Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:48, реферат
Нефтяные режимы, углеводородное законодательство. Права собственности различаются в зависимости от местонахождения нефтяной площади: относящейся к прибрежному морскому дну, находящемуся за пределами территориальных вод какой-либо страны, или к наземному месторождению, а также к прибрежному месторождению в пределах территориальных вод. По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.).
Субхолдинг
Энергетика |
40109 |
II623 |
715 |
51732 |
Машиностроение |
15174 |
4582 |
1340 |
19756 |
Химия |
29318 |
1163 |
78 |
30481 |
Металлургия |
5271 |
- |
- |
5271 |
Текстильное машиностроение |
2465 |
18 |
8 |
2483 |
Финансы |
326 |
90 |
24 |
416 |
Наука, управление и информационное обслуживание |
8952 |
61 |
29 |
9013 |
Всего ... |
I0I6I5 |
17537 |
2194 |
II9I52 |
Основными участниками "ЭНИ" по субхолдингам являются:
Энергетика.
Аджип - разведка и добыча нефти и газа, поставки сырой нефти, ядерный цикл, возобновляемые источники энергии (геотермальная, солнечная), разведка и добыча цветных металлов.
Аджип Петроли - переработка нефти, распределение и сбыт нефтепродуктов в Италии и за ее пределами, экономия энергии, повышение эффективности использования энергии и замещение нефти в энергопотребляющих секторах, альтернативные энергоресурсы.
Адашп Карбон - полный угольный цикл: разведка и горнодобыча, инфраструктура и транспорт, трансформация и химическая переработка, международный маркетинг, научно-технические исследования в области добычи и исследования угля, его производных.
Снам - транспортировка и сбыт природного газа, транспорт нефти и нефтепродуктов.
Химия.
Эникем - производство и
сбыт базовых нефтехимических
Снампроджетти - проектирование,
инжиниринг, консалтинг и строительство
химических, нефтехимических и
Сайпем (в октябре 1985 г. "ЭНИ" продана часть акций - участие холдинга снижено с 80 до Ы%) - сухопутное и морское бурение, строительство трубопроводов, укладка морских трубопроводов, строи тельство промышленных предприятий. Морская технология укладки тру бопроводов, платформы и терминалы.
Нуово-Пиньоне - проектирование,
производство и сбыт машин, оборудования
и инструмента для нефтяной, газовой,
нефтехимической
Савио - производство и поставки оборудования для текстильной промышленности, производство газового отопительного оборудования.
Самим - производство, переработка и сбыт цветных металлов (в том числе металлолом и извлечение из бытовых и промышленных отходов), производство серной кислоты и производных бария. Производство и переработка абразивов и композитных материалов (керамика).
Б последнее время
в этот субхолдинг вносятся существенные
изменения с целью повышения
эффективности его
Софид - финансирование промышленной и коммерческой деятельности фирм "ЭНИ" в Италии.
ЭНИ холдинг - финансирование промышленной и коммерческой деятельности-фирм "ЗНИ" за пределами Италии, продажа и холдинг акций и гарантий.
Терфин - координация и управление межфирменными перевозками, научными исследованиями, информационное обслуживание, планирование, издательская и рекламная деятельность, пресс-служба, конверсия промышленного производства и обслуживания.
Группа "ЭНИ" имеет представительства в Северной и Южной Америке (6 стран), Европе (8 стран), Африке (12 стран), на Ближнем Востоке (5 стран), Дальнем Востоке (5 стран) и в Австралии.
4. Организация
и управление нефтегазовой
Б 1991 г. нефтегазовая промышленность Норвегии отметила 25- летие своего существования. В настоящее время эта отрасль занимает господствующее положение в экономике, обеспечивая 22,6$ ВВП (1988 г.) и 41,8$ всего экспорта (1990 г.), хотя в 1988 г. в добыче нефти и газа было занято всего лишь 0,7$ работающих [55,56^. За счет нефтяных доходов к концу 1984 г. практически полностью погашена внешняя задолженность. При отсутствии поставок на экспорт нефти и газа отрицательное сальдо внешней торговли страны составило бы в 1990 г. 40,2 млрд.крон. В настоящее время Норвегия производит почти в четыре раза больше энергии, чем потребляет, а по нефти и газу эта величина соответственно в 7 и 15 раз больше (1988 г.).
Норвежские достижения в этой области кажутся еще более значительными, если учесть практическое отсутствие производственного опыта добычи нефти и газа в самом начале изысканий и сравнительно низкий собственный экономический потенциал для осуществления намеченных проектов.
Добыча нефти и газа в Норвегии осуществляется на континентальном шельфе* на лицензионной основе (в мировой практике это наиболее надежный способ обеспечить осторожное и контролируемое развитие при ведущей роли государства). Механизм предоставления лицензии выглядит следующим образом. В очередном раунде лицензирования (первый тур состоялся в 1965 г.) заинтересованные фирмы (каждая индивидуально) подают заявление на предоставление определенного участка (блока). Блоки предлагаются фирмам согласно поданным письменным заявкам с учетом их предварительной оценки, производственного опыта и финансового положения фирм.
В случае достижения договоренности заинтересованные фирмы окончательно определяют доли своего участия в интересующем их блоке и подписывают лицензионное соглашение. Совладельцами лицензии могут быть как норвежские, так и иностранные фирмы. Совладельцы лицензии определяют операционную компанию, которая действует от их имени. Эта фирма-оператор становится единственным юридическим лицом, представляющим данную лицензию. Кроме того, она несет ответственность за разведку, бурение, оценку продуктивности и и возможности разработки месторождения, добычу нефти и газа. Совладельцы лицензии могут принимать участие в организации работ на всех стадиях технологического процесса, а при необходимости осуществлять контроль за деятельностью оператора; утверждать представляемые оператором бюджеты и планы; обеспечивать финансирование.
