История Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка

Краткое описание

В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.

Файлы: 1 файл

История Microsoft Word.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

 

15.   Голод 1932-1933 гг., причины, последствия.

       История России представляет длинный ряд голодных годов с неуклонным нарастанием числа неурожаев и голодовок вплоть до XX века. Установлен факт, что неурожаи в России повторяются через каждые 6-7 лет, продолжаясь по два года сразу. За вторую половину XX столетия особою жестокостью отличались голодные годы 1931-1933гг. Причины массового голода в XX веке были не в сфере обмена, а в сфере производства хлеба, и вызывались они прежде всего чрезвычайными колебаниями русских урожаев в связи с их низкой абсолютной величиной и недостаточным земельным обеспечением населения, что, в свою очередь, не давало ему возможности накопить в урожайные годы денежные или хлебные запасы. Исключительная неустойчивость русских урожаев - прежде всего результат неблагоприятных климатических условий. Наиболее плодородные районы отличаются особой неравномерностью осадков. Наряду с низкой урожайностью, одной из экономических предпосылок массового голода в России и Казахстане была недостаточная обеспеченность крестьян землёй.

Предпосылки возникновения голода 1932—1933 гг.

       Хлебозаготовки.

Согласно исследованиям доктора исторических наук В.Кашина, в ряде регионов РСФСР и, в частности, в Поволжье массовый голод был создан искусственно и возник «не из-за сплошной коллективизации, а в результате принудительных сталинских хлебозаготовок». Данное мнение подтверждают очевидцы событий, говоря о причинах возникшей трагедии: «Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли». В частности, в Поволжье, в условиях ослабленного раскулачиванием и массовой коллективизацией села, лишенного тысяч хлеборобов - единоличников, подвергшихся репрессиям, комиссия ЦК ВКП (б) по вопросам хлебозаготовок во главе с секретарем ЦК партии П. П. Постышевым постановила изъять запасы хлеба у единоличников и хлеб, заработанных работниками колхоза. Фактически в условии угроз репрессиями и шантажа председатели колхозов и руководители сельских администраций были вынуждены передавать в рамках хлебозаготовки практически все объемы производимого и имеющегося в запасах хлеба. Данные меры, лишившие регион запасов продовольствия и привели к массовому голоду. Аналогичные меры были приняты В. М. Молотовым и Л.М. Кагановичем на Украине и Северном Кавказе, что вызвало соответствующие последствия - голод и массовую смертность среди населения.

В результате того, что план хлебозаготовок в 1932 г. был составлен исходя из предварительных данных о более высоком урожае (в реальности он оказался в два-три раза ниже), а партийно-административное руководство страны требовало неукоснительного его соблюдения, на местах началось фактически полное изъятие собранного хлеба у крестьян.

       Обобществление скота

Некоторые исследователи одной из причин возникновения голода считают политику по принудительному обобществлению вызвавшую ответную реакцию крестьянства — массовый забой скота. Особенно существенное значение это имело для Казахстана, население которого занималось преимущественно животноводством.

Оценки масштаба голода.

Масштабы случившегося могут быть оценены лишь приблизительно.

Общие оценки числа жертв голода 1932—1933, сделанные различными авторами, значительно различаются и доходят до 8 млн. человек, хотя превалирует оценка в 2-4 млн.

Тема голода 1932—1933 года в советском информационном пространстве возникла впервые лишь к концу перестройки. К настоящему времени на постсоветском информационном пространстве сформировалось чёткое представление о голоде 1932—1933 годов как об одной из величайших гуманитарных катастроф советского периода. Так, по данным обследования, проведённого в рамках проекта «Катастрофическое сознание в современном мире», инициированного профессором университета штата Мичиган В.Шляпентоха. На Украине, чьё население в наибольшей степени пострадало от голода, 27 % населения считают период коллективизации и голода 1933 тяжелейшим периодом.

Голод 1932—1933 гг. оставил глубокий след в народной памяти. «В тридцать третьем году всю поели лебеду. Руки, ноги опухали, умирали на ходу», — вспоминали старожилы Российских и Казахстанских деревень частушку, в которой отразилась народная оценка этой трагедии. В ходе анкетного опроса 99,9% подтвердили наличие голода в 1932—1933 гг., подтверждают и то, что он был слабее голода 1921—1922 гг., но сильнее голода 1946—1947 годов. Во многих районах масштабы голода были очень велики. Такие деревни, как Ивлевка Аткарского района, Старые Гривки Тарковского района, колхоз им. Свердлова Федоровского кантона НП АССР, почти полностью вымерли. «В войну не погибло столько в этих деревнях, сколько погибло во время голода», — вспоминали очевидцы истории, который уступает только периоду ВОВ.

