Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка
В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.
во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии;
во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана.
Кроме того, только таким путем казахи могли получить оружие, необходимое для борьбы с колонизаторами.
Однако русское правительство не собиралось вооружать “неблагонадежных” казахов. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах.
25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть “реквизировано” для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек.
Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг. Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Напуганные размахом восстания царские власти 20 июля объявили об отсрочке призыва до сбора урожая, а 30 июля - об отсрочке до 15 сентября 1916 г. Однако погасить пламя антиколониального восстания казахов не удалось. Несмотря на массовый героизм повстанцев, хорошо вооруженные русские войска к концу октября 1916 г. подавили восстание в Семипалатинской и Акмолинской областях. Подавлению восстания способствовало то, что повстанцы действовали разрозненно, связь между ними отсутствовала.
Часть повстанцев Акмолинского и Атбасарского уездов отдельными группами ушла в Торгайский уезд и присоединилась к отрядам Амангельды. Некоторые из них действовали самостоятельно вплоть до Февральской революции 1917 г.
4. Арабское завоевание Южного Казахстана и начало распространения ислама.
Арабы в Южном Казахстане
1 половина VIII в. — вторжение арабов на территории Казахстана.
Ко времени завоевания территории Казахстана под властью Западнотюркского каганата.
Тесное сближение между тюркоязычным и ираноязычным населением, рост эконом связей — фактор для совместного отпора арабам.
В 714 г. арабский полководец Кутейба захватил Шаш и поход на Испиджаб. Он понимает угрозу союза Тюргешского каганата со среднеазиатскими гос-ми. Тюргеши стали грозной силой, оспаривавшей у арабов господство над Мавераннахром.
Каган Сулук действовал против арабов смело и решительно.
751-сражен между китайцами и арабами, поражены китайцы.
В 766 после захвата власти в Семиречье борьбу против арабов возглавил карлукс Джабгу.
Вторая половина 8 в - восстания и мятежи против арабов. Их господство затронуло часть Юж Казахстана.
На террритории Семиречья последствия проявились в 10-12 вв.
Завоевание положило печать на социально-экономическую, политическую, культурную жизнь. Разорение, насилие, гнет. Победы арабов способствуют распаду Заподнотюркского и Тюргешского каганатов. Внешняя опасность способствует консолидации карлуков и Огузов. Распространение ислама, арабской письменности, создается мусульманская культура.
В 704 г. в Семиречье пришли к власти тюргеши, родоначальником которых был Уч-элик-каган (699-70бгг.), Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Боришада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка. Главная ставка находилась
в городе Суябе на р. Чу, вторая ставка в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 уделов, по семь тысяч воинов в каждом.
705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату Мавераннахра — область к востоку от Амударьи, и в 706 г. двинулись на Согдиану. Тюргеши пришли на помощь согдийцам, и их объединенные силы нанесли серьезное поражение арабским войскам. 06манным путем арабам удалось столкнуть союзников между собой и вынудить согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару.
