История Отечественного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:58, лекция

Краткое описание

Противостояние сторонников и противников «Норманской» теории началось в 1749 г., однако норманнизм возник несколькими годами ранее.
В 1749 г. Миллер подготовил диссертацию «О происхождении имени и народа российского», где сформулировал основные положения появления русского государства: Восточные Славяне в силу ряда причин были не способны создать государство. За них эта задача была решена Варягами (Норманнами). Таким образом, российское государство было создано немцами и Россия находится в особой исторической связи с Германией, поэтому должна всюду следовать за ней.
Первым рецензентом этой теории стал М.Ю.Ломоносов. Он нашел массу нестыковок в представленной работе, отметил, что все вышеуказанные соображения основаны на «Повести временных лет», что означает недостоверность фактов, указанных в ней. М.Ю.Ломоносов был в целом прав относительно своей критики, но он не всегда оперировал научными аргументами при написании рецензии: от критики взглядов зачастую переходил к критике самих идеологов (Байер, Миллер, Шлецер).

Файлы: 1 файл

IOGP_Chernyshev.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Потомственное дворянство, помимо получения соответствующего ранга по «Табелю о рангах», можно было приобрести следующим образом:

1. По наследству.

2. Императорское пожалование.

3. Награждение одним из российских  орденов.

4. Личный дворянин в 3-м поколении  становился потомственным дворянином.

5. Замужество за потомственным  дворянином.

В 1785 году Екатерина утвердила «Жалованную грамоту дворянству». Этот документ закрепил все права и привилегии дворянского сословия:

1. Священна и неприкосновенна личность, достоинство дворянина. Дворянства дворянин мог быть лишен только по решению суда за совершение тяжкого преступления и санкции царя (конфирмация). 

2. Священна и неприкосновенна  собственность дворянина. Устанавливался судебный порядок лишения дворянина собственности.

3. Грамота объявляла исключительной  собственностью дворян землю  и крепостных.

4. Грамота фиксировала право  собственности дворян не только  на землю, но и на полезные  ископаемые на этой земле.

5. «Жалованная грамота» закрепляла право дворян создавать промышленные и торговые предприятия не только на территории своих имений, но и на территории городов.

6. Дворяне получили право участвовать  в формировании местных органов  государственного управления, куда  местные дворяне избирали своих представителей.

7. Дворяне исключались из перечня  лиц, к которым применялись телесные  наказания.

8. Судить дворянина мог только  суд, состоящий из дворян.

9. В судебном процессе, одной  из сторон которого был дворянин, должен был присутствовать сословный представитель, то есть представитель местного дворянства, который должен был наблюдать за тем, чтобы суд, состоящий из дворян не ущемил права и законные интересы дворянина.

10. «Жалованная грамота» предусмотрела  право дворян создавать свои  корпоративные сословные организации  на уровне губерний и уездов  – это дворянские губернские  и уездные собрания. Через губернских  предводителей местные дворяне  получили право обращаться с  петициями непосредственно к императору, то есть напрямую. Но «Жалованная грамота» не предусматривала создание координирующих дворянских учреждений на всероссийском уровне.

11. Дворяне, как и раньше, были  освобождены от личных государственных  повинностей и податей.

12. Дворяне получили право свободного  передвижения по территории империи  и возможность выезда за границу  для лечения, учебы и поступления  на службу другому монарху.

13. Дворяне получили право менять  подданство.

14. Существовали и другие, не  столь важные права, то есть так называемые почетные права (право ношения дворянского мундира, возможность использовать дворянский герб, право ездить в карете, запряженной особым образом и так далее).

В 1722 году при Сенате была учреждена новая должность – герольдмейстер, который ведал всеми вопросами дворянского сословия (наблюдал за подготовкой дворянских недорослей к государственной службе, вел дворянские списки, составлял дворянские гербы и обладал возможностью влиять на кадровую политику в стране, поскольку имел право высказывать свое мнение при решении вопроса о назначении на государственные должности).

В 80-х годах 18 века принимались указы, ограничивающие действие табеля о рангах в части получения дворянства:

  • Запрещалось принимать на государственную службу не дворян.
  • Указ, запрещающий производить в офицеры не дворян.

Но эти указы были очень быстро отменены.

 

Правовое положение городского населения.

 

Во второй половине 17 века правовое положение городских жителей регламентировалось Соборным Уложением.

В 18 веке Петр I в 1721 году утвердил регламент главного магистрата, который определял правовое положение определенных категорий городского населения. По этому регламенту городские жители делились на 3 основные категории:

1. Знатные (дворяне, проживающие в  городской черте и городская верхушка).

2. Регулярные жители, которые делились  на 2 гильдии:

  • Первая гильдия – банкиры, купцы, врачи, аптекари, художники, владельцы торговых судов.
  • Вторая гильдия – ремесленники и мелкие торговцы.

