Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Машиностроение - основа промышленности любой страны. От уровня развития этой отрасли зависит устойчивость развития других отраслей промышленности и экономики в целом: именно машиностроение оказывает самое непосредственное влияние на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их основными фондами. Являясь единственным поставщиком капитальных ресурсов для предприятий других отраслей, машиностроение обеспечивает производство необходимыми машинами и оборудованием.
Целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию инновационной деятельности предприятий машиностроения.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты инновационного развития предприятий машиностроения 5
1.1 Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения 5
1.2 Анализ машиностроения в отраслевой структуре экономики России 11
1.3 Инновационная деятельность в российском машиностроении 18
2. Особенности развития инновационной деятельности в российском машиностроении 23
2.1. Основные проблемы инновационного развития предприятий машиностроения 23
2.2 Тенденции и перспективы инновационно-технологического развития предприятий машиностроения 26
2.3 Перспективы развития экономической базы инновационной деятельности предприятий машиностроения 32
Заключение 42
Список литературы 47
Приложение 51

Файлы: 1 файл

проблемы и перспективы инновационного развития предприятий машиностроения.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

– повышение прочности и износостойкости;

– повышение точности обработки.

Все созданные технологии соответствуют одному или нескольким критериям. Большая часть эффектов новых технологий машиностроения наблюдается в металлосбережении и повышении прочности, износостойкости и долговечности деталей машин (табл.10).

Таблица 10 - Оценка эффектов новых технологий машиностроения, % от выборки из общего числа созданных технологий

Эффект

Конструкционные материалы

Заготовительное производство

Станкостроение и инструментальное производство

Специальные технологии

Технологии формообразования

Технология модификации поверхностей

           

Снижение себестоимости

Энергосбережение

Металлосбережение

Снижение трудоемкости

Экологическая безопасность

Повышение прочности, износостойкости, долговечности

Повышение точности обработки

12,5

12,5

37,5

12,5

-

12,5

 

12,5

18,2

9,1

9,1

18,2

9,1

18,2

 

9,1

15,0

5,0

25,0

20,0

10,0

35,0

 

20,0

20,0

10,0

10,0

10,0

-

20,0

 

-

14,3

-

-

14,3

28,6

28,6

 

28,6

10,0

-

-

-

20,0

50,0

 

-


 

Металлосбережение обеспечивают 37,5% новых конструкционных материалов и 25% новых технологий станкостроения и инструментального производства. Повышение прочности, износостойкости и долговечности деталей машин обеспечивается при внедрении в производство большей части технологий. Лидерами здесь являются станкостроение и инструментальное производство (35% технологий направлены на повышение износостойкости режущего инструмента) и технология модификации поверхностей деталей машин (50% новых разработок этой группы технологий обеспечивают существенное повышение триботехнических характеристик изделий).

Большая часть разработанных в последние годы технологий машиностроения обеспечивает ресурсосбережение. Здесь наиболее высокие показатели достигнуты в снижении металлоемкости продукции. Металлосбережение осуществляется, главным образом, на основе широкого внедрения в производство новых конструкционных материалов и использования новых технологий в производстве заготовок. Значительный экономический эффект достигается при использовании новых технологий изготовления режущего инструмента за счет существенного повышения его износостойкости и соответственно увеличения сроков эксплуатации. Применение технологий напыления металлокерамическими порошками позволяет снижать потребление высокоуглеродистых сталей и некоторых других дорогостоящих металлов. Разработанные методы газотермического напыления экономически выгоднее дорогостоящих вакуумных технологий. Внедрение прогрессивных технологий позволяет наряду с выпуском инновационной продукции, отличающейся высокими эксплуатационными характеристиками, существенно снижать затраты на производство.

Более высокие темпы освоения новых технологий и прогрессивной техники могут обеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственной деятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинно-технической продукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техники для наращивания объемов выпуска продукции с целью обеспечения импортозамещения.

