Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:01, курсовая работа
Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы инновационной стратегии развития организации…………4
1.1. Сущность, содержание и особенности инновационной стратегии………………………4
1.2. Основные виды инновационной стратегии………………………………………………..7
Глава 2. Стратегии развития крупных промышленных корпораций………………………..13
2.1. Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия…13
2.2. Стратегии развития крупных мировых промышленных корпораций на примере…….17
американской компании Microsoft и японской – Nikon.
Заключение……………………………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………………………….29
Глава 2. Стратегии развития крупных промышленных корпораций.
2.1. Формирование стратегии
Инновационная стратегия предприятия – специфическое явление, сложившееся и оформившееся в течение нескольких последних десятилетий. Сущность инновационной стратегии состоит в активном воздействии хозяйственным субъектом на рынок и перспективном изменении внутренней среды фирмы в соответствии со сложившимися социально-хозяйственными тенденциями.
В современных условиях основным способом повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности для предприятий становится внедрение инноваций. Однако инновации являются источником развития лишь при условии активного и эффективного их использования, а также создания благоприятной среды для их внедрения.
В связи с этим особое значение приобретает стратегическое управление инновационным развитием предприятий, которое ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, позволяет более гибко реагировать и осуществлять своевременные изменения, добиваться конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Поэтому, стратегию инновационного развития предприятия можно определить как совокупность действий и методов ведения инновационной деятельности, обеспечивающей конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения инноваций.
Исходным моментом формирования стратегии инновационного развития может служить анализ состояния внешней среды. Он направлен на выявление возможностей и угроз в макро- и микроэкономическом окружении. При формировании стратегического поведения и выборе направлений инновационного развития предприятию важно проанализировать текущие условия хозяйствования и оценить перспективные изменения, которые могут произойти в результате освоения технологических инноваций. Выбрав для внедрения новую или улучшающую технологию, наиболее полно отвечающую требованиям внешней эффективности развития хозяйственной деятельности, необходимо приступить к оценке внутренних сильных и слабых сторон предприятия.8
Поэтому следующим этапом на пути формирования стратегий инновационного развития должна стать оценка инновационной активности предприятия. Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствованных продуктов в хозяйственный оборот.
Стимулами инновационной активности служат как внешние факторы, так и внутренние проблемы предприятия (износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей). Внешним стимулом инноваций в основном является борьба на рынке конечной продукции за потребителя. На внутреннем рынке острую конкуренцию испытывают хозяйствующие субъекты, производящие импортозамещающие товары. Экспортная ориентация также служит мощным фактором инноваций, поскольку предприятие вынуждено продвигать свои товары на мировой рынок с высокой конкуренцией.
Оценка инновационной активности направлена на то, чтобы при проведении анализа внутренней среды и формировании стратегических целей развития предприятия рассматривали научно-исследовательский опыт и экономические возможности по внедрению новых технологий.
Если у предприятий есть определенный положительный опыт реализации инновационных проектов, особенно в сфере создания принципиально новых продуктов, то такие хозяйствующие субъекты, как правило, выбирают стратегии исследовательского лидерства, радикального опережения, опережающей наукоёмкости, т.е. наступательные стратегии. Цель наступательной стратегии заключается в занятии лидирующего положения на рынке.
Она связана с ролью первопроходца и основана на собственных творческих возможностях. Необходимым и важным условием реализации этой стратегии становится внедрение инновации раньше конкурентов. Стратегия «первопроходца» означает, что предприятие предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что наступательная стратегия связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Главное условие наступательной стратегии – технологический рывок и быстрая реакция на рыночные изменения за счет гибкой организационной структуры и имеющихся уникальных ресурсов.
Однако если у предприятий превалирует опыт внедрения улучшающих технологий, которые только лишь усовершенствуют и предлагают потребителям модифицированные варианты широко известных товаров, то в данном случае к наиболее вероятным стратегиям инновационного развития можно отнести выжидание лидера, следование за рынком, сохранение технологических позиций, продуктовую имитацию, параллельную разработку, лицензионную стратегию (т.е. стратегии «последователя»). Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких предприятий тоже ниже.
Оценку инновационной
Завершающим этапом в процессе разработки
стратегий инновационного развития
является оценка инновационного потенциала
предприятия, которая проводится с
целью определения
Инновационный потенциал предприятия представляет собой способность достигать при имеющихся в наличии ресурсах поставленных инновационных целей. Структурными компонентами инновационного потенциала предприятия являются:
– организационно-управленческий потенциал;
– научно-технический потенциал;
– производственно-
– финансово-экономический
– кадровый потенциал.
Инновационный потенциал любого промышленного предприятия зависит от специфики и масштабов его деятельности, а степень использования потенциала определяет инновационные возможности и восприимчивость предприятия к нововведениям.
Как показывает практика, из общего количества разрабатываемых инновационных проектов на промышленных предприятиях не все достигают конечной цели ввиду ряда причин, среди которых, например, недостаточный уровень производственного потенциала или ошибка на начальном этапе разработки проекта.
Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, т.е. отвечает для себя на вопрос, «под силу» ли предприятию внедрение новых или улучшающих технологий. От состояния инновационного потенциала зависит окончательный выбор той или иной стратегии инновационного развития.
Предприятию необходимо организовать поиск новых идей, проведение исследований, быструю разработку технологии или адаптацию существующих. Все эти изменения не возможно провести без обучения персонала, т.е. необходима организация работы по управлению персоналом.
