Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:42, практическая работа
В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Семинар
1. Предмет и задачи педагогики высшей
школы как одной из
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В
современном понимании
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
– опыт педагогов-новаторов.
Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.
Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.
Выделение
педагогики из философии и оформление
ее в научную систему произошло
в XVII в. и связано с именем чешского педагога
Яна Амоса Коменского. Предложенные им
принципы, методы, формы обучения стали
основой педагогической мысли.
Объект
педагогики — воспитание как сознательно
и целенаправленно осуществляемый процесс. Педагогика – это единственная
специальная наука об образовании в ряду
наук, которые могут изучать те или иные
стороны образовательной деятельности.
Предметом
педагогики выступает образование
как реальный целостный педагогический
процесс, целенаправленно организованный
в специальных социальных институтах
(семье, образовательных и культурно-
Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.
Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:
– цели обучения (для чего учить);
– содержание обучения (чему учить);
– формы и методы обучения (как учить).
Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
– изучение и распространение педагогического опыта;
– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.
Структура педагогики и ее связь с другими науками
Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела:
– общие основы;
– дидактику (теория обучения);
– теорию воспитания;
– школоведение.
Дошкольная
и школьная педагогика составляет подсистему
возрастной педагогики. Здесь изучаются
закономерности воспитания подрастающего
человека, отражающие специфику учебно-
Предметом
педагогики высшей школы являются закономерности
учебно-воспитательного
В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.
Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.
Профессиональная педагогика
Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.
Анатомия
и физиология составляют базу для
понимания биологической
Особенное
значение для педагогики имеет ее
связь с психологией: педагогика
пользуется психологическими методами
исследования, любой раздел педагогики
находит опору в
Очевидны
связи педагогики с физиологией,
социологией, историей, литературой, экологией,
экономикой и т. д.
Методы
педагогических исследований
Методы
исследования – это способы решения
научно-исследовательских
К
ним относятся следующие:
1. Педагогическое наблюдение
Изучение
педагогических явлений требует
от исследователя их непосредственного
наблюдения, накопления и фиксации
фактического материала, относящегося
к педагогической работе.
2. Исследовательская беседа
С
помощью этого метода исследователь
выясняет мнение и отношение как
воспитателей, так и воспитуемых
к тем или иным педагогическим
фактам и явлениям и тем самым
пытается составить более глубокое
представление о сущности и причинах
этих явлений.
3.Изучение документации и продуктов деятельности учащихся
Изучая стимулирующую роль
4. Педагогический эксперимент
Сущность
эксперимента как метода исследования
заключается в специальной
В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.
Констатирующий
эксперимент проводится обычно в
начале исследования и имеет своей
задачей выяснение дел в
Сущность
созидательно-преобразующего эксперимента
заключается в разработке теоретических
основ и конкретных методических
мер по решению исследуемой проблемы.
Создается новая
Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.
Суть
естественного эксперимента состоит
в анализе тех или иных педагогических
явлений, стремлении создавать педагогические
ситуации таким образом, чтобы они
не нарушали привычного хода деятельности
учащихся и учителей и в этом смысле
носили естественный характер.
5. Изучение и обобщение передового педагогического опыта
Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.
При
необходимости массового
Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок.
Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.
Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.
Информация о работе Проблемы обучения и воспитания в истории педагогической мысли Казахстана