Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

Нефтяные режимы, углеводородное законодательство. Права собственности различаются в зависимости от местонахождения нефтяной площади: относящейся к прибрежному морскому дну, находящемуся за пределами территориальных вод какой-либо страны, или к наземному месторождению, а также к прибрежному месторождению в пределах территориальных вод. По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.).

Файлы: 1 файл

Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в усл.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

За весьма короткий период нефтегазовая промышленность Норвегии превратилась в мощный межотраслевой производственный комплекс, который играет существенную роль как в национальной экономике, так и в энергоснабжении стран Западной Европы. Если же учесть весьма сложные природно-климатические и геологические условия функционирования отрасли, то достижения страны в нефтегазовом бизнесе кажутся еще более весомыми. При этом бурное развитие нефтегазодобычи в условиях чрезвычайно уязвимой северной природы не вызвало никаких экологических разрушений. Немалую роль в этом играет рациональная организация управления промышленностью и нефтяное законодательство страны, которое относится к наиболее совершенному в мире.

Структура Норвежского  нефтяного директората следующая 

1.Генеральный  директор, секретариат, старший советник.

2.Управления  и административные отделы (управление  ресурсов управление техники,  технологии и безопасности; административный  отдел; юридический отдел; отдел информации).

Управление  ресурсов включает отделы;

геологоразведки (сектора структурных карт месторождений  и геологических работ);

разработки (сектора оценки продуктивных пластов, разработки и экономики геологоразведочных работ и разработки месторождений);

добычи (сектора  производственных мощностей и метеорологии, прогнозирования добычи, экономики  добычи и промысловой геологии);

планирования.

Управление  техники, технологии и безопасности труда включает отделы:

контрольный (сектора контроля пс фирмам "Статойл" и "Мобил", контроля по фирмам "Коноко", "Эльф" и "Сага", контроля по фирмам "Поршк Гидро", "Тоталь", контроля по фирмам "Шелл", "Эссо", контроля по фирмам "Бритиш Петролеум", "Аджип" и "Амоко");

техники и  охраны труда (сектора охраны труда, профилактики аварийных ситуаций, техники и технологии бурения, эксплуатации оборудования и подводных работ и морской технологии);

стратегического планирования (сектор стратегического  планиро вания, группа советников, главный  инженер).

Административный отдел состоит из секторов: учета персонала, экономики и бюджета, производственной информации и документации и информационного обеспечения специалистов и руководителей.

Юридический отдел включает сектор права и  старшего советника по законодательству.

 

5. Опыт и особенности приватизации предприятий ТЭК в Великобритании, Аргентине, Польше.

Beликобритания. Главная особенность приватизации промышленных объектов Великобритании - хорошо развитие вспомогательные структуры. Основные положения приватизационной программы следующие:

установившаяся  система законодательства и судопроизводства; понимание контрактной системы; права собственности не ставятся под сомнение; существование законов, регулирующих поведете компаний; требования, связанные с фондовой биржей, в отношении крупных компаний;

техника безопасности и трудовое право; законы о конкуренции  для борьбы с монополизмом; стабильная система налогообложения; эффективные  ринки всех товаров и услуг; обоснованное соответствие цен на различные товары; полностью признанное право на получение прибыли; ревизионный контроль и законы, направленные против мошенничества, и приведение их в исполнение;

развитые  профсоюзы и отношения между  работодателями и профсоюзами.

Особенности приватизации нефтяной промышленности заключаются в следующем:

приватизации  подлежали компании, относящиеся  исключительно к частному сектору, Главным образом, международные  нефтяные компании;

существование конкуренции между нефтяными  компаниями (хотя на этот счет имеются  сомнения);

ранее нефть  импортировалась, но в 70-е и 80-е годы все в большей степени стала поступать из собственных источников на территории Соединенного Королевства;

в отношении  добываемой в Северном море нефти  введены лицензирование и налоговый режим (как в Норвегии);

в различные периоды времени цена на нефть была как низкой, так и высокой;

конкуренция между нефтью и газом как энергоносителями, причем в большинстве областей применения (за исключением транспорта) предпочтение отдается газу.

