Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

Нефтяные режимы, углеводородное законодательство. Права собственности различаются в зависимости от местонахождения нефтяной площади: относящейся к прибрежному морскому дну, находящемуся за пределами территориальных вод какой-либо страны, или к наземному месторождению, а также к прибрежному месторождению в пределах территориальных вод. По отношению к прибрежному месторождению прибрежное государство не обладает полными правами собственности на природные богатства, находящиеся на морском дне континентального шельфа, скорее оно имеет исключительные суверенные права для целей поиска, разведки и эксплуатации природных богатств континентального шельфа в соответствии с международным правом (Женевская конвенция по континентальному шельфу, 1958 г.).

Файлы: 1 файл

Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в усл.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

Субхолдинг

Энергетика  

40109

II623

715

51732

Машиностроение   

15174

4582

1340

19756

Химия  

29318

1163

78

30481

Металлургия  

5271

-

-

5271

Текстильное машиностроение  

2465

18

8

2483

Финансы  

326

90

24

416

Наука, управление и информационное обслуживание  

8952

61

29

9013

Всего ...

I0I6I5

17537

2194

II9I52


 

Основными участниками "ЭНИ" по субхолдингам являются:

Энергетика.

Аджип - разведка и добыча нефти и газа, поставки сырой нефти, ядерный цикл, возобновляемые источники энергии (геотермальная, солнечная), разведка и добыча цветных металлов.

Аджип Петроли - переработка нефти, распределение и сбыт нефтепродуктов в Италии и за ее пределами, экономия энергии, повышение эффективности использования энергии и замещение нефти в энергопотребляющих секторах, альтернативные энергоресурсы.

Адашп Карбон - полный угольный цикл: разведка и горнодобыча, инфраструктура и транспорт, трансформация и химическая переработка, международный маркетинг, научно-технические исследования в области добычи и исследования угля, его производных.

Снам - транспортировка  и сбыт природного газа, транспорт нефти и нефтепродуктов.

Химия.

Эникем - производство и  сбыт базовых нефтехимических продуктов, пластики, синтетический каучук, химическая продукция для ельского хозяйства, синтетические волокна, сырье для производства моющих средств, технополимеров, специальных химикатов и фармакологии.

  1. Инжиниринг и сервис.

Снампроджетти - проектирование, инжиниринг, консалтинг и строительство  химических, нефтехимических и газоперерабатывающих заводов, сухопутных и подводных  трубопроводов. Морская технология, объекты промышленной инфраструктуры и охрана окружающей среды.

Сайпем (в октябре 1985 г. "ЭНИ" продана часть акций - участие холдинга снижено с 80 до Ы%) - сухопутное и морское бурение, строительство трубопроводов, укладка морских трубопроводов, строи тельство промышленных предприятий. Морская технология укладки тру бопроводов, платформы и терминалы.

  1. Машиностроение.

Нуово-Пиньоне - проектирование, производство и сбыт машин, оборудования и инструмента для нефтяной, газовой, нефтехимической нефтеперерабатывающей, электротехнической, атомной и текстильной промышленности. Модульные и автоматизированные системы.

Савио - производство и  поставки оборудования для текстильной  промышленности, производство газового отопительного оборудования.

  1. Металлургия.

Самим - производство, переработка и сбыт цветных металлов (в том числе металлолом и извлечение из бытовых и промышленных отходов), производство серной кислоты и производных бария. Производство и переработка абразивов и композитных материалов (керамика).

  1. Финансы, научное и информационное обслуживание.

Б последнее время  в этот субхолдинг вносятся существенные изменения с целью повышения  эффективности его функционирования.

Софид - финансирование промышленной и коммерческой деятельности фирм "ЭНИ" в Италии.

ЭНИ холдинг - финансирование промышленной и коммерческой деятельности-фирм "ЗНИ" за пределами Италии, продажа и холдинг акций и гарантий.

Терфин - координация  и управление межфирменными перевозками, научными исследованиями, информационное обслуживание, планирование, издательская и рекламная деятельность, пресс-служба, конверсия промышленного производства и обслуживания.

Группа "ЭНИ" имеет  представительства в Северной и  Южной Америке (6 стран), Европе (8 стран), Африке (12 стран), на Ближнем Востоке (5 стран), Дальнем Востоке (5 стран) и в Австралии.

