История Отечественного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:58, лекция

Краткое описание

Противостояние сторонников и противников «Норманской» теории началось в 1749 г., однако норманнизм возник несколькими годами ранее.
В 1749 г. Миллер подготовил диссертацию «О происхождении имени и народа российского», где сформулировал основные положения появления русского государства: Восточные Славяне в силу ряда причин были не способны создать государство. За них эта задача была решена Варягами (Норманнами). Таким образом, российское государство было создано немцами и Россия находится в особой исторической связи с Германией, поэтому должна всюду следовать за ней.
Первым рецензентом этой теории стал М.Ю.Ломоносов. Он нашел массу нестыковок в представленной работе, отметил, что все вышеуказанные соображения основаны на «Повести временных лет», что означает недостоверность фактов, указанных в ней. М.Ю.Ломоносов был в целом прав относительно своей критики, но он не всегда оперировал научными аргументами при написании рецензии: от критики взглядов зачастую переходил к критике самих идеологов (Байер, Миллер, Шлецер).

Файлы: 1 файл

IOGP_Chernyshev.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

Екатерина II с 1964 года начинает проводить сенатскую реформу, разработанную графом Паниным. При Екатерине II Сенат был разделен на несколько департаментов, которые, по сути, являлись самостоятельными учреждениями во главе с директорами и объединялись в единое целое только должностью генерал-прокурора.

При Павле I Сенат был окончательно лишен административных полномочий и становится высшим судебным органом империи, хотя должность генерал-прокурора при Павле имела исключительно важное значение, это был  второй человек в империи.

 

Коллегии.

 

Начиная с 1718 года и по 1722 года Петр I осуществил реформу центральных органов государственного управления. Суть этой реформы заключалась в том, что на смену приказной системе пришли коллегии. Петр I заимствовал идею этих органов у шведов.

 

Отличие коллегий от приказов.

 

    1. Коллегий было гораздо меньше, чем приказов.
    2. В основе принятия решений в коллегиях был положен принцип коллегиальности (коллективности).
    3. Коллегии, в отличие от приказов имели однообразную структуру и состав.
    4. Коллегии имели четкое правовое основание своей деятельности, в отличие от приказной системы.
    5. В коллегиях просматривается отраслевой принцип деятельности.

Во главе коллегии Петр I назначил президента, который назначался непосредственно царем. Первоначально отмечалась такая практика: Петр I стремился назначить президентом природного русского, а вторым человеком в коллегии, которым являлся вице-президент, он стремился назначить иностранца на русской службе. Вице президент также назначался царем, но по представлению Сената. Кроме президента и вице-президента в коллегию входили советники и асессоры (приблизительно по 5 человек). В структуру коллегии также входила канцелярия, которая занималась не только делопроизводством, но и осуществляла контроль за исполнением принятых решений. Коллегии работали по понедельникам, вторникам, средам и пятницам, а в четверг президенты коллегий заседали в Сенате. Первоначально Петром был установлен порядок по которому президенты коллегий одновременно являлись сенаторами, но к концу второго десятилетия Петр осознал, что Сенату очень сложно исполнять надзорную функцию, имея в своем составе президентов коллегий, поскольку они контролировали сами себя. Затем, президенты коллегий были выведены из состава Сената, но какая-то часть осталась в Сенате и лишилась должности президента. Четыре президента основных коллегий все-таки в составе Сената остались, это были президенты военной коллегии, коллегии иностранных дел, адмиралтейства, Берг-коллегии. В принципе, на местах не была создана какая либо разветвленная система подразделений коллегий.

При создании большинства коллегий разрабатывался и утверждался регламент – это нормативный акт, который определял структуру, состав и порядок деятельности вновь создаваемых учреждений. Всего было принято около 7 регламентов. После того, как 1720 году был принят генеральный регламент, то отпала необходимость создавать новые регламенты, хотя такой регламент потом был принят, когда создавалась духовная коллегия.

Коллегии, также как и приказы в определенной степени оставались судебными органами, то есть они не были лишены судебных полномочий.

Вся деятельность каждой коллегии была достаточно жестко регламентирована.

Не все приказа в ходе этой реформы были заменены на новые учреждения (остались Преображенский, монастырский и несколько других приказов). К концу XVIII века явно начинает просматриваться тенденция на свертывание основных принципов деятельности коллегий, которые были заложены Петром, и постепенно в коллегиях начинает преобладать принцип единоначалия, а не коллегиальности. В конце XVIII столетия во главе коллегий стояли уже не президенты, а директора. Постепенно количество коллегий стало уменьшаться, продолжали функционировать только основные государственные коллегии, а все остальные были заменены на иные учреждения (комитеты, комиссии). В 1802 в результате министерской реформы коллегии были заменены на министерства.

 

Синод.

 

Синод был центральным органом государственного управления по делам русской православной церкви. 14 февраля 1721 года была создана новая  коллегия, которая называлась духовная коллегия, и был принят регламент этой коллегии. Духовный регламент содержал ряд теоретических положений, обосновывающих объективную необходимость создания институтов абсолютной монархии. Духовная коллегия просуществовала очень недолго и в конце февраля была реорганизована в новое учреждение, которое получило название Святейшего Синода.

Создание Синода свидетельствует о том, что Петр I решил одну из важнейших задач, которая стояла в повестке дня российской власти на протяжении по крайней мере двух столетий – это подчинение церкви государству. Петр I был сторонником континентальной теории, которая заключалась в том, что тот, кому принадлежит власть светская, одновременно должен контролировать и власть духовную. Первым четким проявлением попытки поставить под контроль церковь было в 1700 году, когда после смерти патриарха Адриана, Петр I не назначил новых выборов, а учредил новую должность – место блюстителя патриаршего престола (Стефан Яворский). Члены Синода назначались императором из лиц духовного звания, и это были наиболее значимые фигуры в церковной иерархии. Как и все государственные чиновники того времени, члены Синода при своем назначении на должность принимали присягу, чего никогда до этого не было. Во главе Синода был поставлен обер-прокурор Синода, причем он не был лицом духовного звания, а был бюрократом.

 

Компетенция Синода.

 

  1. Кадровая церковная политика.
  2. Определение тематики и содержания церковных проповедей.
  3. Синод являлся высшей церковной цензурой в стране. Именно он давал разрешение на публикацию тех или иных изданий, касающихся вопросов религии.
  4. Синод являлся высшим церковным судом. Он рассматривал определенную категорию дел, связанную с правонарушениями священнослужителей. В основном, Синод рассматривал дела о преступлениях чисто церковного характера, то есть дела о нарушениях внутренних церковных установлений, но помимо этой категории дел, Синод решал спорные вопросы, связанные с завещаниями и бракоразводные проблемы.
  5. К компетенции Синода относилась борьба с ересью.
  6. Синод ведал всеми церковными учебными заведениями.
  7. Синод решал вопросы о причислении к лику святых.

 

РАЗВИТИЕ ПРАВА.

 

Общая характеристика Российского законодательства 2-ой половины 17 – конца 18 века.

 

Виды нормативных актов:

 

1. Манифесты. Это были акты со значительной долей политичности. Манифесты издавались исключительно императором по вопросам объявления войны и заключения мира, вступления на престол нового императора, манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству и по другим важнейшим вопросам.

2. Указы. Они издавались либо царями и императором, либо Сенатом. Указы делились на постоянно действующие и срочные. Кроме этого издавались указы общего характера, которые распространялись на неограниченное количество субъектов и именные указы, адресованные к конкретному физическому лицу или государственному учреждению. Указ в это время был сопоставим с понятием закона.

3. Регламенты. Они определяли структуру, состав и компетенцию вновь создаваемых государственных органов (духовный регламент, регламент коллегии иностранных дел, регламент военной коллегии, генеральный регламент и т.д.). Всего было 7 регламентов в истории существования этого нормативного акта.

 

Особенности законодательства в период абсолютизма.

 

1. Законодательство этого периода  отражает почти все наиболее серьезные изменения, произошедшие в сфере политической власти и управления, в различных областях общественных отношений.

2. В это время в законодательстве  поднимаются вопросы, которые до  этого момента законодателя практически  не интересовали:

  • Проблема формирования и предназначения институтов государственной власти.
  • Проблема гражданства и подданства.
  • Проблема понятий закона и законности.
  • Проблема кары, возмездия как составного элемента наказания.
  • Проблема отделения суда от администрации.
  • Проблема разграничения публичного и частного права.

3. В законодательстве этого периода  впервые делается попытка теоретического  обоснования надклассового содержания  абсолютизма, которая внедрялась  посредством нормативных актов.

4. В законодательстве этого периода  активно используются новые термины, понятия (например, понятие общее благо). Под общим благом Петр понимал создание и укрепление сухопутных и военно-морских сил, обеспечение правосудия и общественного порядка, забота, попечение о торговле, мануфактурах и художествах. Также используется такое понятие, как государственный интерес. Под государственным интересом законодатель понимает все то, что способствует укреплению военной и экономической мощи государства и его авторитета. В этом случае законодатель исходит из следующей формулы: «Государственный интерес есть высшая норма государственного порядка», что означает – любое действие, противоречащее интересам государства, причиняющее вред государству, преступно и наказуемо изначально, то есть все должно быть подчинено интересам государства. В уголовном праве это отразилось в том, что Петр прямо разъяснил, что деяние, причиняющее вред интересам государства, преступно и наказуемо и в тех случаях, когда оно не предусмотрено законом.

5. Законодатель, не отказываясь  от привычных, традиционных способов и  приемов обеспечения исполнения законов (угрозы и т.д.), законодатель прибегает к правовой пропаганде, используя нормативные акты. В связи с этим, во многих нормативных актах появилась ранее совершенно не существовавшая мотивировочная часть, где законодатель стремится пояснить причины, цели, которые преследует законодатель при издании соответствующего акта, позитивные результаты, которые должны последовать при исполнении этого акта.

6. Законодательство этого периода  исключительное внимание уделяет носителю высшей государственной власти – монарху, его личности, причем в законодательстве активно проводится мысль о том, что монарх является источником, причиной всех позитивных изменений. Исходя из этого принципа, законодательство закрепляет важнейшее положение: любое покушение на личность монарха, любая критика его действий или даже намерение – преступно и наказуемо.

7. Законодательство этого периода  отличается исключительной активностью, стремлением постоянно расширять  сферу правового регулирования. Государство стремится включать в сферу правового регулирования все большее и большее количество общественных отношений. Причины этой активности:

  • Законодатель должен был быть активен, так как перед государством вставали новые проблемы, задачи, требующие соответствующей нормативной базы. Чем сложнее становились процессы в экономической, политической и социальной сфере, тем большее количество нормативных актов требовалось. Это была причина чисто объективного характера.
  • Законодатель в это время был убежден в неограниченных возможностях закона. Петр был также уверен, что законодатель обязан вникать во все сферы общественных отношений.

Проявлением этой законодательной активности являлось все возрастающее количество нормативных актов, принимаемых ежегодно в стране: во второй половине 17 века в среднем в стране принималось 36 законов ежегодно, в первой половине 18 века количество ежегодно принимаемых нормативных актов возросло до 160; Петр I за 36 лет нахождения на престоле подписал 3314 указов; Анна Иоанновна всего за 10 лет своего правления подписала 3000 указов  (это говорит об объективном процессе усложнения и активизации законодательного процесса); Екатерина II за 34 года своего правления подписала свыше 6000 указов.

  1. Широкое, открытое заимствование из законодательства других государств.

 

Уголовное право второй половины 17 – конца 18 века.

 

Основными источниками уголовного права в это время являлись воинский устав (1716 год), морской устав (1720 год), устав благочиния (1782 год), Соборное Уложение 1649 года и более 300 указов, относящихся к уголовно-правовому регулированию.

 

Понятие преступления и основные уголовно-правовые институты.

 

Преступление именуется не только «лихим делом», но и появляется сам термин «преступление». Под понятием «преступление» законодательство этого периода понимает то же, что и раньше, то есть это деяние, причиняющее вред интересам государства и правящего класса. Петр I разъяснил это положение и закрепил его законодательно. Преступлением также признается и деяние, нарушающее законы и неисполнение царской воли.

 

Основные уголовно-правовые институты.

 

Особое внимание законодательство этого периода уделяет институту умысла и вины. Появляется предумышленное преступление. Так же существовали умышленные, случайные и неосторожные преступления. Институт соучастия, по сравнению с Соборным Уложением, получил дальнейшее развитие. Уголовное законодательство данного периода в большей степени учитывает особенности формы соучастия, вину соучастника.

Что касается стадий преступления, то они остались теми же самыми, что и в Соборном Уложении, за исключением того, что в законодательстве этого периода более четко проявляется стадия предумышленного преступления.

Можно выделить следующие стадии преступления:

1. Голый умысел.

2. Стадия приготовления.

3. Покушение.

4. Оконченное преступление.

В 1720 в морском уставе впервые в истории нашего законодательства появился институт аналогии.

 

Обстоятельства, влияющие на наказание.

 

I. Обстоятельства, исключающие наказание:

 

1. Необходимая оборона. Институт необходимой обороны получил в это время более четкую правовую регламентацию. Законодательство закрепило новые условия, относящиеся к этому институту, и все они были направлены на сужение возможности применения данного института в судопроизводстве. Наряду со старыми требованиями (реальность, одномоментность, возможность защищать других лиц), появились и новые требования:

Информация о работе История Отечественного права