Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка
В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.
В 1889 г. был принят Закон "О переселении сельских обывателей и мещан на казенный земли". В 1891 и 1892 гг. закон распространялся на Тургайскую и Уральскую области. Согласно ему, переселенческое движение сосредоточивалось в руках правительства, а для переселения в восточные районы требовалось специальное разрешение; ограничивалось самовольное переселение. Но стремление царских властей как-то урегулировать ставший стихийным процесс переселения не удалось. Самостоятельное занятие крестьянами казахских земель продолжалось. Неурожай 1891-1892 гг. побудил массу крестьян из европейской России двинуться на Восток в поисках свободных земель. В этот период за Урал перешло около 30, в Семиреченскую и Сырдарьинскую области - 12 тыс. крестьян.
Возможность соединения Казахстана через железнодорожные магистрали с Сибирью и Приволжским районом толкало правительство ускорить переселенческое освоение Казахстана. С этой целью экспедиция под руководством Ф. А. Щербины тщательно обследовала 12 уездов Амолинской, Тургайской и Семипалатинской областей. Однако самовольное присвоение царизмом казахских земель, вытеснение местного населения в пустынные, малопригодные земли, произвол царских чиновников вызывали сопротивление казахского населения, неоднократно выливавшееся в вооруженные столкновения с царскими карательными отрядами.
Колонизаторская направленность аграрной политики царизма привела к постепенному изменению соотношения численности кочевого и оседлого населения. Во второй половине XIX - нач. XX в. кочевое хозяйство казахов стало испытывать сильное воздействие внешних экономических факторов со стороны развивавшейся капиталистической России. Образовались новые формы хозяйства: оседло-скотоводческая и оседло-земледельческая. В процессе их сложения возникали самые разнообразные переходные формы хозяйства, одновременно изменялись и формы землепользования - увеличивался процент частного землепользования и частной земельной собственности. К концу XIX в. кочевое хозяйство сохранялось в отдаленных степных районах Казахстана:
в Присырдарьинских районах, в степях Центрального Казахстана, по окраинам Бетпак-Далы, на Мангышлаке, в Семипалатинской, Акмолинской областях. В северных районах уже редко можно было найти чисто кочевое хозяйство, не связанное с земледелием и сенокошением. Кочевничества придерживались в основном байские хозяйства старого феодального типа, еще устоявшие под натиском новых явлений, большей частью в силу вековых традиций. Но и эти кочевые хозяйства имели некоторые отличия от кочевого хозяйства прошлого.
Дальнейшая узурпация общинных земель и установление колониальной системы управления сопровождались усилением социальной дифференциации казахского общества. Значительная часть хозяйств, расположенная близ русских селений и городов, постепенно стала втягиваться в рыночные отношения. Это создавало почву для разложения кочевого хозяйства. В 70-80 гг. XIX в. усиливается отход обедневших казахов на различные промыслы и в горнодобывающую промышленность в поисках заработка.
В конце XIX- нач. XX в. в Кокчетавском уезде джатаки составляли 4,6, в северных волостях Атбасарского уезда - 5,3, в южных 7,9% от общего количества казахских хозяйств8. По своему социально-экономическому положению джатачество было формирующимся сельским пролетариатом. Из среды джатаков выросла и часть городского пролетариата. Находясь вне казахских общин, они рано приобщились к более прогрессивным формам экономики, одновременно теряя традиционные родовые связи. Джатачество способствовало углублению хозяйственной дифференциации кочевого аула, было посредником между аульной общиной и русскими переселенческими селениями и городами.
В целом, социально-экономические процессы, происходящие во второй половине XIX в., глубоко затронули все сферы жизни Казахстана, обусловив позитивные перемены в хозяйственной структуре аула, переселенческой деревни, в создании первых относительно крупных очагов обрабатывающей и горнодобывающей промышленности, во внедрении в систему торговли элементов ростовщичества, частного предпринимательства, в углублении взаимосвязей между городами и сельским окружением в условиях вступления России в стадию империализма, составной частью которой являлся колониальный Казахстан.
13. Выход Казахстана на мировую арену. Вступление в ООН и другие Международные организации.
