Эволюция взглядов на проблему управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ основных направлений эволюции взглядов на проблему управления персоналом
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- исследование основных этапов развития управления персоналом;
- рассмотрение новых подходов используемых для управления персоналом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Этапы развития управления персоналом. 4
1.1. Персонал в рамках концепции школы научного управления: Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилберт……..….…………………………………………………………….7
1.2. Персонал в рамках концепции административной (классической) школы управления: Анри Файоль, Макс Вебер…………… …………………………………………..9
1.3. Персонал в рамках концепции школы человеческих отношений (неоклассической школы управления) Элтон Мэйо, Мэри Паркер Фоллетт..12
1.4. Персонал в рамках концепции поведенческой школы (бихевиористские теории): «пирамида потребностей» Абрахама Маслоу, теории «Х» и «Y» Дугласа Мак-Грегора и теория «Z» Уильяма Оучи…………………………………………13
1.5. Персонал в рамках концепции поведенческой школы……………………….….19
2. Концепция человеческого капитала…………………………………………………………...25
2.1. Концепция «Анализ человеческих ресурсов»………………………………………….26
2.2. Модели измерения индивидуальной стоимости работника………………….27
2.3. Стохастическая позиционная модель………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Управление персоналом (2).docx

— 170.44 Кб (Скачать)

Теорию научного управления можно считать переломным этапом, благодаря которому начали четко  прорисовываться многие аспекты управления персоналом: подбор квалифицированных кадров, формирование дружеских отношений в коллективе, нормирование труда и многое другое.

1.2 Персонал в рамках концепции административной (классической) школы управления.

Основоположником административной (классической) школы управления является французский социолог Анри Файоль, которого иногда называют отцом менеджмента. Сторонники этой теории рассматривали организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить ее общие характеристики и закономерности, но при этом не очень заботились о социальных аспектах управления, в том числе и управления кадрами.

Целью классической школы управления было создание функций и принципов управления, использование которых, по мнению ее сторонников, должно привести организацию к успеху.

Главный вклад Файоля в теорию управления заключается в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из следующих обязательных и взаимосвязанных функций: планирования, организации, распорядительства, координации и контроля.

Безусловно, данные функции  без особых проблем можно отнести  и к системе управления персоналом. В управлении персоналом они могут  выглядеть, например, так: кадровое планирование и маркетинг персонала; организация  найма, адаптации, обучения, профессионального  продвижения и высвобождения  персонала; распорядительство на уровне директора службы по управлению персоналом; координация деятельности всех компонентов  системы управления персоналом; контроль за оценкой эффективности работы по управлению персоналом.

Кроме функций управления, Файоль разработал 14 принципов управления. Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль тем не менее полагал, что их применение на практике должно носить гибкий характер, в зависимости от ситуации, в которой осуществляется управление.

Кратко представим данные принципы.

  1. Разделение труда, улучшающее качество труда и повышающее квалификацию персонала.
  2. Власть, означающая то, что кто-то должен обладать правом отдавать команды и нести ответственность за результаты.
  3. Дисциплина.
  4. Единство распорядительства, объясняемое тем, что распоряжение должно исходить только от одного руководителя и контроль за его исполнением должен осуществлять только один руководитель.
  5. Единство руководства.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим интересам.
  7. Вознаграждение персонала.
  8. Централизация, которая определяется исходя из контекста конкретной ситуации, и выбирается таким образом, чтобы давать лучшие результаты.
  9. Цепи взаимодействия, что соответствует видам делегирования полномочий от руководства к подчиненным, и наоборот.
  10. Порядок, так как каждый должен знать свое место в организации.
  11. Равенство.
  12. Стабильность персонала, ибо кадры должны находиться в стабильной ситуации.
  13. Инициатива, являющаяся двигателем развития организации и показателем отношения персонала к условиям их работы.
  14. Корпоративный дух.

Существенный вклад в  развитие теории управления в рамках классической школы внес немецкий социолог Макс Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации, которая должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Основные элементы построения такой организации, по Веберу, должны быть следующие:

  1. разделение труда;
  2. иерархическая система распределения власти;
  3. система правил и норм;
  4. система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;
  5. отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
  6. прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации;
  7. продвижение внутри организации благодаря знаниям, умениям и опыту;
  8. пожизненный найм.