4. Организация  и управление нефтегазовой промышленностью  Норвегии

Б 1991 г. нефтегазовая промышленность Норвегии отметила 25- летие своего существования. В настоящее время эта отрасль  занимает господствующее положение в экономике, обеспечивая 22,6$ ВВП (1988 г.) и 41,8$ всего экспорта (1990 г.), хотя в 1988 г. в добыче нефти и газа было занято всего лишь 0,7$ работающих [55,56^. За счет нефтяных доходов к концу 1984 г. практически полностью погашена внешняя задолженность. При отсутствии поставок на экспорт нефти и газа отрицательное сальдо внешней торговли страны составило бы в 1990 г. 40,2 млрд.крон. В настоящее время Норвегия производит почти в четыре раза больше энергии, чем потребляет, а по нефти и газу эта величина соответственно в 7 и 15 раз больше (1988 г.).

Норвежские достижения в этой области кажутся еще  более значительными, если учесть практическое отсутствие производственного опыта добычи нефти и газа в самом начале изысканий и сравнительно низкий собственный экономический потенциал для осуществления намеченных проектов.

Добыча нефти и газа в Норвегии осуществляется на континентальном шельфе* на лицензионной основе (в мировой практике это наиболее надежный способ обеспечить осторожное и контролируемое развитие при ведущей роли государства). Механизм предоставления лицензии выглядит следующим образом. В очередном раунде лицензирования (первый тур состоялся в 1965 г.) заинтересованные фирмы (каждая индивидуально) подают заявление на предоставление определенного участка (блока). Блоки предлагаются фирмам согласно поданным письменным заявкам с учетом их предварительной оценки, производственного опыта и финансового положения фирм.

В случае достижения договоренности заинтересованные фирмы окончательно определяют доли своего участия в интересующем их блоке и подписывают лицензионное соглашение. Совладельцами лицензии могут быть как норвежские, так и иностранные фирмы. Совладельцы лицензии определяют операционную компанию, которая действует от их имени. Эта фирма-оператор становится единственным юридическим лицом, представляющим данную лицензию. Кроме того, она несет ответственность за разведку, бурение, оценку продуктивности и и возможности разработки месторождения, добычу нефти и газа. Совладельцы лицензии могут принимать участие в организации работ на всех стадиях технологического процесса, а при необходимости осуществлять контроль за деятельностью оператора; утверждать представляемые оператором бюджеты и планы; обеспечивать финансирование.

Для организации  совместной деятельности оператор и партнеры образуют комитет по управлению (руководящий комитет), в котором, как правило, все компании-участницы имеют по одному голосу. Также создается целый ряд специализированных комитетов (по разведке на стадии изыскательских работ, технический, коммерческий, юридический, по запасам, по общественным связям и др.), которые консультируют оператора и комитет по управлению. Оператор участвует в работе всех комитетов. Если требуются специализированные работы (сейсмические исследования, бурение, испытания скважин, строительство, техническое обслуживание, материальное обеспечение), оператор заключает традиционные контракты с соответствующими исполнителями .

Такие грандиозные  достижения в области освоения труднодоступных запасов углеводородных ресурсов были бы невозможны без соответствующей политики и поддержки государства. Среди наиболее важных принципов, которые положены в основу правовой базы норвежского нефтегазового бизнеса, выделены следующие:

все запасы нефти  и газа принадлежат государству; нефтяные компании (в том числе и зарубежные) могут заниматься разведкой, разработкой месторождений и добычей углеводородного сырья, приобретая лицензии на конкурсной основе;

нефтяные  компании имеют право на продажу  добытых ими нефти и газа пропорционально их доле участия в разработке месторождения, что стимулирует инвестиции в условиях риска.

За законодательство и общую политику государства  в нефтегазовом бизнесе отвечает стортинг (парламент). Он утверждает предложения Министерства нефти и электроэнергии по бюджету, разработке месторождений и т.п. В 1972 г. решением стортинга были образованы Норвежский нефтяной директорат и государственная нефтяная компания "Статойл".

Норвежский  нефтяной директорат подотчетен министерству по всему комплексу вопросов производственно-технологического цикла и экономических взаимоотношений нефтяных компаний с государством. Эта управленческая структура, в которой занято около 350 сотрудников, ответственна за разработку стратегии нефтяной политики государства, экспертизу технико-технологических вопросов разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, всех документов, представляемых министерству, iio этим вопросам директорат консультирует министерство и обеспечивает неукоснительное соблюдение нефтяными компаниями правовых положений, закрепленных в законодательстве. С нефтяными компаниями расчеты по налогам и сборам от имени государства также ведет директорат.

