Перспективы и проблемы развития туризма в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов, сдерживающих выход белорусского туризма на зарубежный рынок.

Задачи работы:

Изучить сущность туризма и его роль в развитии экономики;
Проанализировать состояние рынка туристических услуг в Республике Беларусь;
Рассмотреть барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки;
Изучить перспективные направления развития белорусского туризма.

Оглавление

Введение

1. Туризм и его роль в развитии экономики страны

1.1. Понятие туризма, отличительные особенности

1.2. Роль туризма в развитии экономики

2. Развитие белорусского туризма и факторы, сдерживающие его выход

на зарубежные рынки

2.1. Характеристика современного состояния рынка туризма в Республике Беларусь

2.2. Барьеры выхода белорусского туризма на зарубежные рынки

3. Перспективы развития белорусского туризма на зарубежных рынках

Файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 86.29 Кб (Скачать)

    В заключении можно сказать, что устойчивое развитие туризма – процесс длительной перспективы, требующей поступательных грамотных решений в краткосрочном периоде. Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; формирование определенных традиций гостеприимства; внедрение нововведений и широкое использование информационных технологий; развитие маркетинговой стратегии в сфере туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и саниторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и науки в туристической индустрии. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Человечеству  на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых  земель, поиска ресурсов и т.п.

    В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. Под туризмом понимается временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. Туризм характеризуется тем, что предоставляет на рынок туристический продукт, т.е. совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предприятий туристической индустрии. Значение туризма, в мире постоянно возрастает, что связано с его возросшим влиянием  на экономику отдельной страны.

    Характерной чертой туризма является то, что значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте, что играет все более заметную роль в мировой экономике. Туристическая отрасль входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости.

    Значение  туризма, в частности международного, в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

  • международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;
  • расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны;
  • способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;
  • с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации;
  • международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно.

    Рынок туризма является динамичной отраслью белорусской экономики. В последние годы в республике произошли значительные перемены в развитии туристической инфраструктуры. За 2000-2009 гг. количество туристических объектов размещения и отдыха выросло на 56 единиц. Развитию туризма в стране способствуют увеличение протяженности и разветвленности сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, а также развитие придорожного сервиса. Анализ показателей развития туризма свидетельствует о том, что все же из Беларуси выезжает туристов больше, чем въезжает.

    В туристическом плане Беларусь имеет  ряд преимуществ по сравнению  с другими странами. Однако, несмотря на преимущественное положение, все  же существуют факторы, сдерживающие выход  белорусского туризма на зарубежные рынки.

    К числу таких факторов можно отнести:

  1. Малое количество гостиниц туристического комплекса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта и набором сервисных услуг, а также более высокого класса (4-5 звезд) для делового туризма (большинство гостиниц являются государственными (67,3% общего количества), треть – частные (31,4%), остальные – иностранные (1,3%);
  2. Медленное развитие придорожного сервиса;
  3. Несоответствие качества турпродукта его цене, которая сопоставима с предлагаемой в Турции, Черногории, и выше, чем в Польше, Литве, Украине при более низком уровне качества;
  4. Недостаточно полная информация и реклама Республики Беларусь как страны, богатой туристическими ресурсами;
  5. Невысокий уровень подготовки кадров и отсутствие опыта качественного обслуживания в рыночных условиях, отсутствие специализированных научных учреждений в сфере туризма;
  6. Сложный порядок выдачи виз и их высокая стоимость для граждан иностранных государств;
  7. Несовершенство управления туристическим комплексом, в частности, законодательно не урегулирован статус туристско-рекреационных территорий;
  8. Отсутствие практики создания благоприятных условий для инвестиций в туристическую инфраструктуру.

    Преодоление данных барьеров позволит значительно  повысить имидж и рейтинг страны на мировой арене, что положительно скажется на развитии туризма и экономики  в целом.

    Развитие  в Беларуси высокоэффективного туристического комплекса значительно увеличить  его привлекательность как сферы  международного предпринимательства  и делового сотрудничества, создаст  стимулы для притока иностранного капитала в отечественную экономику, что даст возможность в будущем  реализовать ряд крупных проектов в сфере туризма, а также удовлетворять  спрос на туристические услуги, включать новые слои населения в область  туристического обслуживания.

