Контрольная работа по «Истории отечественного государства и права»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Процесс превращения комплекса самостоятельных русских княжеств в единое государство занял почти два века. Определенные предпосылки объединения в русских землях просматривались еще в XIII столетии. Это проявилось в политике Даниила Романовича Галицкого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Однако объединительные процессы были прерваны монголо-татарским нашествием.

Оглавление

1. Причины и предпосылки образования централизованного государства. Социальные, политические и экономические факторы______________________3

2. Государственный строй Московской Руси. Аппарат управления. Новые властные органы. Управление на местах _________________________________7

3. Общественное устройство Московского государства _________________13

Список литературы___________________________________________________19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа История Отечеств.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

НОУ ВПО  «Омский юридический институт» 

Кафедра истории и философии 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине «История отечественного государства  и права» 

Вариант № 5

(Зачетная  книжка № 3550) 
 
 

Выполнил:

студент 3-го курса

заочной формы обучения,

группа  ЮСЗ-330

Попов Алексей  Викторович 

Проверил:

доцент, к.п.н.

Чухин Степан Геннадьевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск 2011

Содержание

     1. Причины и предпосылки образования централизованного государства. Социальные, политические и экономические факторы______________________3

     2. Государственный строй Московской Руси. Аппарат управления. Новые властные органы. Управление на местах _________________________________7

     3. Общественное устройство Московского государства  _________________13

Список литературы___________________________________________________19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Причины и предпосылки  образования централизованного  государства. Социальные, политические и  экономические факторы.

     Процесс превращения комплекса самостоятельных  русских княжеств в единое государство занял почти два века. Определенные предпосылки объединения в русских землях просматривались еще в XIII столетии. Это проявилось в политике Даниила Романовича Галицкого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Однако объединительные процессы были прерваны монголо-татарским нашествием. Разорение русских земель и установление ига привели к замедлению развития экономики, усилению феодальной раздробленности. Вторая половина XIII века характеризуется вспышкой княжеских усобиц на Руси. Великокняжеская власть владимирского князя значительно ослабла. На периферии Владимиро-Суздальской Руси образовывались новые княжества, становившиеся суверенными государствами   (в первую очередь Московское и Тверское). В конце XIII - начале XIV веков тенденции дробления сменяются тенденциями к объединению. С начала XIV в. дробление русских княжеств прекращается, уступив место их объединению.

     Отправным пунктом в развитии феодальной экономики  послужил прогресс сельского хозяйства. Сельскохозяйственное производство характеризуется в данный период все большим распространением пашенной системы, которая становится в центральных районах страны преобладающим способом обработки земли. Пашенная система заметно вытесняет подсечную, распространенную преимущественно в се­верных лесных местностях, и перелог, господствующий еще на юге.

     Пашенная  система требует постоянной обработки  земли. Поскольку здесь крестьянин всегда имеет дело с одним участком, который отдыхает от посева лишь через год (двухпольная система) или два (трехполье), то возникает необходимость в удобрении полей. Все это требует более совершенных орудий производства. Но подъем сельского хозяйства был обусловлен не только и не столько развитием орудий производства, сколько систематическим расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного продукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону.

     Все большая потребность в сельскохозяйственных орудиях обусловливает необходимость  развития ремесла. В результате процесс отделения ремесла от сельского хозяйства идет все глубже. Количество ремесленников, переставших заниматься земледелием, возрастает.

     Отделение ремесла от сельского хозяйства  влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, т. е. между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается. На базе такого обмена создаются местные рынки. Естественное разделение труда между отдельными районами страны, обусловленное их природными особенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установлению внутренних экономических связей способствовало и развитие внешней торговли.

     Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, т. е. создания централизованного государства. В этом были заинтересованы широкие круги русского общества и в первую очередь дворянство, купцы и ремесленники.

     Другой  предпосылкой объединения русских  земель было обострение классовой борьбы, усиление классового сопротивления крестьянства.

     Подъем  хозяйства, возможность получать все  больший прибавочный продукт  побуждают феодалов усиливать эксплуатацию крестьян. Притом феодалы стремятся  не только экономически, но и юридически закрепить крестьян за своими вотчинами и поместьями, закрепостить их. Подобная политика вызывает естественное сопротивление крестьянства, приобретающее разнообразные формы. Крестьяне убивают феодалов, захватывают их имущество, поджигают имения. Такая участь постигает нередко не только светских, но и духовных феодалов – монастыри. Формой классовой борьбы выступал иногда и разбой, направленный против господ. Определенные масштабы принимает и бегство крестьян, особенно на юг, на свободные от помещиков земли.

     В таких условиях перед классом  феодалов встала задача удержать в узде крестьянство и довести до конца его закрепощение. Эта задача могла быть решена только мощным централизованным государством, способным выполнить главную функцию эксплуататорского государства – подавление сопротивления эксплуатируемых масс.

     Указанные две причины играли ведущую роль в деле объединения Руси. Без них  процесс централизации не смог бы достигнуть сколько-нибудь значительных успехов. Вместе с тем само по себе экономическое и социальное развитие страны в XIV — XVI вв. еще не смогло бы привести к образованию централизованного государства.

