Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:28, курсовая работа
Целью работы является анализ основных направлений эволюции взглядов на проблему управления персоналом
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
- исследование основных этапов развития управления персоналом;
- рассмотрение новых подходов используемых для управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ
1. Этапы развития управления персоналом. 4
1.1. Персонал в рамках концепции школы научного управления: Фредерик Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилберт……..….…………………………………………………………….7
1.2. Персонал в рамках концепции административной (классической) школы управления: Анри Файоль, Макс Вебер…………… …………………………………………..9
1.3. Персонал в рамках концепции школы человеческих отношений (неоклассической школы управления) Элтон Мэйо, Мэри Паркер Фоллетт..12
1.4. Персонал в рамках концепции поведенческой школы (бихевиористские теории): «пирамида потребностей» Абрахама Маслоу, теории «Х» и «Y» Дугласа Мак-Грегора и теория «Z» Уильяма Оучи…………………………………………13
1.5. Персонал в рамках концепции поведенческой школы……………………….….19
2. Концепция человеческого капитала…………………………………………………………...25
2.1. Концепция «Анализ человеческих ресурсов»………………………………………….26
2.2. Модели измерения индивидуальной стоимости работника………………….27
2.3. Стохастическая позиционная модель………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Мак-Грегора, высказанные им в виде теорий «X» и «Y» .
Изучив японский опыт управления, Оучи пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления персоналом, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.
Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек - это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех деятельности организации.
Оучи сформулировал цели теории «Z», в сжатом виде сводящиеся к следующему: долгосрочный наем работников; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о рабочих.
Основная заслуга бихевиористов в области управления персоналом заключается в том, что они впервые осуществили вполне удачную попытку «заглянуть в душу работника» в целях повышения эффективности деятельности всей организации.
1.5 Персонал в рамках концепции математической школы
Первые попытки описания экономических процессов языком математики были сделаны к середине XIX века. Вначале французский профессор Антуан Курно опубликовал в 1838 г. книгу «Исследование математических принципов теории богатства», а позднее, в 1853 г. немецкий экономист Генрих Госсен издал книгу «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли». Однако труды пионеров экономико-математического направления не вызвали интереса ни в научных кругах, ни в массе всех иных читателей: книги почти не продавались.
Курно пробовал переиздавать свой труд под разными названиями, изымая из него математические символы и формулы – все безрезультатно. А для Г.Госсена равнодушие к его труду было таким ударом, что незадолго до своей смерти в 1858 году он выкупил и уничтожил практически весь тираж книги. И лишь спустя треть века книга Госсена была обнаружена профессором Адамсоном и переиздана в 1889 году. Лишь тогда идеи пионеров нового направления были восприняты научной мыслью.
К началу ХХ столетия экономико-математическая школа уже окончательно сформировалась. Причем термин «школа» не следует понимать таким образом, что у представителей этого направления имелась общая программа – их объединял лишь метод исследования экономических явлений.
Что же касается вопроса о формировании управленческой математической школы, то здесь имеются свои нюансы. Долгое время научное сообщество вообще не разделяло экономические и управленческие вопросы; казалось, производственная деятельность настолько тесно связывает проблемы управленческого и хозяйственного плана, что провести между ними четкий водораздел не представляется возможным. Подобно тому, как Адам Смит не разделял функции собственника бизнеса и предпринимателя (они представляли для него монолитное и неделимое единство), так и экономисты первой половины ХХ века считали управленческие вопросы частью экономической науки.
Формализация хозяйственных задач, составление уравнений спроса и предложения, описание равновесной рыночной экономики, сделанные Л.Вальрасом, В.Парето, А.Маршаллом и другими учеными придало сильный импульс к исследованию задач управления производством и созданию не только теоретических, но и практических моделей макро и микроуровня.
Мы уже упоминали выше, что образование первого в мире социалистического государства – СССР в 1922 году послужило качественным толчком к созданию целого ряда работающих хозяйственных и управленческих моделей, основанных на математическом методе.
