Проблемы и перспективы развития факторинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: представленной мною работы рассмотреть организацию, учет и оформления факторинговых операций в настоящее время.

В соответствии сданной целью поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть общие положения экономической сущности факторинга;

2. Детально проанализировать условия проведения факторинговых сделок с учетом прав и обязанностей участвующих в них сторон;

3. Охарактеризовать международный опыт проведение факторинговых операции;

4. Представить конкретные примеры проведения факторинговых сделок;

5. Представить логический, основанный на выше перечисленных примерах, вывод о сущности и значении факторинговых операции в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………… 3 1. История и этапы развития факторинга в России……………………………... 5 1.1Роль и значение факторинга в Российской Федерации……………………... 5 1.2. Сущность и виды факторинга……………………………………………….. 9 1.3 Преимущества факторинга перед кредитом………………………………… 13 2. Проблемы и перспективы развития факторинга в России…………………... 16 2.1 Правовые проблемы и проблемы открытости российских организаций при использования факторинга……………………………………………………….. 16 2.2Риски при факторинговом обслуживании…………………………………… 19 Заключение………………………………………………………………………... 22 Список использованной литературы…………………………………………….

Файлы: 1 файл

Содержание факторинга.docx

— 45.74 Кб (Скачать)

2. Открытый  факторинг и закрытый факторинг.

      Факторинг называется открытым, если должник уведомлен об  участии в сделке фактор-фирмы. Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является фактор-фирма и что платежи должны осуществляться в ее пользу.

      При закрытом или конфиденциальном  факторинге никто из контрагентов  клиента не осведомлен о кредитовании  его продаж фактор-фирмой.

3. Факторинг  с правом регресса и факторинг  без права регресса.

      Данные условия связаны с рисками,  которые возникают при отказе  плательщика от выполнения своих  обязательств, то есть кредитными  рисками.

      При заключении факторингового соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им фактор-фирме. Фактор-фирма может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается в случае, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитных рисков. Однако гарантированный для поставщика своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговое требование признано недействительным, фактор-фирма в любом случае имеет право регресса к поставщику.

4. Факторинг  с финансированием и факторинг  без финансирования.

      При факторинге с финансированием  клиент уступает фактор-фирме право последующего получения платежей от покупателя. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости продукции. Таким образом, фирма-фактор предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в дальнейшем в момент поступления платежа за товар.

      Получение такой услуги отвечает  потребностям предприятия, так  как позволяет ему превратить  продажу с отсрочкой платежа  в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала и сократить неплатежи.

      За свои услуги фактор-фирма  получает: комиссионные за инкассацию  счетов (0,75-3% стоимости сделки); процент  по факторинговому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя.

      Под факторингом без финансирования  понимают инкассирование фактор-фирмой дебиторских счетов клиента. В данном случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактор-фирму, задача которой состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом и покупателем в хозяйственном договоре. 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Преимущества факторинга перед кредитом.

      Малый бизнес заинтересован в  финансировании, так как его источники  ограничены. Ему нужен усеченный  факторинг, представляющий собой  кредитование под залог дебиторской  задолженности. Средний же бизнес  заинтересован в инструменте  увеличения объема продаж, а потому  ему нужен полный коммерческий  факторинг. Факторинг позволяет  за короткий срок увеличивать  объем продаж в несколько раз  и дает возможность компании  развиваться более эффективно, чем  при кредитовании. Основная цель  факторингового обслуживания банком – обеспечить клиенту возможность заниматься основной деятельностью – продажами, не отвлекаясь на постоянное решение финансовых вопросов.

      Эффект от факторингового обслуживания максимален в случае, если полученное финансирование направляется на закупку товара, который в свою очередь так же отгружается с отсрочкой платежа, компания снова получает финансирование и т.д. Такая работа позволяет бизнесу активно расти и приносит существенные конкурентные преимущества. Работа банка с покупателями тоже, как правило, приводит к сокращению сроков оплаты поставок покупателями. За счет факторинга минимизируется проектный риск, связанный с активным ростом компании.Сумма кредита всегда ограничена размером залога, причем рыночная стоимость залога может в два раза превышать размер кредита, а размер факторингового финансирования, как правило, зависит только от сбытовых возможностей поставщика, продолжает эксперт. В отличие от кредита, факторинг не исключает одновременное использование традиционных финансовых инструментов. Финансирование при факторинге, как правило, не зависит от размеров получаемых кредитов. Кроме того, при использовании факторинга улучшаются показатели бухгалтерской отчетности предприятия. Факторинг помогает поставщику значительно укрепить свои позиции в конкурентной среде, а именно предложить своим покупателям за отгруженные товары или оказанные услуги более длительные отсрочки платежей, что при сегодняшней ситуации является весомым конкурентным преимуществом.

