Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:41, курс лекций
УП-специф-й вид управл-й деят-ти, сущность которого заключ-ся в постоянном, системном воздействии на персонал с пом. организац-х, эконом-х, соц. и психол-х методов для достиж-я целей орг-ии.
Цели УП:
1)Повыш-е конкурентосп-ти п/п;
2) Повыш-е эфф-ти пр-ва;
3)Обеспеч-е высокой соц-й эфф-ти функц-я колл-ва.
Субъект УП-группа спец-ов и раб-ов кадровых служб,а также рук-ли всех уровней.
Объект УП-отдельный раб-ик + их совокуп-ть, как трудовой коллектив.
1. Понятие, сущность и содержание УП
УП-специф-й вид управл-й деят-ти, сущность которого заключ-ся в постоянном, системном воздействии на персонал с пом. организац-х, эконом-х, соц. и психол-х методов для достиж-я целей орг-ии.
Цели УП:
1)Повыш-е конкурентосп-ти п/п;
2) Повыш-е эфф-ти пр-ва;
3)Обеспеч-е высокой соц-й эфф-ти функц-я колл-ва.
Субъект УП-группа спец-ов и раб-ов кадровых служб,а также рук-ли всех уровней.
Объект УП-отдельный раб-ик + их совокуп-ть, как трудовой коллектив.
Виды методов:
1)админ-е и распоряд-е – для них характ-но прямое централиз-е возд-е на объ-т упр-я (законы, уставы, правила, инстр-ии, полож-я, приказы, распоряж-я)
2)эконом-е
– сист-а мотивов и стимулов,
побужд-х раб-ов эфф-но
3)соц/псих – связаны с соц-ми отнош-ми, с моральным и псих-м возд-ем, с помощью кот.активизир-ся гражд-ие и патриот-е чувства, регулир-ся ценностные ориентации людей, нормы повед-я, соц-й климат в орг-ии.
Сис-та УП состоит из подсистем: [1] -> [2] -> …-> [9]
1)Планир-я и маркет-га П – разр-ка кадровой пол-ки и страт-ии УП; анализ рынка труда и кадрового потенциала; орг-я кадрового планир-я; планир-е и прогноз-е потреб-ти в персонале.
2)Найма, отбора и учета П – орг-ия найма, собес-ия, оц-ки, отбора и приема П; учет перемещений, поощрений и увольн-й П; профф-ая ориентация П; орг-ия рацион-го использования П; управл-е занятостью П;
3)Трудовых отношений – анализ и регулир-е групповых и личностных взаимоотнош-й; управл-е конфл-ми и стрессами; соблюд-е этических норм взаимоотнош-й.
4)Условий труда – соблюд-е требов-й психофизиологии труда; охрана труда и ТБ.
5)Развития П – обучение, переподг-ка и повыш-е квалиф-ии П; введение в должность и адаптация новых раб-ов; оц-ка кандидатов на вакантную долж-ть; реализ-я деловой карьеры и продвиж. П.
6)Мотивации повед-я П – управление мотивации П; разр-ка систем оплаты труда и форм морального поощрения П;
7)Соц-го развития П – организ-я общ.питания; развитие культуры и физ.воспитания; обеспеч-е здравоохр-я и отдыха; управл-е соц-ми конфл-ми и стрессами.
8)Развития орг структур управл-я – анализ сложив.и проектир-е нов. орг структур управл-я; разр-ка штатного расписания; разр-ка и реал-я стилей и методов управления.
9)Правового
и инф обеспеч-я – решение правовых
вопросов труд.отнош-й и хоз.деят-ти; провед-е
консульт.по Юр вопросам; ведение учета
П; обеспеч-ие П НТ-ой инфой.
2. Кадровая служба п/п
КС (Сист-а УП (СУП)) – совок-ть специализир-х стуктур-х подразд-й в сфере упр-я п/п, призванных управлять персоналом в рамках избранной кадровой пол-ки.
Варианты распол-ия КС в сист-е управл-я п/п:
1)Основная
особенность стр-ры в
2)Преим-вом
этого варианта явл-ся
3)В этом
варианте рук-ль пытается
4)Данный
вариант является наиболее
Реализация целей УП осущ-ся через кадровую пол-ку(КП).
КП – главное направл-е в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, кот реализ-ся СУП п/п.
