Анализ внешней и внутренней среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие хорошо известно в России и за рубежом как крупнейшая российская компания, занимающаяся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов.
ОАО «ЛОМО» выпускает широкую гамму продукции: медицинскую технику - микроскопы и эндоскопы, наблюдательные приборы - зрительные трубы, телескопы и приборы ночного видения. Деятельность ЛОМО охватывает и такие направления, как производство спектральных приборов, безопасных для глаз лазеров, специальной техники для армии, авиации, флота и космоса.

Оглавление

1. Миссия и стратегические цели ОАО «ЛОМО»
2. Анализ внешней макросреды
3. Анализ внешней микросреды
3.1. Пять сил Портера
3.2. Ситуационный анализ
3.3. Матрица БГК (Бостонские клетки)
3.4. Опытная кривая
3.5. Анализ отрасли
4. Анализ внутренней среды
4.1. SWOT-анализ
4.2. Резюме анализа внешних стратегических факторов (EFAS форма)
Факторы
4.3. Позиционирование в отрасли
4.4. Портфельный анализ
5. Определение рейтинга конкурентоспособности
6. Ключевые компетенции организации
7. Рекомендуемая стратегия развития организации
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Стратегические инновации.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

 

 

По горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка (отношение доли рынка товара к доли рынка – лидера). По вертикальной оси откладываются показатели темпов роста рынка, характеризующие его привлекательность.

 

 

 

Темпы роста

 

 

 

 

10%

 

 

 

 

              низкая                                                        высокая

рисунок 2 Относительная рыночная доля

 

Предприятие ОАО «ЛОМО» находиться в зоне «Знаки вопроса» это означает, что компания, имеет низкую долю на быстро растущем рынке. Они имеют слабую позицию и испытывают высокую потребность в финансовых ресурсах.

 

3.4. Опытная кривая

 

Опытная кривая – характеризует положение организации (по отношению к основным конкурентам) с точки зрения масштаба производства и реального его уровня издержек

 

Анализ удельных издержек и объемов производства предприятий оптической промышленности

Таблица 6

Млн. руб.

Название фирмы

ОАО «ЛОМО»

ОАО «ЛЗОС»

ФГУП ПО «Уральский оптико-механичкский завод»

«Zeiss»

 

ОАО «КОМЗ»

Удельные издержки

0,3

0,24

0,27

0,28

0,31

Объем производства

2,0

2,4

2,2

2,1

1,9

 

Рисунок 3 Опытная кривая

 

3.5.      Анализ отрасли

 

Большинство предприятий российской оптической промышленности создавалось для выполнения оборонных заказов, что предопределило ассортимент выпускаемой продукции: бинокли, прицелы, системы наведения, приборы ночного видения. Учитывая, что на разработку этих приборов выделялись немалые государственные средства, можно говорить о высоком качестве продукции, которое сохраняется и сегодня. Значительно сокращение государственного финансирования оборонной промышленности привело к тому, что большинство предприятий остались практически без заказов, а, следовательно, и без денег. В этих условиях выживание предприятий напрямую зависело от менеджмента, то есть от того, сумеет ли руководство в новых экономических условиях наладить выпуск продукции, пользующейся спросом на рынке. На многих предприятиях выход был найден в развитии производства аналогичной гражданской  продукции: вместо полевых биноклей начали выпускать туристические и театральные, вместо военных прицелов - спортивные и охотничьи, вместо систем ночного видения военного и оборонного назначения - охранные системы видеонаблюдения и т.п. Эти приборы пользуются высоким спросом на мировом рынке в связи с высоким качеством, так как они производятся по технологиям, разработанным еще для оборонной промышленности а потому считающимися высоконадежными и относительно низкими ценами по сравнению с зарубежными аналогами.