3. Нерегулярные (подлые) жители –  это лица, работающие по найму, находящиеся в услужении и др.

В 1785 году Екатерина утверждает жалованную грамоту городам. Этот документ разделил всех городских жителей на 6 категорий:

1. Настоящие городовые обыватели (по сути, это все городские  жители, имеющие какую либо недвижимость в городской черте).

2. Купцы, которые сначала делились  на 2, а потом на 3 гильдии.

3. Ремесленники.

4. Иностранные гости.

5. Именитые граждане – это  городские руководители, промышленники (предприниматели с капиталом, превышающим 50 тысяч рублей), врачи, банкиры, художники, владельцы торговых судов, актеры императорских театров и университетские преподаватели, а немного позднее к этой категории стали относить лиц, имеющих университетское образование.

6. Работные («черные») люди.

Купцы первой и второй гильдии, а также именитые граждане получили ряд привилегий, похожих на привилегии дворянства:

  • Свобода от личных повинностей и платежей.
  • Свобода от рекрутчины.
  • Свобода передвижения по территории страны и право выезда за границу.
  • Свобода от телесных наказаний.

 

Правовое положение духовенства.

 

В этот период духовенство, как и дворянство, превращается в замкнутое сословие, доступ в которое со стороны был затруднен. По прежнему духовенство делится на белое (приходское) и черное (монашествующее). Должности на приходах практически передаются от отца к сыновьям. Это говорит о том, что в белое духовенство попасть практически было не возможно. В черное же духовенство доступ был. При Петре этот доступ тоже в значительной степени был затруднен (был установлен возраст, отсутствие малолетних детей и так далее).

Законодательство в это время относительно лиц духовного звания предусматривала как определенные привилегии, так и ограничения.

Привилегии заключались в том, что священнослужители, как и дворяне, были освобождены от телесных наказаний, были освобождены от личных повинностей и от податей. Кроме этого, священнослужители имели привилегию сословного представительства в судах. Что касается запретов, то священнослужителям запрещалось заниматься ростовщичеством, заниматься откупами (когда можно было откупить у государства некую сферу предпринимательской деятельности, например, добычу соли), запрещалось производство и продажа спиртных напитков.

В это время церковь была лишена в значительной степени возможности владеть землей и крепостными крестьянами, а ко второй половине 18 века вообще была лишена этого права (Петр III указом о секуляризации церковных земель).

В конце 18 века наблюдается тенденция со стороны государства в расширении прав и привилегий духовенства и даже появляется возможность получения дворянства представителями духовного сословия.

 

Правовое положение крестьянства.

 

Категории крестьян.

 

1. Помещичьи (крепостные) крестьяне. Эта категория населения постоянно расширялась. Эта была совершенно бесправная категория населения, которая не имела никаких гражданских прав, не могла приобретать на свое имя имущество, а все имущество, которое крепостной приобретал, записывалось на помещика. Законодательство запрещало крепостным даже жаловаться на своего помещика. К концу 18 века крепостных можно было спокойно обменивать, продавать, дарить, завещать. Начинается практика раздельной продажи семей крепостных.

2. Государственные крестьяне. Их положение было гораздо предпочтительнее, чем положение крепостных. Они считались собственностью государства, проживали и пользовались землей, которая являлась собственностью государства, обладали возможностью приобретать собственность на свое имя, могли в некоторых случаях покупать земельные наделы.

3. Церковные и монастырские крестьяне. После того, как была создана коллегия экономия они стали называться экономическими крестьянами. После секуляризации данная категория полностью перестала являться церковными и монастырскими. После упразднения коллегии экономии в 80-х годах эти крестьяне входят в состав государственных.

4. Бывшие удельные крестьяне (дворцовые крестьяне). Это были крестьяне, которые жили и работали на землях, принадлежащих царской фамилии. Их статус мало чем отличался от правового статуса государственных крестьян.

5. Посессионные крестьяне. Это крестьяне, которые приобретались для работы на мануфактурах. Их можно было продать только с самим предприятием. Определенная часть посессионных крестьян работала на земле и кормила тех которые работали на предприятии.

6. Однодворцы. Это были потомки мелких служивых чинов. Они являлись лично свободными и проживали, как правило, на окраинах империи. Имели в собственности земельные наделы и одновременно выполняли функции приграничной стражи. Среди однодворцев были даже бывшие дворяне, которые не были записаны в дворянство по петровской переписи. Некоторые однодворцы даже имели крепостных.

7. Холопы. С начала 20-х годов эта категория населения в юридическом смысле прекращает свое существование, поскольку Петр I распространил на холопов те самые положения, которые действовали относительно крепостных. Это говорит о том, что холопы сравнялись с крепостными.

 

Государственный строй в период абсолютизма.

 

Сенат.