Открытая КП – хар-ся тем, что орг-ция прозрачна для потенциальных раб-ков на любом уровне, т.е. м. прийти и начать работать как с самой низшей должности, так и с должности на уровне высшего рук-ва. Орг-ция готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соотв-щей квалиф-цией без учёта опыта работы в этой или в родственных его орг-ции.
Закрытая КП – хар-ся тем, что орг-ция ориентир-ся на включение нового персонала только с низших должностей, а замещение происх-т из числа сотрудников орг-ции.
Сравнительная хар-ка двух типов КП
Элементы кадрового процесса | Открытая КП | Закрытая КП |
1. Набор | В усл-х высокой конкуренции на рынке труда | В усл-х дефицита рабочей силы |
2. Адаптация персонала | Внедрение новых для орг-ции подходов, но возм-ть быстрого включения П. затруднена | Эф-ная адаптация за счёт наставников и высокой сплочённости коллектива |
3. Обучение и развитие П. | Часто провод-ся во внешних центрах, способствует заимствованию нового | Часто провод-ся во внутрикорпоративных центрах и способствует формиров-ю единого взгляда |
4. Продвижение П. | Затруднена возм-ть роста, т.к. преобладает тенденция набора П., нежели продв-ния | Предпочтения при назнач-и всегда отдаётся сотрудникам компании |
5. Мотивация и стимулирование | Предпочтение отдаётся вопросам стимулир-я | Предпочтения отдаются вопросам мотивации |
3. Анализ кадрового потенциала
Кадровый потенциал п/п – совокупная трудовая дееспособность коллектива, ресурсные возможности в области труда списочного состава п/п исходя из возраста, физических возможностей, знаний и навыков.
Параметры трудового потенциала:
Количественные – численность промышленно-производственного персонала и персонала непроизводственных подразделений; структура персонала (поло-возр., семейн., по стажу работы).
Качественные – физ. и псих. потенциал (сост. здоровья, физ. развитие, выносливость); объем общих и спец. знаний, трудовых навыков и умений (образование и квалиф-й уровень); качество членов коллектива, как субъектов хоз. деятельности (ответственность, интерес, сопричастность к эконом-й деятельности п/п).
2 категории работников:
1)рабочие (промышленно-производственный персонал);
2)служащие
(управленческие и инженерно-
руководители (высш,средн,низш); специалисты
(эконом, бухгалт, маркет, инжен); технические
исполнители (курьеры, машинистки).
4. Трудовые перемещения персонала
Состоят из процедур:
1)повышение в должности или квалификации;
2)понижение;
3)увольнение;
4)горизонтальная
карьера, которая
Ротация – служебное плановое перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника.
Виды ротации:
1)перемещение
– выполнение работником тех
же обязанностей на новом
2)перестановка
– получение новых
Плюсы ротации:
1)снижение текучести кадров;
2)высокий показатель рационализаторских предложений со стороны раб-ов;
3)снижение уровня стрессов, вызванных монотонностью, рутинностью работы;
4)повышение
мотивации и степени
5)в случае
возникновения или угрозы
6)работники
имеют возможность сравнить
7)ротация – хороший метод обучения без отрыва от произв-ва.
Минусы ротации:
1)снижение
производительности ввиду
2)необходимы
средства для обучения и
3)при неисправном перемещении могут возникнуть конфликты;
4)при
реализации перемещений могут
возникнуть проблемы, вызванные
отказом людей занимающих
Классификации ротации:
1)по
частоте или скорости
2)в зависимости от траектории движения:
кольцевая (работник, пройдя ряд должностей за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность);
безвозвратная (перемещение без возврата на старую должность);
рокировка (2 работника среднего уровня меняются местами);
3)по
уровню специализации: по
4)по масштабу перемещений:
внутренняя
(в пределах п/п или подразделения);
внешние (между филиалами или подразделениями,
находящимися в 1 регионе);
межрегиональные; международные (ТНК);
5)по
целям ротации: для подготовки
руководящих кадров; для смены
обстановки людей; для
Обогащение
труда – качественное изменение характера
работы, существующее в таких формах, как
расширение ответственности и предоставление
больших прав на распоряжение ресурсами,
участие в различных комитетах и творческих
группах, временное назначение на высокую
должность, предоставление возможности
заниматься научной работой и делать собственную
карьеру, участие в обучении других, наставничестве
и передаче опыта.
5. Планирование трудовой карьеры
Карьера – в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности, достижение известности, славы.