Со значительными трудностями столкнулись предприятия отрасли, производившие гражданскую продукцию: фотоаппараты, объективы, приборы для медицинской промышленности. Технологии выпуска большинства этих приборов не обновлялись с 70-х годов, на разработку новых технологий не было средств в связи со значительным сокращением финансирования науки, и морально устаревшие модели не могли конкурировать с недорогими приборами, заполнившими российский рынок в 90-х. Результат - значительное падение производства, убыточность, отсутствие средств на модернизацию и закупку новых технологий. Эти задачи ряду предприятий удалось решить лишь к концу 90-х годов с помощью кредитов, приобретения технологических линий, внедрению собственных разработок.

В настоящий момент разрабатываются мероприятия по «поднятию» отрасли. Разрабатывается проект по объединению предприятий оптической промышленности в холдинг НПО «Оптические системы и технологии».

Источники финансирования данных мероприятий предусмотрены в ряде уже утвержденных и разрабатываемых федеральных целевых программ, в связи с чем требовалось обеспечить их системную координацию. Обобщающим документом должна была стать межведомственная комплексная целевая программа развития оптико-электронного приборостроения на период до 2015 года. Однако, анализ подготовленных после соответствующих решений документов, и в первую очередь утвержденной Минобороны и Минпромэнерго межведомственной комплексной целевой программы исследований, разработок и производства оптико-электронной и лазерной техники новых поколений, свидетельствует об отсутствии в них системного подхода к развитию оптической промышленности.

По мнению специалистов, выход из кризисной ситуации в оптическом производственном комплексе возможен за счет реструктуризации предприятий и организаций оптического приборостроения, а также концентрации научно-технического потенциала, средств федерального бюджета, предприятий, регионов, инвесторов, заемных средств. Потенциал отрасли связан как с расширением импорта, так и с завоеванием внутреннего рынка, и он довольно велик. В настоящее время наблюдается увеличение спроса на высококачественные изделия оптико-механической промышленности. На внутреннем рынке - это увеличение спроса в первую очередь на контрольно-измерительную и аналитическую аппаратуру, что связано с введением систем обязательной сертификации и аттестации продукции для всех товаропроизводителей

Основные факторы успеха – подходы к стратегическим действиям, в которых фирма компетентна, которыми компания должна обладать, и результаты предпринимательской деятельности, к которым компания должна стремиться, чтобы добиться конкурентного и финансового успеха. Основные факторы успеха – это деловые стороны бизнеса, которым все компании должны уделять внимание, поскольку конкретные результаты определяют в основном рыночный успех, а компетентность и конкурентные возможности – непосредственная основа прибыльности компании.

1

 



4. Анализ внутренней среды

4.1. SWOT-анализ

Таблица 5

Потенциальные сильные внутренние стороны

Потенциальные слабые внутренние стороны

Положительная кредитная история

Высокие накладные расходы

Возможность привлекать дополнительные источники финансирования

Недостаток собственных оборотных средств

Высокая квалификация специалистов

Слабая политика в области информационной и экономической безопасности

Статус крупного налогоплательщика

Низкая рентабельность продаж и производства

Предприятие представлено в сети «Интернет» (есть сайт и позиционирование в сети)

Недостаточная мотивация сотрудников

Наличие долгосрочных хозяйственных связей с поставщиками

 

Компетентность в ключевых областях

 

Большой технологический опыт

 

Создание новых технологий

 

Потенциальные внешние возможности

Потенциальные внешние угрозы

Возможность расширить ассортимент продукции

Потери и утечка данных, относящихся к коммерческой тайне

Способность обслужить дополнительные группы потребителей

Увеличение темпов роста инфляции

Возможность привлечения финансирования

Изменения в налоговом законодательстве

Большой потенциал вторичного рынка (в том числе у инозаказчика)

Потеря автономности вследствие роста ссудной задолженности

Наличие ГОЗ (существует тенденция к увеличению доли)

Дорогостоящее ужесточение технических требований

Интерес инозаказчика к продукции российского ВПК

Обострение международной обстановки.

Большой потенциал предприятия

Изменение потребностей покупателей.