В определенной мере математический подход должен был стать не только вспомогательным инструментом перевода экономики на научные рельсы, – он должен был в известной степени заменить рынок и рыночное управление хозяйственной системой (см. рис.1).
Рис.1. Упрощенная схема замены
рыночного саморегулирования
Экономика без эксплуатации человека человеком, без инфляции и безработицы, с централизованным планированием как несущим элементом – таковой в идеале мыслилась социально-экономическая структура общества – более справедливого, без денег и рынка.
Решить эту грандиозную по масштабам задачу изменения системы управления экономикой было необычайно сложно, тем более, что раньше этого еще никто не делал. Попытки отмены денег и установления прямых распределительных отношений путем продразверстки и введения военного коммунизма чуть не обернулась крахом экономики. Пришлось идти на попятную и возвращаться к рыночным механизмам (к НЭПу).
Однако математические модели, на которые мог бы опираться Госплан, продолжали активно разрабатываться. В частности, были сверстаны первые матрицы межотраслевого баланса – пока еще в очень агрегированном виде – связывающие в единое целое ресурсы, труд и конечный продукт. На основе балансов производилась увязка хозяйственного и государственного управления.
На микроуровне математические методы управления стали применяться в виде линейного программирования, объединявшего методы решения задач, описывавшихся линейными уравнениями, при составлении оптимального по прибыли плана производства; выборе структуры инвестиций; составлении расписаний; разработке маршрутов перевозок. Здесь мы впервые видим математическую поддержку при принятии управленческих решений.
Рассмотрим метод линейного программирования на простом примере.
Предприятие производит две модели – А и В – сборных книжных полок. Их производство ограничено запасами сырья (высококачественных досок) и временем машинной обработки. Для каждого изделия модели А требуется 3 кв.м досок, модели В – 4 кв. м. Предприятие может получить от поставщика до 1700 кв. м досок в неделю.
Для изделия А требуется 12 мин. машинного времени, В – 30 мин. В неделю можно использовать 160 часов машинного времени. Перед менеджментом предприятия стоит вопрос: сколько изделий каждой модели следует выпускать в неделю, если каждое изделие модели А приносит 2 руб. прибыли, а В – 4 руб.?
Очевидно, что даже в такой простой постановке проблемы руководители предприятия не в состоянии сразу определиться с плановыми заданиями. Для выработки оптимального управленческого решения нужен математический расчет.
Обозначим за Х1 – количество выпущенных за неделю полок модели А; за Х2 – количество выпущенных за неделю полок модели В.
Задача состоит в нахождении наилучших значений Х1 и Х2, т.е. таких, которые максимизируют ежедневную прибыль:
Р = 2Х1 + 4 Х2 → max (целевая функция).
Функция принимает экстремальные значения в точках, в которых обращаются в ноль ее производные, либо на границе области определения.
∂Р/∂Х1 = 2; ∂Р/∂Х2 = 4. В нашем случае на при каких Х1 и Х2 производные в ноль не обращаются.
Чтобы увеличивать функцию Р, надо увеличивать Х1 и Х2. Но (и в этом суть проблемы) значения Х1 и Х2 не могут увеличиваться неограниченно. Они ограничены лимитами на сырье и машинное время.
Поскольку Х1 и Х2 выражают еженедельный объем выпускаемых изделий, они неотрицательны: Х1 ≥ 0; Х2 ≥ 0. (1).
Ограничения на наличие досок и машинное время могут быть записаны следующим образом:
3 Х1 + 4 Х2 ≤ 1700 (для досок);
2 Х1 + 5 Х2 ≤ 1600 (для машинного времени). (2).
Следовательно, задача состоит в том, чтобы найти значения Х1 и Х2, удовлетворяющие условиям неотрицательности (1) и ограничениям типа неравенств (2) и максимизирующих функцию Р = 2Х1 + 4 Х2.