В Тюргешском каганате преемником Уч-элика стал его сын Сакал-каган (706-711 гг.). Внутри государства тюргешей не было единства, а также было сложным его внешнеполитическое положение. Тюргешский каганат в течение нескольких лет находился в политической дестабилизации, но с приходом к власти Сулук-кагана (715-738 гг.) окреп. Военно-административная власть перешла к племенам «черных» тюргешей, ставка была перенесена в Талас (Тараз). Сулуку пришлось вести борьбу на два фронта: на западе серьезную угрозу представляли арабы, на востоке - Танский двор поддерживал претендентов из династии западно-тюркских каганов. Дипломатическими (брачными связями) и военными мерами Сулук предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. По возвращению в Суяб, он был убит одним из своих полководцев, Бага-Тарханом. Его гибель положила начало длительной борьбе за власть между «желтыми» и «черными» тюргешами. В междоусобной борьбе, в также в жестокой длительной схватке с арабами тюргешские каганы потеряли свое былое могущество, вследствие чего не могли оказать достойного сопротивления карлукам. Создавшейся обстановкой воспользовалась, проводившая активную политику в этом регионе Китайская империя. Битва продолжалась 5 дней. В решительный момент в тылу китайцев восстали карлуки, и перешли на сторону арабов. Китайское войско было разбито. Но междоусобицы окончательно подорвали Тюргешское государство, и оно пало в 756г., под натиском тюркоязычных племен карлуков. Тюргешский каганат продолжил государственно-
На западе карлуки провели борьбу с арабскими завоевателями Мавераннахра; активно поддерживали различные антиарабские выступления в начале IХ в. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли города Кулана. В 812 г. они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков. Арабы хотели распространить ислам путем завоеваний, но карлуки оказывали достойное сопротивление. В конце IX в. арабы продолжали свои походы на земли карлуков, захватили Испиджаб, напали на Тараз. После длительной осады город пал, а население приняло ислам. С 20-х гг. IХ в. в Мавераннахре стала править местная династия саманидов, находившаяся в номинальной зависимости от арабов. Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана, входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз оставались наиболее неспокойными для арабов владениями. Арабское завоевание наложило печать на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату территорий, на этнические и языковые процессы в ней.
Распространение ислама на территории современного Казахстана было процессом, затянувшимся на несколько столетий. Вначале мусульманство проникло в южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Семиречье и на Сырдарье. Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей в Семиречье в Х в.
Памятник той эпохи – сочинение Юсуфа Баласагунского (1015-1016) “Кудатгу билик”, в котором получила отражение мусульманская идеология.
В некоторых районах с исламом успешно конкурировало христианство. Несторианство, например, получило признание среди найманов, переселившихся в конце XII-нач. XIII вв. из Центральной Азии в Восточный Казахстан и в Семиречье. Хан найманов Кучлук даже преследовал мусульман.
Распространение ислама было замедлено монгольским завоеванием, принесшим в Среднюю Азию и Казахстан новые группы населения (тюрков и монголов) со своей традиционной религией. Тем не менее, в течение средневековья ислам неуклонно продвигался в кочевую степь, захватывая новые и новые группы населения.
Целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников началась при золотоордынском хане Берке (1255-66) и усилилась при Узбеке (1312-40). Проповедники ислама шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства. Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес основатель суфийского ордена Ясавия уроженец города Сайрама (Исфиджаба) Ходжа Ахмет Ясави (умер в 1166-67 гг. в г. Туркестан). Его стихи проповедовали величие бога и необходимость смирения.
Обращение в ислам кочевой знати не означало, что мусульманское вероучение было прочно усвоено всеми слоями общества. Простой народ долго сохранял религиозные верования своих предков.
Наблюдатели, описывавшие быт казахов в прошлом, обычно подчеркивали, что ислам усвоен казахами поверхностно. Даже в XIX в. мусульманство не проникло в жизнь казахов столь глубоко, как у издавна оседлого среднеазиатского населения. В связи с особенностями бытового уклада (жизнь в юртах, сезонные передвижения) у казахов не было затворничества женщин. Они не закрывали лицо покрывалом, юноши и девушки пользовались значительной свободой общения. Однако позиции ислама из года в год становились все более прочными. Постепенно увеличивалось число мечетей. Их построению содействовали частные лица, отчасти и правительство, поддерживающее ислам в казахских степях.
С именем султана Арын-газы, избранного ханом в 1815 г., связано усиленное внедрение мусульманского права в жизнь казахов. Арын-газы счел нужным опираться в управлении народом не на обычаи предков, а на шариат.
Заметным явлением в прошлом веке было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Обычно муллы-татары женились на казашках, а потому становились в степи своими людьми. Предосторожности оренбургских властей (в 1832 г. Оренбургская пограничная комиссия запретила браки казахов с татарами и башкирами) вряд ли создали эффективную преграду этому процессу. При всей примитивности обучения их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Вместе с внедрением грамоты шло и утверждение ислама.
