История Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка

Краткое описание

В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.

Файлы: 1 файл

История Microsoft Word.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

      Значение тех лет А. Бокейханов раскрыл следующим образом: «Вся степь была вовлечена в сферу политики и захвачена потоком освободительного движения. Началась оживленная переписка о нуждах киргизского народа. Указ 17 апреля о веротерпимости еще более приподнял настроение. Весной 1905 года с наступлением привольной жизни в степи на летних стоянках начались съезды, на которых обсуждались местные нужды и нужды всей киргизской народности. Все больше степные ярмарки этого года стали ареной киргизских политических съездов, где киргизы обсуждали и подписывали поданные потом на Высочайшее имя петиции. На этих же съездах были избраны делегаты, уполномоченные лично подать эти петиции. Религиозные и земельные вопросы стояли у киргиз впереди вопросов политической свободы».

      В связи с этим огромное значение имели принятие Каркаралинской петиции (июнь 1905 года) и съезд казахской интеллигенции пяти областей, состоявшийся в городе Орале (декабрь 1905 года). Они дали толчок процессу формирования политической культуры, утверждению национальной идеи в общественном сознании. Так, в Каркаралинской петиции, подготовленной А. Бокейхановым, А. Байтурсыновым и Ж. Акпаевым, сформулированы экономические, духовно-культурные, социальные и первые политические (предоставление земских прав, осуждение русификаторской политики) требования российскому правительству. Спустя 18 лет в статье по случаю 50-летия А. Байтурсынова молодой ученый М. Ауэзов писал, что Каркаралинская петиция поднимала жгучие проблемы казахского общества, получила поддержку степных казахов, положила начало пробуждению масс.

     Постижению смысла и назначения национальной идеи способствовало избрание известных казахских деятелей в Государственную думу России І и ІІ созывов. Сдвиги в политической культуре населения края и другие объективные тенденции вывели, в конце концов, к судьбоносному рубежу с высоким познавательным и интеллектуальным потенциалом.
       Практическая работа по определению новой национальной идеи началась с победой Февральской буржуазно-демократической революции в России. Свержение монархии привело в движение весь колониальный край от Семиречья до Омска, от Алтая до Каспия. Это было проявлением действий идеи «Оян, казах!», с одной стороны, выдвинуло на арену борьбы новые политические силы — с другой. В те дни А. Бокейханов, М. Дулатов, М. Шокаев писали: «Наступило утро свободы. С божьей помощью заветное желание исполнилось. Еще вчера мы были рабы, теперь все равные... Правительство, державшее народ в многовековом рабстве и унижении, рухнуло безвозвратно!» На передних рубежах поиска адекватной реалиям дня национальной идеи стояли сторонники Временного правительства, приверженцы большевизма, панисламисты, пантюркисты и, конечно же, организаторы движения «Алаш». Каждый из них обосновал свою модель переустройства казахского социума. Интеллектуальное напряжение достигло своего апогея на первом общеказахском съезде.

      Летом 1917 года идею «Оян, казах!» сменила новая национальная идея — идея «Казахская автономия». С ее провозглашением закончилась полоса насильного отчуждения казахского народа от исполнительной, законодательной и судебной власти на исторической родине. Трансформация новой идеи от де-юре к де-факто произошла на втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Ибо захват центральной власти большевиками еще более ускорил необходимость практической реализации идеи «Казахская автономия». Лидеры «Алаш» спешили воспользоваться программным положением большевиков о том, что каждый народ имеет право на самоопределение, вплоть до создания самостоятельного государства.
     Иначе говоря, выработка адекватной национальной идеи открыла широкие перспективы для освобождения духа и социального прогресса, этим самым интеллектуалы и идеологи Алашского движения вписали яркие страницы новой истории казахского общества. По накопленному опыту, организационному развитию, интеллектуальному потенциалу ни одна политическая сила или течение дооктябрьского Казахстана не может сравниться с движением «Алаш». Совершенно был прав М. Дулатов, утверждая на четвертом году Советской власти: «Первая волна образованных казахов разве не была националистической? До Февральской революции ни один казах не состоял в политической партии европейского типа. Сказки тех, кто глагольствует о своем членстве в коммунистической партии с доисторичес­ких времен, с 1905 го­да, не воспринимаются нашими ушами. Нет казахского секрета, не знакомого нам».

