История Отечественного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2015 в 11:58, лекция

Краткое описание

Противостояние сторонников и противников «Норманской» теории началось в 1749 г., однако норманнизм возник несколькими годами ранее.
В 1749 г. Миллер подготовил диссертацию «О происхождении имени и народа российского», где сформулировал основные положения появления русского государства: Восточные Славяне в силу ряда причин были не способны создать государство. За них эта задача была решена Варягами (Норманнами). Таким образом, российское государство было создано немцами и Россия находится в особой исторической связи с Германией, поэтому должна всюду следовать за ней.
Первым рецензентом этой теории стал М.Ю.Ломоносов. Он нашел массу нестыковок в представленной работе, отметил, что все вышеуказанные соображения основаны на «Повести временных лет», что означает недостоверность фактов, указанных в ней. М.Ю.Ломоносов был в целом прав относительно своей критики, но он не всегда оперировал научными аргументами при написании рецензии: от критики взглядов зачастую переходил к критике самих идеологов (Байер, Миллер, Шлецер).

Файлы: 1 файл

IOGP_Chernyshev.doc

— 491.00 Кб (Скачать)

 

Гражданское право.

 

Именно в первой половине XIX столетия гражданское право выделяется как отдельная отрасль.

В Своде законов было впервые дано определение понятия права собственности: «Право собственности - исключительное и независимое от лица постороннего право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Имущество, относительно которого признается право собственности, делиться на недвижимое (благоприобретенное и родовое) и движимое. Право собственности на землю определяется как «право на все произведения на поверхности её, на все, что заключается в недрах ее, на воду, в пределах ее находящиеся и словом на все ее принадлежности».

Наряду с правом собственности защищается право законного и незаконного права пользования и владения.

 

Обязательственное право.

 

Договоры в это время заключаются по взаимному соглашению сторон в устной и письменной форме, причем письменная форма была обязательной для целого ряда договоров (договор займа, залога, доверия и др.). Предметом договора является либо имущество, либо действия лиц.

Средствами обеспечения договоров являются:

    1. Поручительство.
    2. Неустойка
    3. Залог недвижимого имущества.
    4. Заклад движимого имущества.

Что касается разновидностей договора, то выделяются:

1. Договор мены.

2. Договор купли-продажи.

3. Договор запродажи, по которому  одна сторона обязывалась продать  к назначенному сроку недвижимое  или движимое имущество, причем  в договоре указывалась цена  и сумма неустойки.

4. Договор имущественного найма.

5. Договор займа.

6. Договор поставки и подряда.

7. Договор ссуды имущества.

8. Договор товарищества.

9. Договор личного найма.

 

Семейное право.

 

Устанавливался брачный возраст для мужчин – 18 лет, для женщин 16. По прежнему действовал предельный возраст вступления в брак, который составлял 80 лет. Условия заключения брака остались теми же самыми, что и в 18 столетии. Закон по-прежнему предусматривает лишь церковный брак.

Расторжение брака оставалось прерогативой церкви.

Несмотря на то, что жена находилась в подчиненном положении от своего мужа, в имущественном отношении супруги были независимы друг от друга.

Дети по-прежнему делятся на законных и незаконных, рожденных вне брака, но закон обязывает отца содержать своих незаконнорожденных детей и их мать. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

 

Наследственное право.

 

По прежнему, завещание необходимо было составлять в письменной форме, причем закон требует нахождения завещателя в здравом уме и твердой памяти. Составлять завещание могли лица не моложе 21 года, причем требовалось, чтобы завещатель обладал правом отчуждения имущества, то есть правом распоряжения имуществом. При отсутствии завещания по прежнему наследование осуществляется по закону и устанавливаются 3 очереди наследников:

  • Наследники по мужской линии: сыновья, внуки, правнуки.
  • При отсутствии наследников по мужской линии предусматривалось наследование по женской линии: дочери, внучки, правнучки.
  • Родители. Но закон, как правило, прежде чем передать наследство родителям требовал обнаружить наследников по боковой линии.

По прежнему, переживший супруг получал 1/7 часть недвижимого и ¼ движимого.

 

Уложение о наказаниях уголовных и

исправительных 1845 года.

 

Это был довольно объемный документ, состоящий из 12 разделов и 2224 статей. В начале этого уложения выделяются нормы общей части уголовного права. Понятие преступления было позаимствовано из 15 тома Свода законов Российской Империи: преступлением признавалось как само противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом уголовного наказания предписано. По сути, речь идет об объективной стороне преступления.

