Перспективы и проблемы развития туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма на зарубежный рынок.

Задачи работы:

Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.

Оглавление

Введение

1. Туризм и его роль в развитии экономики страны

1.1. Понятие туризма, отличительные особенности

1.2. Роль туризма в развитии экономики

2. Развитие белорусского туризма и факторы, сдерживающие его выход

на зарубежные рынки

2.1. Характеристика современного состояния рынка туризма в Республике Беларусь

2.2. Барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки

3. Перспективы развития белорусского туризма на зарубежных рынках

Файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 86.29 Кб (Скачать)

    Создание  туристического продукта требует формирования туристической индустрии, которая определяется как совокупность объектов размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время осуществления путешествия и (или) в связи с этим путешествием. [6, c. 19].

    Таким образом, туризм является мощным социально-экономическим  явлением, оказывающим положительное  влияние на развитие страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Роль туризма  в развитии экономики

    Туризм  уже давно рассматривается как  одно из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта.

    В настоящее время индустрия туризма  является одной из наиболее динамично  развивающихся форм в международной  торговле услугами. В последние 20 лет  среднегодовые темпы роста числа  прибытий иностранных туристов в  мире составили 5,1%, валютных поступлений- 14%.Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туриндустрии- 2,1 млрд. долларов США, то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов. [15].

    Значение  туризма, в частности международного, в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

  • международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
  • расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны;
  • способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;
  • с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации;
  • международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.

    Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь  разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил  в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и  около 60% валютных поступлений. Примерно20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

    Подобное  развитие международных туристических  связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы международной торговли. Многие высокоразвитые страны Запада, такие, как Швейцария ,Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. За послевоенные годы была создана мощная исследовательская база и система профессиональной подготовки в области туризма.

    К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

    По  данным отчета, опубликованного Международным  советом по туризму и путешествиям, в 2004 году в мире в сфере путешествий  и туризма занято почти 73,7 млн. человек, что составляет 2,8 процента от общего числа работающих. Кроме того, в  смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 214,7 млн. человек. В  общей сложности, в индустрии  туризма и сферах экономики, связанных  с ней, занято 8,1% трудоспособных жителей Земли. По прогнозу, к 2014 году этот показатель вырастет до 8,6 процента, а оборот индустрии в 2014 году увеличится почти до 9,56 млрд. долларов США.

    Развитие  туризма играет важную роль в решении  социальных проблем. Во многих странах  мира именно за счет туризма создаются  новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения  платежного баланса страны. Необходимость  развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

    Туризм  оказывает положительное влияние  на сохранение и развитие историко-культурного  наследия, ведет к гармонизации отношений  между различными странами и народами, заставляет правительства, негосударственные  организации и коммерческие структуры  активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. [16]. 

    На  основании вышеизложенного материала  можно сказать, что в настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Под туризмом понимается временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. Туризм характеризуется тем, что предоставляет на рынок туристический продукт, т.е. совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предприятий туристической индустрии. Значение туризма, в мире постоянно возрастает, что связано с его возросшим влиянием  на экономику отдельной страны.

    Характерной чертой туризма является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, что играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Развитие  белорусского туризма и факторы,  сдерживающие его выход на  зарубежные рынки 

2.1. Характеристика  современного состояния рынка  туризма в Республике Беларусь 

    Рынок туризма является динамичной отраслью белорусской экономики. Среднегодовой  оборот рынка туруслуг на протяжении последних трех лет превышает 20 млн. долл. США и увеличивается ежегодно на 8%. Доходность организации турбизнеса, по официальным данным, составляет в зависимости от состояния конъюнктуры  рынка 10—20% годовых. Расходы на организацию  туризма составляют свыше 18 млн. долл. США. Годовая выручка на одного занятого в сфере туризма составляет 6—8 тыс. долл. США. В сфере туризма  занято более 3,6 тыс. человек. В Беларуси около 500 фирм имеют право заниматься туристской деятельностью. 86% из них  находятся в частной собственности.

    В Беларуси с целью рационального  использования сферой туризма национального  культурного наследия и наиболее ценных природных комплексов разработана  Государственная инвестиционная программа  возрождения историко-культурного  и природного наследия республики “Золотое кольцо Беларуси”, проектом которой  предусматривается создание многоточечной  специальной экономической зоны туристско-рекреационного типа.

    В Беларуси широкую известность приобрел охотничий и рыболовный туризм. На территории охотхозяйств имеется возможность  организации коммерческих охотничьих туров с гарантией на разнообразные  виды дичи.

    В последние годы в республике произошли  значительные перемены в развитии туристической  инфраструктуры: увеличилось количество новых комфортабельных гостиничных  комплексов, санаториев, баз отдыха и др.; реконструируется и обновляется согласно общепризнанным мировым стандартам гостиничный фонд. [1, c. 10].

