История Отечественного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:58, лекция

Краткое описание

Противостояние сторонников и противников «Норманской» теории началось в 1749 г., однако норманнизм возник несколькими годами ранее.
В 1749 г. Миллер подготовил диссертацию «О происхождении имени и народа российского», где сформулировал основные положения появления русского государства: Восточные Славяне в силу ряда причин были не способны создать государство. За них эта задача была решена Варягами (Норманнами). Таким образом, российское государство было создано немцами и Россия находится в особой исторической связи с Германией, поэтому должна всюду следовать за ней.
Первым рецензентом этой теории стал М.Ю.Ломоносов. Он нашел массу нестыковок в представленной работе, отметил, что все вышеуказанные соображения основаны на «Повести временных лет», что означает недостоверность фактов, указанных в ней. М.Ю.Ломоносов был в целом прав относительно своей критики, но он не всегда оперировал научными аргументами при написании рецензии: от критики взглядов зачастую переходил к критике самих идеологов (Байер, Миллер, Шлецер).

Файлы: 1 файл

IOGP_Chernyshev.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Госсовет был высшим законосовещательным учреждением Российской империи и в основном его деятельность была сконцентрирована на обсуждении важнейших государственных проблем внутренней и внешней политики, на обсуждении законопроектов. Также госсовет в некоторых случаях являлся судебной инстанцией по делам о важнейших политических преступлениях.

В состав государственного совета входило от 35 до 80 членов в разное время. Все они назначались императором.

 

Структура госсовета.

 

1. Общее собрание, куда входили все члены госсовета.

2. Канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых госсоветом решений.

3. Департаменты: департамент законов, департамент дел военных, департамент дел гражданских и духовных, департамент государственной экономии, департамент по делам царства Польского, департамент по науке, промышленности и торговли.

4. Комиссия законодательных предположений.

5. Комиссия жалоб. В эту комиссию поступали все жалобы на неэффективную деятельность должностных лиц, государственных органов.

При отсутствии на заседании госсовета императора, его деятельностью руководил председатель, который назначался из числа членов госсовета.

Довольно  длительный промежуток времени председатель госсовета занимал должность председателя комитета министров.

В основных законах Российской империи появляются новые положения, которые характеризуют компетенцию госсовета. В основных законах содержится такая формулировка: «Ни один законопроект не может воспринять силу закона без одобрения его государственным советом». Затем эта формулировка трансформируется в такую: «Ни один законопроект не может воспринять силу закона без обсуждения его в государственном совете». Эта формула давала основание утверждать, что госсовет являлся высшим законосовещательным органом империи, и все законопроекты должны были обсуждаться в совете. Сначала так оно и было, но затем эта функция госсовета стала утрачивать свое было значение, так как аналогичными полномочиями стали обладать и другие учреждения, такие как комитет министров и Сенат. Помимо того, что законопроекты могли в обход госсовету попадать императору на стол, сам император зачастую подписывал законопроекты, не получившие одобрения большинства членов государственного совета.

 

Комитет министров.

 

Формально комитет министров был создан в 1803 году, но оформлен он был гораздо позже в 1811 – 1812 году. Первоначально комитет министров создавался для координации деятельности министерств, но кабинет министров не справился с этой задачей.

Во главе комитета министров стоял император. При его отсутствии деятельностью руководил  председатель комитета министров. В состав кабинета министров входили министры, руководители департаментов госсовета, секретарь госсовета, главноуправляющие, кроме них туда входили лица, назначенные императором.

Комитет министров являлся высшим законосовещательным органом по вопросам административного управления. Комитет министров также обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и решал вопросы, касающиеся координации деятельности министерств. Все решения комитета министров приобретали силу закона только после их утверждения императором, за небольшими исключениями: в интересах оперативного управления комитет министров обладал возможностью решать незначительные вопросы (назначение пенсий государственным служащим, тогда, когда это необходимо было делать в спешном порядке; введение войск на определенную территорию империи, то есть объявить эту территорию на военном положении).

Комитет министров решал некоторые категории дел, которые поступали ему из министерств:

1. Дела, затрагивающие компетенцию  нескольких министерств.

2. Дела, которые невозможно было  решать в министерствах в силу  отсутствия законодательной базы. В этом случае комитет готовил  нужный законопроект и передавал  императору на подпись. Пробел в праве таким образом устранялся.

