Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа
Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы инновационной стратегии развития организации…………4
1.1. Сущность, содержание и особенности инновационной стратегии………………………4
1.2. Основные виды инновационной стратегии………………………………………………..7
Глава 2. Стратегии развития крупных промышленных корпораций………………………..13
2.1. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия…13
2.2. Стратегии развития крупных мировых промышленных корпораций на примере…….17
американской компании Microsoft и японской – Nikon.
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………………………….29
- адаптационный, оборонительный, пассивный
- творческий, наступательный, активный. 5
В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций.
В рамках адаптационной стратегии выделяются:
- защитная стратегия – комплекс
мероприятий, позволяющих
- стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Товаропроизводители, выбирающие эту стратегию, несут меньше затрат на НИОКР и меньше рискуют. Вместе с тем вероятность получения высокой прибыли также снижается, так как издержки производства по сравнению с разработчиком более высокие, доля рынка относительно невелика, а потребители имитируемой продукции испытывают к ней вполне естественное недоверие, стремясь получить продукт с высокими качественными характеристиками, гарантированными фирменными торговыми марками авторитетных производителей. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;
- стратегия выжидания
- стратегия непосредственного
реагирования на нужды и
В условиях относительно стабильных
товарно-денежных отношений инновации,
как правило, являются исходной базой
для повышения
- активные НИОКР. Производители,
- стратегия, ориентированная на маркетинг, предусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок. Причем основной круг этих проблем отражает взаимоотношения продавца новшества с его потребителями. Успешность стратегии напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности организации. Практика показывает, что интенсивность выше, если на расширяющемся рынке организация имеет устойчивые позиции, вкладывает значительные средства в НИОКР по новой продукции, реализует в своей деятельности принципы предпринимательской активности, способствует поддержанию духа творчества в коллективе и стимулирующего организационного климата;
- стратегия слияний и
В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.
Конкретный тип инновационной стратегии в отношении новой продукции зависит от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические возможности и конкурентная позиция организации.
Технологические возможности определяются
внутренними и внешними характеристиками
инновационной деятельности. К внутренним
относятся ранее
Конкурентные возможности отражают следующие показатели: относительная доля рынка, контролируемая организацией, способность быстро реагировать на динамику рыночных структур и, как следствие этого, гибкий подход к содержанию целей инновационной стратегии организации и т.д.
Таким образом, конкретный тип инновационной
стратегии, прежде всего, зависит от
состояния процессов
Также стратегии могут
В основу отечественной классификации
положен биологический подход к
классификации конкурентного
Согласно этому подходу
- виолентное, характерное для крупных
компаний, осуществляющих массовое
производство, выходящих на массовый
рынок со своей или
- патиентное, заключающееся в
- эксплерентное, означающее
- коммутантное, состоящее в
приспособлении к условиям
Типы компаний, также имеют свои обозначения по классификации швейцарского эксперта X. Фризевинкеля, ассоциируемые по конкурентному поведению с животным миром («лисы», «мышы», «львы» и т.д.). Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой.
Так же можно выделить классификацию стратегического развития предприятия по Л.Г. Кудинову. Он разделил инновационные стратегии предприятия на две группы:
- стратегии проведения НИОКР;
- стратегии внедрения и
Стратегии проведения НИОКР связаны с осуществлением предприятием исследований и разработок. Они определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими видами продукции и процессами.
К данной группе, Л.Г. Кудинов относит:
- лицензионную стратегию;
- стратегию исследовательского лидерства;
- стратегию следования жизненному циклу;
- стратегию параллельной разработки;
- стратегию опережающей наукоемкости;
- стратегии внедрения и адаптации нововведений.
Стратегии внедрения и адаптации нововведений подразделяются на следующие основные виды:
- стратегия поддержки продуктового ряда;
- стратегия ретро-нововведений;
-стратегия сохранения технологических позиций;
- стратегия продуктовой и процессной имитации;
-стратегия стадийного преодоления;
-стратегия следования за рынком;
- стратегия вертикального заимствования;
-стратегия радикального опережения;
- стратегия выжидания лидера.
Любые стратегические решения в области инновационного менеджмента требуют детальной проработки с точки зрения финансирования инноваций и управления возникающими рисками.
Таким образом, подводя итоги первой главы, важно отметить, что прежде всего, инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента. Для создания эффективной инновационной стратегии, фирме следует разработать целый комплекс инновационной деятельности.
Информация о работе Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия