История Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка

Краткое описание

В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.

Файлы: 1 файл

История Microsoft Word.doc

— 563.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

     В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.

     Устный ответ студента является одним из основных способов учета  знаний студентов. Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

На экзамене студенты должны показать умение:

  1. говорить на тему, соблюдая её границы;
  2. отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  3. излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно - следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
  4. правильно и  точно пользоваться  языковыми средствами для оформления высказывания;
  5. строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели ответа;
  6. отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации.

     Речь студента должна быть выразительной, что достигается  разнообразием словаря, богатством грамматического строя,  уместным  использованием эмоционально  окрашенных  средств речи.

     При оценке ответа студента комиссия руководствуется следующими критериями:

1) Степень осознанности, понимания изученного.

2) Языковое оформление ответа.

3) Правильность ответа по содержанию (учитывается количество и характер ошибок при ответе).

4) Полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий, правил и т. п.).

5) Логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией).

6) Использование дополнительного материала (приветствуется).

7) Рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость устного ответа во времени).

8) Умение правильно характеризовать исторические события.

При освещении вопросов национальных, освободительных восстаний придерживайтесь нижеследующего примерного плана:

                            а) предпосылки и причины восстания, повод к восстанию (если он выделяется);

                                          б) цели, задачи, программные установки повстанцев;

                                          в) движущие силы восстания, его руководители;

                                          г) характер восстания;

                                          д) территория, охваченная восстанием;

                                          е) ход восстания, его этапы;

                                          ж) причины поражения;

                                          з) последствия восстания и его историческое значение.

При освещении событий войны обязательно стройте свой ответ в соответствии со следующим алгоритмом:

                   а) причины войны;

                    б) противостоящие силы и их союзники;

                    в) цели войны для каждой воюющей стороны;

                    г) характер войны;

                   д) основные военные события в хронологическом порядке;

                    е) итог войны, причины поражения (победы)

                    ж) последствия и историческое значение.

Оценка за устный ответ на государственном экзамене по дисциплине «История Казахстана» выставляется коллегиально и не подлежит апелляции. При выставлении оценки комиссия руководствуется следующими критериями:

 

Смысловое (семантическое) определение оценок

 

Процентное содержание

 

Семантическое соответствие

100 -95 (превосходно)

Владение в совершенстве материалом экзаменационных вопросов. Высочайшая креативность и оригинальность ответа.

90-94 (отлично)

Свободно, последовательно, системно, творчески владеет материалом экзаменационных вопросов. Отдельные несущественные ошибки

85-89 (почти отлично)

Отдельные незначительные погрешности. Поставленные задачи полностью решены с незначительным количеством ошибок

80 - 84

(более чем хорошо)

Изложение основного материала вопросов. Не достаточно креативен. В дополнение к «хорошо» проявление элементов самостоятельного творческого подхода, системных навыков

75 - 79

(хорошо)

Изложение значительной части материала с умением логически рассуждать.

70-74

(более чем

удовлетворительно)

В дополнение к «удовлетворительно» – заполнение «бреши» в знаниях логическим подходом из других сфер. Попытки творческих начал

65 - 69

(удовлетворительно)

Знания системного характера, подтверждены примерами. Однако не в состоянии выделить главное.

60 – 64

(менее чем удовлетворительно)

Фрагментарное изложение большей части материала, есть отдельные успешные попытки к обобщению, классификации и систематизации

55-59

(малоудовлетворительно)

Изложение отрывочных сведений, ответ на меньшую часть вопросов; основные цели заданий не достигнуты

50 - 54

(все еще удовлетворительно)

Слабые, разрозненные фрагментарные знания.

1 - 49

(неудовлетворительно)

Грубые ошибки; полное непонимание темы.

0 (не аттестован)

Не явка на экзамен

 

Используя сборник материалов для подготовки к экзамену, Вы можете основательно повторить содержание курсам к государственному экзамену.

     Мы будем благодарны принять замечания и предложения по дальнейшему совершенствованию нашего учебного пособия.

Удачи на экзамене!

 

1.       Административно-территориальные реформы царизма в Казахстане в 1822-1824 гг. Ликвидация ханской власти в Среднем и Младшем жузах.

