Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:07, реферат
С того самого момента, как Ваше Императорское Величество определили для меня важную и трудную сферу деятельности (2), я испытываю живейшую потребность прибегнуть к Его Августейшей персоне, чтобы открыть мое сердце монарху, повергнуть к Его стопам исповедание веры, изложение моих правил, которое, по меньшей мере, покажет Вашему Величеству, как я оцениваю объем тех новых обязанностей, которые возложила на меня Его Высочайшая воля. Я дерзаю привлечь Его внимание к этим строкам, набросанным с безграничной доверенностью, и умолять Его уведомить меня, понял ли я Его намерения и в состоянии ли я им соответствовать.
1.К.Е. Скурат. История Поместных Православных Церквей.т1, стр 263.
2.Тихомиров Л.А.
4.Д.А. Хомяков Православие Самодержавие, Народность. Монреаль , 1982, стр.152.
7. Валерий Осипов. Я ищу детство. Избранное. Московский рабочий 1989 г. Стр, стр. 445
8. Тихомиров стр. 580
9. Д.А. Хомяков. Православие, Самодержавие, Народность. Монреаль, 1982, стр.35.
12. А.С.Хомяков. Тринадцать лет
царствования Ивана
13. А.С Хомяков. Царь Феодор Иоаннович. Там же. Стр 394-395
О значении триады графа С. С. Уварова - « Православие . Самодержавие . Народность » ...
Протоиерей Геннадий Беловолов
О значении триады графа С. С. Уварова - « Православие . Самодержавие . Народность » ...
155 лет со дня упокоения Сергея Семеновича Уварова - хороший повод вспомнить достойного сына Отечества , которого мы сегодня можем назвать настоящим русским государственником . Имя Уварова прочно вошло в историю государственного самосознания нашего народа . Его можно заслуженно поставить в один ряд со старцем Филофеем из Спасо - Елеозарова монастыря , который сформулировал в Московской Руси идеологему "Москва - третий Рим " , и назвать его продолжателем . Идея , сформулированная старцем Филофеем , века на многие стала определяющей в выборе вектора внешней и внутренней политики России . А в XIX веке такую же краткую , но емкую формулу дал С. С. Уваров . В трех словах дана исчерпывающая формула нашего национального бытия , которую можно назвать нашим историческим выбором и государственным кредо . В них выражена как политическая форма русской государственности - Самодержавие , так и ее духовное содержание - Православие , а также названа та основа , без которой невозможно ни первое , ни второе - Народность , для которой и существует и первое и второе .
В принципе , если посмотреть , то любое государство основывается на подобной триаде , только в разных формулировках и идеологическом наполнении . К примеру , наша нынешняя " демократическая " государственность также зиждется на трех основах . Только вместо Самодержавия нам предлагают демократию , вместо Православия - толерантность , а вместо народности - некую вненациональную общность , которая занимается удовлетворением своих потребностей ( " общество потребления " ) . Сергей Семенович Уваров в в XIX в. просто назвал вещи своими именами , то на чем реально стояла Российская Империя , и определил то , что являлось её идеалом - гармоничное сочетание этих трех начал .
Теория познается на практике , и тысячелетняя история России доказывает триаду Уварова . Конечно , мы с некоторой условностью говорим , что триада принадлежит Уварову : ему принадлежит честь этой чеканной формулы России . По сути , всегда она существовала , начиная с равноапостольного князя Владимира . Хотя тогда еще не было термина " самодержец " , но уже было первенство наследственной власти Великого князя , первенство Православия как души народа и народности как смысла существования того и другого .
Эта формула существовала тысячелетие в жизни России , поэтому мы можем и должны назвать ее историческим законом русского бытия , нарушение которого для России также чревато , как нарушение любого другого объективного закона . Эти три начала не только не противоречат , но как раз дополняют и уравновешивают друг друга . Ведь первым в триаде стоит Православие , т.е. духовное начало , ему подчиняется Самодержавие . Хотя исторически и были попытки конкуренции , когда Самодержавие пыталось встать выше Православия , но в целом русские Самодержцы ощущали себя православными христианами , хранителями и служителями Церкви Христовой . И Православие , и Самодержавие видели себя в народности . Тут можно привести множество примеров и цитат , достаточно вспомнить слова I Императора Петра , который перед Полтавской битвой сказал : " Имейте в сражении пред очами Правду и Бога , поборающего за вас А о Петре ведайте , что ему жизнь не дорога , только бы жила Россия . в славе и благоденствии на ваше благосостояние " . Я бы эти слова назвал своего рода девизом русских Царей . По сути эти слова воплотил в своем мученическом подвиге и святой Царь Николай Второй .