      Необходимо отметить, что факторинг  – это не только финансирование, но и комплекс сопутствующих  услуг: страхование рисков, связанных  с несвоевременной оплатой товаров  или услуг; инкассация дебиторской  задолженности; информационное обслуживание; консалтинг документов, а так  же обеспечение функции кредитного  менеджмента по установлению  лимитов, отслеживанию и сбору  дебиторской задолженности. Тем  самым поставщики имеют возможность  переложить огромный участок  по работе с покупателями (дебиторами) на факторов и переключиться на решения других более важных задач, направленных на развитие бизнеса.

Основные  отличия факторинга от кредита.

Кредит Факторинг
выдается  под залог не требуется  обеспечения
возвращается  банку заемщиком погашается  из средств, выплачиваемых дебитором
выдается  на фиксированный срок выплачивается на срок фактической отсрочки платежа
выплачивается в обусловленный договором день                          выплачивается в день поставки товара                                 
выдается  на заранее обусловленную сумму                               размер финансирования не ограничен и можетувеличиваться  пропорционально росту объема продаж
банк  не оказывает заемщику никаких дополнительных услуг               сопровождается  управлением дебиторской задолженностью                
 

      Если отмечать сложности факторинга, то основная сложность в том,  что у многих компаний плохо  организован документооборот, поэтому  фирмы сталкиваются с проблемой  организации процесса документооборота  при факторинговом обслуживании. Иногда поставщики сталкиваются с нежеланием некоторых дебиторов работать по факторингу. Часто поставщику трудно рассчитать свои издержки из-за наличия скрытых комиссий. Но значительные преимущества, получаемые поставщиками при использовании факторинговых услуг, перевешивают, поэтому факторинг пользуется очень высокой популярностью.

      Спрос на факторинговые услуги в сегменте, компании МСБ в силу различных причин не могут привлечь заемные средства в достаточном для роста своего бизнеса объеме, так как кредитная оценка основывается на прошлом опыте работы компаний-клиентов. Многие компании, которые не могут получить стандартные кредитные продукты, вполне могут рассчитывать на факторинговое финансирование, так как факторы оценивают не только текущее финансовое состояние клиента, но и качество дебиторской задолженности. Зачастую некрупные компании осуществляют поставки на известных на рынке дебиторов, что значительно снижает риски факторов и способствует принятию положительного решения о сотрудничестве.

      Подводя итог, можно выделить  несколько сложностей при факторинге. Многие клиенты сегмента МСБ  не являются достаточно финансово  устойчивыми для принятия на  них рисков. Компании не отражают  истинное состояние бизнеса в  официальной финансовой отчетности. У большинства компаний нет  четко отлаженной схемы документооборота, что усложняет процесс запуска  и текущий работы с клиентами  по факторингу. 
 
 

2. Проблемы и перспективы развития факторинга в России.

2.1.Правовые  проблемы и проблемы открытости российских организаций при использования факторинга.

         Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.

      На сегодняшний день, по мнению  большинства специалистов, основным  фактором, сдерживающим широкую  экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций.

      Однако при установлении индивидуальных  лимитов банки всегда сталкиваются  с проблемой нехватки информации  для анализа. Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная  открытость, достоверность финансовой  отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно  только при полной транспорентности компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.

      Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004 г., который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных статистических служб, информационно-аналитических служб. От таких источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

      Проблема непрозрачности российских  компаний обостряется на фоне  неразвитости рынка страхования  в части страхования финансовых  рисков. Поэтому банки вынуждены  создавать достаточные резервные  фонды под возможные потери, что  приводит к отвлечению денежных  средств от более прибыльных  проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых

      В настоящее время в России  наблюдается беспрецедентный рост  рынка факторинговых услуг: увеличивается число компаний, практикующих факторинг и позиционирующих его в качестве основного вида деятельности; растет перечень оказываемых в рамках факторингового обслуживания услуг; расширяется продуктовая линейка.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития факторинга в России