Уложение прямо говорит о преступлениях и проступках, но довольно четкого разграничения этих понятий нет. Уложение предусматривает сроки давности привлечения к уголовной ответственности только для преступлений, но не для проступков.

Четко устанавливаются формы вины: умысел (прямой, косвенный), неосторожность. Уголовное законодательство, так же как и раньше делит преступления на случайные, неосторожные, умышленные и предумышленные. Четко выделяются стадии преступления: приготовление, покушение и оконченное преступление.

В уложении подробно перечисляются виды соучастия, которые по сути были те же самые, что и в предшествующий период.

Предусматриваются обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказуемость деяния, которые в значительной степени повторяли обстоятельства, существовавшие в предшествующий период.

По прежнему, возраст субъекта преступления – 7 лет. Четко закрепляется норма о том, что незнание закона не освобождает от наказания. Наказание применялось ко все российским подданным и преступникам-иностранцам, не обладающие дипломатическим иммунитетом.

Из Уложения были выделены дела, подсудные духовным и военным судам.

В 1839 году был принят военно-уголовный устав, который предусматривал те категории дел, которые были подсудны военным судам, поэтому эти составы не вошли в текст Уложения 1845 года.

 

Виды преступлений.

 

1. Преступления против веры.

2. Государственные преступления.

3. Преступления против порядка  управления.

4. Должностные преступления.

5. Неповиновение фабричных и  заводских людей.

6. Преступления и проступки против  законов о состояниях, речь идет  о защите прав и привилегий  отдельных категорий населения.

7. Преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц.

8. Преступления против собственности  частных лиц.

9. И другие преступления.

 

Система наказаний

 

Все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные.

К уголовным наказаниям относится: лишение всех прав состояний (потеря всех сословных привилегий, прекращение супружества, прекращение прав собственности на имущество, лишение родительских прав), смертная казнь, ссылка на каторжные работы или на поселение в Сибирь, на Кавказ. Кроме этого, к уголовным наказаниям (дополнительным) относилось битье плетьми (конечно кроме лиц, освобожденных от телесных наказаний) и клеймение.

К исправительным наказаниям относится: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, в тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания. В качестве дополнительного наказания применялись розги.

Дворянство, духовенство, почетные граждане и феодалы «других народностей» освобождались от клейма, заключения в оковы, телесных наказаний.

 

РЕФОРМЫ 60-Х ГОДОВ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

 

Крестьянская реформа 1861 года.

 

В начале 1856 года Александр II, вернувшись из Парижа получил приглашение выступить перед представителями московского губернского дворянства, с целью успокоить их относительно слухов об отмене крепостного права. В своем выступлении он произнес 2 взаимоисключающих тезиса:

  • Сначала он сказал, что крепостное право отменять не будет.
  • Затем в своем выступлении он отметил, что рано или поздно к этой проблеме придется вернуться и лучше сделать это сверху, чем снизу.

До начала 57 года правительство не совершило никаких ходов, свидетельствующих о намерении приступить к обсуждению этого вопроса. Но вначале 57 года был создан секретный комитет «Об обсуждении вопросов об улучшении быта помещичьих крестьян». Всего таких секретных комитетов было около 10. По сути, этот комитет должен был дать ответ всего на 2 вопроса: отменять или не отменять крепостное право, а если отменять, то как? Комитет принимает решение о необходимости отмены крепостного права, но каким образом это делать секретный комитет не знал. Существовали различные подходы по поводу того, каким образом необходимо отменять крепостное право:

1. Точка зрения князя Гагарина, который считал, что освобождать надо, но не сразу, а в три этапа:

  • Приуготовительный.
  • Умягчительный.
  • Окончательный.

Гагарин, по мимо этого предлагал отпускать крестьян без земли.

2. Точка зрения графа Ростовцева, который предложил освободить крестьян без земли.

3. Точка зрения барона Корфа. Его точка зрения сводилась к следующим положениям:

  • Для успеха реформы необходимо привлечь к ее подготовке и проведению помещиков, но средства привлечения он не прописывал.
  • Реформа не может быть в России проведена насильственными методами, поэтому необходимо учитывать интересы обеих сторон.
  • Реформа не должна потребовать значительных средств из государственной казны.
  • Реформа должна быть подготовлена и проведена в четко определенные временные рамки. Он предлагал 6 месяцев на подготовку и проведение реформ.

Уже в 1857 году Министерством Внутренних Дел была подготовлена первая правительственная программа отмены крепостного права, естественно с учетом мнения Секретного комитета. Эта программа практически базировалась на предложениях Ростовцева и Гагарина. Суть ее заключалась в следующем: освобождать крестьян, но поэтапно. Выделялись следующие этапы: подготовительный, переходный, окончательный.