Газовая отрасль  до приватизации работала на основании Законов о газе 1948 и 1972 годов. Корпорация полностью находилась в собственности государства. Министр назначал председателя и членов правления,, Концепция нормативной деловой практики и невмешательства постепенно изменялась по мере расширения вмешательства со стороны министерства. В течение многих лет государственная структура создавалась неофициально, поэтому недостаточно четко выражены правила. Государство предъявляло следующие требования: плановая норма прибыли, плановая удельная стоимость, план денежных доходов, контроль за инвестициями, соглашение по ценам, утверждение планов.

Уставные  обязательства корпорации состояли в том, чтобы развивать газовую отрасль, удовлетворять разумный спрос на газ, не проводить дискриминацию.

По мнению общественности, корпорация была неэффективной, хотя и превосходила другие государственные корпорации.

Процесс приватизации газовой промышленности носил характер политического решения. В соответствии с Законом о газе 1986 года образована частная газовая компания "Бритиш ГЭЗ"; собственность бывшей корпорации передана новой компании, при этом сохранена большая часть обязательств бывшей корпорации; создано новое государственное регулирующее учреждение и выработаны его обязанности и полномочия; обеспечен доступ к трубопроводам компании "Бритиш ГЭЗ". Была выработана формула контроля за ценами, проведена перестройка баланса и определены первоначальные дивиденда. Все дохода от продажи компании пошли правительству. На протяжении всего процесса приватизации важнейшую роль играла юридическая служба.

После приватизации число акционеров компании "Бритиш ГЭЗ" превышает два миллиона. Председатель и члены правления назначаются акционерами, а не правительством. Акционеры ожидают: повышения прибыли, роста дивидендов, роста курса акций. Почти все служащие компании являются акционерами. Для удовлетворения этих ожиданий акционеров Правлению компании необходимо стремиться к увеличению величины оборота, повысить эффективность, сократить потери, проводить продуманную инвестиционную политику.

Правительство отнесло на баланс компании задолженность  в размере 2,5 млрд.фунтов ст., эта задолженность выплачивается в течение шестилетнего периода.

В результате приватизации Правление компании теперь несет ответственность не перед  правительством, а перед акционерами, самостоятельно утверждает планы и принимает решения (утверждению ■ правительством они более не подлежат), придает первостепенное значение фактору прибыли и остро реагирует на динамику курса акций компаний. Компания полностью действует в условиях обычного антитрестовского законодательства. Меры по регулированию станут принимать в тех конкретных случаях, когда регулирующее учреждение не удовлетворено поведением компании.

В период после  приватизации при полномасштабном  расследовании комиссией по деятельности монополий выявлено изменение отношений компании с крупными потребителями; расширились возможности конкурентов использовать газопроводы компании "Бритиш ГЭЗ". Комиссия потребовала от "Бритиш ГЭЗ" к 1995 г. отказаться от половины продаж своим крупным потребителям и передать отдельной дочерней компании свои газотранспортные операции.

Регулирующим  учреждением приняты меры с целью  расширения предоставляемой ему  компанией информации, в значительной мере сокращения возможной платы за использование газопроводов "Бритиш ГОЗ", основательного ужесточения формулы контроля за ценами на второй пятилетний период, сокращения взаимного субсидирования между различными категориями потребителей.

Деятельность  предприятий компании "Бритиш ГЭЗ" по предоставлению коммунальных услуг в Великобритании продолжала расширяться после приватизации. Причем эффективность функционирования компании повысилась, значительно снизились цены в реальном выражении. Произведены крупные инвестиции в новые формы деловой активности: приобретения в добывающих отраслях других стран; иностранные компании газоснабжения общего пользования; совместные предприятия различных типов; выработку электроэнергии.