Вывод:

Таким образом, данные архивных документов и опросы очевидцев событий свидетельствуют: принудительные хлебозаготовки 1932 г. Оставили Россию без хлеба и стали главной причиной трагедии, которая разыгралась там в 1933 году. Вызванный проведенными с нарушением закона и морали хлебозаготовками массовый голод, унесший десятки тысяч крестьянских жизней и подорвавший здоровье оставшихся в живых, является одним из тягчайших преступлений сталинщины, ее организованной антигуманной акцией.

В вопросе о людских потерях в Казахстане в результате голода 1932—1933 гг. современная историография выдвигает целый спектр оценок. В исследованиях, базирующихся на упрощенной процедуре (где все сводится к определению межпереписной арифметической разницы в численности казахского этноса), как правило, называется цифра в пределах 1 млн. чел. Если учесть, что пик демографической депопуляции падает на середину зимы 1932/1933 гг., то, следовательно, катастрофическое сокращение численности народонаселения произошло через почти шесть лет после первой переписи и за точно такой же срок до второй. Другими словами, апогей трагического события приходится как раз на середину интервала между двумя переписями, что несколько облегчает расчеты. Согласно результатам первой переписи 1926 г. на территории Казахской АССР проживало 3 млн. 628 тыс. коренного населения. уже Через 12 лет в переписи 1939 г. фиксируется убыль в 1 млн 321 тыс. чел., т. е. происходит уменьшение совокупности на 36,7 %. Но даже эту цифру, как считают историки-демографы, следует признать минимальной, требующей существенной коррекции в рамках факторного анализа. С его подключением исследователям удалось установить, что на середину 1930 г., когда количественный состав населения еще оставался относительно стабильным, численность коренных жителей в пределах сопоставимой границы республики составляла около 4 млн. 120 тыс. чел. Исходя из этой базы примерные масштабы невосполнимой убыли коренного населения Казахстана в годы трагедии определяются в пределах около 2 млн. чел., или 49% его первоначальной численности. Если же принять во внимание, что по данным текущего учета движения населения в 20-х гг. уровень естественной смертности достигал 25 человек на 1000, то численность умерших естественной смертью 1931—1933 гг. должна фиксироваться на уровне где-то в 250 тыс. чел. (7%). Из этого историки-демографы делают вывод, что прямыми жертвами голода и связанных с ним болезней стали в названные годы 1 млн. 750 чел. или 42% всей численности казахского населения республики.

Голод 1931-33. Письмо Рыскулова Сталину. "Письмо пятерых".
Насильственная коллективизация, оседание хозяйств привели к голоду 1931-33. Представители каз интеллегенции били тревогу. Письма Рыскулова Сталину от сентября 1932 и марта 1933, он подробно описывает ситуацию. Спасаясь от голода и репрессий 1 млн чел мигрировало за пределы Казахстана. Эхо этого события будет звучать еще 150-170 лет. Трагедия коллективизации раскидала казахов по странам: Китай, Монголия, Турция, Афганистан, Иран. Недовольство

 

16.   Развитие городской культуры в VI-XII вв.

Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Наибольший расцвет их приходится на VII-XII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: среднее течение Сырдарьи (Испиджаб,  Фараб или Отрар); нижнее течение Сырдарьи (Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент);  Юго-западное Жетысу (Тараз,  Суяб, Баласагун); северо-восточное Семиречье (Каялык, Алмалык).

Испиджаб (современное село Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана. Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. Наиболее известен на Востоке Тараз. 

Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня.

Средневековый город состоял из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок, где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными. Вокруг шахристана размещались торгово-ремесленные предместья, рабады, где жило основное население города. Кроме собственно города в округе находились небольшие поселения.  В X-XII вв. в Казахстане отмечался быстрый рост городов и людских поселений. Появился целый ряд новых городов: Крачук, Карнак, Каялык, Ики-Огуз, Ашнас, Барчынлыкент.

О развитии городов того времени свидетельствует появление монументальных сооружений, таких как мавзолей Айша-биби, Карахана, Бабаджи-хатун, находившихся в Таразе, мавзолей Сфылтам - в низовьях Сырдарьи, мавзолей Домбаул - в Центральны Казахстане. Архитектура городов Казахстана тесно связана с зодчеством предшествующего времени. Материалом для постройки домов главным образом служили сырцовый кирпич, песок и дерево.  Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками.

Таким образом, мы видим, что в V-XII вв. на территории Казахстана развивалась не только скотоводческая кочевая культура, но и оседло-земледельческая и городская, они взаимовлияли друг на друга и взаимообогащались.

 

17.   Государственная деятельность Абылай хана. Взаимоотношения Абылая с Джунгарией, Китаем и Россией.

Аблай=Абылай=Абилмансур, сын султана Среднего жуза Вали, из младшей линии Чингизидов. Его дед, тоже Абылай, был владетелем города Туркестана, прославился воинскими доблестями и получил грозное прозвище Кан-ишер (кровопийца).

