Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:58, лекция
Противостояние сторонников и противников «Норманской» теории началось в 1749 г., однако норманнизм возник несколькими годами ранее.
В 1749 г. Миллер подготовил диссертацию «О происхождении имени и народа российского», где сформулировал основные положения появления русского государства: Восточные Славяне в силу ряда причин были не способны создать государство. За них эта задача была решена Варягами (Норманнами). Таким образом, российское государство было создано немцами и Россия находится в особой исторической связи с Германией, поэтому должна всюду следовать за ней.
Первым рецензентом этой теории стал М.Ю.Ломоносов. Он нашел массу нестыковок в представленной работе, отметил, что все вышеуказанные соображения основаны на «Повести временных лет», что означает недостоверность фактов, указанных в ней. М.Ю.Ломоносов был в целом прав относительно своей критики, но он не всегда оперировал научными аргументами при написании рецензии: от критики взглядов зачастую переходил к критике самих идеологов (Байер, Миллер, Шлецер).
Структура боярской думы.
Боярская дума состояла из двух палат:
1. Ответная палата, которая занималась вопросами внешней политики.
2. Расправная палата, которая занималась вопросами внутренней политики.
В это время выделяется еще одно звено в структуре боярской думы, которое получило название ближняя дума или ближняя рата. В её состав входили люди, очень близкие к царю, пользовавшиеся уважением у царя.
В боярской думе в этот период окончательно закрепляются думные чины, показывающие статус члена боярской думы. Всего было 4 чина:
1. Чин думного боярина. Данный чин получали представители княжеских фамилий и представители родовитого московского боярства.
2. Чин окольничего. Давался так же представителям аристократических кругов.
3. Чин думного дворянина. Этот чин давался людям, не имеющим аристократических корней, которые добивались данного чина своими способностями, талантом.
4. Чин думного дьяка. Этот чин министерского ранга. Это был очень и очень высокий чин.
Постоянно количество и объем вопросов, которые решала боярская дума возрастал, так же как и количество участников боярской думы.
Земские соборы.
Структура земского собора.
Земский собор делился на 2 палаты:
Правом созыва земского собора пользовался царь, а когда на престоле не было царя или был незаконный царь, собор мог быть созван либо боярской думой, либо патриархом, либо по решению участников прежнего земского собора.
Первоначально, нижняя дума избиралась по принципу доверия правительству (т.е боярской думе). Это означает, что когда дума рассылала на места грамоты, оповещающие о созыве земского собора, то обычно в этих грамотах боярская дума перечисляла кандидатуры тех, из кого местному населению предлагалось выбирать своих представителей.
Вопросы для обсуждения определялись тем, кто созывал земский собор. Длительность работы земских соборов, также как и компетенция законодательно не регламентировалась.
Принято делить земские соборы на соборы избирательные и все остальные. Избирательные соборы созывались для избрания нового царя. Все остальные соборы решали вопросы войны и мира, налогообложения, вопросы, связанные с принятием важнейших нормативных актов, проблемы государственного строительства. Длительность работы земского собора составляла от нескольких часов до нескольких лет. Вопросы, обсуждаемые на земских соборах первоначально обсуждались отдельно представителями каждой группы населения. На земских соборов выборные от служивых чинов имели количественное преимущество. Последний земский собор – это собор 1653-1654 года, где решался вопрос о воссоединении с Украиной, а по сути – воевать за Украину с Поляками или нет.
Приказная система.
Приказы - это центральные органы государственного управления, которые заменили аналогичные предшествующие учреждения – Пути. Приказы – это не нормативные акты. За всю историю приказной системы насчитывалось около 80 приказов. Из них приблизительно 40 приказов были постоянно действующими. Во главе приказов стоял руководитель, имеющий думный чин, но его называли приказным судьей. Решения приказов зависели от воли приказного судьи, то есть решения принимались единолично. В результате этого некоторые приказы называли по именам их руководителей, например, Морозовский приказ, Плещеевский приказ и т.д.
Приказы имели более четкое разграничение компетенции, в отличие от путей. Приказы обладали не только административными, но и судебными полномочиями. Приказам подчинялись и местные органы управления, но только в той области, которая была подведомственна этому приказу. Прямого подчинения не было. Приказы, как правило, имели примерно одинаковую структуру и штаты. Приказы не финансировались напрямую из государственной казны, а получали средства на свою деятельность за счет сбора налогов со специально выделенной для этого территории.
