Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:07, реферат
С того самого момента, как Ваше Императорское Величество определили для меня важную и трудную сферу деятельности (2), я испытываю живейшую потребность прибегнуть к Его Августейшей персоне, чтобы открыть мое сердце монарху, повергнуть к Его стопам исповедание веры, изложение моих правил, которое, по меньшей мере, покажет Вашему Величеству, как я оцениваю объем тех новых обязанностей, которые возложила на меня Его Высочайшая воля. Я дерзаю привлечь Его внимание к этим строкам, набросанным с безграничной доверенностью, и умолять Его уведомить меня, понял ли я Его намерения и в состоянии ли я им соответствовать.
Михаил Петрович Погодин (1800—1875) был выходцем из семьи крепостных. Его отец сумел получить вольную, а сам Михаил Петрович сделал блестящую научную карьеру. В 1818 г.
он закончил в Москве гимназию и поступил в Московский университет. Вскоре после окончания его Погодин защитил магистерскую диссертацию «О происхождении Руси». С 1826 г он начал преподавать всеобщую историю студентам первого курса университета. Погодин вел активную полемику с профессором Каченовским, отрицавшим подлинность большей части русских летописей и других исторических источников. В ходе этой полемики Михаил Петрович сумел подтвердить достоверность отечественной летописной традиции и в конечном итоге приобрел авторитет крупнейшего знатока древнерусского летописания. Профессорская деятельность Погодина продолжалась вплоть до 1844 г. С 1841 г. он стал членом Академии наук. Издавал журналы «Московский вестник» (1827-1830) и «Москвитянин» (1841-1856).
Опираясь на выводы французской исторической школы (Гизо, Тьерри, Тьер) Погодин доказывал, что исторический путь России и Западной Европы имеет существенные различия. На Западе государственность сложилась в результате завоевания, в России же возникла мирным путем. Поэтому в ней отсутствуют классовые противоречия, которые в Европе являются продолжением противоборства завоевателей и завоеванных народов. Погодин идеализировал русскую действительность, считая, что у нас не было ни рабства, ни пролетариев, ни феодального угнетения. Крепостничество рассматривалось им как институт обеспечивающий «патриархальную», органическую связь между землевла-делЬцами и крепостными. Несмотря на известную идеализацию, историософская основа концепции Погодина вполне соответствовала уровню развития исторической науки первой половины XIX в. и достаточно органично сочеталась с выводами французской исторической школы.
Близким другом и соратником М.П.Погодина
был профессор русской
Необходимо отметить, что не только министр на-<«Петербург- рОДНОГО просвещения России занимался разработ-ская группа» ^ 0фициальной правительственной доктрины, в официаль- П1 отделения А.Х.Бенкендорф также стре-
нои идеологии Ш|Л(.Я
Фаддей Венедиктович Булгарин (1789-1859) был достаточно одиозной фигурой в русской журналистике. Поляк по происхождению, он окончил кадетский корпус и затем служил в гвардии. Участвовал в заграничных походах русской армии 1805-1807 гг. После возвращения в Россию бежал в Варшаву. Вступил в польский легион, воевавший в составе наполеоновской армии. Участвовал в Итальянском и Испанском походах Наполеона 1809-1811 гг. В 1812-1814 гг. он воевал против русской армии. Попал в плен и вновь оказался в Варшаве. В 1820 г. Булгарин приехал в Петербург, где быстро приобрел известность благодаря своим фельетонам. Был тесно связан с декабристскими кругами. В начале 20-х гг. издавал журналы «Литературные листки» и «Северный архив». С 1825 г. деятельность Булгарина проходила под «патронажем» III отделения. Совместно с Н.И.Гречем он издавал газету «Северная пчела». Статьи Булгарина отличались крайне официозным духом, часто писались по прямому заказу III отделения. Особенную неприязнь в литературных кругах Петербурга и Москвы вызывали постоянные (как открытые, так и тайные) доносы Булгарина на своих собратьев по «литературному цеху». Причем он не был убежденным, идейным консерватором. Даже близкие ему по своей ориентации литераторы признавали, что побудительными мотивами деятельности Булгарина были тщеславие и алчность. Многие публикации, принадлежащие перу ведущего публициста «Северной пчелы» содержали в себе плохо скрываемые русофобские ноты. Не случайно А.С.Пушкин отмечал, что Булгарину «Простительно... не любить ни русских, ни Россию, ни историю, ни славу ее. Но не похвально ему за русскую ласку плевать русский характер...».