      Национальные идеи, выдвинутые движением «Алаш», не нашли понимания и поддержки в среде русского либерализма. Даже в критические периоды для империи Комитет членов Учредительного собрания, Омское правительство, Верховный правитель России адмирал Колчак отвергли идею Казахской автономии. Большевики, затеяв политическую игру ради выигрыша времени, в конце концов, объявили Алашскую автономию вне закона. Иноэтническое население Казахстана, за исключением отдельных представителей, оставалось безучастным к судьбам национальной идеи и движения «Алаш». Алашская автономия не располагала военно-техническими и экономическими ресурсами для защиты суверенитета и независимости.

...Звездный час национальной идеи «Казахская автономия» пробил 16 декабря 1991 года. «В начале ХХ века задачу выработки казахской национальной идеи взяла на себя духовно-интеллектуальная элита, — подчеркивается в книге Н. Назарбаева «В потоке истории». — Трагической оказалась и личная судьба великих казахов-государственников начала столетия. Но уроки национального мужества и интеллектуальной зрелости не забыты».

      Алашская автономия - провозглашена партией Алаш на втором общекиргизском (общеказахским) съезде в Ориенбурге 5 - 13 (18 - 26) декабря 1917 года. На съезде было образовано правительство (Народный совет Алош-Орды) Алашской автономии приняло решение о создании ее вооруженных сил. Столицей стал Семипалатинск; на местах организовывались уездные советы и комитеты. Правительство Алашской автономии распространило свою власть на территорию Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, Самаркандской и Закаспийской области, Амударьинского отдела, киргизских (казахских) уездов Ферганской области, смежных  (казахских) уездов волостей Алтайской губернии. Оно подписало военно-политические договоры с Временным Сибирским правительством, определявшие взаимоотношения государственных организаций этих правительств, а также подчинявшее вооруженные силы Алашской автономии в оперативном отношении Временному сибирскому правительству (под контролем комиссаров последнего действовали на территории Алашской автономии земства и городские думы).

     В начале ноября 1918 года Алашская автономия была упразднена Уфимской директорией. Ликвидация Алашской автономии не означала, однако, прекращения существования алашско-ордынских правительств, действовавших на различных территориях до начала 1920 года.

 

12.   Выступление казахов Уральской и Тургайской областей, Мангышлака против колониальных реформ 1867-1868 гг.

      Завершение присоединения Казахстана к России внесло существенные перемены в политику империи в отношении казахского края. Военно-колониальными акциями присоединив Семиречье и Южный Казахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм, вытеснив английское влияние в регионе. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интересами, установила в Казахстане колониальный режим

Для подготовки проекта Положения об управлении Казахской степью правительство в 1865 г. образовало так называемую Степную комиссию. При подготовке реформы настроение широких масс не было принято во внимание. За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы повышению материального благосостояния и благополучия казахов выступал Ч. Валиханов. Он предлагал вводить систему административного правления в Казахстане на началах народного самоуправления. В "Записке о судебной реформе" он считал наиважнейшим для казахского народа социально-экономические нововведения. 11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семире-ченской и Сырдарьинской областями; 21 октября 1868 г. - проект Положения об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями. Таким образом, "Временное положение" об управлении Казахстаном было подготовлено царизмом на основе соображений правительственных чиновников при активном участии султанов Сейдалина, Чингиза Валиханова, Мусы Чормано-ва и др. Изменениям подверглись управления Семипалатинской, Акмолинской областями, открытыми в 1854 г., Семиреченской - 1866 г.3. Реформа впервые охватила весь Казахский край, хотя Букеевская (Внутренняя) орда, где ханская власть прекратила свое существование еще в 1845 г., согласно проекту Временного положения отошла в состав Астраханской губернии.