Развитие инновационной сферы отраслей машиностроения в направлении широкого освоения прогрессивных технологий обеспечит переход на качественно новый уровень промышленного производства. Широкое внедрение технологий и оборудования нового поколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качества выпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышению степени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслей машиностроения. Для этого нужно всего лишь одно – повернуть финансовые потоки в России в сторону реального сектора экономики, вернуть хотя бы часть из них в воспроизводственный процесс экономики, в том числе в его сердцевину – обрабатывающие производства.

Для системного развития машиностроения России необходимо стимулирование его со стороны государства, а также повышение инвестиционной активности в данном секторе экономики и более эффективное использование ресурсов частными собственниками машиностроительных предприятий. Так как машиностроительные отрасли характеризуются высокой ресурсоемкостью, то комплексный институциональный подход к их развитию является наиболее оправданным в настоящее время.

Основная цель развития машиностроительного комплекса России -технологическая модернизация и удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия на внешних рынках. Ее достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции 
на основе использования новых технологий;

  • улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций;
  • расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта;
  • реструктуризировать машиностроительный комплекс, в том числе отраслевые научные учреждения и организации;
  • улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.

Указанные меры должны реализовываться в комплексе с принятыми и одобренными Правительством Российской Федерации программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми и межотраслевыми проектами.

 

2.3 Перспективы развития экономической базы инновационной деятельности предприятий машиностроения

Финансовое состояние машиностроительного комплекса сегодня можно охарактеризовать следующими показателями (табл.11).

На основе табл.11 финансовое состояние предприятий машиностроения   можно представить следующим образом:

  1. Сальдированный финансовый результат в целом по обрабатывающему производству имел положительную динамику и увеличился в 2011 г. (1904,1 млрд.руб.) по сравнению с 2007 г. (1828,7 млрд руб.) на 4,1 %. Производство машин и оборудования увеличило прибыль в 2011 г. до 45,6 млрд руб., что на 12,3 % больше в сравнении с 2010 г., а в сравнении с 2007 г. - на 7,2%. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования нарастило прибыль в 2011г. до 64,7 млрд руб., что на 18,5% больше, чем в 2010г. 
    и на 20,7 % больше относительно 2007 г. Производство транспортных средств и оборудования: прибыль в 2011 г. - 86,4 млрд руб., что на 84,3 % больше, чем в 2010 г. и на 35,2 % - в 2007 г.
  2. Коэффициент текущей ликвидности в целом по обрабатывающему производству в 2011 г. по отношению к 2007 г. увеличился только на 19,4 %: 2007 г. - 1,39 %; 2011 г. - 1,66 %; что говорит о невысокой финансовой устойчивости машиностроительной отрасли в 2011 г.
  3. Рентабельность активов в целом по обрабатывающему производству имеет отрицательную динамику, в 2011 г. по отношению к 2007 г. произошло уменьшение на 44,6 %: в 2007 г. - 14,8; 2011 г.-8,2%.

Таблица 11 - Основные финансовые показатели работы предприятий обрабатывающих производств 2007-2011 гг.

Производство

2007

2008

2009

2010

2011

 

 

 

 

 

абс.

в%к 2007 г.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд руб.

           

Обрабатывающие производства — всего

1828,7

1383,8

970,8

1598,0

1904,1

104,1

Из них:

           

производство машин и оборудования

42,5

45,34

36,6

40,0

45,6

107,2

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

53,6

35,5

23,7

52,7

64,7

120,7

производство транспортных средств и оборудования

63,9

-40,6

-87,9

13,5

86,4

135,2

Коэффициент текущей ликвидности

           

Обрабатывающие производства — всего

1,39

1,40

1,66

1,81

1,66

119,4

Из них:

           

производство машин и оборудования

1,25

1,27

1,53

2,90

1,40

112,0

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

1,41

1,32

1,55

1,67

1,65

117,0

производство транспортных средств и оборудования

1,34

1,30

1,41

1,48

1,56

116,4

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

           