Ни одна из частей триады не была самоценной и не могла существовать отдельно сама по себе . Умаление или уничтожение одной из них приводило к умалению других . Мы видим , что с уничтожением Самодержавия в 1917 году весьма пострадала и Русская Церковь : были уничтожены тысячи храмов и монастырей , святынь , убиты тысячи представителей духовенства и мирян , потому что Церковь некому было защитить . Был уничтожен её земной хранитель - Помазанник Божий . В то же время без Православия и Самодержавие превращается в абсолютизм , что мы видим в Европе , и может превратиться в диктатуру . А без народности просто нет ничего , Патриарх остается без паствы , а Царь - без верноподданных .
В том и другом понятии первенствует принцип Царя . В Православии мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа , который пришел на землю как Царь , был распят как Царь , и основал Церковь как Царство . В понятии Самодержавия заложена идея воплощения Царства Небесного на земле , или земного Царства , предваряющего Царство Небесное . Это весьма дерзновенный проект , который не может быть полностью воплощен на земле во всей своей идеальности , но максимально приближает ее к человеку . Если посмотреть , что существует на небе ? Демократия ? Конституционная монархия ? Конечно , нет . Господь Бог единодержавен и мы можем назвать Его - Небесным Самодержцем . Он поступает только в соответствии со Своей волей - благой , мудрой , милостивой . Именно таким представляется и идеал царя земного , который руководствуется не формально - юридическими понятиями , но нравственными категориями , основанными на Православной вере , заповедях Божиих , канонах Церкви . Таким образом , Самодержавие является проекцией и воплощением церковных начал в земной жизни народа . Церковнослужителям запрещено участвовать в политической деятельности , по канонам ни архиерей , ни священник не может быть ни депутатом , ни членом политической партии . ( Хотя бывают исключения в особых случаях , можно вспомнить архиепископа Макария , который был президентом Кипра ) . Но недавно прозвучавшая идея выдвинуть на пост Президента Патриарха Кирилла сразу была отвергнута именно потому , что это не возможно по канонам Церкви . Хотя ,
по духовным и
А если бы у власти был православный Царь , можно ли представить себе , чтобы он остался равнодушным к убийству своих верноподданных во чреве ? ! Думаю , что в первый же день восшествия на престол православный Государь запретил бы это безобразие , которое позорит наш народ и призывает на его голову многие кары . Или какой Царь допустил бы выдачу своих юных верноподданных в семьи заокеанских граждан , с полной переменой веры и гражданства . Ведь это предательство наших русских детей .
Триединство Православия , Самодержавия и Народности - являют неразрывное единство государственности , политики , нравственности и традиции . Те , кто пытается изгнать Православие из государственного организма страны , по сути , отвергают принцип нравственности в политике . Тогда и появляется на свет страшный постулат современной политической жизни , сформулированный еще Макиавелли : политика и нравственность несовместимы .
Триада Уварова утверждает то , что власть должна быть нравственна и существует для народа . Именно в этом и состоит смысл Самодержавия как власти , не зависящей от греховной воли людей , но зависящей от святой воли Божией . Надо понимать , что Самодержец не является высшим институтом власти в православном государстве , он выступает своего рода исполнительной властью воли Божией на земле , а Церковь его благословляет и наставляет . А законодательная власть в высшем смысле этого слова принадлежит Богу . Идеальный образ единства триады показан в Ветхом Завете в образах Моисея , Аарона и народа Израилева . Моисей - воплощает принцип Самодержавия , Арон , его брат , - это духовное начало , а Израиль , шествующий за своим вождем - образ народности .
Этот идеологический треугольник в исторической жизни народа и государства представляет собой наиболее жизнеспособную конструкцию . И трагедия России в ХХ веке в том , что она попыталась отказаться от одного из этих компонентов - Самодержавия , тут же пострадала и вторая часть триады - Православие . Народ же , лишенный Православия и Самодержавия , оказался беззащитной игрушкой в руках всемирных экспериментаторов . Эти эксперименты , как ни трудно заметить , продолжаются до сегодняшнего дня . Мы очередной раз пытаемся совершить какой - то исторический фокус - модернизироваться и встать " впереди планеты всей " , не имея под собой прочной исторической основы . Думаю , что без учета всего нашего прошлого опыта , без опоры на эту русскую триаду Россия не будет иметь точки опоры для своего возрождения .
