Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:40, курсовая работа
Машиностроение - основа промышленности любой страны. От уровня развития этой отрасли зависит устойчивость развития других отраслей промышленности и экономики в целом: именно машиностроение оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей, машиностроение обеспечивает производство необходимыми машинами и оборудованием.
Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятий машиностроения.
Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационного развития предприятий машиностроения 5
1.1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения 5
1.2 Анализ машиностроения в отраслевой структуре экономики России 11
1.3 Инновационная деятельность в российском машиностроении 18
2. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении 23
2.1. Основные проблемы инновационного развития предприятий машиностроения 23
2.2 Тенденции и перспективы инновационно-технологического развития предприятий машиностроения 26
2.3 Перспективы развития экономической базы инновационной деятельности предприятий машиностроения 32
Заключение 42
Список литературы 47
Приложение 51
– повышение прочности и износостойкости;
– повышение точности обработки.
Все созданные технологии соответствуют одному или нескольким критериям. Большая часть эффектов новых технологий машиностроения наблюдается в металлосбережении и повышении прочности, износостойкости и долговечности деталей машин (табл.10).
Таблица 10 - Оценка эффектов новых технологий машиностроения, % от выборки из общего числа созданных технологий
Эффект |
Конструкционные материалы |
Заготовительное производство |
Станкостроение и инструментальное производство |
Специальные технологии |
Технологии формообразования |
Технология модификации поверхностей |
Снижение себестоимости Энергосбережение Металлосбережение Снижение трудоемкости Экологическая безопасность Повышение прочности, износостойкости, долговечности Повышение точности обработки |
12,5 12,5 37,5 12,5 - 12,5
12,5 |
18,2 9,1 9,1 18,2 9,1 18,2
9,1 |
15,0 5,0 25,0 20,0 10,0 35,0
20,0 |
20,0 10,0 10,0 10,0 - 20,0
- |
14,3 - - 14,3 28,6 28,6
28,6 |
10,0 - - - 20,0 50,0
- |
Металлосбережение обеспечивают 37,5% новых конструкционных материалов и 25% новых технологий станкостроения и инструментального производства. Повышение прочности, износостойкости и долговечности деталей машин обеспечивается при внедрении в производство большей части технологий. Лидерами здесь являются станкостроение и инструментальное производство (35% технологий направлены на повышение износостойкости режущего инструмента) и технология модификации поверхностей деталей машин (50% новых разработок этой группы технологий обеспечивают существенное повышение триботехнических характеристик изделий).
Большая часть разработанных в последние годы технологий машиностроения обеспечивает ресурсосбережение. Здесь наиболее высокие показатели достигнуты в снижении металлоемкости продукции. Металлосбережение осуществляется, главным образом, на основе широкого внедрения в производство новых конструкционных материалов и использования новых технологий в производстве заготовок. Значительный экономический эффект достигается при использовании новых технологий изготовления режущего инструмента за счет существенного повышения его износостойкости и соответственно увеличения сроков эксплуатации. Применение технологий напыления металлокерамическими порошками позволяет снижать потребление высокоуглеродистых сталей и некоторых других дорогостоящих металлов. Разработанные методы газотермического напыления экономически выгоднее дорогостоящих вакуумных технологий. Внедрение прогрессивных технологий позволяет наряду с выпуском инновационной продукции, отличающейся высокими эксплуатационными характеристиками, существенно снижать затраты на производство.
Более высокие темпы освоения новых технологий и прогрессивной техники могут обеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техники для наращивания объемов выпуска продукции с целью обеспечения импортозамещения.
Развитие инновационной сферы отраслей машиностроения в направлении широкого освоения прогрессивных технологий обеспечит переход на качественно новый уровень промышленного производства. Широкое внедрение технологий и оборудования нового поколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качества выпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышению степени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслей машиностроения. Для этого нужно всего лишь одно – повернуть финансовые потоки в России в сторону реального сектора экономики, вернуть хотя бы часть из них в воспроизводственный процесс экономики, в том числе в его сердцевину – обрабатывающие производства.
Для системного развития машиностроения России необходимо стимулирование его со стороны государства, а также повышение инвестиционной активности в данном секторе экономики и более эффективное использование ресурсов частными собственниками машиностроительных предприятий. Так как машиностроительные отрасли характеризуются высокой ресурсоемкостью, то комплексный институциональный подход к их развитию является наиболее оправданным в настоящее время.
Основная цель развития машиностроительного комплекса России -технологическая модернизация и удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия на внешних рынках. Ее достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- повысить конкурентоспособность машиностроительной
продукции
на основе использования новых технологий;
Указанные меры должны реализовываться в комплексе с принятыми и одобренными Правительством Российской Федерации программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми и межотраслевыми проектами.