Обрабатывающие производства — всего

-4,8

-9,4

-15,8

-12,6

-14,0

-

Из них:

           

производство машин и оборудования

5,7

3,8

-0,6

-4,4

-8,8

-

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

16,0

10,7

6,0

8,8

9,6

60,0

производство транспортных средств и оборудования

-4,5

-11,9

-18,2

-16,3

-13,3

-

Рентабельность активов, %

           

Обрабатывающие производства - всего

14,8

11,1

5,6

7,8

8,2

55,4

из них:

           

производство машин и оборудования

7,1

5,9

4,2

2,8

3,8

53,5

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

10,5

6,7

3,5

6,4

6,8

64,7

производство транспортных средств и оборудования

4,4

-1Д

-4,2

0,5

2,9

65,9

Рентабельность продаж, %

           

Обрабатывающие производства - всего

18,3

17,7

12,5

14,4

13,2

72,1

из них:

           

производство машин и оборудования

8,7

8,7

8,8

7,3

7,0

80,4

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

9,9

9,1

8,3

10,3

10,0

101,0

производство транспортных средств и оборудования

6,1

4,4

1,1

4,7

7,5

123,0


 

4) Рентабельность продаж в целом по обрабатывающему производству с 2007до 2011 гг. также имела тенденцию снижения: 2007 г. — 18,3 %; 2011 г. — 13,2 %. Хотя следует отметить, что рентабельность продаж в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования имеет положительную динамику (увеличение на 1,0 %): в 2007 г. - 9,9; в 2011г. —10,0 %, а также имеется ее положительная динамика и в производстве транспортных средств и оборудования (увеличение на 23,0 %): в 2007 г. - 6,1; в 2011 г. - 7,5 %. В целом 
уровень рентабельности всех сегментов отрасли является низким, что отражается на инвестиционной привлекательности российского машиностроения.

5) Анализ коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами показывает, что доля собственных средств в активах предприятий отрасли низка, и потому существенная зависимость предприятий от финансовых обязательств сохраняется.

6) В течение 2011 г. в машиностроительной отрасли продолжался рост просроченной задолженности. Просроченная задолженность по банковским кредитам и займам в машиностроении, согласно данным Росстата, увеличилась по итогам 2011 г. на 9,6 %, до 36,5 млрд руб. (в середине года она критично возрастала до 41,1 млрд руб.). В целом по России при этом просроченная задолженность возросла на 5 %, причем доля отрасли в просроченной задолженности по России выросла с 19,8 до 21% (для сравнения доля отрасли в прибыли - только 2,7 %) [42, c.104].

7) Абсолютный объем инвестиций  в машиностроение является по-прежнему  низким, хотя в 2011 г. он увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010г. до 173,6 млрд руб., (на 13,1%). При этом рост объемов инвестиций в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составил 4,4 %. В производстве машин и оборудования инвестиции увеличились на13,0 %, в производстве транспортных средств и оборудования, напротив, сократились на 3,8 %.

На основе проведенного анализа предприятий машиностроительной отрасли необходимо выделить ряд причин ее тяжелого финансового состояния:

1.   Физический и моральный износ основных фондов машиностроения (фактический возраст превышает 20 лет).

  1. Неэффективная кадровая политика, препятствующая привлечению квалифицированных специалистов в сферу машиностроительного производства.
  2. Несовершенная политика налогообложения, сокращающая оборотные средства предприятий.
  3. Морально устаревшая система управления предприятием.
  4. Наличие неэффективной маркетинговой политики.
  5. Низкое качество продукции; высокая себестоимость, связанные с высокой стоимостью ресурсов и с недозагруженностью производственных мощностей ввиду ограниченной емкости внутреннего рынка.

Информация о работе Проблемы и перспективы инновационного развития машиностроения