Классическая школа управления рассматривала кадровые вопросы  с исключительно организационно-административных позиций. Конкретный работник не рассматривался как самостоятельный объект управления персоналом.

1.3 Персонал в рамках концепции школы человеческих отношений (неоклассической школы управления)

До появления школы  человеческих отношений мало кто  рассуждал научным языком о «трудовом  человеке» как об индивиде, а не как о работнике. Школа человеческих отношений зародилась в ответ  на неспособность полностью осознать человеческий фактор в организации. Поскольку она возникла как реакция  на недостатки классического подхода  в управлении, ее часто называют неоклассической.

Признанными авторитетами школы  человеческих отношений считаются  Элтон Мэйо и Мэри Паркер Фоллетт. Они изменили акцент в изучении управления с решения задач и функций, выполняемых работниками, на конкретного человека и его отношения с другими.

К этому выводу Мэйо привели данные, полученные в результате специально проведенного в течение нескольких лет исследования в «Вестерн Электрик Компани» (США). Эти исследования показали, что поведение человека на работе и результаты его труда зависят не только от материального вознаграждения, но и оттого, в каких социальных условиях он находится на работе, какие взаимоотношения существуют между рабочими и между рабочими и руководителями. Мэйо отмечал, что руководители должны доверять рабочим и основное внимание уделять созданию благоприятных отношений в коллективе, т.е. создавать положительный социально-психологический климат, формировать лояльный рабочий коллектив.

Аналогичной точки зрения придерживалась и теоретик управления Мэри Паркер Фоллетт. Она считала, что для успешного управления руководитель должен отказаться от формального отношения с работниками, опирающегося на должностную власть, а быть лидером, признанным коллективом. Ее трактовка менеджмента как «искусства добиваться результатов посредством действий других» во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях между менеджерами и рабочими. Менеджер должен исходить из сложившейся ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления.

       Сегодня наработки  представителей этой школы очень  активно используют специалисты  по управлению персоналом, которые  в основном курируют такой  важный процесс в системе управления  персоналом как формирование  корпоративной (организационной  культуры). Все чаще этими вопросами  в компании начинают заниматься, в том числе, и специалисты  по внутрикорпоративному PR.

1.4 Персонал в рамках концепции поведенческой школы.

Психолог Абрахам Маслоу вслед за теоретиками «человеческих отношений» в организации исследовал и разработал теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с этой теорией, у каждого работника по мере удовлетворения первых жизненных потребностей (жилье, питание, заработная плата, условия труда) возникают потребности в лидерстве, признании, общении, понимании, престиже, самоактуализации и управлении организацией. Реализация этих потребностей будет вызывать у работника «эффект сопричастности» к управлению организацией, поможет внушить ему, что, несмотря на наемный характер труда, он становится партнером собственника[9].

Таким образом, согласно учению Маслоу, человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей. Поэтому управление должно осуществляться на основе выявления этих потребностей и использования соответствующих методов мотивирования, приемов управления человеческими отношениями, включающих консультации с работниками и предоставления им более широких возможностей на работе (рабочие начинают участвовать в оценке своих наставников, распределении премий, анализе причин порчи, тарификации работ и т.д.). Основная особенность этой теории управления заключается, во-первых, в признании неизбежности конфликтов между рабочими и организацией, задача которой состоит в том, чтобы уменьшить отрицательные последствия этих конфликтов. Этот вывод представители данной школы делают на основе того, что потребности человека и потребности организации не совпадают. Для удовлетворения своих потребностей человеку необходимо сохранить свою независимость, развивая и выражая индивидуальные способности в условиях полной свободы. Природа же организации ставит на пути человека определенные преграды, отсюда неизбежен конфликт. Во-вторых, сторонники этой теории исходили из положения, что управленческий труд представляет собой самостоятельный, специфический вид труда, профессиональную деятельность, а менеджер - это профессия.

Теории управления, в основе которых лежат социально-психологические  особенности человека получили название бихевиористских теорий. Бихевиоризм (дословно - «поведение») - ведущее направление в психологии, изучающее человека, его реакции (поведение) на воздействия (стимулы) внешней среды[2].