    Перспективными  для развития можно выделить такие  специфические виды туризма, как  медицинский, образовательный, научный, событийный. Их целями являются предоставление качественных и относительно недорогих  услуг в области стоматологического обслуживания, языкового образования, научной деятельности (семинары, конференции, консультации), культуры (торжества  по поводу важных дат, проведение фестивалей и т.д.). Для этого необходимы: разработка рекреационных и экскурсионных  программ; внедрение приемлемых стандартов обслуживания; формирование определенных традиций гостеприимства; внедрение  нововведений и широкое использование  информационных технологий; развитие маркетинговой стратегии в сфере  туризма; создание современной инфраструктуры гостиничного и саниторно-курортного хозяйств; совершенствование ценовой  политики при создании белорусского турпродукта, способного конкурировать  с соседними государствами; дальнейшее развитие системы управления туристическим  комплексом и нормативной правовой базы; совершенствование учета в  сфере туризма; изменение содержания и структуры образования и  науки в туристической индустрии.

    В целом же туризм, развивающийся устойчиво, позволяет повысить доходы национальной экономики, стимулировать развитие других отраслей, укрепить здоровье населения, развить инфраструктуру курортов и  лечебно-оздоровительных местностей, сохранить культурное наследие и  природные лечебные ресурсы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1.  Верниковская, О. Белорусский туризм: тенденции  и перспективы / Оксана Верниковская // Директор. – 2009. - №10. – С. 10-13.
  2. Гайдукевич, Л. Туристическая политика Республики Беларусь в условиях рыночных преобразований / Леонид Гайдукевич // Журнал международного права и международных отношений. – 2008. - №2. – С. 26-29.
  3. Гайдукевич, Л.М. К вопросу кадрового обеспечения туристического комплекса Республики Беларусь / Л.М. Гайдукевич // Вышэйшая школа. – 2008. - №2. – С. 32-35.
  4. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Новое знание, 2008. – 657 с.
  5. Дурович, А.П. Менеджер турагентства / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 320 с. – (Серия «Профессиональное образование»).
  6. Кипцевич, Е.В. Международный опыт позиционирования страны в качестве туристского региона / Е.В. Кипцевич // Экономика и управление. 2006. - №1. – С. 124-129.
  7. Корбут, В. Персональный тур по VIP-стандартам / Виктор Корбут // Дело (Восток+Запад). – 2009. - №11. – С. 52-56.
  8. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
  9. Нечыпарэнка, В. У цынтры увагi Belarus.by / Васiль Нечыпарэнка // Беларусь. Belarus. – 2009. - №7. – С. 31.
  10. Организация туризма: учебное пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева [и др]; под общ. ред. А.П. Дуровича. – 4-е изд., стер. – Минск:Новое знание, 2008. – 640 с.
  11. Падабед, Н.А. Прыдарожны сэрвiс i развiцце турызму у Беларусi / Н.А.Падабед // Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi. Серыя гуманiтарных навук. – 2008. – №2. – С. 36-40.
  12. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма / Г.А. Папирян. – М:. Финансы и статистика, 1998. – 208 с.
  13. Шадурскi, В. Каб ведалi i паважалi: даследаванне праблемы фармiравання вобраза Беларусi у замежных краiнах / Вiктар  Шадурскi // Беларуская думка. – 2009. - №3. – С. 18-23.
  14. Янковенко, В. Ждем чужих, приглашаем своих: [беседа с директором департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь Виктором Яковенко] / Виктор Янковенко; беседовала Светлана Балышева // Экономика Беларуси. – 2009. - №1. – С. 120-123.
  15. http/: 1_1%20Место%20и%20роль%20туризма%20в%20экономике%20 --%20Право%20России%20--%20ALLPRAVO_RU.mht
  16. http/: %20Роль%20туризма%20в%20мировой%20экономике.mht
  17. http/: %20туризма%20как%20сферы%20деятельности.mht

Информация о работе Перспективы и проблемы развития туризма в РБ