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья ( Санкт-Петербург ) , специально для « Русской народной линии »
СТИХИ
ДРАМАТУРГА
Н. В. КУКОЛЬНИКА,
СТОРОННИКА
«ТЕОРИИ
ОФИЦИАЛЬНОЙ
НАРОДНОСТИ»
Да знает ли ваш пресловутый
Запад,
Что если Русь восстанет на войну,
То вам почудится
седое море,
Что буря гонит на берег противный!
России, как считали Уваров и его последователи, по многим причинам (величина территории, ход исторического развития и др.) сложились такие условия, которые позволили стране нормально существовать лишь под властью монарха, причём никаких ограничений самодержавия быть не должно, так как они чреваты беспорядком и анархией.
То, что Россия немыслима без православия, для Уварова являлось аксиомой. Он считал православную веру залогом «счастья общественного и семейственного». Но религия была важна Уварову и другим теоретикам «официальной народности» прежде всего потому, что представляла собой удобный инструмент для идеологического контроля над обществом. Любого инакомыслящего гораздо проще объявить еретиком, обвинив в «безверии», чем спорить с ним. Государство усилило наступление на другие конфессии, причём главный удар нанесло по старообрядчеству.
Самым сложным понятием была «народность». Дело в том, что изобрёл понятие «народность» отнюдь не Уваров. О «народности» писали знаменитые немецкие философы Кант, Фихте и Гегель, о «народности» говорили русские либералы. Но Уваров и сто последователи под «народностью» подразумевали в первую очередь терпение народа, его безропотное послушание властям и царю — эти качества Уваров и его последователи считали исконно присущими русской нации. Благодаря таким свойствам народа Россия могла, с их точки зрения, благополучно избежать любых потрясений.
У понятия «народность» была и ещё одна сторона. Поскольку Уваров пришёл к выводу, что в самой России причин для каких-либо серьёзных социальных конфликтов нет, то все проявления недовольства представляют собой результат «тлетворного» влияния Запада. Отсюда следовало противопоставление России Западу, утверждение, что Россия лучше, сильнее, могущественнее всех европейских стран вместе взятых. Князь П. А. Вяземский называл подобное восхваление России «квасным патриотизмом».
«Теория официальной народности» в обстановке действительного усиления влияния России в мире после победы над Наполеоном пользовалась большой популярностью. Только самые дальновидные люди понимали всю опасность такого самолюбования...
Теория “официальной народности”. Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, внедрить ее в школы; университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал историк и литератор С. С. Уваров, бывший с 1834 г. министром народного образования. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую теорию “официальной народности” (“самодержавие, православие и народность”). Смысл идей Уварова состоял в противопоставлении дворянск'0-интеллигентской революционности и верности народных масс существующему в России порядку. Оппозиционные идеи представлялись как привнесенное с Запада явление, распространенное только среди “испорченной” части образованного общества. Пассивность крестьянства, его набожность, веру в царя министр считал исконными и самобытными чертами народного характера. Другие народы, писал он, “не ведают покоя и слабеют от разномыслия”, а Россия “крепка единодушием беспримерным — здесь царь любит отечество в лице народа и правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу”.
Уваровские идеи поддерживал Бенкендорф.
“Прошедшее России было удивительно,
ее настоящее более чем
Виднейшие русские историки николаевского времени (М. П. Погодин, Н. Г. Устрялов и другие) стремились в своих научных и публицистических трудах следовать концепции, предложенной правительством.
Среди части образованного общества
теория официальной народности встретила
самое решительное неприятие
и осуждение, которое, однако, мало кто
осмеливался высказывать
Теория официальной народности - составная часть охранительной политики правления Николая I, основой которой являлась формула, выдвинутая министром просвещения графом Уваровым С.С. в 1834, "православие, самодержавие, народность" как стремление обосновать самобытность России в единстве глубоко религиозного народа с самодержавием. По существу власть опиралась на два "столпа": крестьянскую общину ("мир") и помещика-крепостника. Теория распространилась в просвещении, науке, литературе, искусстве, стала идеологией "Союза русского народа".
Доклад императору Николаю I о славянстве
Из сведений и бумаг,
Нет никакого сомнения, что
для охранения духа народного
от заразы возмутительных идей
необходимо было раскрыть в
самом зародыше замышляемое
Не дозволяя себе в частности
никакого преждевременного