Проблемы и перспективы развития факторинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: представленной мною работы рассмотреть организацию, учет и оформления факторинговых операций в настоящее время.

В соответствии сданной целью поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть общие положения экономической сущности факторинга;

2. Детально проанализировать условия проведения факторинговых сделок с учетом прав и обязанностей участвующих в них сторон;

3. Охарактеризовать международный опыт проведение факторинговых операции;

4. Представить конкретные примеры проведения факторинговых сделок;

5. Представить логический, основанный на выше перечисленных примерах, вывод о сущности и значении факторинговых операции в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3 1. История и этапы развития факторинга в России……………………………... 5 1.1Роль и значение факторинга в Российской Федерации……………………... 5 1.2. Сущность и виды факторинга……………………………………………….. 9 1.3 Преимущества факторинга перед кредитом………………………………… 13 2. Проблемы и перспективы развития факторинга в России…………………... 16 2.1 Правовые проблемы и проблемы открытости российских организаций при использования факторинга……………………………………………………….. 16 2.2Риски при факторинговом обслуживании…………………………………… 19 Заключение………………………………………………………………………... 22 Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Содержание факторинга.docx

— 45.74 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3   1. История и этапы развития факторинга в России……………………………... 5                                             1.1Роль и значение факторинга в Российской Федерации……………………... 5    1.2. Сущность и виды факторинга……………………………………………….. 9  1.3 Преимущества факторинга перед кредитом………………………………… 13  2. Проблемы и перспективы развития факторинга в России…………………... 16 2.1 Правовые проблемы и проблемы открытости российских организаций при использования факторинга……………………………………………………….. 16 2.2Риски при факторинговом обслуживании…………………………………… 19 Заключение………………………………………………………………………... 22 Список использованной литературы……………………………………………. 23  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В настоящее  время многие российские предприятия  сталкиваются с такими

проблемами  как:

-недостаточная капиталовооруженность предприятий

-растущие  риски кредитования

-высокая  дебиторская задолженность;

-рост  неплатежей;

-указания  иностранных клиентов о покупке  товара по открытым счетам.

      Актуальность моей темы состоит в том, что в настоящее время большинство банков используют факторинговые операции, тем самым помогая малому и среднему бизнесу для поддержания ликвидности.

      Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое распространение в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара состоит в том, что он получает за проданный товар платеж наличными, а при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и получить наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счёта-фактуры.

     Для покупателя преимущество факторского   кредитования заключается в получении возможности вернуть долг через более длительный срок (в   отдельных случаях договор пролонгируется под дополнительные обязательства). Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товара через факторские отделы.

Цель:  представленной мною работы рассмотреть организацию, учет и оформления факторинговых операций в настоящее время.

В соответствии сданной целью поставлены следующие  задачи:

1. Раскрыть  общие положения экономической  сущности факторинга;

2. Детально  проанализировать условия проведения  факторинговых сделок с учетом прав и обязанностей участвующих в них сторон;

3. Охарактеризовать  международный опыт проведение  факторинговых операции;

4. Представить  конкретные примеры проведения  факторинговых сделок;

5. Представить  логический, основанный на выше  перечисленных примерах, вывод о  сущности и значении факторинговых операции в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.История и этапы развития факторинга в России.

1.1 Роль  и значение факторинга в России.

      Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII в. Дом факторов (House of Factors). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

      Однако бурное развитие факторинговой деятельности наблюдается в Северной Америке лишь во второй половине XIX в. При этом первоначально американские факторы всего лишь принимали у производителей товар для реализации. В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день.

      Необходимость унификации регулирования  факторинговой деятельности в связи с частично международным характером её использования привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической конференции по принятию проектов конвенций о международном факторинге и международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г.

      Данная Конвенция сыграла значительную  роль в развитии факторинговой деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких норм, регулирующих факторинг. Она послужила основой для разработки национального законодательства в данной области, после её принятия ряд государств ввели факторинг в систему своего гражданского права.

      В частности, новая редакция  Гражданского кодекса Российской  Федерации содержит главу, посвященную  отношениям факторинга, которые  именуются как «финансирование  под уступку денежного требования».

      В процессе развития факторинга  в России можно выделить следующие  этапы.

1. Этап  внедрения факторинга на российский  рынок (1988-1994 гг.).

     Факторинговые операции в нашей стране начали осуществляться с конца 80-х годов. Первым их начал применять ленинградский Промстройбанк. После инструктивного письма Госбанка СССР «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненный работы и оказанные услуги» от 12 октября 1989 г. №252 факторинговые отделы стали создаваться и в других банковских учреждениях страны. Внедрение факторинга в отечественный хозяйственный оборот было связано с возрождением коммерческого кредита, при котором поставщик предоставляет покупателю отсрочку платежа за проданный товар.

