История Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка

Краткое описание

В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.

Файлы: 1 файл

История Microsoft Word.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

      С другой стороны, одним из условий нормального существования кочевых государств являлось наличие в нем оседло-земледельческих и городских окраин. Вхождение оседло-земледельческих регионов в состав государства оказывало воздействие и на кочевников. В степи возникали политические центры-города, появлялись ремесленные и торговые поселения. Среди массы кочевников усиливалась тенденция к некоторой оседлости. Наличие оседлого городского компонента для казахских ханств было прогрессивным явлением, способствовавшим его укреплению. Среди факторов, обеспечивающих существование и развитие городов, особая роль принадлежит сильной центральной власти. В свою очередь города не противодействовали общегосударственным явлениям, а являлись проводниками их во всех частях страны.

     Жеты Жаргы. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVIIB. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов “Жеты Жаргы” (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы:

1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Кроме “Жеты Жаргы” продолжал использоваться в качестве источника права и “Кодекс Касыма”, особенно в области международного права.

     Право на собственность - основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни.

Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п.

Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многожество). Одной из особенностей семейно-брачных отношений являлось аменгерство - обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после смерти доставалось младшему сыну (шанырак, иесi).

     Казахское ханство при Есим хане. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Осложнились отношения казахов с каракалпаками. В конце XVI в. представители 40 каракалпакских родов обратились к Тауе-кель хану с просьбой выделить для них землю в Центральном Казахстане и Приаралье. Эта просьба была выполнена, а во главе новых подданных хан поставил своего сына. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и в 1613 г. вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи.

     В то же время участились попытки бухарского хана овладеть. Ташкентом. Осенью 1603 г. бухарцы выступили из Самарканда в направлении Ташкента. Объединенное казахско-кыргызское войско в местности Айгыр-Жар полностью разгромило бухарцев и осадило Самарканд. Осада результата не дала, и союзники вернулись в Ташкент. В 1607 г. бухарцы захватили Ташкент, но были выбиты Есим ханом. В 1612 г. бухарский Имамкули хан напал на казахов и дошел до Каратау, разграбив по пути несколько городов и сел, а в захваченном Ташкенте посадил наместником своего сына. Как только бухарское войско покинуло город, ташкентцы подняли восстание и убили царевича. В 1613 г. казахи совершили ответный поход и разгромили объединенную армию Бухары и Балха. После военных неудач Имамкули хан решил способствовать приходу к власти в районе Ташкента своего ставленника из казахов. Такая возможность вскоре ему представилась.

     В 1613 г. правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Щахрухия. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце XVI века западно-монгольские племена ойратов продвинулись далеко на запад по территории Казахстана. Их улусы появились на Есиле, Ертисе, Тарбагатае и Тянь-Шане. Уже в начале XVII в. ойраты совершали набеги на среднеазиатские государства и кыргызские кочевья. В 1604 г. ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан.
Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов - Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими же приближенными.
Есим не надолго пережил своего соперника и умер осенью 1628г. Он похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. Казахи называют его “Енсегей бойлы Ер EciM” (высокорослый Есим богатырь).
     Реформы XVII в. Включение в состав одного государства районов с различным политическим устройством при общей слабости межрегиональных экономических связей неизбежно привело к росту сепаратистских настроений. Это ярко проявилось после смерти в 1582 г. Сыгай хана, когда четыре года продолжались смута и споры за право обладания верховной властью между западно-казахскими биями-едигеидами и султанами-чингизидами. Во внутриполитической борьбе одержали победу султаны, во главе с Тауе-келем, однако ему пришлось пойти на ряд уступок общинной знати.

     Преемнику Тауекеля - Есиму пришлось выдержать еще более тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты - торе заменялось на главенство элиты открытого типа - биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.

      Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции - “Eciм ханын ески жолы” (Древний путь Есим хана), принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права

      По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане или под Ташкентом.

      Полномочия ханов в результате реформ начала XVII в. были существенно урезаны. Он продолжал оставаться верховным главнокомандующим и верховным судьей, однако лишался ряда прав. Так, заключать мир, объявлять войну и направлять посольства он мог лишь с согласия Маслихата. Также хан был лишен права выносить смертный приговор.
Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в.

      В связи с изменением административного устройства хан потерял право распоряжения всей территорией ханства, которое перешло к биям. Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями - жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

      Султаны, практически полностью отстраненные от управления государством и даже лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями - неподсудностью биям и освобождению от всех повинностей, кроме воинской”.

     В XVII в. была определена и постоянная столица Казахского ханства - г. Туркестан, где хан находился в зимнее время.

     Борьба казахов с джунгарским нашествием. После смерти Есим хана в Казахском ханстве начались усобицы, продолжавшиеся несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есима Жангир хан (1628-1652). Вся история его правления связана с борьбой с джунгарской агрессией.

