История Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка

Краткое описание

В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.

Файлы: 1 файл

История Microsoft Word.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

       во-первых, ослабить экономическую базу Китая в Кульдже;

       во-вторых, использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая.

     Уйгуры, в свою очередь, были заинтересованы в переселении из-за репрессий со стороны китайских властей за участие в восстании. Основную массу уйгуров предполагалось расселить на неорошаемых землях по берегам рек Шелек, Или и Тургень. К концу 1882 г. в Жетысу насчитывалось 5 тыс. уйгурских и дунганских семей. В конце мая здесь обосновалось 6 549 семей переселенцев. Летом 1882 г. в связи с уборочно” страдой переселение временно приостановилось, а осенью возобновилось. Переселение уйгуров в основном завершилось осенью 1882-весной 1883 г. Однако отдельные группы продолжали тянуться на новые места жительства вплоть до начала 1884 г. Всего к этому периоду в Жетысу насчитывалось 9 572 уйгурские семьи с населением 453 773 человека, в Илийском крае осталось 2 665 семей.

     Во главе вновь образовавшихся волостей были поставлены выбранные еще в Илийском крае волостные управители. На своих прежних должностях остались и аксакалы (старшины), кази (судьи), онбенши (десятники). Уйгуры-переселенцы на новых местах испытывали много лишений. Не было жилья, приходилось жить в землянках, шалашах. Строевой лес стоил очень дорого, к тому же его не хватало. Поэтому, переселяясь на новые места, уйгуры стремились сплавлять бревна и доски из разобранных жилищ по реке Или, в виде плотов. В 1882-1888гг. жильем было обеспечено менее половины переселившихся в Жетысу уйгуров.   

      Процесс переселения внес большие изменения в хозяйстве основной массы уйгуров. Они оставили не только возделанные земли, сады, огороды, дома, но и некоторое количество скота. В большинстве своем они были лишены возможности быстрого налаживания производства сельскохозяйственных продуктов в необходимых для обеспечения своей семьи размерах.
      Поселившись на новых местах, уйгурское и дунганское крестьянство, оказалось под тяжелым налоговым гнетом, не имея денег для погашения ссуд, нет возможности заработать многие переселенцы уже в 1883 г. начали бегство обратно в Кульджу. Русскому правительству не удалось достигнуть своей цели. Уйгурское население Жетысу не стало военной опорой режима края.

                                                                                                                

9.       Возникновение Ак Орды и Моголистана, политическая история.

     Ак-Орда, одна из двух частей Золотой Орды, управлявшаяся сыном Джучи Батыем и его потомками; второй частью управлял другой сын Джучи — Орда. Это деление было устойчивым для всей истории Золотой Орды 13—14 вв. Будучи номинально вассалами потомков Батыя, потомки Орды свели эту зависимость к минимуму. Поэтому термин "Золотая Орда", который со времени правления Батыя применялся ко всему улусу Джучи, с начала 14 в. стал относиться только к Б. О., состоявшей из собственного улуса Батыя (Поволжье) и улусов его братьев: Берке (Северо-Восточный Кавказ), Шибана (современный Казахстан и Западная Сибирь) и Мовала (Причерноморье). Улусы Батыя и Берке были затем (в правление Берке) объединены. В 15 в. на территории Б. О. сложились новые государственные образования, явившиеся наследниками Золотой Орды: Большая Орда, Ногайская Орда, Узбекское, Касимовское, Крымское, Казанское, Сибирское и другие ханства.

     Образование Могулистан. В результате распада Чагатайского улуса в середине XIV века на территории Юго-Восточного Казахстана и Киргизии возникло новое кочевое государство. Политическая история Могулистана второй половине XIV в. остается малоизвестной, особенно его внутренняя жизнь. В источниках нет достоверных сведений о событиях в северных областях, в Жетису и на Тянь-Шане. Наиболее подробные сведения приводит Мирза Мухаммед Хайдар-Дулат по истории своего племени. После смерти шагатаида Казан хана, противника кочевого быта, племенная верхушка казахских и кыргизских родов Жетису принимает решение образовать независимое от шагатаидов государство.