Для организации совместной деятельности оператор и партнеры образуют комитет по управлению (руководящий комитет), в котором, как правило, все компании-участницы имеют по одному голосу. Также создается целый ряд специализированных комитетов (по разведке на стадии изыскательских работ, технический, коммерческий, юридический, по запасам, по общественным связям и др.), которые консультируют оператора и комитет по управлению. Оператор участвует в работе всех комитетов. Если требуются специализированные работы (сейсмические исследования, бурение, испытания скважин, строительство, техническое обслуживание, материальное обеспечение), оператор заключает традиционные контракты с соответствующими исполнителями .
Такие грандиозные достижения в области освоения труднодоступных запасов углеводородных ресурсов были бы невозможны без соответствующей политики и поддержки государства. Среди наиболее важных принципов, которые положены в основу правовой базы норвежского нефтегазового бизнеса, выделены следующие:
все запасы нефти и газа принадлежат государству; нефтяные компании (в том числе и зарубежные) могут заниматься разведкой, разработкой месторождений и добычей углеводородного сырья, приобретая лицензии на конкурсной основе;
нефтяные компании имеют право на продажу добытых ими нефти и газа пропорционально их доле участия в разработке месторождения, что стимулирует инвестиции в условиях риска.
За законодательство и общую политику государства в нефтегазовом бизнесе отвечает стортинг (парламент). Он утверждает предложения Министерства нефти и электроэнергии по бюджету, разработке месторождений и т.п. В 1972 г. решением стортинга были образованы Норвежский нефтяной директорат и государственная нефтяная компания "Статойл".
Норвежский
нефтяной директорат подотчетен министерству
по всему комплексу вопросов производственно-
Отметим, что государственные доходы Норвегии от эксплуатации нефтегазовых ресурсов весьма существенны. Они образуются из четырех основных источников: платы за право разработки месторождения (ройялти), налогообложения нефтегазовых компаний, дивидендов от акций государства в нефтяных фирмах и прибыли от продажи государственной доли добытых нефти и газа. Размер ройялти рассчитывается специально на основании Закона о нефти, вступившего в силу I июля 1985 г. В 1990 г. он составил 8,5 млрд.крон, а плата за лицензированную площадь (начисляется в зависимости от ее размеров) 0,3 млрд.крон. Таким образом, директорат обеспечивает все аспекты отношений нефтяных компаний с государственными органами, начиная от предоставления лицензий на разведку л добычу и кончая расчетами по налогам и сборам.
Министерство, свободное от функции оперативного управления, занято выработкой принципиальных решений по энергетической политике государства, общехозяйственным и межотраслевым проблемам, готовит вопросы для рассмотрения в парламенте, отвечает за реализацию политики, выработанной парламентом, и контролирует государственную деятельность в области нефтедобычи.
В составе министерства нефтяными делами ведают в основном два отдела: нефти и маркетинга. Отдел нефти занимается юридическими вопросами, обеспечивает законность договорных отношений и их целесообразность, контролирует ситуацию в разведке и разработке месторождений, осуществляет межотраслевые связи нефтяной и газовой промышленности. В компетенции отдела маркетинга находится рынок энерготоваров, а также экономика и планирование рыночной и внешнеэкономической стратегии страны в зависимости от ситуации в нефтегазодобыче.
Производственная ступень государственного регулирования нефтяной и газовой промышленности обеспечивается фирмой "Статойл". Она представляет собой акционерную компанию закрытого типа (100% акций принадлежит государству, они не поступают в продажу и не котируются на фондовой бирже). "Статойл" подчиняется всем законам и правилам, как и любые действующие в стране фирмы. Ее производственная деятельность распространяется на всю технико-технологическую цепочку - от геофизических исследований до получения и реализации нефтепродуктов и нефтехимической продукции.
Управление фирмой "Статойл" такое же, как во всех акционерных компаниях (общее собрание держателей акций, собрание акционеров, совет директоров и президент). Однако роль держателя акций в ней исполняет Министерство нефти и электроэнергии, которое и несет непосредственную ответственность за результаты своей деятельности перед парламентом. Именно поэтому "Статойл" обязана, в отличие от других, представлять для обсуждения в парламент отчеты и планы. Но на практике министерство не вмешивается в оперативную работу совета директоров и президента фирмы.
Собрание акционеров состоит из 12 чел., из которых 8 назначаются министерством (из числа специалистов, а не политиков) и 4 выбираются служащими компании. Собранию акционеров подчиняется совет директоров, который формируется следующим образом: 6 чел. назначаются министерством из числа профессионалов нефтяного бизнеса, а 3 чел. выбираются служащими. Совет директоров, в свою очередь, назначает президента компании и председателя исполнительного комитета.
Единственное преимущество "Статойл" перед другими фирмами - получение не менее 50^-ной доли во всех лицензиях в Норвегии (включая непосредственную долю государства). Это означает, что фирма автоматически обеспечивается статусом оператора предприятия (хотя в отдельных случаях оператор может иметь и менее 50$ участия в лицензии). Другими словами, Министерство нефти и электроэнергии и Норвежский нефтяной директорат автоматически входят в состав руководящих комитатов всех лицензионных блоков.
Кроме "Статойл"
в нефтегазовом бизнесе страны под
контролем государства