Развитие таких наук, как  психология и социология, и совершенствование  методов исследования во второй половине XX в. сделало изучение поведения человека на рабочем месте в большей степени строго научным, что способствовало формированию школы поведенческих наук. Сторонники этой школы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы и качества труда, акмеологии. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности деятельности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов.

Поведенческий подход в управлении стал настолько популярным, что почти  полностью охватил всю область  управления в 1960-е гг. Его главный  принцип состоял в том, что  правильное применение науки о поведении  человека всегда будет способствовать повышению эффективности деятельности как отдельного работника, так и организации в целом.

Одним из видных представителей школы поведенческих наук является Дуглас Мак-Грегор, разработавший теории «X» и «Y». В соответствии с его концепцией существуют два типа управления, отражающих два типа взглядов на работников (таблица 1) .

 

Таблица 1 - Концепция управления

Предпосылки для  организации типа «X»

Предпосылки для  организации типа «Y»

1. Человек имеет унаследованную  нелюбовь к работе и старается  избегать её, т.е. по своей природе  ленив.

1. Человеку присуще стремление  трудиться, выражение физических  и эмоциональных усилий на  работе для него естественно,  контроль и угроза наказания  не являются единственными средствами  побуждения человека к деятельности.

2. По причине этого  большинство людей необходимо  принуждать приказами, системой  контроля и угрозами наказания  к действиям для достижения  целей организации.

2. Ответственность и обязательства  человека к целям организации  зависят от вознаграждения за  результаты труда, в первую  очередь связанного с удовлетворением  его потребностей в самовыражении.

3. Человек предпочитает, чтобы им управляли, старается  не брать на себя ответственность,  имеет относительно низкие амбиции  и желает быть в безопасной  ситуации.

3. Человек, воспитанный  определенным образом, не только  готов брать на себя ответственность,  но даже стремится к этому.


Мак-Грегор сделал вывод, что  управление типа «Y» более эффективно, и рекомендовал менеджерам создавать условия, при которых рабочий, достигая целей организации, одновременно добивался бы и своих личных целей.

Теория «X» описывает взгляды на работника доиндустриальной эпохи. В соответствии с ней среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому требуется принуждать большинство людей различными методами вплоть до наказаний к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия. Все это в свете данной теории усугубляется еще и тем, что большинство работников не стремятся ни к чему, избегают брать на себя ответственность и желают, чтобы ими руководили. Однако Мак-Грегор отмечает, что подобное поведение вызывается не столько свойствами человеческой натуры, сколько теми внешними условиями, при которых людям приходится жить и трудиться. Такие условия до середины XX в. были весьма далеки от идеала даже в наиболее развитых странах: на предприятиях зачастую преобладал тяжелый неквалифицированный физический труд, продолжительность рабочей недели намного превышала 40 часов, поэтому иного отношения к работе трудно было ожидать.

Современный этап НТР во многом изменил ситуацию. Большинство  видов физического труда стали  выполнять машины, что, по мнению Мак-Грегора, неминуемо приводит к изменению  отношения людей к своей работе, которое отражается во второй его  теории - теории «Y», являющейся противовесом теории «X».

В основе второй теории лежит  восприятие работника как человека, обладающего интеллектуальными  способностями, что связано, по мысли  Мак-Грегора, с ростом НТП и переосмыслением  по этой причине отношения людей  к работе.

Согласно теории «Y»:

  • затраты физических и интеллектуальных сил человека в труде совершенно естественны; принуждение к труду, угроза наказаний не является единственным средством достижения целей;

если люди приобщены к  организационным целям, они будут  использовать самоуправление и самоконтроль в процессе деятельности;

приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением  цели;

обычный человек при соответствующих  условиях не только способен принимать  на себя ответственность, но и ищет возможности проявлять свои способности.

Менеджмент в теории «Y» играет качественную роль: его задача - объединять (интегрировать), создавать условия, способствующие развитию актуальных способностей человека. Децентрализация управления - гарантия эффективности его труда. Большинство людей обладают сравнительно высокой степенью изобретательности и творчества, которые можно применить в интересах организации.

Информация о работе Эволюция взглядов на проблему управления персоналом