     В конце 20-х годов XVII в. Ойратский союз распался. Племена хошоутов откочевали на Тибет, торгауты через Северный Казахстан переселились в низовья Едиля. Оставшиеся ойраты объединились и создали в Восточном Казахстане в 1635 г. Жонгарское ханство. Сразу же началась изнурительная борьба с казахами за кочевья Жетысу и Северного Казахстана.
      Первое сражение состоялось в 1635 г., но было неудачным для казахов. Жангир хан попал в плен и смог освободиться только через год, на всю жизнь, оставшись непримиримым противником жонгаров. Для борьбы с ними он заключил союз с кыргызами. В Г1643 г. 50-тысячное жонгарское войско вторглось в казахские кочевья. Жангир хан не успел собрать войско и выступил против жонгаров с небольшой дружиной - менее тысячи казахских и кыргызских батыров. Оба войска встретились в местности Кызыл-кия. Не имея шансов одержать победу в открытом бою, Жангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые массово применили огнестрельное оружие. Несмотря на все это, казахско-кыргызский отряд был обречен на уничтожение превосходящими силами жонгар, но в самый разгар боя в тыл им ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантос батыром из рода торткара. Жонгары были разбиты и в беспорядке отступили.

      В 1652 г. жонгары, закупив оружие и военное снаряжение у России, вновь выступили против казахов и кыргызов. Кыргызы были вынуждены признать свою зависимость от жонгарского хун-тайши. В одной из битв погиб в поединке и Жангир хан. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть предгорья Алатау, занятые жонгарскими кочевьями.
     В 60-х годах казахско-жонгарские столкновения ограничивались мелкими стычками, но при хунтайши Галдане-Бошокту крупномасштабные военные действия возобновились. Сын Жан-гира - Тауке хан (1680-1715) - не смог остановить жонгаров и в 1681 г. войска Галдана перешли реку Шу. В результате походов 1683-84 гг. был взят и разрушен г. Сайрам и жонгары вторглись в Ферганскую долину. Особенно обострились казахско-жонгарские отношения в 90-х годах XVII в., когда Жонгарией правил хунтайши Цеван-Раптан. Изнурительная, шедшая на истребление, война с сильным противником за пастбища ослабила Казахское ханство.

 

8.       Военные действия царизма по завершению присоединения юга Казахстана их последствия.

     Завоевание юга Казахстана. В конце 60-х годов в Илийском крае Китая, на границах России началось восстание против китайской колониальной политики. Царское правительство решило использовать этот момент для новых колониальных захватов. До 1869 г. оно сохраняло выжидательную позицию по отношению к событиям в Илийском крае, но в 1871 г. предпринимает вооруженное наступление на его территорию. Поводом для вторжения послужили:

     во-первых, действия Якуб-бека, занявшего войсками южный склон Музартского перевала и центр дунганского ханства г. Урумчи;

     во-вторых, военные действия в приграничных районах мешали развивать торговые отношения;

     в-третьих, восстание дунган и уйгуров содействовало развитию волнений среди казахского населения и киргизов в русских владениях. Исходя из этих соображений, царское правительство решило занять Кульджинский край, представлявший собой важную стратегическую позицию между Джунгарией и Кашгарией. Решение о вмешательстве было принято на особых совещаниях 10 февраля и 2 мая 1871 г. Поводом к открытию военных действий послужила попытка казахов из рода кызай в конце 1870 г. откочевать в Кульджу. Бегство волостного управителя кызаевцев прапорщика Тазабека в апреле 1871 г. в Кульджу и отказ илийского султана выдать его в назначенный срок заставили генерала Колпаковского усилить пограничные отряды и послать особый отряд. 19 июня 1871 г. русские войска были встречены в 5-6 километрах от Суйдуна конницей султана под командованием Абду-рахмана-казначи. После двухчасовой перестрелки войска султана отступили, и русские войска подошли к крепости Суйдун. Генерал Колпаковский предложил городу сдаться. После недолгих переговоров предложение было принято. Ряд поражений оказал на султана и его войско деморализующее действие. 21 июня 1871 г. русские войска, не доходя до Баяндая, были встречены парламентариями, передавшими просьбу султана о встрече с генералом Колпаковским у Баяндая для личных переговоров. Вечером султан Аляхан Абиль-оглы со своими приближенными прибыл в русский лагерь. Было условлено, что на другой день русские войска займут Кульджу, вооружение должно быть сдано назначенному офицеру. 22 июня войска, дойдя до Кульджи, расположились в одном из садов, генерал Колпаковский объехал Кульджу. Султан сдал ему ключи от города, а также значительные запасы хлеба и оружия.

     С введением русских войск на территорию Илийского края он вошел в административное подчинение Семиреченскому генерал-губернаторству. Первым мероприятием русской администрации было объявление об отмене рабства. Было организовано местное управление под наблюдением русской администрации.

       Переселение уйгур и дунган в Казахстан. 24 февраля 1881г. был заключен Петербургский договор, статья третья которого гласила: “Жителям Илийского края предоставляется право остаться на нынешних местах жительства их в китайском подданстве, или же выселиться в пределы России и принять российское подданство. Они будут опрошены об этом до восстановления китайской власти в Илийском крае. И тем из них, которые пожелают переселиться в Россию, дан будет на это годичный срок со дня передачи края китайским властям. Китайская власть не будет чинить каких-либо препятствий к выселению их и вывозу их движимого имущества”. Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Россию, царское правительство преследовало две цели:

Информация о работе История Казахстана