    В 2009г. введено в строй 222 новых и  реконструированных объектов туризма (в 2 раза больше, чем в 2008г.), освоено 381 млрд. руб. капвложений.

    Благодаря заявительному принципу, минимуму налоговой  отчетности, открытию льготной кредитной  линии Белагропромбанком стала  активно развиваться инфраструктура агроэкотуризма. За 2006-2009 гг число усадеб увеличилось с 34 до 474.

      В таблице 1. отображена информация о туристических ресурсах Республики Беларусь.

    Таблица 1. Туристические ресурсы Республики Беларусь

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Число гостиниц и аналогичных средств  размещения 256 279 279 284 303 312
Единовременная  вместимость в месяц гостиниц и аналогичных средств размещения, мест 26189 23648 23504 24095 24616 24437
Число санаторно-крортных и оздоровительных  организаций 318 339 321 303 311 315
в том числе:  
санатории 61 57 39 67 68 67
детские реабилитационно-оздоровительные центры 7 11 10 14 14 14
дома  отдыха 7 5 3 6 5 6
базы  отдыха 95 90 96 98 98 85
пансионаты 4 2 1 3 2 2
Другие  санаторно-курортные и оздоровительные  организации 144 174 172 115 124 141
Единовременная  вместимость в месяц санаторно-курортных  и оздоровительных организаций, мест 47131 49084 46128 42939
Основные  туристические ресурсы (число):
музеи 134 138 139 144 148 151
профессиональные  театры 27 28 28 29 29 28
заповедники 2 2 2 2 2 2
национальные  парки 4 4 4 4 4 4
физкультурно-спортивные сооружения 23228 24218 22073 22076 25470 25686
Тираж книг и брошюр, млн экз. 61,6 31,6 40,3 52 49,8 55,4
Издано  книг на 1000 человек населения, экз. 6160 3219 4121 5345 5131 5721
Библиотечный  фонд публичных библиотек, млн экз. 77,6 72,7 71,8 71,1 70,4 71
На 1000 человек населения, экз. 7771 7416 7360 7316 7268 7336

     

    По  данным таблицы видно, что за 2000-2009 гг. количество туристических объектов размещения и отдыха выросло на 56 единиц. По состоянию на 1 января 2010 г. в Беларуси насчитывалось 312 гостиниц с единовременной вместимостью свыше 24 тыс. мест. За анализируемые период среднегодовая загрузка гостиниц увеличилась на 10% и в 2009 г. достигла 52%. В 2009 г. в гостиницах было обслужено более 1,5 млн человек.

    Вторым  привлекательным ресурсом для коллективного  размещения граждан являются санаторно-курортные, оздоровительные и другие организации. За 2000-2009 гг. их общее количество сократилось  на 3 единицы. Однако число санаториев увеличилось на 7 единиц, что свидетельствует  о сохранности материально-технической  базы для оздоровления населения. В 2000-2009 гг. количество отдыхающих увеличилось в 1,2 раза.

    Развитию  туризма в стране способствуют увеличение протяженности и разветвленности  сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, а также развитие придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционирует выше 984 объектов торговли, сферы услуг, гостиниц и аналогичных мест размещения. [1, c.11].

    Созданная инфраструктура должна способствовать динамичному развитию туризма. Однако в темпы его развития внес свои коррективы мировой финансово-экономический  кризис. Анализ распределения денежных расходов населения Беларуси на санаторно-курортные, туристические и экскурсионные услуги и услуги учреждений культуры показал, что в 2000-2009 гг. на покупку санаторных путевок стали тратить меньше (доля в общем объеме услуг снизилась с 3 до 0,9%, а туристических и экскурсионных услуг возросла с 1,2 до 3,7%). Последним  отдает предпочтение  наибольшая часть населения со средним и выше достатком, что подтверждает мировую тенденцию: люди все более склонны считать путешествия неотъемлемой частью своей жизни и тратить на них больше времени и денег.

    Таблица 2. Динамика въезда в Республику Беларусь иностранных граждан и выезда за границу граждан Республики Беларусь по целям поездки 

Показатель 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Численность иностранных граждан, прибывших  в Республику Беларусь, тыс человек 2029,8 1815,5 4737,8 5275,6 5282,7 5262
в том числе по целям поездок:
служебная 234,6 250 414,3 524,8 445,8 425,4
туризм 609,2 452,1 462,8 361,4 308,5 122,3
частная 840,5 641,9 2146,6 2568,5 2638,3 3056,2
транзит 266,3 343,5 1479,6 1593,9 1670,5 1430,4
обслуживающий персонал 79,2 128 234,5 227 219,5 227,7

Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма в РБ