Финансовое состояние машиностроительного комплекса сегодня можно охарактеризовать следующими показателями (табл.11).
На основе табл.11 финансовое состояние предприятий машиностроения можно представить следующим образом:
Таблица 11 - Основные финансовые показатели работы предприятий обрабатывающих производств 2007-2011 гг.
Производство |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
|
|
|
|
|
абс. |
в%к 2007 г. |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд руб. |
||||||
Обрабатывающие производства — всего |
1828,7 |
1383,8 |
970,8 |
1598,0 |
1904,1 |
104,1 |
Из них: |
||||||
производство машин и оборудования |
42,5 |
45,34 |
36,6 |
40,0 |
45,6 |
107,2 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
53,6 |
35,5 |
23,7 |
52,7 |
64,7 |
120,7 |
производство транспортных средств и оборудования |
63,9 |
-40,6 |
-87,9 |
13,5 |
86,4 |
135,2 |
Коэффициент текущей ликвидности |
||||||
Обрабатывающие производства — всего |
1,39 |
1,40 |
1,66 |
1,81 |
1,66 |
119,4 |
Из них: |
||||||
производство машин и оборудования |
1,25 |
1,27 |
1,53 |
2,90 |
1,40 |
112,0 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
1,41 |
1,32 |
1,55 |
1,67 |
1,65 |
117,0 |
производство транспортных средств и оборудования |
1,34 |
1,30 |
1,41 |
1,48 |
1,56 |
116,4 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
||||||
Обрабатывающие производства — всего |
-4,8 |
-9,4 |
-15,8 |
-12,6 |
-14,0 |
- |
Из них: |
||||||
производство машин и оборудования |
5,7 |
3,8 |
-0,6 |
-4,4 |
-8,8 |
- |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
16,0 |
10,7 |
6,0 |
8,8 |
9,6 |
60,0 |
производство транспортных средств и оборудования |
-4,5 |
-11,9 |
-18,2 |
-16,3 |
-13,3 |
- |
Рентабельность активов, % |
||||||
Обрабатывающие производства - всего |
14,8 |
11,1 |
5,6 |
7,8 |
8,2 |
55,4 |
из них: |
||||||
производство машин и оборудования |
7,1 |
5,9 |
4,2 |
2,8 |
3,8 |
53,5 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
10,5 |
6,7 |
3,5 |
6,4 |
6,8 |
64,7 |
производство транспортных средств и оборудования |
4,4 |
-1Д |
-4,2 |
0,5 |
2,9 |
65,9 |
Рентабельность продаж, % |
||||||
Обрабатывающие производства - всего |
18,3 |
17,7 |
12,5 |
14,4 |
13,2 |
72,1 |
из них: |
||||||
производство машин и оборудования |
8,7 |
8,7 |
8,8 |
7,3 |
7,0 |
80,4 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
9,9 |
9,1 |
8,3 |
10,3 |
10,0 |
101,0 |
производство транспортных средств и оборудования |
6,1 |
4,4 |
1,1 |
4,7 |
7,5 |
123,0 |
4) Рентабельность продаж в целом по обрабатывающему
производству с 2007до 2011 гг. также имела
тенденцию снижения: 2007 г. — 18,3 %; 2011 г. —
13,2 %. Хотя следует отметить, что рентабельность продаж в
производстве электрооборудования, электронного
и оптического оборудования имеет
положительную динамику (увеличение на
1,0 %): в 2007 г. - 9,9; в 2011г. —10,0 %, а также имеется
ее положительная динамика и в производстве
транспортных средств и оборудования
(увеличение на 23,0 %): в 2007 г. - 6,1; в 2011 г. -
7,5 %. В целом
уровень рентабельности всех
сегментов отрасли является низким, что
отражается на инвестиционной привлекательности
российского машиностроения.
5) Анализ коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, что доля собственных средств в активах предприятий отрасли низка, и потому существенная зависимость предприятий от финансовых обязательств сохраняется.
6) В течение 2011 г. в машиностроительной отрасли продолжался рост просроченной задолженности. Просроченная задолженность по банковским кредитам и займам в машиностроении, согласно данным Росстата, увеличилась по итогам 2011 г. на 9,6 %, до 36,5 млрд руб. (в середине года она критично возрастала до 41,1 млрд руб.). В целом по России при этом просроченная задолженность возросла на 5 %, причем доля отрасли в просроченной задолженности по России выросла с 19,8 до 21% (для сравнения доля отрасли в прибыли - только 2,7 %) [42, c.104].
7) Абсолютный объем инвестиций
в машиностроение является по-
На основе проведенного анализа предприятий машиностроительной отрасли необходимо выделить ряд причин ее тяжелого финансового состояния:
1. Физический и моральный износ основных фондов машиностроения (фактический возраст превышает 20 лет).
Информация о работе Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения