История Отечественного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:58, лекция

Краткое описание

Противостояние сторонников и противников «Норманской» теории началось в 1749 г., однако норманнизм возник несколькими годами ранее.
В 1749 г. Миллер подготовил диссертацию «О происхождении имени и народа российского», где сформулировал основные положения появления русского государства: Восточные Славяне в силу ряда причин были не способны создать государство. За них эта задача была решена Варягами (Норманнами). Таким образом, российское государство было создано немцами и Россия находится в особой исторической связи с Германией, поэтому должна всюду следовать за ней.
Первым рецензентом этой теории стал М.Ю.Ломоносов. Он нашел массу нестыковок в представленной работе, отметил, что все вышеуказанные соображения основаны на «Повести временных лет», что означает недостоверность фактов, указанных в ней. М.Ю.Ломоносов был в целом прав относительно своей критики, но он не всегда оперировал научными аргументами при написании рецензии: от критики взглядов зачастую переходил к критике самих идеологов (Байер, Миллер, Шлецер).

Файлы: 1 файл

IOGP_Chernyshev.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

 

Структура боярской думы.

 

Боярская дума состояла из двух палат:

1. Ответная палата, которая занималась вопросами внешней политики.

2. Расправная палата, которая занималась вопросами внутренней политики. 

В это время выделяется еще одно звено в структуре боярской думы, которое получило название ближняя дума или ближняя рата. В её состав входили люди, очень близкие к царю, пользовавшиеся уважением у царя.

В боярской думе в этот период окончательно закрепляются думные чины, показывающие статус члена боярской думы. Всего было 4 чина:

 1. Чин думного боярина. Данный чин получали представители княжеских фамилий и представители родовитого московского боярства.

2. Чин окольничего. Давался так же представителям аристократических кругов.

3. Чин думного дворянина. Этот чин давался людям, не имеющим аристократических корней, которые добивались данного чина своими способностями, талантом.

4. Чин думного дьяка. Этот чин министерского ранга. Это был очень и очень высокий чин.

Постоянно количество и объем вопросов, которые решала боярская дума возрастал, так же как и количество участников боярской думы.

 

Земские соборы.

 

Земские соборы являлись высшими сословно-представительными законосовещательным органом. Первый земский собор был созван Иваном Грозным в 1549 году. Этот собор получил название «Собор примирения». Идеология власти, сформулированная Иваном Грозным, выглядела так: «Смирить всех в любовь», то есть забыть прежние обиды. Естественно, что смирить всех в любовь Иван Грозный хотел с помощью насилия.

 

Структура земского собора.

 

Земский собор делился на 2 палаты:

  1. Верхняя палата, в которую входили по должности: царь, боярская дума, патриарх и освященный собор (собрание высших иерархов Русской православной церкви).
  2. Нижняя палата, которая состояла из выборных представителей населения. В неё входили выборные от дворян, детей боярских и служивых чинов. Полагают, что дважды, в 1613 и 1653-1654, принимали участие выборные от государственных крестьян.

Правом созыва земского собора пользовался царь, а когда на престоле не было царя или был незаконный царь, собор мог быть созван либо боярской думой, либо патриархом, либо по решению участников прежнего земского собора.

Первоначально, нижняя дума избиралась по принципу доверия правительству (т.е боярской думе). Это означает, что когда дума рассылала на места грамоты, оповещающие о созыве земского собора, то обычно в этих грамотах боярская дума перечисляла кандидатуры тех, из кого местному населению предлагалось выбирать своих представителей.

Вопросы для обсуждения определялись тем, кто созывал земский собор. Длительность работы земских соборов, также как и компетенция законодательно не регламентировалась.

Принято делить земские соборы на соборы избирательные и все остальные. Избирательные соборы созывались для избрания нового царя. Все остальные соборы решали вопросы войны и мира, налогообложения, вопросы, связанные с принятием важнейших нормативных актов, проблемы государственного строительства. Длительность работы земского собора составляла от нескольких часов до нескольких лет. Вопросы, обсуждаемые на земских соборах первоначально обсуждались отдельно представителями каждой группы населения. На земских соборов выборные от служивых чинов имели количественное преимущество. Последний земский собор – это собор 1653-1654 года, где решался вопрос о воссоединении с Украиной, а по сути – воевать за Украину с Поляками или нет.

 

Приказная система.

 

Приказы - это центральные органы государственного управления, которые заменили аналогичные предшествующие учреждения – Пути. Приказы – это не нормативные акты. За всю историю приказной системы насчитывалось около 80 приказов. Из них приблизительно 40 приказов были постоянно действующими. Во главе приказов стоял руководитель, имеющий думный чин, но его называли приказным судьей. Решения приказов зависели от воли приказного судьи, то есть решения принимались единолично. В результате этого некоторые приказы называли по именам их руководителей, например, Морозовский приказ, Плещеевский приказ и т.д.

Приказы имели более четкое разграничение компетенции, в отличие от путей. Приказы обладали не только административными, но и судебными полномочиями. Приказам подчинялись и местные органы управления, но только в той области, которая была подведомственна этому приказу. Прямого подчинения не было. Приказы, как правило, имели примерно одинаковую структуру и штаты. Приказы не финансировались напрямую из государственной казны, а получали средства на свою деятельность за счет сбора налогов со специально выделенной для этого территории.

Все приказы делятся на 5 групп:

  1. Дворцово – финансовые приказы, то есть приказы, выполняющие функцию общегосударственных органов: сокольничий, конюшенный (руководитель этого приказа первенствовал среди руководителей других приказов, был первым среди равных), ловчий приказ, приказ большой казны (ведал прямыми государственными налогами) и приказ большого прихода (ведал косвенными государственными налогами), приказ питейная четь (ведал доходами со всех государственных кабаков).
  2. Военные приказы. Пушкарский, казачий, стрелецкий, разрядный приказы.
  3. Административно-судебные приказы. Они отличались более общей компетенцией. К ним относят холопий приказ, поместный приказ, вотчинный приказ, разбойный приказ (вел борьбу с преступностью в стране).
  4. Областные (территориальные) приказы. Их компетенция распространялась на определенной территории. Принято выделять 3 разновидности территориальных приказов:
    • Приказы общей компетенции. Они действовали в рамках значительной территории, причем обладали всей полнотой власти на этой территории. Например, сибирский, астраханский, казанский приказы.
    • Судные (судебные) приказы. Эти приказы имели только судебные полномочия на определенной территории, например, московский судный приказ и т.д.
    • Чети. Это финансовые территориальные приказы.
  1. Специальные приказы. В эту группу относят разные приказы, например, посольский приказ, аптекарский приказ, приказ золотых и серебренных дел, приказ каменных дел, печатный приказ (был высшим государственным хранилищем актов), приказ книгопечатного дела.

 

Местные органы государственного управления.

 

К середине XVI столетия в центральных регионах была проведена реформа местного самоуправления. Система кормления была заменена на систему выборных местных органов государственного управления – это губные и земские избы. Структура этих изб была одинаковой. Возглавлял такую избу выборный староста, а штаб представляли добрые люди и целовальники (те, кто целовали крест, клянясь, что будут исполнять свои обязанности по закону).

Губные избы создавались на территориях, где преобладали земли служивых людей. Старосты губных изб избирались из числа дворян. Главное направление деятельности губных изб – борьба с преступностью, поэтому губные избы были подчинены разбойному приказу. Кроме полицейских функций, губные избы были наделены и другими полномочиями, но они были на втором плане.

 Во главе земских изб стоял староста, избираемый из купечества. Это было связано с тем, что земские избы решали в основном вопросы финансового порядка. Земские избы подчинялись четям. В отличие от губных, земские избы создавались на территориях, которые тяготели к городам и на которых проживали черносошные крестьяне.

К концу XVI века правительство предпринимает определенные шаги, чтобы повысить контроль над этими местными органами самоуправления. В результате, на местах появились воеводы, причем эта должность уже не означает чисто военных руководителей, а воеводами стали называть назначаемых на места руководителей. Первоначально, воеводы должны были лишь осуществлять общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления, но очень быстро получилось так, что воеводы подмяли под себя земские и губные избы и встали во главе этих учреждений. Таким образом, выборные старосты были заменены на назначаемых воевод. Сильно отличающееся положение занимали воеводы на приграничных территориях. Они обладали особым статусом и имели дополнительные полномочия, касающиеся пограничного режима   (разрешали незначительные приграничные конфликты, могли вести переговоры с другой страной, но по вопросам, не влекущим за собой серьезных изменений). С появлением воевод разница между губными и земскими избами стирается. Воевода был единоличным представителем центральной власти на местах.

 

 

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА.

 

Общая характеристика Соборного Уложения (причины принятия, источники, структура, особенности).

 

Причины принятия Соборного Уложения 1649 года.

 

  1. Прежнее законодательство (Судебник 1497 года, Судебник 1550 года, грамоты и т.д.) в достаточной степени устарело, не соответствовало новым социальным и политическим реалиям, которые имели место быть в этот период в стране.
  2. Масса нормативных актов, которые действовали в стране в середине 17 столетия, не были систематизированы.
  3. В эти годы были многочисленные выступления народных масс, особенно городского населения. Необходимо было ввести качественные изменения в законодательство (например, по поводу белых слобод,  которые не облагались налогами, проблема закрепощения сельского населения и т.д).
  4. В этот период началось становление абсолютизма и это необходимо было юридически закрепить в новом законодательстве.

В середине июля 1648 года на совместном заседании боярской думы и царя было принято решение о разработке и принятии нового законодательного свода. Одновременно, было принято решение о том, что проект нового уложения будет обсуждаться и утверждаться специально созданным для этого земским собором. Было принято решение о создании подготовительной комиссии, которая должна была отвечать за всю подготовительную работу. В состав этой комиссии вошли весьма известные люди: возглавлял комиссию князь Одоевский, так же туда входили дьяк Грибоедов, дьяк Леонтьев и др. Первоначально, начало работы земского собора планировалось на начало сентября, то есть на подготовку проекта отводилось всего 1,5 месяца. В реальности же этот проект был подготовлен комиссией за 2,5 месяца, и земский собор приступил к постатейному обсуждению этого проекта с 3 октября 1948 года. Этот проект был подготовлен так быстро только по тому, что подготовительная комиссия действовала очень быстро и решительно. Подготовительная комиссия сразу же разослала специальные распоряжения, суть которых сводилась к следующему: все государственные органы должны были представить в комиссию тексты нормативных актов, которыми эти государственные органы руководствовались в своей повседневной деятельности. Кроме этого, все государственные органы должны были прислать и конкретные предложения, направленные на улучшение законодательства.

Работа земского собора над проектом продолжалась 4 месяца. 29 января 1649 года отработанный текст проекта был утвержден.

 

 

Структура Соборного Уложения 1649 года.

 

Структура Соборного Уложения резко отличалась от всего того, что было до него, так как Уложение состояло из 25 глав, каждая из которых делилась на разделы, а разделы – на статьи. Всего было 967 статей.

 

Источники Соборного Уложения 1649 года.

 

Все предшествующее законодательство, начиная с Судебника 1497 года (Судебник 1550 года, «Сто глав» 1551 года – это сборник церковного права и другие нормативные акты). Также при подготовке Уложения явно использовался Литовский статут в редакции конца 16 века. Иногда называют еще один источник, но весьма сомнительный, - византийское церковное право.

 

Особенности Соборного Уложения 1649 года.

 

  1. Впервые законодатель принял исключительные меры к тому, чтобы обеспечить сохранность, неизменность текста этого документа. Текст Уложения был выполнен на специально изготовленной бумаге с водяными знаками короны. Подделать в то время такую бумагу  было невозможно. Сам текст был выполнен на 959 листах, подклеенных один к одному. Длина этого рулона составляла 312 метров вес – 46,5 килограмм. На лицевой стороне этого рулона пятью различными подчерками очень красиво был выполнен текст Уложения, а на обратной стороне все 315 участников земского собора поставили свои подписи. В местах склейки с обратной стороны соборные дьяки также ставили свои подписи, то есть невозможно было что-то изъять.
  2. Текст Уложения был впервые в истории Российского законотворчества размножен типографским способом. Было примерно 2400 экземпляров. 1137 экземпляров было продано в частные руки. Стоимость одного экземпляра составляла 1 рубль.                                        
  3. Впервые законодатель принял исключительные меры к тому, чтобы обеспечить сохранность, неизменность текста этого документа. Текст Уложения был выполнен на специально изготовленной бумаге с водяными знаками короны. Подделать в то время такую бумагу  было невозможно. Сам текст был выполнен на 959 листах, подклеенных один к одному. Длина этого рулона составляла 312 метров вес – 46,5 килограмм. На лицевой стороне этого рулона пятью различными подчерками очень красиво был выполнен текст Уложения, а на обратной стороне все 315 участников земского собора поставили свои подписи. В местах склейки с обратной стороны соборные дьяки также ставили свои подписи, то есть невозможно было что-то изъять.
  4. Текст Уложения был впервые в истории Российского законотворчества размножен типографским способом. Было примерно 2400 экземпляров. 1137 экземпляров было продано в частные руки. Стоимость одного экземпляра составляла 1 рубль.
  5. Уложение отличалось значительным количеством совершенно новых норм (примерно половина).
  6. Примерно 80 статей Уложения явились результатом реализации права законодательной инициативы участников земского собора.  Смысл заключается в том, что при начале обсуждения проекта Уложения (3 октября 1648 года) земский собор начал постатейное обсуждение проекта, в котором  этих 80 статей не было, но они появились в ходе обсуждения проекта.
  7. Уложение отличается очень высоким для того времени уровнем юридической техники, то есть приемы, способы  формулирования соответствующих правовых положений. Уровень юридической техники в Уложении проявился, прежде всего, в том, что там есть четкая внутренняя структура. Язык Уложения был прост и понятен.
  8. Уложение было построено по такому принципу, что оно позволяло безболезненно дополнять его текст новыми статьями. Это обусловлено, прежде всего, тем, что Уложение содержит ряд программных положений, то есть устремленных в будущее. В последующем, на протяжении 100 или более лет, Соборное Уложение дополнялось новыми нормами («новоуказные статьи»), причем эти «новоуказные статьи», которые вносили изменения в текст Уложения, накапливались годами. Общий высокий уровень Уложения позволил ему просуществовать в качестве действующего закона почти до середины 19 столетия. До 40-х годов 19 столетия Соборное Уложение в какой-то своей части сохранило силу закона. Одной из причин являлся не только высокий уровень, но и низкий уровень законотворческой работы в 18 – начале 19 века. На протяжении 18 века работало 8, а иногда говорят и 11 кодификационных комиссий. Они должны были работать над проектом нового Уложения, но с этой задачей вследствие разных причин они не справлялись.
  9. Соборное Уложение явилось последним многоотраслевым, всеохватывающим сборником в истории российского законодательства.
  10. Уровень самостоятельности этого Уложения был очень высоким. Заимствование носило специфический характер: все заимствованные нормы были сильно видоизменены под наши условия.
  11. Показателем качества Уложения является и тот факт, что его текст был переведен на иностранные языки. Некоторые специалисты утверждают, что при подготовке значительных законодательных сборников Германии, например, текст Уложения явно используется в качестве одного из примеров.

Информация о работе История Отечественного права