Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:58, лекция
Противостояние сторонников и противников «Норманской» теории началось в 1749 г., однако норманнизм возник несколькими годами ранее.
В 1749 г. Миллер подготовил диссертацию «О происхождении имени и народа российского», где сформулировал основные положения появления русского государства: Восточные Славяне в силу ряда причин были не способны создать государство. За них эта задача была решена Варягами (Норманнами). Таким образом, российское государство было создано немцами и Россия находится в особой исторической связи с Германией, поэтому должна всюду следовать за ней.
Первым рецензентом этой теории стал М.Ю.Ломоносов. Он нашел массу нестыковок в представленной работе, отметил, что все вышеуказанные соображения основаны на «Повести временных лет», что означает недостоверность фактов, указанных в ней. М.Ю.Ломоносов был в целом прав относительно своей критики, но он не всегда оперировал научными аргументами при написании рецензии: от критики взглядов зачастую переходил к критике самих идеологов (Байер, Миллер, Шлецер).
Нанесение ран.
Правда знает колотые и резаные раны.
Побои.
Правда знает такие примеры, когда предусматривается наказание за удар палкой или мечом в ножнах.
Имущественные преступления.
К имущественным преступлениям «Русская правда» относит несколько составов преступления:
1. Разбои и грабеж. «Русская правда» не разграничивает эти два состава, не дает отличий между ними, хотя терминология употребляется, но некоторые авторы считают, что разбой совершался одним человеком, а грабеж несколькими.
2. Кража. Устанавливались наказания за кражу различных вещей.
3. Уничтожение и повреждение чужого имущества.
4. Незаконное пользование чужим имуществом.
5. Присвоение чужого имущества.
6. Злостное невозвращение долга.
Мера наказания.
Главная, основная цель наказания по «Русской правде» - это возмещение вреда, причиненного преступлением. Еще одна важнейшая цель – пополнение государственной казны за счет штрафов, взимаемых с преступника.
«Русская правда» не знает смертной казни, телесных наказаний, лишения свободы и др. «Русская правда» знает всего лишь 5 мер наказания (санкций):
1. «Поток» и «разграбление». Существует два варианта толкования этой меры наказания:
Поток и разграбление применялись только за три состава:
1. Убийство в разбое.
2. Поджог.
3. Конокрадство, но поток и разграбление
применялись при конокрадстве
только при повторном
2. «Вира» – это в чистом виде штрафная санкция, которая платилась князю за совершение простого убийства (на пиру, в ссору, в сваде). «Русская Правда» строго регламентировала размеры этой санкции: за убийство свободного человека – 40 гривен. Также «Русская Правда» знает «Двойную Виру» – 80 гривен, которая уплачивалась, скорее всего, за убийство администратора или человека занимающего достаточно высокое социальное положение. Кроме этого, существовала «Дикая Вира» («Повальная Вира»), выплачивавшаяся преступником и общиной совместно при следующих случаях:
По общему правилу каралось только убийство свободного человека, но «Вира» за убийство холопа платилась только при наличии особых отношений с князем.
3. «Головщина» («Головничество») – возместительная санкция потерпевшей стороне за простое убийство. Размеры этой санкции «Русская Правда» не определяла, но традиционно считалось, что «Головщина» не должна была превышать «Виру». В уплате «Головщины» община не обязана была помогать виновному.
4. «Продажа» – санкция, носящая штрафной характер, за совершение преступлений кроме карающихся «вирой» и «потоком». Размеры продажи равнялись от трех до двенадцати гривен, но предусматривался исключение: размеры «продажи» могли резко вырасти, если был причинен тяжкий вред.
5. «Урок» – возместительная санкция, предусматривающая выплаты потерпевшей стороне в зависимости от ущерба. Размеры ее не были определены, но по общему правилу «урок» не должен был превышать «виру». Также право позволяло получать возмещение в полном объеме – получение дополнительные возместительные выплаты.
Судоустройство и судопроизводство.
В этот период отсутствовала какая-либо достаточно четкая система судебных учреждений, поскольку в это время суд не был отделен от администрации, то есть не было четкой судебной системы, а судебные полномочия выполняли те должностные лица, которые одновременно выполняли и полномочия административные. Судебная система выглядела следующим образом:
Когда окончательно оформилась десятичная система управления, свойственная именно этому периоду, на определенном этапе судебные функции получили «тысяцкие» («сотские» или «сотники»).
Законодательство не регламентировало в то время порядок обжалования судебных решений, компетенцию судебных органов, хотя можно предположить, что общинный суд рассматривал незначительные бытовые дела, а Княжеский суд мог рассматривать любые категории дел.
Судебный процесс.
Судебный процесс в то время носил состязательный характер. Этому судебному процессу были присущи некоторые особенности:
Судебные доказательства.
