Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:41, курс лекций
УП-специф-й вид управл-й деят-ти, сущность которого заключ-ся в постоянном, системном воздействии на персонал с пом. организац-х, эконом-х, соц. и психол-х методов для достиж-я целей орг-ии.
Цели УП:
1)Повыш-е конкурентосп-ти п/п;
2) Повыш-е эфф-ти пр-ва;
3)Обеспеч-е высокой соц-й эфф-ти функц-я колл-ва.
Субъект УП-группа спец-ов и раб-ов кадровых служб,а также рук-ли всех уровней.
Объект УП-отдельный раб-ик + их совокуп-ть, как трудовой коллектив.
Трудовая карьера – индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением положения работника по вертикальной шкале сложности труда или соц-й лестнице.
Цели карьеры:
1)профессия,
вид деятельности, занимаемая должность
должна соответствовать
2)работа
должна находиться в местности,
3)условия
работы должны усиливать
4)работа должна носить творческий характер и позволять достичь определенной степени независимости;
5)труд должен хорошо оплачиваться;
6)работа должна позволять продолжать активное обучение, заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством.
Классификация карьеры, признаки:
[1]по скорости переходов – кол-во за определенный период:
1)нормальная;
2)стремительная.
[2]по направленности карьеры:
1)профессиональное становление работника, как профессионала, квалифицированного специалиста в своем деле;
2)Внутриорганизационная карьера – последовательная смена стадий развития карьеры, продвижение в должностном плане в пределах 1 п/п;
3)центростремительная
карьера – движение к
Этапы развития карьеры:
1)исследования – подготовка к вступлению в ряды наемных работников, приобретение навыков;
2)вступление в организацию (адаптация 2 – 3 года);
3)упрочнение положения;
4)поддержание (стабильность);
5)расставание
(пенсия, «не подошел»)
Типы карьеры:
1) «Трамплин»
Жизненный
путь работника состоит из длительного
подъема по служебной лестнице с
постепенным ростом опыта, квалификации
и должностей на более сложные
и лучше оплачиваемые. На определенном
этапе работник занимает высшую для
него должность и старается удержаться
в ней в течение длительного времени, а
затем прыжок с трамплина – уход на пенсию.
Данная модель типична для специалистов
и служащих, которые не ставят перед собой
цель быстрого продвижения по службе.
2) «Лестница»
Каждая ступень служебной карьеры – определенная должность, которую работник занимает не более 4 – 5 лет. Каждую новую должность работник получает после повышения квалификации.
Верхней
ступени карьеры работник достигает
в период максимального потенциала, а
затем начинает планомерный спуск по служебной
лестнице с выполнением менее интенсивной
работы, не требующей принятия сложных
решений и руководства большим коллективом.
При этом вклад руководителя и специалиста
ценен для предприятия.
3) «Змея»
Этот
тип предусматривает
4) «Перепутье»
Эта модель карьеры предполагает по истечение определенного срока работы прохождение руководителем или специалистом аттестации по результатам которой принимается решение о дальнейшей карьере. Если потенциал руководителя средний, но он обладает профессиональными знаниями и умениями, достаточными для занимаемой должности, то он рекомендуется на перемещение на другую должность (горизонтальная карьера). Если потенциал руководителя низкий, профессиональная подготовка не соответствует занимаемой должности, то решается вопрос о его понижении в должности или увольнении. Если потенциал руководителя высокий, то рекомендуется на повышение.
6. Профессиональный набор и отбор персонала
Комплексный подход к найму и отбору персонала (подбор) состоит из:
1)узнать
о том, что представляет собой
должность, которая должна
2)определение личностных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения данной работы;
3)найти
возможные источники и методы
привлечения подходящих
4)определить,
какие методы лучше всего
5)обеспечение введения нового работника в должность и в организацию.
1) Должностная инструкция
Должность – штатная единица организации, первичный элемент в структуре управления.
Должностная инструкция определяет основное содержание работ, которые должны быть выполнены раб-ом и включает:
1)общее описание данных работ;
2)виды деятельности и обязанности;
3)ответственность и полномочия;
4)место
в формальной структуре
2) Требования к должности
Профессиограмма (карта компетентности) – качества, которыми должны обладать сотрудники, претендующие на должность:
1)опыт работы;
2)технические знания и навыки (минимум, желательно, обязательно, противопоказано);
3)физические характеристики;
4)состояние здоровья и внешность;
5)интеллектуальные способности и мотивация;
6)личные и деловые качества;
7)специальные требования (возможность переезда, командировки).
3) Методы привлечения кандидатов
Набор – создание резерва потенциальных кандидатов на вакантные должности.
Источники:
(1)внутренние – люди, работающие в организации (другие должности, отделы).
Методы набора персонала по внутренним источникам:
1)внутренний конкурс;
2)совмещение профессий;
3)ротация
(вертикальная, горизонтальная).
«+»:
1)осведомленность
о положительных и
2)повышенная лояльность работников;
3)как правило дешевле, чем набор со стороны.
«–»:
1)создание конфликта внутри
2)укрепление
одного подразделения может
(2)внешние – люди способные работать в организации, но не работающие в ней в настоящее время.
Внешние источники:
(1)активные (работодатель сам ищет работника). К ним прибегают, когда на рынке труда спрос на рабочую силу (особенно квалифицированную) превышает предложение.
1)вербовка
персонала (налаживание
2)с
помощью личных связей
3)путем
проведения презентаций и
(2)пассивные – размещение объявлений во внешних и внутренних СМИ.
«+»:
1)приносит свежую струю и новые идеи в организацию;
2)иногда человек со стороны обходится дешевле, чем обучение своего сотрудника;
3)может служить компании в качестве рекламы.
«–»:
1)существует
вероятность ошибки при
2)снижение лояльности работников, которые хотели бы продвинуться внутри компании;
3)адаптация
и работа требуют больше
4) Отбор персонала
Отбор персонала – мероприятие для выявления из кандидатов лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.
В состав отбора включается:
1)предварительное собеседование (интервью);
2)проверка рекомендаций;
3)тестирование;
4)групповые методы отбора;
5)мед осмотр;
6)собеседование;
7)окончательное решение о приеме.
Отбор кадров в организации осуществляют работники СУП, в чьи функции входит:
1)выбор
критериев отбора и их
2)отборочная беседа;
3)работа с заявлениями и анкетами по биографическим данным;
4)проведение тестов;
5)беседа по поводу принятия на работу;
6)конечное
решение при отборе.
1)предварительный отбор – обмен информацией между раб-ом кадровой службы и кандидатом с целью установить соответствуют ли навыки, способности, личные качества и внешние данные требованиям вакантной должности;
2)проверка рекомендаций;
3)тестирование (рабочие задания, на проверку знаний, умственных способностей, физических способностей, на оценку личности, специфические тесты);
4)групповые методы отбора (деловые игры, групповые дискуссии, упражнения на решение проблем);
5)мед осмотр
6)собеседование