Возможность вступления НПО «Оптические системы и технологии»

 

Связь между основными преимуществами и недостатками компании ОАО «ЛОМО»

Таблица 6

 

Возможности

1. Возможность привлечения финансирования

2. Возможность расширять ассортимент продукции

3. Большой потенциал предприятия

Угрозы

1. Потеря автономности

2. Изменение потребностей покупателей

3. Изменения в налоговом законодательстве.

4. Дорогостоящее ужесточение технических требований

Сильные стороны

1. Положительная кредитная история

2. Высокая квалификация специалистов

3. Статус крупного налогоплательщика

4. Наличие долгосрочных хозяйственных связей с поставщиками

5. Создание новых технологий

 

Поле «СИВ» (сильные стороны и возможности):

1.             Положительная кредитная история дает возможность быстро и бесперепятственно получать заемные средства для развития предприятия.

2.             Высокая квалификация специалистов дает возможность расширять ассортимент продукции, повышать его качество и снижать себестоимость.

3.             Наличие долгосрочных связей с поставщиками и потенциал предприятия помогут противостоять конкурентной борьбе.

Поле «СИУ» (сильные стороны и угрозы):

1.       Возможная потеря автономности в следствии увеличения ссудной задолженности.

2.       При возможном изменении потребностей и вкусов потребителей компетентные сотрудники предприятия помогут выйти из затруднительного положения.

3.       Изменения в законодательстве могут пропорционально влиять на налоговое бремя организации.

4.       . Появление новых технологий и оборудования отчасти поможет решению сложных производственных проблем. К тому же это даст толчок к дальнейшему творчеству в области исследований и разработок

Слабые стороны

1. Недостаток оборотных средств

2. Недостаточная мотивация труда работников

Поле «СЛВ» (слабые стороны и возможности):

1.             Дополнительное финансирование в качестве займов позволяет восполнить недостаток оборотных средств.

2.             Возможность увеличения прибыли, за счет расширения ассортимента, выхода на зарубежные рынки, увеличения ГОЗ позволит увеличить заработную плату работников.

3.             Потенциал предприятия может способствовать расширению рынка и снижению себестоимости продукции, у руководства появится больше средств для стимулирования сбытовой активности своих сотрудников.

Поле «СЛУ» (слабые стороны и угрозы):

1. Недостаток оборотных средств вынуждает предприятия увеличивать ссудную задолженность, при невозможности получения заемных средств компетенция работников может позволить решить проблемы другими средствами.

2. Если сотрудники будут действительно хорошо замотивированы, то в относительно короткие сроки разрешатся все производственные проблемы, начнут проводиться более качественные исследования и разработки,  и как следствие, исчезнет значительная часть конкурентных недостатков.

4.2.                       Резюме анализа внешних стратегических факторов (EFAS форма)

Таблица 7

Факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Возможности

 

 

 

Возможность расширить ассортимент продукции

0,05

2

0,1

Способность обслужить дополнительные группы потребителей

0,05

2

0,1

Возможность привлечения финансирования

0,10

3

0,3

Большой потенциал вторичного рынка (в том числе у инозаказчика)

0,10

3

0,3

Наличие ГОЗ (существует тенденция к увеличению доли)

0,05

2

0,1

Интерес инозаказчика к продукции российского ВПК

0,10

4

0,4

Большой потенциал предприятия

0,15

4

0,6

Возможность вступления НПО «Оптические системы и технологии»

0,15

4

0,6

Угрозы:

 

 

 

Потери и утечка данных, относящихся к коммерческой тайне

0,01

1

0,01

Увеличение темпов роста инфляции

0,02

2

0,04

Изменения в налоговом законодательстве

0,01

2

0,02

Потеря автономности вследствие роста ссудной задолженности

0,10

3

0,3

Дорогостоящее ужесточение технических требований

0,10

3

0,3

Обострение международной обстановки.

0,01

1

0,01

 

1

 

2,88

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды предприятия