      Однако, существующая в то время нормативно-правовая база абсолютно не соответствовала экономической сущности факторинга, так как предусматривала переуступку банку только просроченной дебиторской задолженности. Кроме того, банки гарантировали платежи поставщику путем кредитования его покупателей и осуществляли только разовые сделки факторинга без предоставления комплекса дополнительных услуг. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели определенный опыт и намеревались выйти на рынок международного факторинга.

2. Этап  развития факторинга и приспособления  к российским условиям (1994-1998 гг.).

      Начало этому этапу положило принятие в 1994 году Тверьуниверсалбанка в международное факторинговое объединение Factors Chain International (позже участником FCI стал Мосбизнесбанк), что свидетельствовало о мировом признании российского факторинга. К 1995 году факторинговые отделы были созданы во многих банках, в том числе «Менатеп», «Онексимбанк», «Альфа-Банк», «Российский кредит», «Московский международный банк». Распространению факторинга способствовало также принятие второй части Гражданского кодекса, которая включала главу 43 «Финансирование под уступку денежного требования». Однако, несмотря на благоприятные условия для факторинга, многие банки начали более активно заниматься спекулятивными операциями на финансовом рынке в ущерб менее прибыльной работе с реальным сектором.

   3. Послекризисный этап (1998-2000 гг.).

      В течение данного периода активную деятельность по факторинговому обслуживанию осуществлял только акционерный банк «Инвестиционно-банковская группа Никойл», который в 1999 году стал участником International Factors Group.

   4. Этап формирования современного  факторингового обслуживания (начиная с 2000 г.).

      Поставщики не могут отказаться от коммерческого кредитования, так как это может привести к сужению круга потенциальных покупателей и сокращению объема продаж. Однако, при этом сам поставщик также сталкивается с проблемой финансирования оборотных средств, которая может быть решена с помощью факторинга. Принимая это во внимание, коммерческие банки начинают постепенно активизировать факторинговое обслуживание. Так, крупнейшие банки Санкт-Петербурга - «Промстройбанк и «Петровский» начинают вновь осваивать эту услугу.

      Эволюция отечественного факторинга  неразрывно связана с развитием  бизнеса Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка факторинга в России можно отнести к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ «НИКойл» (с лета 2005 года ФК «УРАЛСИБ») было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное в бизнес-направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку дебиторской задолженности по поставкам с отсрочкой платежа и управляло дебиторской задолженностью своих клиентов. 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Сущность и виды факторинга.

      В экономической литературе приводятся  различные толкования сути факторинга. Как отметила Коробова Г.Г.  «наиболее распространенным является  его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции». В факторинговых операциях участвуют три стороны:                            –факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) – специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;

–клиент (поставщик товара, кредитор) – промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

 –предприятие (заемщик) – фирма-покупатель товара.

      При цессии дебиторской задолженности  фирма сохраняет право собственника  на дебиторскую задолженность.  Когда фирма осуществляет факторинг  своей дебиторской задолженности,  это означает, что она продает  свои счета факторинговой компании. Продажа эта может происходить или с правом, или без права обратного требования, в зависимости от типа cоглашения. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. Любой счет задолженности, которую факторинговая компания не желает покупать, представляет собой неакцептованный кредитный риск, если, конечно, фирма не захочет взять этот риск на себя и отгрузить товар. Факторинговые соглашения регулируются контрактами, заключаемыми между факторинговыми компаниями и заемщиками. Контракт обычно заключается на 1 год с возможностью автоматического обновления и прекращает свое действие только по истечении 30-60 дней. Хотя при факторинге часто предусматривается уведомление клиентов фирмы о продаже их счетов и о том, что оплата по этим счетам теперь должна пересылаться прямо в факторинговую компанию, во многих случаях уведомление не делают. Клиенты продолжают пересылать средства фирме, которая в свою очередь индоссирует их в пользу факторинговой компании. Эти индоссаменты фирма обычно скрывает, чтобы клиент не узнал о продаже ее счетов.

      В настоящее время выделяют  следующие виды факторинговых операций. 

1. Факторинг  внутренний и факторинг внешний.

      Факторинг называется внутренним, если поставщик и его клиент, то есть стороны по договору  купли-продажи, а также фактор-фирма  находятся в одной и той  же стране.

      Факторинг называется внешним  (международный), если поставщик  и его клиент являются резидентами  разных государств. При обслуживании  таких поставок в большинстве  случаев используется схема косвенного  факторинга, при котором происходит  распределение обязанностей между  двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности. Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития факторинга в России