Проблемы обучения и воспитания в истории педагогической мысли Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:42, практическая работа

Краткое описание

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Файлы: 1 файл

Семинар 1.docx

— 21.65 Кб (Скачать)

Семинар 1. Предмет и задачи педагогики высшей школы как одной из                                         категорий педагогической науки.                 

     Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

     В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни  и деятельности.

     Источники развития педагогики:

    – многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

    – философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

    – текущая мировая и отечественная практика воспитания;

    – данные специально организованных педагогических исследований;

    – опыт педагогов-новаторов.

     Истоком европейских систем воспитания стала  древнегреческая философия. Виднейшие  ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

     Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную  направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие  обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

     Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких  мыслителей, педагогов-гуманистов. Это  Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

     Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло  в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли. 

     Объект  педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. 

     Предметом педагогики выступает образование  как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

    Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

     Педагогика  в первую очередь изучает три  главные составляющие образовательного процесса:

    – цели обучения (для чего учить);

    – содержание обучения (чему учить);

    – формы и методы обучения (как учить).

Основные  задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы  во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и  т. д.

     К таким задачам можно отнести:

    – выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

    – изучение и распространение педагогического опыта;

    – прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

    – разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

    – внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

    – участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

    – разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.

 

      Структура педагогики и ее связь с другими  науками

     Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленную  систему научных знаний.

     Общая педагогика – базовая научная  дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая  общие основы учебно-воспитательного  процесса в воспитательных учреждениях  всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая  педагогика содержит четыре раздела:

    – общие основы;

    – дидактику (теория обучения);

    – теорию воспитания;

    – школоведение.

     Дошкольная  и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются  закономерности воспитания подрастающего  человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она  сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования.

     Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в  условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения  высшего образования. Педагогика труда  занимается проблемами повышения квалификации, а также вопросами переквалификации работников различных отраслей народного  хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.

     В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и  др. Люди с различными нарушениями  и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной  педагогики. Вопросами обучения и  воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.

     Особую  группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах  учебно-воспитательных учреждений.

     Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных  систем в разных странах.

       Профессиональная педагогика изучает  педагогические процессы, ориентированные  на конкретное профессиональное  образование человека.

     Педагогика, как и любая наука, развивается  в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для  осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.

     Анатомия  и физиология составляют базу для  понимания биологической сущности человека.

     Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой раздел педагогики находит опору в соответствующем  разделе психологии.

     Очевидны  связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т. д. 

     Методы  педагогических исследований 

     Методы  исследования – это способы решения  научно-исследовательских задач.

     К ним относятся следующие: 

     1. Педагогическое наблюдение

     Изучение  педагогических явлений требует  от исследователя их непосредственного  наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. 

     2. Исследовательская беседа

     С помощью этого метода исследователь  выясняет мнение и отношение как  воспитателей, так и воспитуемых  к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым  пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. 

     3.Изучение документации и продуктов деятельности учащихся

    Изучая стимулирующую роль оценки  знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа  классных журналов, ведомостей успеваемости  за прошедшие годы обучения. 

     4. Педагогический эксперимент

     Сущность  эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации  педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и  обоснования заранее разработанных  теоретических предложений, или  гипотез.

     В зависимости от целевых установок  различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий  и контрольный.

     Констатирующий  эксперимент проводится обычно в  начале исследования и имеет своей  задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой  проблеме.

     Сущность  созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических  основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая  ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону.

     Дальнейшим  этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной  методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью  контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.

     Суть  естественного эксперимента состоит  в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они  не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер. 

     5. Изучение и обобщение передового педагогического опыта

     Этот  метод основан на изучении и теоретическом  осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

     При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить школьникам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.

     Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств  в развитии личности. Близким к  нему является метод компетентных оценок.

     Методы  математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

     Теоретический анализ педагогических идей позволяет  делать глубокие научные обобщения  по важнейшим вопросам обучения и  воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью  эмпирических (опытных) способов исследования.

Информация о работе Проблемы обучения и воспитания в истории педагогической мысли Казахстана