Секретный комитет был переименован в главный комитет, который начал действовать открыто. Для переработки всех материалов, поступающих из губернских дворянских комитетов, был создан новый орган – редакционные комиссии, во главе с Ростовцевым. Как только из губернских комитетов в редакционные комиссии стали поступать первые материалы, стало ясно, что крепостное право нельзя отменить на основе первой правительственной программы. Было принято решение о подготовке новой программы. К началу 1858 года эта программа была принята. Ее суть сводилась к следующему:

1. Крепостные должны быть освобождены одномоментно, а не поэтапно.

2 . Бывшие крепостные должны  составить новое сословие –  свободные сельские обыватели (кстати  до реформы таковыми назывались  государственные крестьяне) и создаются  органы крестьянского самоуправления.

3. Бывшие крепостные должны получить возможность выкупить свои земельные наделы в собственность, а государство должно помочь им в этом кредитом.

4. Норма о временнообязанном  положении крестьян, которое возникало  с момента приобретения свободы  и заканчивалось подписанием  договора с помещиком о переходе на выкуп земли. Период этого состояния не определялся. Временнообязанное состояние означало, что бывший крепостной, работая на земле, являющейся собственностью помещика, был обязан работами и платежами по отношению к помещику.

5. Программа предусматривала институт мировых посредников из дворян, которые решали конфликты между помещиками и крестьянами.

К началу 1861 года основные документы этой реформы были подготовлены, они прошли стадию обсуждения в Госсовете.

19 февраля 1861 года был оглашен «Манифест о даровании свободы крепостным людям». Основные положения этой реформы сводились к следующему: в течении первых 9 лет бывшие крепостные не имели права самостоятельно оставлять свои земельные наделы, но это было только в том случае, если крестьянин не перешел на выкуп. Существовали условия выкупа земельный наделов: государство предоставляло крестьянам ссуду на выкуп земельных наделов. Срок определялся 49 годами с начислением 6% годовых.

Появляется понятие капитализированного оброка, который был положен в основу исчисления покупной суммы. Он давал возможность в идеале получать помещику свои дореформенные доходы. Это было сделано так: выкупная сумма должна быть такого размера, чтобы будучи положенной в банк она приносила в виде 6% годовых в прежний годовой доход помещика от крестьянина. В ходе выкупной операции крестьянин должен был сразу выплатить помещику 20-25% суммы, а остальную часть помещик получал от государства через крестьянский банк, причем если крестьянин выкупал полный земельный надел, который предусматривался местным положением, он должен был платить 25%, а если урезанный надел – 20%. Была возможность получить дарственный надел, например, вместо 10 десятин черноземной земли, предназначаемой крестьянину, помещик мог без платы отдать 4 десятины, а остальные 6 оставить у себя.

В конце 50-х - начале 60-х годов примерно 2/3 помещичьих имений были заложены. Это говорит о том, что помещики очень многое потеряли по этой реформе.

 

Судебная реформа 1864 года.

 

Причины подготовки судебной реформы.

 

1. Российская Империя занимала первое место в Европе по количеству судебных инстанций, так как вся судебная система была построена по сословному принципу. Для каждой категории населения и даже для отдельной категории деятельности существовала отдельная, замкнутая судебная система. Это конечно же затрудняло функционирование судебной системы в целом.

2. Судебной системе в России  был свойственен исключительно  низкий  профессиональный уровень  судей, прокуроров и следователей. Это было связано с господством инквизиционного процесса (основное доказательство – собственное признание вины, которую просто человека заставляли признать), который не требовал этого профессионализма, знания права. Суд превращался в механизм, предназначенный для подсчета баллов.

3. Для судебной системы был характерен очень высокий уровень коррупции, взяточничества, т.к неконкретно сформулированные положения и законы давали очень широкий простор для судебных усмотрений.

4. Наличие и главенство теории  формальных доказательств, исключающая возможность субъективной оценки значимости доказательств самим судом.

5. Конечно же важнейшим катализатором  подготовки и проведения судебной  реформы являлась крестьянская  реформа.

Действовало несколько комиссий по подготовке проведения реформы (во главе с Зарудным, например). Было достаточно много разных предложений, концептуальных подходов в том смысле как проводить эту реформу. Комиссия во главе с Зарудным провела огромную, титаническую работу, по результатам деятельности которой было издано 74 огромных тома подготовительных материалов, поскольку эта комиссия изучила весь отечественный и западноевропейский опыт функционирования судебной системы.

Информация о работе История Отечественного права