3. Дела, которые министрам не  разрешалось решать самостоятельно  в силу их публичной значимости.

 

Императорская канцелярия.

 

Личная его императорского величества канцелярия приобретает характер общегосударственного органа, начиная с войны 1812 года. Именно во время войны через императорскую канцелярию ведется переписка между императором и командованием русской армии. Канцелярия берет на себя все функции, связанные с подготовкой, комплектованием, вооружением новых воинских формирований. Канцелярия в это время занималась вопросами о возмещении убытков частным лицам, потерявшим свое имущество в ходе боевых действий. Структура канцелярии создавалась постепенно: в 1826 году создается 1-ое, 2-ое и 3-е отделение канцелярии, в 1828 году – 4-е отделение, 1836 – 5-ое, 1842 – 6-ое отделение. Каждое отделение было вполне самостоятельным государственным учреждением. Во главе стоял свой начальник и он действовал практически автономно.

Первое отделение занималось вопросами кадровой политики в системе государственного управления, кроме этого, данное отделение осуществляло контроль и надзор за деятельностью государственного аппарата и выполняло личные поручения императора.

Второе отделение занималось вопросами систематизации российского законодательства.

Третье отделение было органом политического сыска и следствия. Оно делилось на несколько экспедиций, каждая из которых имела четко определенную сферу деятельности. Сферы деятельности:

1. Ведение общероссийскими политическими тюрьмами.

2. Следствие по делам о политических  и должностных преступлениях.

3. Надзор, наблюдение за иностранцами, находящимися на территории империи.

4. Наблюдение за революционными  антиправительственными организациями.

5. Цензура.

Исполнительным органом третьего отделения являлся отдельный жандармский корпус, а начальник третьего отделения являлся одновременно и шефом корпуса жандармов.

Существовало 7 главных и губернских управлений жандармского корпуса и 123 отдельные команды были размещены по всей территории империи. В Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и Одессе были расквартированы штабы.

Третье отделение готовило ежегодные аналитические записки для правительства, которые назывались «Отчеты о деятельности».

Четвертое отделение занималось вопросами благотворительности и женскими учебными заведениями.

Пятое отделение было специально создано для подготовки системы управления государственными крестьянами.

Шестое отделение готовило реформы административного управления на Северном Кавказе.

 

Министерство двора и уделов.

 

Это было особое ведомство, с которым тесно контактировал непосредственно император и занималось оно имуществом императорской семьи.

 

ОРГАНЫ ПОДЧИНЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

 

Сенат.

 

С 1801 года Александр I попытался провести реформу Сената, причем главной целью этой реформы, по собственным словам Александра I являлось придание Сенату прежнего его значения. Своим манифестом Александр наделяет Сенат административными полномочиями, в результате чего он стал высшим административным учреждением в стране. Кроме этого, Сенат был наделен особыми полномочиями в области государственного контроля и надзора за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Особенно подчеркивались возможности Сената в сфере законотворческой деятельности. Несмотря на то, что Сенат не являлся законодательным органом, он получил возможность делать замечания на противоречивость законов с целью устранения этих противоречий. Первая же попытка реализовать это право окончилась печально. Затем был издан новый указ, по которому Сенат не имел права указывать на противоречия в законодательстве, когда это противоречие возникало в связи с изданием новых законов, то есть данное полномочие могло применяться только в отношении старых законов.

Уже в первом десятилетии 19 века стало совершенно очевидным, что Сенат не достиг того состояния, которое определялось ему в манифесте. Постепенно, рядом указов полномочия Сената все более и более сужались, и Сенат вновь стал всего лишь высшим судебным учреждением страны.

В первой половине 19 века Сенат превратился в некое подобие богадельни для высших санов, то есть место почетной ссылки, куда отправляли высших чиновников империи на почетный отдых, но эта была не пенсия. 

К середине 19 века Сенат превращается в высший судебный орган, а что касается сферы законотворчества, то Сенат мог печатать законы, контролировал  соответствие этих законов первоисточникам.

 

Министерства.

 

Министерства относятся к органам подчиненного управления, за исключением одного – министерства двора и уделов.

В 1803 году Александр провел министерскую реформу, в ходе которой оставшиеся коллегии и некоторые другие центральные органы государственного управления были преобразованы в министерства. Первоначально было создано 8 министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.