     Хотя  экономические связи в данный период и достигли существен­ного развития, они все же не были достаточно широки, глубоки и сильны, чтобы связать воедино всю страну. В этом состоит одно из отличий образования Русского централизованного государства от аналогичных процессов в Западной Европе. Там централизованные государства создавались в ходе развития капиталистических отношений. На Руси же в XIV — XVI вв. еще не могло быть и речи о возникновении капитализма, буржуазных отношений.

     То  же следует сказать и о развитии классовых отношений, классовой борьбы. Как ни велик был ее размах в данный период, все же эта борьба не приобрела таких форм, какие она имела уже на Западе или в более позднее время в России (крестьянские войны под руководством Болотникова, Разина в XVII в.). Даже для начала XVI в. характерно преимущественно внешне незаметное, подспудное накопление классовых противоречий.

     Фактором, ускорившим централизацию Русского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачиваться русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что когда началось образование Русского централизованного государства, стал возможен разгром монголо-татаров на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, татарское иго было свергнуто окончательно.

     Известно, что только мощное централизованное государство может справиться с внешним врагом. Поэтому в его образовании были заинтересованы и достаточно широкие народные массы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственный  строй Московской  Руси. Аппарат управления. Новые властные  органы. Управление  на местах. Источники права.

     Так как Московское государство оставалось ещё раннефеодальной монархией, то отношения между центром и местами строились на основе сюзеренитета-вассалитета, хотя с течением времени это менялось. Московские князья делили свои земли между наследниками. Старший сын стал иметь больше привилегий при разделе наследства. Он получал большую долю наследства, чем остальные. Он же сохранял положение старшего князя.

       Менялись отношения между великими  и удельными князьями и с  юридической точки зрения. Существовали  иммунитетные грамоты и договоры, которые первоначально предусматривали  службу удельного князя великому князю за вознаграждение. После она стала связываться с владением вассалами их вотчинами. А уже в начале XV века установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения. 

     Великий князь. 

     Он  был главой Российского государства  и обладал широким кругом прав: издавал законы, осуществлял государственное  руководство, имел судебные полномочия. С течением времени княжеская  власть усиливалась и терпела  изменения, которые шли в двух направлениях – внутреннем и внешнем. Первоначально, свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах своих владений. Даже Москва была разделена на сферы влияния между князьями-братьями. С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства.

     Централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской  власти, а падение Золотой Орды – внешним. Вначале Московские великие  князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 года (стояние на реке Угре) московские князья стали не только фактически, но и юридически независимы. Но говорить о полной княжеской власти, то есть о самодержавии, ещё не приходится. Власть великого князя была ещё ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. 

     Боярская  дума.

     В XIV – XV веках совет при князе  постепенно становится постоянно действующим. На его основе образовалась боярская дума, в которую входили высшие светские и церковные иерархи. Строгого регламента в деятельности Думы не было, но её решения и законодательные установления («приговоры») делали её важнейшим распорядительным и законодательным органом. Она имела сравнительно стабильный состав. В боярскую думу входили так называемые думные чины, – введённые бояре и окольничьи. Компетенция думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально этого нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступить самовольно, иначе любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через Думу боярство осуществляло политику, выгодную ему. Однако с течением времени великие князья всё больше подчиняют себе боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти.

     Значительная  роль боярской думы в системе государственных  органов и господство в ней  крупных феодалов являются характерными особенностями раннефеодальной монархии. 

     Центральное управление. Приказы.

     К концу XV – началу XVI вв. вместе с ограничением власти наместников и волостелей новые функции единого государства  привели к созданию централизованной системы управления. Возникает приказная система управления.

     Приказ  возглавлял боярин, в распоряжении которого находился штат дьяков и  иных должностных лиц. Приказная  изба имела своих уполномоченных на местах. Приказная бюрократия назначалась  из дворян. Контроль за деятельностью приказов осуществляла боярская дума, но её влияние постепенно уменьшалось.

     Каждый  приказ ведал определённым направлением государственной деятельности. Посольский приказ ведал дипломатической службой. Разбойный приказ – наказывал  за разбойные и лихие дела. Поместный – ведал выделением земли за службу. Ямской – ведал ямской (почтовой) службой. Казённый – государственными финансами и т.д.

     В приказах велось упорядоченное делопроизводство. Они вели и судебные дела по связанным  с их профилем категориям дел.

     До  приказной системы управления на Руси существовала дворцово-вотчинная  система, состоявшая из двух частей. Одну часть составляло управление дворца, во главе которого стоял дворецкий (дворский), имеющий в своём распоряжении многочисленных слуг. Другую часть образовывали так называемые пути (из которых впоследствии и произошли приказы), обеспечивающие специальные нужды князя и его окружение.

     Перерастание  дворцово-вотчинной системы в  приказную явилось одним из показателей  централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, работавшие по существу лишь для князя и его окружения, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством. 

     Местное управление.

     С ликвидацией независимости отдельных  княжений в ведение государства переходили функции, связанные с военной службой, сбором повинностей. Централизации способствовало развитие в XIV – XV вв. системы «кормлений».

     Русское государство подразделялось на уезды  – наиболее крупные административно-территориальные  единицы. Уезды делились на станы, станы на волости. Но всё-таки полного единообразия и чёткости в административно-территориальном делении ещё не выработалось. Существовали также разряды – военные округа, губы – судебные округа.

Информация о работе Контрольная работа по «Истории отечественного государства и права»