В начале XIX в. стало четко вырисовываться огромное стратегическое значение Казахстана, расположенного между Россией, среднеазиатскими ханствами и Китаем. Для дальнейшего продвижения в Азию России требовалось укрепиться, прежде всего, в казахских степях. Активизация колониальной политики объяснялась также экономическими интересами растущей русской буржуазии. Казахстан привлекал русских купцов как источник животноводческого сырья и рынок сбыта промышленных товаров, неконкурентоспособных на западном рынке.

Пользуясь арестом Арынгазы и смертью Уали хана, колониальная администрация решила перейти в наступление на степь. Опираясь на часть султанов, преданных русским властям, царизм создал в Северном и Западном Казахстане новую систему управления, основанную на "Уставе о сибирских киргизах" и "Уставе об оренбургских киргизах".

Устав о сибирских киргизах 1822 г. Этот документ был разработан в 1822 г. под руководством М. Сперанского. После разделения Сибири на две части (1822 г.) территория Казахской степи была причислена к Западной Сибири, главное управление которой до 1839 г. находилось в Тобольске, с 1839 г. - в Омске.

По Уставу, Область сибирских киргизов разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за р. Иртыш. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов - Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Бая-наульский, Кушмурунский, Кокпектинский. Во главе округов стояли окружные приказы "дуан", где сосредоточивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при них работали четыре заседателя, два русских чиновника, назначаемых губернатором и два казаха, выбираемых на два года почетными биями, старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на три года. Ему присваивалось на время службы звание майора. Успешно выдержавшие три выбора могли претендовать на диплом дворянина.

В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе волостей стояли волостные султаны, правда, за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей "черной кости". По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера, выполнение приказов и постановлений дуана и исполнение судебных приговоров.

Каждая волость составлялась из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года, утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков. При организации округов и волостей учитывалось родовое деление, с этим сочетались и территориальные признаки. Каждый округ получал определенную территорию.

По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские. Наиболее серьезные дела изымались из ведения бийского суда. Но даже при рассмотрении менее важных вопросов решения суда биев могли быть обжалованы в окружные приказы. Устав ввел налоговую систему - каждое хозяйство должно платить правительству ясак в размере одной головы со 100 голов скота. В это число не входят верблюды - основное вьючное животное, необходимое для развития торговли. Первые пять лет казахи, принявшие Устав, освобождались от налогов. Документом предусматривались и другие виды повинностей - охрана караванов, гужевая повинность, почта, наблюдения за путями сообщения.

"Устав о сибирских киргизах" должен был содействовать гражданской и военной колонизации Северо-Центрального Казахстана, закреплению казахских аулов на определенной территории, организации нового политико-административного управления, что способствовало завершению присоединения Казахстана к России.

"Устав об оренбургских киргизах 1824 г.". Разработанный в 1822 г. Оренбургским генерал-губернатором П. Эссеном проект аналогичного устава для Младшего жуза был принят Азиатским комитетом в 1824 г. В этой связи сразу же было принято решение об отмене ханской власти. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там, на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии".

Младший жуз был разделен на три части: западную - из родов байулы; среднюю - жетыру и отчасти алимулы: восточную - из алимулы, а также кипчаков и аргынов. Султаны-правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии, куда вошли председатель, по четыре советника и заседателя из состоятельных казахов. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления.

При каждом султане-правителе находился казачий отряд под командованием офицера. Ставки их находились в казачьих станицах и укреплениях. Как султаны-правители, так и их помощники ставились из среды сословия султанов.

Все должностные лица в Младшем жузе, начиная от аульного старшины и кончая султаном-правителем, назначались Оренбургским генерал-губернатором по рекомендации пограничной комиссии. Здесь не было выборной системы.

Проведение в жизнь положений этих документов означало колониальное закабаление Казахстана, что, естественно, вызвало взрыв негодования в степи. Начались локальные выступления, которые впоследствии слились в освободительную войну против России.

 

2.                         Административно-судебные реформы царизма в Казахстане в 60-90 гг. XIX вв    

     Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.

       В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях". 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".

     Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.

     Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.

Информация о работе История Казахстана