Все приказы делятся на 5 групп:
Местные органы государственного управления.
К середине XVI столетия в центральных регионах была проведена реформа местного самоуправления. Система кормления была заменена на систему выборных местных органов государственного управления – это губные и земские избы. Структура этих изб была одинаковой. Возглавлял такую избу выборный староста, а штаб представляли добрые люди и целовальники (те, кто целовали крест, клянясь, что будут исполнять свои обязанности по закону).
Губные избы создавались на территориях, где преобладали земли служивых людей. Старосты губных изб избирались из числа дворян. Главное направление деятельности губных изб – борьба с преступностью, поэтому губные избы были подчинены разбойному приказу. Кроме полицейских функций, губные избы были наделены и другими полномочиями, но они были на втором плане.
Во главе земских изб стоял староста, избираемый из купечества. Это было связано с тем, что земские избы решали в основном вопросы финансового порядка. Земские избы подчинялись четям. В отличие от губных, земские избы создавались на территориях, которые тяготели к городам и на которых проживали черносошные крестьяне.
К концу XVI века правительство предпринимает определенные шаги, чтобы повысить контроль над этими местными органами самоуправления. В результате, на местах появились воеводы, причем эта должность уже не означает чисто военных руководителей, а воеводами стали называть назначаемых на места руководителей. Первоначально, воеводы должны были лишь осуществлять общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления, но очень быстро получилось так, что воеводы подмяли под себя земские и губные избы и встали во главе этих учреждений. Таким образом, выборные старосты были заменены на назначаемых воевод. Сильно отличающееся положение занимали воеводы на приграничных территориях. Они обладали особым статусом и имели дополнительные полномочия, касающиеся пограничного режима (разрешали незначительные приграничные конфликты, могли вести переговоры с другой страной, но по вопросам, не влекущим за собой серьезных изменений). С появлением воевод разница между губными и земскими избами стирается. Воевода был единоличным представителем центральной власти на местах.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 ГОДА.
Общая характеристика Соборного Уложения (причины принятия, источники, структура, особенности).
Причины принятия Соборного Уложения 1649 года.
В середине июля 1648 года на совместном заседании боярской думы и царя было принято решение о разработке и принятии нового законодательного свода. Одновременно, было принято решение о том, что проект нового уложения будет обсуждаться и утверждаться специально созданным для этого земским собором. Было принято решение о создании подготовительной комиссии, которая должна была отвечать за всю подготовительную работу. В состав этой комиссии вошли весьма известные люди: возглавлял комиссию князь Одоевский, так же туда входили дьяк Грибоедов, дьяк Леонтьев и др. Первоначально, начало работы земского собора планировалось на начало сентября, то есть на подготовку проекта отводилось всего 1,5 месяца. В реальности же этот проект был подготовлен комиссией за 2,5 месяца, и земский собор приступил к постатейному обсуждению этого проекта с 3 октября 1948 года. Этот проект был подготовлен так быстро только по тому, что подготовительная комиссия действовала очень быстро и решительно. Подготовительная комиссия сразу же разослала специальные распоряжения, суть которых сводилась к следующему: все государственные органы должны были представить в комиссию тексты нормативных актов, которыми эти государственные органы руководствовались в своей повседневной деятельности. Кроме этого, все государственные органы должны были прислать и конкретные предложения, направленные на улучшение законодательства.
Работа земского собора над проектом продолжалась 4 месяца. 29 января 1649 года отработанный текст проекта был утвержден.
Структура Соборного Уложения 1649 года.
Структура Соборного Уложения резко отличалась от всего того, что было до него, так как Уложение состояло из 25 глав, каждая из которых делилась на разделы, а разделы – на статьи. Всего было 967 статей.
Источники Соборного Уложения 1649 года.
Все предшествующее законодательство, начиная с Судебника 1497 года (Судебник 1550 года, «Сто глав» 1551 года – это сборник церковного права и другие нормативные акты). Также при подготовке Уложения явно использовался Литовский статут в редакции конца 16 века. Иногда называют еще один источник, но весьма сомнительный, - византийское церковное право.
Особенности Соборного Уложения 1649 года.