Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие хорошо известно в России и за рубежом как крупнейшая российская компания, занимающаяся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов.
ОАО «ЛОМО» выпускает широкую гамму продукции: медицинскую технику - микроскопы и эндоскопы, наблюдательные приборы - зрительные трубы, телескопы и приборы ночного видения. Деятельность ЛОМО охватывает и такие направления, как производство спектральных приборов, безопасных для глаз лазеров, специальной техники для армии, авиации, флота и космоса.

Оглавление

1. Миссия и стратегические цели ОАО «ЛОМО»
2. Анализ внешней макросреды
3. Анализ внешней микросреды
3.1. Пять сил Портера
3.2. Ситуационный анализ
3.3. Матрица БГК (Бостонские клетки)
3.4. Опытная кривая
3.5. Анализ отрасли
4. Анализ внутренней среды
4.1. SWOT-анализ
4.2. Резюме анализа внешних стратегических факторов (EFAS форма)
Факторы
4.3. Позиционирование в отрасли
4.4. Портфельный анализ
5. Определение рейтинга конкурентоспособности
6. Ключевые компетенции организации
7. Рекомендуемая стратегия развития организации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стратегические инновации.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

 

Суммарная взвешенная оценка показывает готовность предприятия к угрозам внешней среды по 5-и бальной системе –2,88.

Прогнозирование конкурентных преимуществ на предприятии ОАО «ЛОМО» осуществляется на основе:

      системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон фирмы;

      системного анализа преимуществ, предоставляемых фирмой, услуг и товаров на стадии их жизненного цикла;

      системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон конкурентов и предоставляемых ими услуг.

Эта классификация конкурентных преимуществ необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности фирмы.

4.3. Позиционирование в отрасли

 

Потребители сравнивают продукцию ЛОМО и продукцию конкурентов и основными критериями при этом выступают цена и качество товара. Цена – важнейшая характеристика продукции, которая воспринимается ее потребителем. Следующим критерием, влияющим на спрос потребителей, является качество продукции. Качество – это совокупность всех характеристик продукции за исключением цены.

 

Матрица потребителя

 

 

Рисунок 4 Оборонная продукция

 

 

 

Рисунок 5 Продукция гражданского назначения

 

 

 

 

 

Матрица производителя

 

Матрица производителя состоит из двух слоев:

      открытая область, где понятно, каким образом при данном уровне удельных издержек используются ключевые компетенции;

      зашифрованная область, где конкурентам неизвестно, как при данном уровне удельных издержек используются ключевые компетенции

 

Рисунок 6 Оборонная продукция

 

 

 

Рисунок 7 Товары гражданского назначения

 

 

 

В производстве оборонной продукции предприятие является «диверсифицированным анализатором» В этом направлении предприятие использует обширный набор ключевых компетенций, имеет умеренные издержки и конкурентоспособен на данном сегменте рынка.

На рынке гражданской продукции предприятие является «защитником качества». Качество товаров высокое, но достигается за счет высоких издержек, что заставляет предприятие поддерживать цены на высоком уровне.

4.4. Портфельный анализ

 

Портфель предприятия, или корпоративный портфель, – это совокупность относительно самостоятельных хозяйственных подразделений (стратегических единиц бизнеса), принадлежащих одному владельцу. Портфельный анализ – это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокращения/ прекращения инвестиций в неэффективные проекты.

 

Доля основных видов продукции в общем объеме выпуска гражданской продукции

Таблица 8

Наименование группы изделий

Рыночная доля, %

Темпы роста, %

Микроскопия

34,7

13.4

Астроприборы и наблюдательные приборы

5,4

16,5

Эндоскопия

18,3

20,1

Контрольно-измерительные приборы

9,8

10,5

Спектральные приборы

4,6

16,9

Фотоаппараты

9,1

19,3

Прочая гражданская продукция

18,1

4,3

 

второе место занимает эндоскопическая продукция – 18,3%, около 10%  в общем объеме реализации занимают контрольно-измерительные приборы.

50% в общем объеме продаж ОАО «ЛОМО» составляет оборонная продукция.

 

 

Темпы роста

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

              низкая                                                        20%              высокая

Рисунок 8 Относительная рыночная доля

 

 

 

Анализ матрицы показывает, что большое внимание предприятие уделяет оборонной продукции. Эта товарная группа является так называемой «Дойной коровой». Эти товары, способные принести больше прибыли, чем необходимо для поддержания их роста. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Приоритетная стратегическая цель – "сбор урожая".