С первого дня независимости Казахстан принимает самое активное участие в работе ООН и ее специализированных учреждений. Это сотрудничество является одним из приоритетных направлений внешней политики нашего государства. Главными задачами в этой деятельности является проведение работы по обеспечению стратегических интересов РК на международной арене в области глобальной и региональной безопасности, становления справедливого мирового порядка в политике и экономике, создания рамок для устойчивого развития, гармонизации отношений между членами мирового сообщества. Организация Объединенных Наций была создана после окончания Второй Мировой войны 24 октября 1945 года 51 страной в целях сохранения мира посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. Через 60 лет ее существования членами Организации являются уже 191 государство.
Согласно Уставу, в своей деятельности ООН преследует четыре цели:
- поддерживать международный мир и безопасность,
- развивать дружественные отношения между нациями,
- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и
поощрении уважения к правам человека,
- быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей. Участие
Казахстана в работе системы ООН является одним из главных направлений казахстанской многосторонней дипломатии, способствует укреплению суверенитета и независимости нашей страны, создает благоприятные международные условия для осуществления дальнейших преобразований в социально-политической, экономической и других сферах общественной жизни.
Признавая главенствующую роль ООН в решении важнейших вопросов современного мира, Казахстан не может быть сторонним наблюдателем происходящих в этой организации процессов. Казахстан за четырнадцать лет своей независимости внес огромный вклад в поддержание международного мира и безопасности. Отказ от ядерного оружия, создание мер доверия в Азии, укрепление интеграционных процессов на пространстве Евразии, поощрение диалога цивилизаций и религий – вот далеко не полный перечень шагов, предпринятых нашим государством в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Казахстан заслужил широкое признание в ООН как государство, имеющее взвешенный и конструктивный подход к решению мировых проблем. Казахстан всецело поддерживает миротворческую деятельность и усилия ООН по укреплению своего миротворческого потенциала и положительно оценивает принимаемые меры по дальнейшему расширению мандата системы резервных соглашений ООН. Свидетельством активного участия Казахстана в этой деятельности является создание Казахстанского миротворческого батальона (Казбат), подразделения которого в настоящее время несут службу в составе стабилизационных сил в Ираке.
Подписав в 2003 году Меморандум о взаимопонимании с ООН относительно вкладов в систему подготовительных мероприятий ООН, Казахстан на данном этапе готов предоставить для миротворческих операций персонал, бронетехнику и транспорт миротворческого батальона «Казбат» и заинтересован в более активном участии в системе закупок ООН для операций по поддержанию мира.
Мы выступаем за расширение взаимодействия между ООН и региональными организациями и за укрепление партнерских связей между самими региональными организациями в борьбе с организованной преступностью, наркоугрозой, незаконной миграцией, религиозным экстремизмом, бедностью и распространением ВИЧ/СПИДа.
Казахстан намерен целенаправленно использовать возможности ООН и организаций ее системы по принятию конкретных мер, направленных на смягчение негативных экономических и гуманитарных последствий таких техногенных и экологических катастроф, как высыхание Арала, радиоактивное заражение Семипалатинского полигона, загрязнение источников питьевой воды и общее их сокращение. В этой связи особое внимание необходимо уделять активному участию Казахстана в деятельности, связанной с реализацией Целей развития тысячелетия и принципов устойчивого развития. Приверженность Казахстана своим обязательствам по реализации данных целей и принципов должна оставаться краеугольным камнем в основе дальнейшего расширения сотрудничества Республики с ООН и организациями ее системы.
С февраля 1992 года в Казахстане открыты и активно работают представительства ряда спецучреждений, фондов и программ системы ООН. Их деятельность направлена на оказание широкой технической, консультативной и финансовой помощи Казахстану.
В настоящее время система Организации Объединенных Наций в Казахстане представлена 15 организациями: ПРООН (Программа развития ООН), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ЮНФПА (Фонд ООН по народонаселению), УНП (Управление ООН по наркотикам и преступности), УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев), ДООН (Добровольцы ООН), ЮНИФЕМ (Фонд развития женщин ООН), МОТ (Международная организация труда), ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ЮНИДО (Организация промышленного развития ООН), ВБ (Всемирный банк), МВФ (Международный валютный фонд), ООН/СПИД (Совместная Программа ООН по ВИЧ/СПИДу) и ДОИ (Представительство Департамента общественной информации).
ОБСЕ
Январь 1992 г. – Республика Казахстан стала членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
1995 г. – открыто Постоянное Представительство РК при ОБСЕ (Вена).
Январь 1999 г. – открыт Центр ОБСЕ в РК (Алматы).
3 апреля 2004 г. - Глава Центра ОБСЕ в Алматы И.Викки (Норвегия) приступил к работе в Казахстане.