Таким образом, правильно выбранная
стратегия является важнейшим результатом
и в то же время эффективным
механизмом стратегического управления,
поскольку она мобилизует использование
научно-технического, производственно-
2.2. Стратегии развития крупных мировых промышленных корпораций на примере
американской компании Microsoft и японской – Nikon.
Результативность научно-
Стабильность предприятия в рыночной среде вызывает необходимость разработки инновационной стратегии и ее реализации. Это позволяет предприятию успешно конкурировать на рынке с улучшенной или вновь созданной продукцией. Успешное функционирование предприятия определенное время на рынке позволяет ему заниматься поиском или разработкой новых продуктов или технологий, создавая определенную базу для адаптации инновации к данным производственным условиям, организации его производства и дальнейшего продвижения на рынок.
В данной работе, нам хотелось бы рассказать историю развития инновационной стратегии таких крупнейших мировых корпораций как американская Microsoft, и японская – Nikon.
Microsoft – «окна» в будущее.
Основанная в 1975 году Биллом Гейтсом и Полом Алленом, корпорация Microsoft является мировым лидером в производстве программного обеспечения, предоставлении услуг и разработке интернет-технологий для персональных компьютеров и серверов.
Название компании — сокращение от англ. MICROcomputer SOFTware (программное обеспечение для микрокомпьютеров).
В 1975 году, в год образования компании имя ее было "Micro-soft". Именно так, с дефисом, который впоследствии убрали, создав логотип с излюбленной в то время до нельзя типографикой в стиле диско.
Через 7 лет диско вышло из моды в том числе и в дизайне, и Microsoft представил новый логотип с центральной буквой О в виде стилизованного глаза. Сотрудники компании прозвали его Blibbet и возлюбили его настолько, что когда логотип поменяли в 1987 году, один из сотрудников организовал кампанию "Спасите Блиббета". Глазик не вернули, но пошли на небольшие уступки - в кафетерии для сотрудников стали делать "Блиббет-бургеры".10
Логотип версии 1987 года являл собой фактически то же самое, что видим мы и сейчас. Дизайнер Скотт Бейкер придумал то, что остроумные люди тут же прозвали Пэкменом, поскольку все та же серединная О очень похожа на одноименного персонажа из старой, но многими любимой компьютерной игры.
Как говорилось выше, компания начинает свою историю с 1975 года, когда друзья-студенты Гарварда Билл Гейтс и Пол Аллен, прочитав опубликованную 1 января 1975 года в журнале «Popular Electronics» статью о новом персональном компьютере Altair 8800, разработали для него интерпретатор языка Basic. Через месяц, 1 февраля, было подписано лицензионное соглашение с компанией Micro Instrumentation and Telemetry Systems (MITS), производителем этого ПК, об использовании Basic в составе ПО для Altair. В этом же году Билл Гейтс в письме к Аллену предложил название для их компании — Micro-soft. Свой первый год новая компания, в которой работало три человека, закончила с оборотом $16 005 (ср. с 2000 годом, в котором доходы корпорации составили 25,3 млрд долларов, а прибыль — более 7,3 млрд).
В начале 1980-х годов пути двух основателей компании разошлись: по воспоминаниям Аллена, в то время как он не хотел посвящать всю свою жизнь Microsoft, Гейтс был полностью сконцентрирован на работе и развитии компании. По настоянию Гейтса, партнёры неоднократно пересматривали свои доли в бизнесе, причём Аллен уступал в пользу Гейтса. Аллен писал в своей книге:
«Мой партнер хотел заграбастать как можно больше и уже ничего не выпускал из рук. С этим я примириться не мог… Тогда я подумал, что в какой-то момент должен буду уйти».
20-го ноября 1985 года появилась первая версия Windows. Сначала она появилась в США и носила полное название Windows 1.0, чуть позже она получила многоязычную поддержку и получила новый индекс Windows 1.02.
Вторая версия Windows появилась 9 декабря 1987 года. В графическом плане мало что изменилось, но появилась поддержка процессоров Intel 80286 с революционной 16-битной архитектурой.
С программой Write Windows 2.0 получила возможность обработки текста, в более поздних версиях Write трансформировался в WordPad.
Windows 3.0 озарила компьютерный мир 22 мая 1990 года и уже могла поддерживать 256-цветное изображение. Для этого требовался суперсовременный монстр с 386-м процессором и VGA-картой.
Программы в то время запускались через Менеджера программ (Programm Manager) - прародителя Проводника.
В период с 1993 по 1996 год Microsoft совместно с известным производителем компьютеров IBM разрабатывает операционную систему Windows NT. New Technology обладала новой на тот момент файловой системой NTFS и была предназначена для работы в сетях.
С Windows 95 Microsoft достигла новых вершин. Многомиллионая рекламная кампания, в которой Rolling Stones 24-го августа 1995 года исполнили рекламную песню, известила всему миру о старте абсолютно новой переработаной системы.
К тому, чему все привыкли в версии 3.1 пришлось отвыкать, все стало довольно непривычным. Microsoft полностью перекроила пользовательский интерфейс. Центральным местом стала кнопка Пуск. Множество радикальных изменений - стартовое меню, ярлыки на рабочий стол, автоматическое распознавание hardware живут и по сей день.
30 июня 1998 Microsoft выпускает Windows 98. Эта
версия стала первой
Новым в Windows 98 было: полная поддержка USB, улучшенные функции для Интернета и способность читать DVD.
С Windows 2000 представила Microsoft в октябре
1998 года наследницу Windows NT. Предок XP уже
брезжит техническим прорывом - в
системе имеется поддержка
Информация о работе Формирование стратегии инновационного развития промышленного предприятия