Это типичная двухмерная задача линейного программирования. Целевая функция, которая должна быть максимизирована, называется линейной функцией своих переменных. Условия неотрицательности позволяют ограничиться рассмотрением положительного квадранта. Границы его определяются прямыми:
3 Х1 + 4 Х2 = 1700;
2 Х1 + 5 Х2 = 1600.
Решая систему совместно, получаем: Х1 = 300, Х2 = 200. Следовательно, максимальная прибыль составляет:
2 х 300 + 4 х 200 = 1400 руб.
При оптимальном решении оба ограничения превращаются в равенство, что означает полное использование сырья и машинного времени.
В докомпьютерную эпоху использование
математических моделей в экономике
и управлении было весьма ограниченным.
Большие объемы вычислений требовали
длительного времени и
С появлением транзисторных
ЭВМ, а затем и персональных компьютеров,
ситуация радикальным образом
В таких сферах, как бухгалтерский и управленческий учет, автоматизация управления предприятием, взаимодействия с клиентами и поставщиками, стали использоваться экономико-управленческие модели стандартизированного типа, которые при незначительных изменениях адаптируются к потребностям того или иного бизнеса.
Схематично это можно показать следующим образом. Из совокупности технологических, экономических и управленческих операций выбирается отдельный комплекс работ (оригинал), который подлежит автоматизации (см. рис.2).
Рис.2. Процесс построения моделей.
Далее определяются параметры модели, уровень детализации, критерии эффективности, информационные потоки и связи. Формализованные задачи переводят на язык математики и алгоритмические вычисления, что дает реализацию модели.
На текущий момент математическая поддержка управленческих решений в бизнесе развита достаточно хорошо. Софтверные компании, специализирующиеся на данном виде предпринимательской деятельности, сейчас создают не только отлично действующие математические продукты, автоматизирующие отдельные участки бизнеса, но и выступают в качестве системных интеграторов, объединяющих отдельные модели в единый комплекс, что дает мощный синергетический и экономический эффект.
Коммунистическая доктрина предусматривала при построении новых хозяйственных отношений полную отмену денег, так как именно деньги, по мнению большевиков, служат основным инструментом эксплуатации трудящихся. Так, декрет СНК от 2 мая 1919 г. предписывал все платежи между предприятиями и организациями осуществлять не посредством денег, а с помощью бухгалтерских записей. Государство к тому времени уже выплачивало зарплату рабочим и служащим преимущественно продуктами (пайками), – чаще всего той продукцией, которую производило предприятие. Уже была отменена плата за коммунальные услуги, за услуги телеграфа и почты. Лекарства из аптек по рецептам врачей тоже отпускались бесплатно. 19 января 1920 г. «за ненадобностью» был упразднен Народный банк. С 1 января 1921 г. перестал оплачиваться провоз по железным дорогам грузов
Можно сказать, что последние
полтора-два десятилетия
2. Концепция человеческого капитала
«Так величавы, так умны, Так благочестия полны, Так осмотрительны, так точны,...»
А.С. Пушкин. Евгений Онегин
В последние годы стало
общим мнением, что эффективность
развития экономики современных
государств в огромной степени зависит
от того, сколько средств оно вкладывает
в своих людей. Без этого невозможно
обеспечить его поступательное развитие.
Так, в США, по некоторым оценкам,
доля инвестиций в человеческий капитал
составляет более 15% ВВП, что превышает
«чистые» валовые инвестиции частного
капитала в заводы, оборудование и
складские помещения. И даже если
специальные исследования по этому
вопросу не проводились, можно с
высокой долей уверенности
Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя — в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».
В 1812 г. в России Людвиг Якоб
высчитал сравнительные издержки от
найма вольного работника и крепостного,
выразив их в натуральных единицах:
пудах и четвертях ржи. В расчетах
он использовал понятие «
В XX столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капитала — Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.
Хотя основной вклад в
популяризацию идеи человеческого
капитала был внесен Т. Шульцем[4] , классикой
современной экономической
Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
Информация о работе Эволюция взглядов на проблему управления персоналом