10 августа 2005 г. – Первый заместитель Министра иностранных дел РК Р.Алиев назначен Специальным Представителем РК по вопросам сотрудничества с ОБСЕ.
16 сентября 2005 г. – Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Австрии, Постоянным Представителем РК при ОБСЕ назначен Д.Куанышев.
Январь 2006 г. – Председателем ОБСЕ стал Министр иностранных дел Королевства Бельгия К. де Гюхт.
Политические аспекты сотрудничества
Вступление в Организацию было продиктовано стремлением Республики Казахстан активно участвовать в общеевропейских процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и других документах ОБСЕ. Казахстану удалось достичь высокого уровня взаимоотношений с ОБСЕ. На этапе их становления был заложен фундамент сотрудничества с Организацией. В этот период был проведен ряд семинаров ОБСЕ, посвященных обзору экономической ситуации в Центрально-азиатском регионе в условиях перехода к рыночной экономике, выработке рекомендаций по проведению экономических реформ, вопросам региональной безопасности, защите прав человека и др. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании с БДИПЧ/ОБСЕ, в Казахстане реализуются проекты по совершенствованию института Уполномоченного по правам человека, выборного законодательства, реформированию судебной системы и др. В настоящее время Казахстан проводит планомерную работу по продвижению своей кандидатуры на пост председателя.
ОБСЕ в ТЮРКСОЙ
Создание Международной Организации по Совместному Развитию Тюркской Культуры и Искусства (ТЮРКСОЙ) основано на идее объединения и уважительного паритета родственных культур тюркоязычных народов, сложения нового культурного пространства в рамках Тюркского мира. Основы ТЮРКСОЙ были заложены весной 1992 года во время Первой Встречи Министров культуры тюркоязычных стран в Стамбуле (Турция). 12 июля 1993 года в г.Алматы шестью странами учредителями и постоянными членами Организации – Азербайджанской Республикой, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Турецкой Республикой и Республикой Узбекистан - был подписан «Договор о создании и принципах функционирования ТЮРКСОЙ».
ТЮРКСОЙ осуществляет региональное руководство развитием культурных связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства, обеспечивает всем членам Содружества равные права в области культурного сотрудничества независимо от политической ориентации их государственных структур. По роду деятельности, целям и задачам, принципам работы ТЮРКСОЙ близок к структуре ЮНЕСКО. Призван играть объединяющую роль в рамках тюркоязычных регионов, а также способствовать ускорению интеграции общетюркской культуры в мировое культурное пространство.
14. Голод 1921 года, его причины и последствия.
Наиболее сильно кризисная динамика прослеживалась в сельском хозяйстве республики. Так, посевные площади сократились с 3,6 млн. дес. в 1914 г. до 1,6 — в 1922 г. Урожайность упала с 38,7 пуд. дес. в том же 1914 г. до 18,7 в 1921 г. Валовые сборы зерна уменьшились за этот период более чем в 3 раза.В тяжелейшем положении оказалась животноводческая отрасль. С 1914 г. по 1922 г. численность крупного рогатого скота уменьшилась на 2,1 млн., лошадей — на 2 млн., мелкого рогатого скота (овец и коз) — почти на 6,5 млн., верблюдов — 0,3 млн. голов. В целом же поголовье всех видов скота сократилось за эти годы более чем на 10,8 млн. единиц.Страшным следствием катастрофы, разразившейся в сельском хозяйстве, явился массовый голод. По сведениям с мест, в 1921—1922 гг. в Оренбургской губернии голодало 445 тыс., Кустанайской — 255 тыс. Уральской — 400 тыс., Актюбинской — 360 тыс., Букеевской губернии —100 тыс. человек. По более поздним, уточненным данным в республике голодало более 2 млн. 300 тыс. человек.Смертность от голода и сопутствующих ему болезней, а также массовая миграция из районов бедствия вызвали резкое снижение численности населения. В 1914 г. на территории края проживали 4 811662 человека, а в 1922 г. - 3 795 963.В 1920 г. вспыхнул мятеж в Семипалатинской области, в котором участвовала значительная часть недовольных продовольственной диктатурой середняков и зажиточных слоев. В том же году волнения охватили Западный Казахстан, где развернулось широкомасштабное крестьянское движение под руководством бывшего комдива Красной Армии А. Сапожкова. В феврале—марте 1921 г. очаги напряженности стали возникать в Акмолинском, Петропавловском, Кокчетавском и других уездах края.