 

К концу 17 столетия боярская дума практически  утратила свое значение. Петр I, придя к власти, просто перестал назначать в думу новых членов. Начиная с 1700 года Петр передает полномочия боярской думы консилии министров, в который входили люди, близкие Петру и это был не официальный орган, но боярская дума формально существовала.

В 1711 году, отправляясь в прутский поход, Петр рядом своих указов учредил правительствующий Сенат. Первоначально, Петр полагал, что Сенат создается им для того, чтобы он выполнял функции высшего государственного учреждения во время отлучек царя. Но очень быстро Петр пришел к выводу о необходимости, чтобы Сенат действовал постоянно. Таким образом, Сенат становится высшим органом власти и управления в стране. Иногда Сенат определяют как высший законосовещательный орган. Первоначально, в состав Сената входили 9 сенаторов, причем из 9 сенаторов только 3 входили в свое время в состав боярской думы.

 

Структура Сената.

 

В Сенате было общее собрание, куда входили сенаторы, канцелярия, которая обладала значительными полномочиями в деле контроля за исполнением сенатских решений. Выделяют в составе Сената расправную палату, которая рассматривала судебные дела. Сенат иногда являлся судом первой инстанции, но чаще всего он выполнял роль высшей апелляционной инстанции. Кроме этого, в составе Сената выделялись сенатские конторы, часть из которых находилась в Санкт-Петербурге, а часть в Москве. В деятельности сенатских контор начинает просматриваться чисто отраслевой принцип. В Сенате так же выделялись комиссии, которые, как правило, были временные и состояли из сенаторов и других должностных лиц. Комиссий решали проблемы, относящиеся к компетенции Сената. При Сенате действовали так называемые губернские представители (губернские комиссары) по 2 представителя от губернии.

При Сенате действовал сначала обер-фискал, а потом появляется должность генерал-фискала.

В 1722 году создается должность генерал-рекетмейстера. Это был очень высокого ранга сенатский чиновник, который ведал рассмотрением жалоб, поступающих на деятельность сенатских учреждений.

В 1722 году при Сенате была учреждена должность генерал-прокурора сената, который выл поставлен во главе сената. Первый генерал-прокурор – Ягужинский. Именно генерал-прокурор определял вопросы, подлежащие обсуждению на заседаниях Сената, созывал сенаторов на заседание и следил за должным исполнением ими своих обязанностей. Генерал-прокурор председательствовал в Сенате на его заседаниях и ему подчинялся генерал-фискал. Генерал-прокурор стоял во главе системы прокуратуры в России. В лице генерал-прокурора Сенат обладал правом законодательной инициативы, поскольку генерал-прокурор мог обращаться к императору с предложениями, направленными на внесения изменений в законодательство.

Что касается общей компетенции Сената, то и указы 1711 года, и последующие нормативные акты определяли ее достаточно расплывчато.

Сенат обладал полномочиями в законодательной сфере, причем в момент отсутствия царя Сенат мог вносить изменения в законодательство, иногда даже отменять царские указы. Сенат обладал определенными полномочиями в финансовой сфере, так как решал вопросы расходов и доходов государства. Сенат обсуждал вопросы, связанные с экономикой страны. Сенат был высшим судебным учреждением страны. Сенат решал важнейшие вопросы, касающиеся международных дел (вопросы войны и мира, вопросы договоров с другими государствами и другие вопросы международных отношений). Сенат разрешал все вопросы, касающиеся армии. Сенат осуществлял контроль и надзор за деятельностью государственного аппарата.

После того, как в 1721 году Петр принял титул императора, в компетенции Сената произошли изменения. Петр запретил Сенату «чинить генеральные дирекции», то есть издавать важнейшие указы.

С 1721 по 1725 года в компетенции Сената начинает просматриваться тенденция, суть которой заключается в том, что Сенат превратился в орган надзирающий за деятельностью государственного аппарата из органа непосредственно осуществляющего работу государственного аппарата.

После смерти Петра в 1726 году был создан Верховный тайный совет, деятельностью которого руководил А. Меньшиков. С созданием этого совета произошли серьезные изменения в положении Сената, который фактически был подчинен Верховному тайному совету, ибо должен был направлять отчеты о своей деятельности в Верховный тайный совет. Коллегии, которые ранее отчитывались перед Сенатом, тоже стали направлять свои отчеты в Верховный тайный совет, минуя Сенат. Все это говорит о резком падении значимости Сената в сфере государственной власти и управления.

В последующем, и при Анне Иоановне, и при Елизавете, и при Петре III, и при Екатерине II положение сената никогда не было таким, каким оно было при Петре I. При Екатерине I генерал-прокурор Сената был отправлен в долговременный отпуск, и Ягужинский был возвращен на свою должность в 30-е годы, незадолго до своей смерти. Все это время Сенат был без генерал-прокурора.

Информация о работе История Отечественного права