В 13 лет Абылай лишился отца, убитого во время междоусобиц, рано поступил на службу. Сумел проявить отвагу блестящий ум, сметливость. С 15 лет активно участвует в борьбе казахов против иноземных захватчиков. Абылай понимал, что главный враг Казахстана – джунгары, поэтому стремится держать пророссийскую ориентацию. В 1748 году хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай присягнули на верность России, но большая часть степей жуза сохранила обособленность от России. Между тем были решены некоторые вопросы: расширение казахско-русской торговли, обеспечение безопасности русских караванов и другие.

Абылай смог значительно ослабить военное могущество Джунгарского ханства. Как мудрый политик, он сумел нейтрализовать враждебные действия среднеазиатских ханов. После разгрома джунгар китайцами угроза Казахстану с этой стороны отпала. Над независимостью Казахстана навила новая угроза – со стороны Маньчжуро-Цинской империи, что побудило Абылая в 1756 году присягнуть на подданство Китаю при сохранении подданства России.

Велика заслуга Абылая в консолидации различных сил казахского общества для борьбы против джунгарских и цинских завоевателей. Абылай восстановил  территориальное единство казахских земель. Главная цель Абылая – обеспечение независимости Казахстана в условиях двойного подданства.

Умело используя дипломатические средства, Абылай прилагал усилия с целью возвращения казахских земель в районе Тарбагатайских и Алтайских гор, к востоку от озера Зайсан. Стремился разрешать спорные моменты мирным путем. Казахи наладили торговую связь с Кашгаром, Яркендом, выступали посредниками в торговле с российскими купцами.

В 70-е годы XVIII века Абылай нанес ряд поражений властителю Ходжента. Ташкент платил казахам дань. Туркестан, Шымкент, Созак перешли под власть Абылая.

В 1771 году после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета Абылай был избран казахами ханом  всех трех жузов, но правительство России утвердило его только ханом Среднего жуза (24 мая 1778 года). Разделив свое владение между наследниками (у него было 30 сыновей и 40 дочерей), Абылай осуществил ряд преобразований по управлению Казахских ханством. Формой правления было единовластие, во главе улусов стояли наиболее близкие преданные султаны. Абылай ограничил биев в решении судебных дел, создал боеспособную армию, поощрял развитие земледелия.

Много сделал для развития материальной и духовной культуры казахского народа. Был почитателем  казахской народной музыки. Сам создал несколько кюев, которые к сожалению не сохранились.

Осень 1781 года умер и был похоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане.

 

18.   Государственное объединение карлуков и Огузов. Политическая история, хозяйство, традиции, верования.

     Карлуки, расселявшиеся на склонах Алтая, входили в состав Западного Каганата и имели правителя с титулом ельтебер. С ослаблением власти кагана карлыки все более стремились к самостоятельности, периодически поднимая восстания и переходя в подданство восточных каганов. После падения Западно-Тюркского каганата карлыки попадают под влияние Китая, их вожди принимают китайские титулы, но относительная самостоятельность сохраняется. С начала VIII в. начинается постепенное переселение карлыков на территорию Жетысу. Именно вмешательство карлыкских отрядов позволило арабам победить в Таласской битве в 751 г. После ряда побед над туркешами и восточными тюрками карлыкский правитель - джабгу был признан “царем Алтая”.

     В 758 г. карлыки начали наступление в Жетысу против туркешей. Через семь лет, овладев Суябом, перенесли сюда свою столицу. Туркеши частью подчинились, частью откочевали на восток. Карлыкские отряды быстро достигли западных отрогов Тянь-Шаня, очистили от арабов Фергану и среднее течение Сырдарьи. Однако череда побед, обусловленных слабостью противника, сменилась вскоре тяжелыми поражениями. В 791 г. уйгуры разгромили карлыков и тибетцев у Беш-балыка, а в следующем году карлыки были разбиты арабами в Фергане. В 798 г. уйгурам покорились западные карлыки, а в 812 г. джабгу потерпел полное поражение, и войска уйгур дошли до Ферганы, захватив огромное количество скота и людей. Арабы воспользовались ситуацией и заставили бежать джабгу на Ертис. Карлыки были вынуждены подчиниться уйгурам. Только после поражения Уйгурии в 840 г. карлыкам удалось освободиться. Правитель Испиджаба джабгу Билые-Кюль Кадыр хан принял новый титул каган и объявил о независимости карлыков.

      Укрепление карлыков обеспокоило утвердившуюся в Средней Азии династию Саманидов, правитель Самарканда в 840 г. объявил “священную войну” против тюрков, овладел Испиджабом, который стал центром распространения ислама в Южном Казахстане.
В карлыкскую конфедерацию входили различные кочевые тюркские племена: тухси, чигили, азкиши, халаджи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в их составе были часть уйгуров, согдийцев, огузских темен, оставшихся в Жетысу после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи. Часть тюркских племен по мере продвижения на юг и запад стала переходить к оседлому земледелию, среди них стал распространяться ислам. Основная часть карлыков приняла ислам в 960 г.

Информация о работе История Казахстана