Аргентина. Состояние государственного сектора в целом до приватизации характеризовалось; неэффективностью и коммерческой неориентированностью; значительной численностью персонала; весьма большим влиянием профсоюзов; недостатком инвестиций и плохим материально-техническим обеспечением в течение ряда лет; постоянным вмешательством в деятельность государственных предприятий по политическим соображениям; острым политическим конфликтом между федеральным и местными правительствами; грубым несоответствием в ценообразовании государственных служб; неудовлетворительно организованной системой налогообложения; хронической инфляцией в течение многих лет. Кроме того, в ряде случаев использовались недостаточно разработанные проекты капиталовложений, а иногда государственные интересы били подчинены частным интересам. Фактически многие государственные предприятия находились в состоянии банкротства.

Газовая и  нефтяная отрасли управляются отдельными государственными корпорациями: нефтяная корпорация контролирует разведку, разработку и производство всей нефти и газа; весь газ реализуется газовой корпорации. Обе корпорации - монополисты в области транспортировки и переработки сырья» Нефтяная корпорация является весьма мощным предприятием, обеспечивая высокую долго доходов правительству.

Вместе с  тем, наблюдается неудовлетворительный уровень изыскательских работ - снизился уровень запасов, инфраструктура не поддерживается в требуемом состоянии. Газовая корпорация, возможно, находится в состоянии банкротства: например, счета между государственными корпорациями не оплачиваются. Значительные объемы газа импортируются из Боливии по высоким ценам. Потребительские цены, устанавливаемые министерством, совершенно не отражают экономическую реальность и слишком занижены. Обслуживание потребителей находится на низком уровне.

Программа приватизации охватила авиасообщения, телефонную связь, нефть, газ, электроэнергию, дороги, железные дороги, порты. На начальном этапе оыл допушен ряд ошибок, однако впоследствии достигнут более высокий уровень планирования проектов приватизации. Для нефтяной и газовой отраслей изменения осуществляются в три этапа:

конкуренция. Происходит рассредоточение мощностей, связанных с разведкой, разработкой и добычей углеводородного сырья, лицензирование новых областей, поощрение к участию иностранных компаний. Возникла перспектива увеличения числа продавцов. При этом обеспечен доступ к нефте- и газопроводам, плата за пользование которыми основывается на соответствующем тарифе. Компании, занимающейся транспортировкой, не разрешено осуществлять торговлю газом. Цены конечного потребителя все в большей степени связаны с мировыми ценами на нефть. Производителям разрешено продавать продукцию непосредственно компаниям, занимающимся 0регулирование;

разукрупнение. Разработка запасов газа осуществляется несколькими компаниями. Линии транспортировки могут быть разделены между тремя различными компаниями для возникновения конкуренции между ниш. Система распределения разделена между рядом региональных компаний, занимающихся распределением (их число 12-20). Нефтяная корпорация в настоящее время является одним из поставщиков газа, т.е. она не единственный поставщик. Взято направление на прекращение практики установления цен правительством. Договорам о поставке между различными компаниями придается значительно большее значение;

приватизация. Конгрессом принимается новое законодательство и требуется принятие новых постановлений. Необходимо создать регулирующее учреждение, в значительной степени не зависимое от политических влияний, работающее в соответствии с объективными постановлениями, строящее свою работу на основе транспарентности. Часть существующих запасов газа, находящихся в собственности государственной нефтяной корпоращш, в настоящее время приватизируется. Целесообразно также создать и приватизировать компании по транспортировке, а подразделения, занимающиеся вопросами распределения, преобразовать в компании и тоже приватизировать.

Польша. Проблемы энергетического комплекса связаны  с распадом командно-административной системы, монополистической структурой с несовершенными рыночными механизмами. Предприятия не приспособлены к работе в новых условиях, имеет место устаревшая и изношенная инфраструктура, не хватает средств для капиталовложений, применяются заниженные и деформированные цены на энергоносители. Производство, преобразование и использование энергии характеризуется неэффективностью, серьезный ущерб окружающей среде возникает в основном в результате широкого использования угля. Кроме того, применяемая правовая база несовершенна.

В Польше в топливно-энергетическом комплексе разработана стратегия ЭСМАЛ - определение возможностей для поддержки правительственных реформ с целью: коммерциализации предприятий, повышения эффективности отрасли, создания конкуренции и частного сектора, создания правовых и регулирующих структур.

Информация о работе Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в условиях рынка