   Однако во всех монгольских государствах по традиции верховным правителем мог быть только чингизид. Поэтому эмир Пу-ладчи, Раздел родовой знати племени дулат, выступил с наме-реннием создать самостоятельное ханство с помощью ставленника - хана из чингизидов. Чингизидом, на котором остановили свой выбор аулаты, оказался 18-летний Тоглук-Тимур.
     Сделав ханом своего ставленника, дулатские эмиры укрепили и свою власть в качестве ведущей политической силы страны. При поддержке родовой верхушки дулатов удалось в некоторой степени стабилизировать положение в стране, объединить под своей властью всю обширную территорию Могулистана, подчинить населявшие его племена. Ставка Тоглук-Тимур находилась в Алмалыке. Борьба за объединение всех областей под эгидой центральной власти была основным содержанием внутриполитической жизни государства. Кочевая знать отдельных племен упорно сопротивлялась попыткам со стороны хана ограничить ее независимость.

     Тоглук-Тимур сделал попытку административно-политического устройства своего государства. Некоторые меры были приняты для упорядочения налоговой системы. Известен факт активного насаждения мусульманства среди подвластного населения. Тоглук-Тимур решил подкрепить свою власть испытанной идеологической опорой по примеру ханов Мавераннахра. Таковы некоторые факты внутренней жизни нового государства в первые десятилетия его существования.

      При преемнике Тоглук-Тимура Ильяс Ходже начались междоусобные войны, которые окончились разделом Могулистана на несколько частей. На большей части Жетису власть перешла к эмиру Камар-ад-Дин дулату, а территория от Или до Тарбагатая была подчинена Енте торе. Фактически самостоятельными были племена булгачи, которые населяли Прииссыкулье, племена канглы, кереиты, аркенуты и др. В это время начинается вторжение в пределы территории Улуг-Улуса и Могулистана эмира Мавераннахра - Тимура. Отсутствие единой централизованной власти затрудняло организацию сопротивления захватнической политике Тимура. В этих условиях эмир Камар-ад-Дин и хан Улуг-Улуса Орыс решили выступить коллективно против Тимура.

Походы Тимура на Могулистан. Первый поход Тимура в Могулистан состоялся в 1371-72 гг. Однако это был т.н. "разведывательный" поход, имевший целью демонстрацию сил и захват пленных и добычи. Более серьезные походы начались с 1375 г. и были направлены против эмира Камар-ад-Дина.

Поход 1375 г. закончился полной победой Тимура, однако Камар-ад-Дину удалось сохранить власть. В 1376 г. новое войско Тимура выступило на Могулистан, но кыпчакские военона-чальники подняли мятеж и перешли на сторону Орыс хана.

     Следующий поход был предпринят в 1377 г., когда был захвачен Сыгнак, где ханом стал Токтамыс. Войска Могулистана дважды потерпели поражение, но Камар-ад-Дину вновь удалось спастись. В 80-х гг. Камар-ад-Дин заключил союз с Токтамысом, Енге торе и Хызыр Ходжа ханом против Тимура. В 1389 г. эмир Тимур предпринял очередной поход в Жетису. Могольские правители не смогли организовать отпор, и войска Тимура прошли по всей стране, разоряя кочевья и города. Очередной поход 1390 г. вновь закончился поражением Могулистана. В 1404 г. Тимур решил окончательно покорить Жетису и во главе огромной армии вышел в поход. Только смерть потрясателя вселенной" в Отраре в начале 1405 г. отвела эту угрозу.

      Могулистан в XV веке. В первой половине XV в. политическое положение в Могулистане характеризуется не только междоусобной борьбой сыновей и внуков Хызыр Ходжи, но и войной с Тимуридами, ойратскими племенами. Тимуриды пытались отторгнуть Восточный Туркестан от Могулистана. Уаис хан (1418-1428 гг.) вынужден был перенести столицу из Восточного Туркестана в Жетису.  После смерти Уаис хана началась долгая и кровопролитная борьба между его двумя сыновьями, которая привели к расколу феодальной знати Могулистана. В середине 30-х годов XV в. власть перешла в руки одного из сыновей Уаис хана - султану Есен-Буге. Недовольный этим другой сын - Юнус, покинул пределы Могулистана, уводя с собой около 30 тыс. семей. Несмотря на усилия хана Есен-Буги Могулистан еще долгое время оставался страной политически раздробленной. В середине XV в. многие племена откочевали из пределов государства. Фактически власть Есен-Буги распространялась лишь на часть Кашгарии.

     Длительная междоусобная борьба властвующих группировок кочевой знати привела в конце XV-начале XVI вв. к распаду Могулистана. Попытки могульских ханов восстановить политическое господство шагатаидов на бывшей территории Могулистана кончились неудачей. В середине XVI в. оно перестало существовать как самостоятельное государство.
     Таким образом, мы видим, что объективные причины привели в начале XV в. к распаду Улуг Улуса и образованию на его территории ряда независимых национальных государств. В то же время кыпчакские земли были разделены между тремя государствами, что поставило на повестку дня вопрос об объединении этих земель и выработку новых более демократических принципов построения политической системы.