Отметим, что  государственные доходы Норвегии от эксплуатации нефтегазовых ресурсов весьма существенны. Они образуются из четырех основных источников: платы за право разработки месторождения (ройялти), налогообложения нефтегазовых компаний, дивидендов от акций государства в нефтяных фирмах и прибыли от продажи государственной доли добытых нефти и газа. Размер ройялти рассчитывается специально на основании Закона о нефти, вступившего в силу I июля 1985 г. В 1990 г. он составил 8,5 млрд.крон, а плата за лицензированную площадь (начисляется в зависимости от ее размеров) 0,3 млрд.крон. Таким образом, директорат обеспечивает все аспекты отношений нефтяных компаний с государственными органами, начиная от предоставления лицензий на разведку л добычу и кончая расчетами по налогам и сборам.

Министерство, свободное от функции оперативного управления, занято выработкой принципиальных решений по энергетической политике государства, общехозяйственным и межотраслевым проблемам, готовит вопросы для рассмотрения в парламенте, отвечает за реализацию политики, выработанной парламентом, и контролирует государственную деятельность в области нефтедобычи.

В составе  министерства нефтяными делами ведают в основном два отдела: нефти и  маркетинга. Отдел нефти занимается юридическими вопросами, обеспечивает законность договорных отношений и их целесообразность, контролирует ситуацию в разведке и разработке месторождений, осуществляет межотраслевые связи нефтяной и газовой промышленности. В компетенции отдела маркетинга находится рынок энерготоваров, а также экономика и планирование рыночной и внешнеэкономической стратегии страны в зависимости от ситуации в нефтегазодобыче.

Производственная  ступень государственного регулирования  нефтяной и газовой промышленности обеспечивается фирмой "Статойл". Она представляет собой акционерную компанию закрытого типа (100% акций принадлежит государству, они не поступают в продажу и не котируются на фондовой бирже). "Статойл" подчиняется всем законам и правилам, как и любые действующие в стране фирмы. Ее производственная деятельность распространяется на всю технико-технологическую цепочку - от геофизических исследований до получения и реализации нефтепродуктов и нефтехимической продукции.

Управление  фирмой "Статойл" такое же, как  во всех акционерных компаниях (общее собрание держателей акций, собрание акционеров, совет директоров и президент). Однако роль держателя акций в ней исполняет Министерство нефти и электроэнергии, которое и несет непосредственную ответственность за результаты своей деятельности перед парламентом. Именно поэтому "Статойл" обязана, в отличие от других, представлять для обсуждения в парламент отчеты и планы. Но на практике министерство не вмешивается в оперативную работу совета директоров и президента фирмы.

Собрание  акционеров состоит из 12 чел., из которых 8 назначаются министерством (из числа специалистов, а не политиков) и 4 выбираются служащими компании. Собранию акционеров подчиняется совет директоров, который формируется следующим образом: 6 чел. назначаются министерством из числа профессионалов нефтяного бизнеса, а 3 чел. выбираются служащими. Совет директоров, в свою очередь, назначает президента компании и председателя исполнительного комитета.

Единственное  преимущество "Статойл" перед  другими фирмами - получение не менее 50^-ной доли во всех лицензиях в  Норвегии (включая непосредственную долю государства). Это означает, что фирма автоматически обеспечивается статусом оператора предприятия (хотя в отдельных случаях оператор может иметь и менее 50$ участия в лицензии). Другими словами, Министерство нефти и электроэнергии и Норвежский нефтяной директорат автоматически входят в состав руководящих комитатов всех лицензионных блоков.

Кроме "Статойл" в нефтегазовом бизнесе страны под  контролем государства действует  еще одна фирма - "Поршк гидро", в которой государство владеет 51% акций. В последние годы не прекращаются политические дебаты относительно приватизации "Статойл" по образцу "Поршк гидро", однако большинство в стортинге предпочитает оставлять все без изменений. И "Статойл", где занято II тыс. чел., продолжает свою успешную деятельность как в стране, так и за рубежом, имея дочерние фирмы в 10 странах.

Информация о работе Проблемы совершенствования государственного регулирования Нефтегазового комплекса России в условиях рынка