Таковыми являлись:
«Русская Правда» делит свидетелей на две категории:
Свидетелями по «Русской Правде» могли быть только свободные люди. Но свободный человек мог пользоваться, информацией, полученной от холопа, если проинформировал суд об источниках приобретения информации.
Они применялись в тех случаях, когда отсутствовали любые доказательства. Например, испытуемого бросали в воду и если он мгновенно всплыл, то признавался виновным, а если «пошел ко дну», значит испытуемый невиновен.
По предложению суда либо по предложению истца проводился «судебный поединок». Позднее появилась возможность провести «судебный поединок» между свидетелями при противоположности данных показаний, дабы выяснить, кто из них прав. От участия освобождались малолетние, женщины, престарелые, больные и монашествующие. Эли лица, в том числе и истцы, могли отказаться от личного участия в поединке, но могли выставить на поединок другого человека по договоренности (друга, родственника либо профессионального бойца). Руководило этим поединком особое должностное лицо, которое взимало определенные пошлины. Неявившаяся, бежавшая, побежденная либо отказавшаяся от участия в поединке сторона признавалась виновной, на которую возлагались все судебные издержки.
Наличие «Поличного» практически предопределяло признание виновным, если он не приводил соответствующих доказательств его невиновности.
Существует два аспекта толкования этого доказательства:
Поличное обладало значительной доказательственной силой, так как делало мало необходимым доказывать вину подозреваемого в суде, если он не приводил доказательств, оправдывающих его.
Еще одно доказательство – это особенности внешнего вида.
Иногда в учебниках высказывается мысль, что первой стадией состязательного процесса (возбуждение) является свод и гонение следа. Свод – это некое действие, направленное на отыскание подозреваемого. Свод начинался с заклича (объявление на торговой площади). Давалось три дня для возвращение этого имущества. Свод делился на этапы. Каждый этап велся до третьего лица. Первое лицо – потерпевший, второе лицо – тот, у кого нашли имущество, третье лицо – продавец, который продал это имущество второму лицу. На этом этапе все должны били вернуть всё полученное по сделке. Свод мог продолжаться и дальше, если продавец был невиновен, но продолжался он только до третьего лица, и так до бесконечности. Свод не может быть обозначен как стадия судебного процесса, так как судебный процесс может быть инициирован только в том случае, если есть субъект к которому можно предъявить соответствующие претензии. Свод направлен на то, чтобы виновного найти, а потом – суд.
Гонение следа означает выход на виновного «по его следам».
Обязательственное, семейное и наследственное право древнерусского государства.
Обязательства, возникающие из договоров.
«Русская правда» знает следующие виды договоров:
«Русская правда» молчит о договоре мены и о договоре имущественного найма.
Преимущественно, а некоторые говорят всегда, договоры заключались в устной форме. При заключении договора присутствовали либо стороны либо их представители и свидетели (в обязательном порядке), причем считали, что количество свидетелей было от трех до двенадцати человек. Заключение договора сопровождалось совершением определенных обрядов: обряд рукобития и обряд магарыча. Предусматривалась возможности признания договора изначально недействительным, если хотя бы одна из сторон при его заключении находилась в состоянии опьянения.
Особенность исполнения обязательств – возможность обращения взыскания не только на имущество обязанного лица, но и на само обязанное лицо.
Наследственное право
В это время уже существовали 2 формы наследования: по закону и по завещанию. Приоритет отдавался наследованию по закону.
Что касается наследования по закону, то был ограничен круг наследников. Наследниками были только мужчины, а если говорить еще более точнее, то сыновья. Были определенные исключения, когда при полном отсутствии наследников наследство переходило к племянникам. Дочери получали часть имущества в качестве приданного, причем размеры этого приданного определяли братья. Вдовы не наследовали мужьям, а получали только часть имущества на прожиток, то есть до своей смерти либо до вторичного выхода замуж. Если наследники были малолетние, то вдова управляла этим имуществом до их совершеннолетия, не обладая при этом права на распоряжение имуществом. Особенностью наследования по закону заключалось в том, что, в отличие от Западной Европы, у нас преимущественным правом на наследство пользовался не старший, а младший сын.
При наследовании по завещанию допускалось лишение наследства одного или всех наследников, например, если сын был не добр с матерью или отцом.
Закон допускал завещание имущества церкви или монастырю на «помин души».
Семейное право
После принятия христианства брачно-семейные отношения регулировались сборниками Византийского семейного права – «номоканоны». Более крупные сборники Византийского права получили название «Кормчая книга», но появились они несколько позже. Православная церковь признавала только 2 последовательно заключенных брака. Первый и второй брак формально отличались друг от друга: первый брак заключался путем церковного венчания, а второй путем церковного благословения. Церковь регламентировала условия действительности брака, которым необходимо было соответствовать и жениху и невесте:
1. Достижение брачного возраста,
причем Византийское церковное
право исходило не из