 

10.   Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датова. Реформа Игельстрома.

В период присоединения Казахстана к России усилилась колониальная политика царизма. Усиление влияния России происходило по трем направлениям:

1)      по военной линии – строительство укрепленных линий и создание казачих станиц

2)      по политической линии – в результате административно-территориальных реформ казахское население теряло политические права и свободу

3)      по экономической линии – изъятие земель под строительство крепостей привело к дефициту пастбищ, нарушена традиционная экономика

В результате проведенных мероприятий в Казахстане сформировалась почва для антиколониальных и антифеодальных выступлений крестьян, недовольства проявились как в пассивных формах откочевки, так и в активных восстаниях.

Самым крупным восстанием в 18 веке было восстание Сырыма Датова в 1783 – 97 годах.

Первый открыто выступил Младший жуз. Причины:

  1. Политические: кризис ханской власти в жузе.
  2. Ущемление прав родовой знати.
  3. Усиление национального гнета.

Экономические: изъятие земель, дефицит пастбищ, запрет кочевать между Волгой и Уралом.

Цели: ликвидация ханской власти и передача ее родовым старшинам, разрешение кочевать между Волгой и Уралом.

Движущие силы: шаруа и часть родовой знати.

Характер: антиколониальный, антифеодальный.

Повод: насильственный отгон табуна лошадей уральскими казаками.

      Восстание началось стихийно, но постепенно приобрело организованную форму. Царское правительство проводит политику «кнута и пряника».

В 1786 году начинает осуществляться реформа Игельстрома, ликвидирована власть хана Нуралы. Создан пограничный суд из царских чиновников и пограничной знати, на местах созданы суды расправы. В связи с недееспособностью пограничного суда, он распущен, начинается этап вооруженной борьбы.

     В 1792 году – восстановлена ханская власть, ханом назначен Ералы.

Политика Ералы вызвала общее недовольство. В 1796 году после смерти Ералы, ханом стал Есим, который активизировал борьбу с восставшими и убит по приказу Датова в 1797 году.

1797 год – создан Ханский совет во главе с султаном Айчуваком. Датов на Совете заявляет о прекращении восстания и с отрядом уходит в Хиву.

Причины поражения:

1)      стихийность и неорганизованность восставших

2)      превосходство сил противника

3)      неоднородный социальный состав привел к нечеткому определению цели восстания

4)      непоследовательность взглядов Датова на цели и задачи восстания

5)      умелое лавирование царского правительства в отношении восставших в проведении политики «кнута и пряника»

Историческое значение:

1.       Временное ослабление колониального гнета.

2.       Необходимость признания царизма.

3.       Ликвидация ханской власти и создание новой политической системы.

 

11.   Второй Всеказахский съезд. Образование Алашской автономии. Взаимоотношения Алаш - Орды и Советской власти.

 

На стыке XIX—XX веков на просторах казахских степей зародилось уникальное явление, которое начисто отвергло каноны материалистического понимания истории, связывающего поступательный прогресс с общественно-экономической формацией, классовой борьбой пролетариата, социалистической революцией. Дело в том, что в Казахстане, где родоплеменные отношения и общинное сознание преобладали над классовыми, а рабочие не составляли и одного процента населения, где экономические и иные предпосылки социалистической революции вовсе отсутствовали, руководителем и гегемоном освободительного движения выступил прогрессивный авангард национальной интеллигенции, а не эксплуатируемые классы, как утверждали марксисты Запада и большевики России.

      Ответственность за судьбы бесправного казахского народа, к тому же заблудившегося в политических хитросплетениях, взял на себя «Алаш». Под терминами «Алаш», «движение «Алаш» мы подразумеваем национальную элиту, ее деятельность.

Национальная идея начала ХХ века созревала под влиянием трех факторов. Во-первых, кризиса всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы казахского народа. Во-вторых, роста потенциала либерализма в России. В-третьих, расширения географии и масштабов национально-освободительного движения и пробуждения национального самосознания колониальных народов.

       Цель и задачи казахской национальной идеи приобрели конкретные очертания в годы первой русской революции. Схватки между партиями и общественно-политическими течениями метрополии по вопросам государственного строя и демократии, стачки и восстания против самодержавия и социально-экономического неравенства заставили задуматься как национальную интеллигенцию, так и народные массы, служили призывом к действию, стали школой возмужания.

Информация о работе История Казахстана