Николай Иванович Греч (1787-1867) не был столь одиозной личностью, хотя хорошие гонорары, получаемые им в булгаринс-ких изданиях частенько заставляли его закрывать глаза на неблаговидные поступки своего компаньона. В конце 50-х гг. Греч все же не выдержал и порвал с Булгариным. В своих воспоминаниях он весьма негативно отзывался о нем.
Немец по национальности, Греч был крупным специалистом в области русской филологии. Он окончил Петербургский педагогический институт, преподавал в ряде учебных заведений, издал несколько книг и учебников по русской грамматике и словесности. В 10-х — начале 20-х гг. Греч был близок к либеральным кругам, способствовал распространению «ланкастерских» школ взаимного обучения, состоял в масонской ложе «Избранного Михаила». С 1812 г. он становится редактором журнала «Сын Отечества». А с 1825 г. соредактором Булгарина по газете «Северная пчела». Статьи Греча были более корректны чем булгаринские, однако в сознании современников его имя оказалось теснейшим образом связано с последним.
Необходимо отметить, что позиции
сторонников «теории
В 30 — 50-е гг. XIX в. консервативная идеология имела влияние на общественное сознание. В сочетании с жесткими правительственными мерами по подавлению инакомыслия она явилась достаточно эффективной преградой против распространения в России либеральных и революционных идей. Она, однако, не могла помешать развитию общественной мысли в России, которое наблюдалось с конца 20-х гг. XIX в.
Идеология "православие, самодержавие, народность" С. С. Уварова
Среди русских государственных деятелей консервативной ориентации второй четверти XIX в. выделяется фигура министра народного просвещения Сергея Семеновича Уварова (1786—1855), который известен не только своей деятельностью на ниве народного образования, но и как создатель знаменитой триады: «православие, самодержавие, народность». За этой доктриной, сыгравшей важную роль в истории русской общественной мысли, оказавшей определенное влияние на развитие русской культуры 30—40-х гг. ХIХ в. и ставшей своеобразным символом русского консерватизма, в историографии прочно закрепился термин «теория официальной народности»1, введенный в научный оборот А. Н. Пыпиным.
Истоки и генезис этой
доктрины пока не стали
Работ, анализирующих саму доктрину, немного. Наиболее значительной из них является статья А. Л. Зорина «Идеология «православие — самодержавие — народность»: опыт реконструкции»4. В ней А. Л. Зорин попытался проанализировать знаменитую формулу, опираясь на документ, вышедший из-под пера Уварова и ранее историками не использовавшийся. Этот документ — письмо Уварова к Николаю I (март 1832 г.) с изложением основных принципов, которые должны лечь в основу будущей государственной идеологии5. Среди других работ, посвященных данному вопросу, следует отметить статьи Н. И. Казакова и М. М. Шевченко6. Оба автора, разбирая смежные вопросы, лишь кратко характеризуют доктрину Уварова.
Вопрос о времени появления
уваровской триады остается
В современной западной
Следует назвать причины,
которые способствовали
В конце 20-х — начале 30-х
гг. Уваров окончательно переходит
в лагерь консерваторов. Ярким
свидетельством этого являются
упоминавшееся выше письмо-
В циркулярном предложении
управляющего министерством
Стремление превратить и
студентов университетов, и их
наставников в «достойные
Наиболее развернуто Уваров
изложил свои идеи в четырех
документах: в письме-меморандуме
императору датированном мартом
1832 г., в докладе «О некоторых
общих началах могущих служить
руководством при управлении
министерством народного просве