В предреволюционные годы к казахам проникают и идеи мусульманского модернизма (джадидизма), сформировавшегося как общественно-политическое движение среди татар Поволжья и Крыма. Одной из центральных задач модернистов был отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук, русского языка. Повсюду стали появляться новометодные школы – вначале в городах, а затем в крупных населенных пунктах и некоторых аулах, которые несли с собой новые идеи и знания.
5. Архитектурные памятники тюркского периода средневекового Казахстана.
Архитектурные памятники тюркского периода средневекового Казахстана.
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жилища мертвых"). Широкую известность приобрели мавзолеи Бабаджи-хатун и Айша-биби, построенные соответственно в Х-ХI и ХI - ХII веках; мавзолеи Жошы-хана и Алаша-хана (близ Жезказгана), относящиеся к ХIII веку; Жубан-ана, Каип-ата, Маулим-берды в долинах рек Сарысу и Кенгир; мавзолей Кара-хана в Таразе и др. Многие из них и сегодня восхищают оригинальностью архитектурной композиции, декоративным убранством и высоким строительным искусством. С большим совершенством применялись в этих зданиях фигурная кладка кирпича и новые виды строительного материала: ганч, алебастр, терракотовые и изразцовые плиты.
В 18 км от города Тараза высятся на холме два уникальных памятника. Один из них, мавзолей Бабаджи-хатун выделяется простотой и монументальностью архитектурной композиции. Его почти кубическое здание увенчано граненым барабаном и ныне разрушенным шестнадцатиреберным коническим куполом; плоскости стен фасадов оформлены нишами и розетками, выполненными фигурной кладкой, а парапет главного фасада мавзолея сохранил остатки надписи на арабском языке: "Эта гробница, называемая Абаджи-хатун. Строитель ее…" Устойчивость объемной композиции мавзолея и возведение его на каменном фундаменте с отмосткой из плитняка способствовали хорошей сохранности
памятника. Жемчужиной архитектурно-строительного и декоративного искусства можно
назвать расположенный рядом мавзолей Айша-биби, и прежде всего потому, что в нем проявились удивительная гармония и единство архитектурных мотивов, конструкции здания и орнаментального декора. Мавзолею Айша-биби посвящено большое количество научных и научно-популярных работ. Архитектор Т.К. Басенов называл его "своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана и который содержит ключ к пониманию традиционных форм, принципов эволюции и сочетания отдельных орнаментальных мотивов".
Мавзолей имеет кубическое основание, когда-то покрытое куполом. По четырем углам здания возвышаются массивные колонны. Система небольших ниш, малых колонок, сводов, стрельчатых арок создает впечатление ажурности мавзолея, а оформление стен и колонн терракотовой облицовочной плиткой радует глаз разнообразием орнамента. В терракотовых узорах этого здания, в различных сочетаниях воплотились традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, из которых геометрический, зооморфный и солярный мотивы уходят своими корнями в искусство андроновских и сакских племен II- I тысячелетий до н.э. Предания донесли до нас и историю создания мавзолея, в котором, согласно одной легенде, похоронена красавица-дочь известного поэта и ученого Хаким - ата, заболевшая и внезапно скончавшаяся в ненастную осеннюю пору во время поездки к своему жениху Кара-хану. Среди надписей на угловых колоннах здания сохранились такие слова: "Осень, тучи…жизнь прекрасна". Улытауский район Центрального Казахстана издавна был излюбленным местом летовок правителей кочевых племен. В этой местности находилась ставка хана Жошы и его сыновей. Мавзолей хана Жошы (1228-1230) находится на холмистом берегу реки Кара-Кенгир. По своей объемной композиции - это портально-купольное однокамерное сооружение из красного жженого кирпича. Многогранный барабан, сфероконический купол, стрельчатая арка ниши портала – повторение строительных форм предыдущего караханидского времени. Среди памятников Центрального Казахстана по своим архитектурно- художественным качествам выделяется мавзолей Алаша-хана (ХIII в.). Благодаря строгим пропорциям элементов композиции, удачному их сочетанию и сдержанному архитектурному декору здание выглядит цельным и монументально величавым, что усиливается выгодным его расположением на возвышенном месте.