       Реформой 1867-1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, действовавшие на основании общеимперских законов. Вместе с тем были сохранены феодальные суды биев в аулах и суды казиев в кишлаках Сырдарьинской области. Преступления, совершенные вне степных областей, уголовные и гражданские дела казахов-скотоводов разбирались уездными судьями на основе российских законов.
Положения 1867-1868 гг. введены временно в виде опыта на два года. Однако этот "опыт" из-за возможной отрицательной реакции местного населения затянулся более чем на двадцать лет. Только в конце 80 - начале 90-х гг. XIX в. царские власти приступили к завершению внедрения административно-судебной реформы. 2 июня 1886 г. было принято Положение об управлении Туркестанским краем. 21 марта 1891 г. - Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, и Тургайской областями.
      Еще большую силу приобрела власть генерал-губернатора. Областное правление приравнивалось к губернскому правлению центральных районов России. В крупных городах создавались полицейские управления, а в других - полицейские приставства. По Положению 1891 г. споры по земельным вопросам между аульными старшинами в пределах волости решали волостные съезды, а между владельцами кибиток - аульные. Решающая роль принадлежала волостным управителям и аульным старшинам. В связи с этим между общинами происходила жесточайшая борьба за проведение в волостные управления и аульные старшины своего кандидата, которого избирали на три года.

Произошли существенные изменения и в области судебного устройства. Система российских судов складывалась, согласно Положению об управлении Туркестанским и Степным краями, из таких звеньев, как мировые судьи, областные суды и Правительствующий сенат как высшая судебная инстанция. Был модифицирован и суд биев. По форме бий оказывался выборным народным судьей. Это нововведение также наносило удар по традиционному суду шариата.
     Реформы 1867-1868 гг. и последующие нововведения вызвали протест казахов. Уже в первой половине 60-х гг. XIX в. в Казахстане, особенно в Младшем жузе, колониальный гнет стал усиливаться. Это создавало предпосылки для роста недовольства трудящихся масс, которое могло вылиться в открытое выступление против царизма.

Изменения в территориально-административном устройстве и социально-экономическом развитии Казахстана обусловили принятие новой налоговой системы, отвечавшей интересам колониальный империи. Несмотря на тенденцию роста оседлого и земледельческого населения, кочевники были основной массой налогоплательщиков: в 1880 г. они составляли 90,5, в 1897 г. - 82,0%.

     Кибиточная подать представляла собой форму государственного налога с казахского населения в размере 2 руб. 75 к. с кибитки в год в Семиреченской и Сырдарьинской областях, 3 руб. с кибитки в год в четырех степных областях. Во Внутренней Орде функционировала особая система налогообложения. Ранее взимаемые сборы зякет и согум сливались в единый денежный сбор - подать со скота.

     Налоговое законодательство вводило пропорциональную систему взимания налогов, устранялся даже формальный учет материального благополучия различных групп. Оно носило ярко выраженный политический характер. Новое административное деление не соответствовало веками сложившемуся порядку использования пастбищ. Летовки, зимовки одного рода зачастую оказывались в разных административно-территориальных делениях, что осложняло пользование землей. Все это послужило причиной восстания казахов Тургайской и Уральской областей в 1868 г.Восстание возникло стихийно и длилось с декабря 1868 г. по октябрь 1869 г. Оно носило выраженный антиколониальный характер.

     Казахи, предводительствуемые крупными родоначальниками, бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Так, 6 мая 1868 г. вышедший с комиссией с Оренбургской линии отряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты при озере Джаман-Сай подвергся нападению 20 000 казахов, которые продержали его в осаде в течение семи дней. Отряд возвратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие.

      Особенно длительной была борьба казахских шаруа против своих феодалов. С марта по июнь 1869 г. был совершен 41 набег на аулы биев, султанов, волостных управителей, старшин. В них в общей сложности участвовали 3 000 человек. Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и центральное правительство. На подавление восстания в степь были двинуты крупные карательные отряды. В Уральской области оперировали отряды подполковника Рукина, графа Комаровского, отряд под командой генерал-губернатора Веревкина и др. Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия разногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях шаруа, непоследовательность и предательство временно принявших участие в восстании биев и старшин способствовали сравнительно быстрому подавлению восстания.
Восстание крестьян на полуострове Мангышлак также было связано с введением Временного положения в 1869 г. в Уральской и Тургайской областях. Земельный вопрос у адаевцев с введением Положения встал еще более остро. Возмущение введением новой системы налогов усилило их сопротивление проведению в жизнь Положения. Мангышлакский пристав подполковник Рукин с отрядом в 38 казаков, при четырех орудиях и переводчике Бекметове в сопровождении бия Б. Маяева, управителей отделений (всего 60 человек), с обозом из 35 верблюдов 15 марта 1870 г. выехал в урочище Куруп навстречу откочевывающим аулам. Появление Рукина с отрядом в степи послужило поводом к восстанию. В Бузачи под руководством пастуха Досана Тажиева, Исы Тленбаева собралось около 200 казахов, вооруженных 30 ружьями. В теченле' недели (15-21 марта) царский отряд прошел колодцы Буурлы, Кунансы, Тубекудук, урочище Уманкол, колодец Усак беспрепятственно. Но далее во время схватки отряд Рукина был разгромлен, раненый Рукин застрелился. Победа воодушевила повстанцев.

       Восстание распространилось на весь полуостров. Рабочие рыбных промыслов слободки форта Александровского и станицы Николаевской бросали работу, захватывали лодки. Из судов, отнятых в Сарытасском заливе у рыбопромышленников, рабочие образовали своеобразную флотилию, которая позднее участвовала в осаде Александровского форта. К рабочим-казахам присоединились адаевцы, задержанные осенью 1869 г. царскими карательными отрядами, в Эмбенском уезде. Количество восставших достигло 10 тыс. человек. 5 апреля 1870 г. восставшие атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу, сожгли маяки у форта, разгромили укрепление Нижнее, где хранились запасы войскового гарнизона, дома, имущество торговцев. Однако артиллерийский огонь заставил их отойти. Восстание вызвало тревогу не только у местных колониальных властей, но и в Главном штабе в Петербурге.

       Главная особенность восстания состояла в том, что в нем активно участвовали широкие слои трудящихся. Жестоко подавив восстание, кавказская администрация взыскала с оставшихся на Мангышлаке 8 тыс. кибиток кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 руб. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тыс. баранов. Восстание на Мангышлаке своим острием было направлено против колонизаторской политики царизма.
Отмена крепостного права не разрешила аграрного вопроса в России. В этих условиях царское правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения, в частности активизировало переселенческую политику. Путем колонизации Сибири, северных, западных и юго-восточных районов Казахстана царизм рассчитывал переселить крестьян из внутренних губерний и создать в их лице социальную опору на национальных окраинах. Царское правительство разработало и утвердило 13 июля 1889 г. специальное Положение о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, "переселившихся в прежнее время". В Положении конкретно определялись районы переселения в Томской и Тобольской губерниях, а также Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. "Временные правила" 1893 г. конкретизировали отдельные статьи Положения 1889 г. Например, учитывались интересы переселенцев-старожилов, наделенных землей в размере 15 дес. на душу. Переселение крестьян в Казахский край сопровождалось изъятием земель у казахов-кочевников. Только с 1885 г. по 1893 г. было изъято из пользования коренного населения Акмолинской области 251 779 дес. земли и образовано 24 переселенческих участка с населением 10 940 душ мужского пола, а в Семипалатинской области за этот же период было изъято 33 064 дес. пахотной земли у казахских шаруа. Особенно большой поток переселенцев шел в Семиреченскую область.

Информация о работе История Казахстана