Министерства,  в это время были учреждениями исключительно бюрократическими, во главе которых стояли единоначальники – министры, назначаемые непосредственно императором.

 

Структура министерств.

 

1. Общее собрание, во главе с министром и его товарищами.

2. Канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль над исполнением принятых решений.

3. Департаменты, которые делились на канцелярии, а канцелярии делились на столы.

Бюрократический характер министерств выражался в том, что вся деятельность министерств и подразделений была жестко регламентирована. С одним документом, который попадал в министерство совершалось порядка 57 операций.

Министерства не имели своих подразделений на местах, в губерниях. И в решении вопросов, которые относились к их компетенции опирались на систему губернского управления.

Любопытны функции министерства внутренних дел: помимо чисто полицейских задач, оно занималось и хозяйственными, экономическими вопросами такими, как управление государственной промышленностью и строительством.

Что касается министерства народного просвещения, то 1817 году в его состав вошел Синод в качестве одного из подразделений, после чего создается министерство народного просвещения и духовных дел. Этим была предпринята попытка объединить в одном ведомстве народное просвещение и религию, то есть построить всю работу ведомства в сфере образования, культуры на церковных постулатах, придать этой деятельности религиозную направленность.

Постепенно стала просматриваться тенденция, суть которой заключалась в том, что все чаще и чаще во главе министерств появлялись лица в генеральских мундирах. Это происходило потому, что император полагал, что эффективность деятельности министерств можно повысить, поставив во главе лиц военных.

 

РАЗВИТИЕ ПРАВА.

 

В 1801 году Александром I была учреждена очередная комиссия (10 по счету, начиная с 18 столетия) по составлению законов. Во главе был поставлен Заватовский. Эта комиссия провела значительную подготовительную работу, материалы которой в последующем были использованы.

Очередная попытка кодификации законодательства была предпринята в 1804 году, когда была создана очередная кодификационная комиссия во главе со Сперанским. Эта комиссия подготовила проекты трех уложений: гражданского, уголовного и торгового. Эти проекты не были приняты, так как госсовет усмотрел в них сильное влияние французской революции.

В последующем, в 1826 году, кодификационные работы были возобновлены, но уже под руководством Николая I, причем эта комиссия была создана не при госсовете, а при втором отделении его императорского величества канцелярии. Существовало несколько программ осуществления кодификационных работ, но возобладала одна – программа простой систематизации законодательства.

Во главе всех кодификационных работ стоял Сперанский, который определил для себя 3 этапа кодификации отечественного законодательства:

I.  На первом этапе ставилась задача собрать воедино в хронологическом порядке все законы, изданные после принятия Соборного Уложения 1649 до начала царствования Николая I.  Эта работа была завершена в 1830 изданием 46 томного «Полного собрания законов Российской империи». 40 томов занимали тексы нормативных актов, а остальные 6 – это различные приложения (указания, схемы). В «Полном собрании законов Российской империи» насчитывалось 330 000 нормативных актов. В последующем, в «Полное собрание законов Российской империи» последовательно включались все новые и новые нормативные акты, и оно переиздавалось вплоть до 80-х годов 19 века. При подготовке «Полного собрания законов Российской империи» было обнаружено 2 000 нормативных актов, которые ни разу не публиковались, кроме этого, несколько тысяч нормативных актов не были включены в собрание из-за неупорядоченности деятельности архивов (их просто не обнаружили). Значительное количество нормативных актов умышленно не включалось в собрание, поскольку они были секретными (в основном, касающиеся вопросов внешней политики). Не включались в собрание и акты, которые формально не обладали юридической силой, речь идет в том числе и о судебных прецедентах.

II. Работа по систематизации собранных актов по отраслевому принципу, причем предусматривалось редактирование нормативных актов, устранение противоречий в них, устранение не действующих нормативных актов. Второй этап завершился изданием в 1832 году изданием 15 томного «Свода законов Российской империи». Реально Свод законов вступил в действие в 1835. В свод законов вошли более 53 000 действующих нормативных актов.

В дальнейшем Свод дополнялся новыми томами.

III. Главной задачей этого этапа было создание нового уложения. Но Сперанскому этот этап реализовать не удалось, поскольку создание нового уложения автоматически выходило на проблему крепостного права, а Николай I не желал касаться этой проблематики.

Информация о работе История Отечественного права