«Звездами» являются различные виды микроскопов: серии МИКМЕД-1, МИКМЕД-2, БИОЛАМ, ПОЛАМ и др. Это рыночные лидеры в составе гражданской продукции. Они приносят значительную прибыль благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного рынка.

Товары «знаки вопроса» в совокупности  составляют большую группу, они могут оказаться очень перспективными, поскольку рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста. Применительно к этой группе продуктов необходимо решить: увеличить долю рынка данных товаров или прекратить их финансирование.

Прочая гражданская продукция составляет 18,1 % от всей гражданской продукции входит в зону так называемых товаров «Собак». Это товары, которые находятся в невыгодном положении по издержкам и не имеют возможностей роста. Сохранение таких товаров связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Приоритетная стратегия – прекращение инвестиций и скромное существование.

Таким образом, наиболее перспективным направлением является изготовление товаров микроскопии и развитие направления на изготовление товаров для оборонного комплекса.

1

 



5.      Определение рейтинга конкурентоспособности

 

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлен в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования  Предприятие в условии чистой конкуренции не может оказывать влияние на рыночную цену, так как, изменяя объемы выпуска продукции, оно не может повлиять на общую массу предлагаемой продукции ввиду того, что его доля в общем выпуске продукции отраслей мало значительна. Поэтому для отдельно взятого предприятия цена есть величина заданная.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

 

Индикаторы конкурентной позиции предприятия

Таблица 9

Признаки конкурентной силы

Признаки конкурентной

слабости

      компетентность

      значительная доля рынка

      рыночная известность, превышающая среднюю по отрасли

      присутствие в благоприятной стратегической группе

      концентрация в быстрорастущих рыночных сегментах

      технологические и инновационные возможности выше средних

по отрасли

      руководство, обладающее

    творческим подходом и

    предпринимательским духом

      готовность использовать

    благоприятные возможности

      отставание от конкурентов

      недостаточность финансовых ресурсов

      отставание в совершенствовании продукции

      производство с высокими затратами

      слабая позиция перед  надвигающимися угрозами

 

В приведенной ниже таблице используя ключевые факторы успеха, проведем оценку конкурентоспособности компании и нескольких основных компаний конкурентов и выстроить рейтинг их конкурентоспособности в отрасли.

Каждому фактору успеха присваивается весовой коэффициент его значимости. Сумма всех факторов равна 1,0. В первые колонки для каждой из компаний-конкурентов, по каждому из факторов успеха проставляются экспертные оценки по 10-бальной шкале показателей (1 – очень слабая позиция, 10 – очень сильная позиция). Во вторых колонках для каждой из компаний-конкурентов, по каждому фактору успеха подсчитываются взвешенные рейтинги путем умножения экспертной оценки на его весовой коэффициент. В нижней строке таблицы приводится сумма взвешенных рейтингов для каждой из компаний (суммируются показатели только вторых колонок каждой из компаний). Чем больше взвешенный рейтинг, тем прочнее положение компании в целом и по отдельным факторам успеха.

 

Таблица 10

Ключевые факторы успеха

Весовой показатель

ОАО «ЛОМО»

ОАО «ЛОЗС»

«Zeiss»

ОАО «КОМЗ»

Качество и характеристики продукции

0,1

6

0,6

8

0,8

7

0,7

6

0,6

Репутация или имидж

0,1

6

0,6

8

0,8

7

0,7

5

0,6

Производственные возможности

0,15

10

1,5

10

1,5

10

1,5

9

1,35

Технологический уровень

0,15

7

1,05

8

1,2

8

1,2

6

0,9

Дилерская сеть

0,05

4

0,2

6

0,3

7

0,35

4

0,2

Маркетинг и реклама

0,1

4

0,4

6

0,6

6

0,6

4

0,4

Финансовая устойчивость

0,1

6

0,6

9

0,9

7

0,7

6

0,6

Относительное положение по издержкам

0,1

6

0,6

7

0,7

7

0,7

5

0,5

Обслуживание потребителей

0,1

7

0,7

8

0,8

8

0,7

6

0,6

Другие факторы успеха

0,05

8

0,4

9

0,45

8

0,4

7

0,35

Сумма весов

1,00

 

 

 

 

Взвешенный рейтинг конкурентоспособности

 

5,57

6,61

5,66

5,02

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия