
Другие
санаторно-курортные и |
144 | 174 | 172 | 115 | 124 | 141 |
Единовременная
вместимость в месяц санаторно- |
47131 | 49084 | 46128 | 42939 | … | … |
Основные туристические ресурсы (число): | ||||||
музеи | 134 | 138 | 139 | 144 | 148 | 151 |
профессиональные театры | 27 | 28 | 28 | 29 | 29 | 28 |
заповедники | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
национальные парки | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
физкультурно-спортивные сооружения | 23228 | 24218 | 22073 | 22076 | 25470 | 25686 |
Тираж книг и брошюр, млн экз. | 61,6 | 31,6 | 40,3 | 52 | 49,8 | 55,4 |
Издано книг на 1000 человек населения, экз. | 6160 | 3219 | 4121 | 5345 | 5131 | 5721 |
Библиотечный фонд публичных библиотек, млн экз. | 77,6 | 72,7 | 71,8 | 71,1 | 70,4 | 71 |
На 1000 человек населения, экз. | 7771 | 7416 | 7360 | 7316 | 7268 | 7336 |
По данным таблицы видно, что за 2000-2009 гг. количество туристических объектов размещения и отдыха выросло на 56 единиц. По состоянию на 1 января 2010 г. в Беларуси насчитывалось 312 гостиниц с единовременной вместимостью свыше 24 тыс. мест. За анализируемые период среднегодовая загрузка гостиниц увеличилась на 10% и в 2009 г. достигла 52%. В 2009 г. в гостиницах было обслужено более 1,5 млн человек.
Вторым
привлекательным ресурсом для коллективного
размещения граждан являются санаторно-курортные,
оздоровительные и другие организации.
За 2000-2009 гг. их общее количество сократилось
на 3 единицы. Однако число санаториев
увеличилось на 7 единиц, что свидетельствует
о сохранности материально-
Развитию
туризма в стране способствуют увеличение
протяженности и
Созданная
инфраструктура должна способствовать
динамичному развитию туризма. Однако
в темпы его развития внес свои
коррективы мировой финансово-
Таблица
2. Динамика въезда в Республику Беларусь
иностранных граждан и выезда
за границу граждан Республики Беларусь
по целям поездки
Показатель | 2000 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Беларусь, тыс человек | 2029,8 | 1815,5 | 4737,8 | 5275,6 | 5282,7 | 5262 |
в том числе по целям поездок: | ||||||
служебная | 234,6 | 250 | 414,3 | 524,8 | 445,8 | 425,4 |
туризм | 609,2 | 452,1 | 462,8 | 361,4 | 308,5 | 122,3 |
частная | 840,5 | 641,9 | 2146,6 | 2568,5 | 2638,3 | 3056,2 |
транзит | 266,3 | 343,5 | 1479,6 | 1593,9 | 1670,5 | 1430,4 |
обслуживающий персонал | 79,2 | 128 | 234,5 | 227 | 219,5 | 227,7 |
Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма в РБ