Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка
В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.
История Карлыкского каганата оказалась недолгой. В 940 г. столица государства Баласагун была захвачена тюрками Восточного Туркестана - чигилями и ягма и Карлыкский каганат перестал существовать. В Жетысу власть переходит к новой династии - Караханидам, которые на долгое время смогли объединить карлыкские и туркешские племена Жетысу и долины Сырдарьи.
Огузы (араб. и перс. — гуз, гузз; древнетюркский — огуз), тюркоязычные племена в Центральной и Средней Азии. В начале 7 в. в составе Тюркского каганата возник племенной союз токуз-Огузы (буквально — девять Огузы); преобладающее положение в союзе, вероятно, занимали уйгуры. В 9 в. Огузы, теснимые киргизами, переселяются на территории современного Синьцзяна и современной провинции КНР Ганьсу. Здесь название «токуз-Огузы» постепенно вытесняется этнонимом уйгур. В конце 9 — середине 10 вв. сложился союз Огузы и в Приаралье и Прикаспии. В 10 в. в низовьях Сырдарьи создаётся государство Огузы (с центром в Янги-кенте). В середине 11 в. это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Часть огузских племён ушла на запад и заселила южнорусские степи; другая часть, возглавленная сельджуками, завоевала страны Передней Азии. Позднее возникли многочисленные государства (государство сельджуков, государства Сельджукидов, крупнейшее — Конийский султанат). Огузы сыграли важную роль в этногенезе туркмен, азербайджанцев, турок, а также гагаузов и каракалпаков.
Предки огузов, согласно преданиям, жили у озера Иссык-куль, издревле являющегося местом расселения тюркских племен. На историческую арену огузы вышли после падением Тюркского каганата. Огузы по языку и обычаям были наиболее близки к тюркютам. В сложении Второго Тюркского каганата - государства голубых тюрок, самое активное участие приняли огузы. После тюркютов, басмилы захватили на короткое время гегемонию в степях Монголии, но позже были разгромлены уйгурами и карлуками. В этих событиях участвовали, очевидно, и огузы, основная масса которых обитала в Семиречье и не могла остаться в стороне от этих исторических баталий. Позже произошло столкновение между карлуками и огузами, и последние вынуждены были переселиться на запад.
В VIII-IX вв. в среде огузов шел процесс складывания конфедерации. В 890-е годы огузы нанесли поражение печенегам и те мигрировали на запад, а частью влились в среду огузов. Огузскую конфедерацию возглавило племя салыр во главе с легендарным вождем Салыр-казаном. Это, очевидно, был исторический персонаж. Мы видим, по истории, что своему возвышению кочевники часто обязаны какому-либо вождю. Да и, наверное, должен был существовать какой-то конкретный персонаж, к которому возводили свое происхождение многие огузские племена, как к Салыр-казану.
К X в. огузы стали хозяевами Сыр-Дарьи, где у огузов начала складываться государственность - характерная кочевая племенная конфедерация. Огузские племена обитали в X в. в степной полосе нынешней Средней Азии от Южного Прибалхашья до низовий Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, побережью озера Арамор. Огузы населяли также Приаралье, долину Cыр-Дарьи, предгорья Cырдарьинских Каратау, в долине Чу, Таласском Алатау, в низовьях р. Или. Здесь располагались огузские становища и относительно небольшие крепости, служившие убежищем на случай опасности и являющиеся ставками крупных вождей. Наиболее компактно огузы жили в Приаралье, Cеверном Прикаспии и нижнем течении Сыр-Дарьи.
В городах и сельских поселениях огузов жили различные по этническому составу племена. Очевидно, демократичность и приемлемость условий жизни собрала под властью огузской конфедерации ираноязычное население, печенегов и др. Имелись тесные контакты огузов с кимаками, способствовавшие их сближению по языку и культуре, торговые связи с башкирами и другими соседними народами, что говорит о тесном культурном и этническом взаимодействии.
Среди огузов, по сравнению с другими кочевниками - кыпчаками, кимаками, печенегами - было достаточно много оседлого населения. Но огузы-кочевники с высока смотрели на них, называя их "ятугами", т.е. "ленивыми". В целом, хозяйство огузов можно охарактеризовать как полускотоводческое. Сильно было развито у огузов ремесленное дело. На рынках Средней Азии продавались огузские ковры, украшения, кожные изделия . Огузская кочевая знать установила контакт с оседло-земледельческими оазисами, способствовавший большому товарообороту между ними. У огузов крупными торговыми центрами являлись Янгикент, Сабран. Сыр-Дарья служила удобной магистралью, по которой огузы поставляли различные продукты животноводства, меха и даже драгоценные камни - малахит и лазурит. В целом, роль торговли была важна в жизни огузов.
Любой кочевник мог найти место в среде войска и получить соответствующую долю в добыче. Право огузов "торе" признавало каждого кочевника полноценным членом общества (даже самый "ничтожный" соплеменник мог отменить общепринятое решение). Среди знати отмечаются различные титулы - ябгу, байгу, иналы, ханы, чилики, беки, мехтеры, тарханы. Аристократические звания, например, "бек", были наследственным. Беки возглавляли племена, управляли областями и войсками, обладали судебной властью. Огузский союз состоял из левого и правого крыла, и беками правого крыла были племена кайи и баят, а левого - печенеги и чавундуры.
Государство огузов в IX-X вв. не было монолитным. Верховный вождь "ябгу" не обладал сильной властью. Арабские источники сообщают о ряде самостоятельных и независимых владетелях. Они имели резиденции - замки-крепости, где содержалась собственная казна. Ханы избирались на народных собраниях и их действия были строго подчинены родовым обычаям "торе". Интересен факт активного участия в политической жизни огузов жен ханов «хатун». Многие из них имели свой диван (канцелярию) и собственные земельные владения. Именно, в этот период сложилась определенная культурная и языковая общность, сохранившаяся в определенной степени в последующие периоды, когда огузская конфедерация раскололась, и племена рассеялись по огромному пространству.
Гибели огузской конфедерации предшествовала междоусобица. Внутренний кризис огузов был вызван как раз таки конфедеративным устройством государства, и как это произошло с кимаками, внешнее давление (вызванное передвижениями племен каи и кун) сразу же привело к падению государства огузов. Часть огузов ушла в Восточную Европу, известную там под именем торков. Среднеазиатские же огузы оказались под властью кыпчакских ханов.
Новый подъем огузов был вызван усилением одного из огузских племен - Сельджуков и образованием далее государства Сельджукидов.
19. Государственное объединение кимаков и кипчаков. Политическая история, хозяйство, традиции, верования.
Кимакский каганат (9 век – начало 11 века)
7 век – первые упоминания о кимаках в китайских источниках под именем яньмо. Жили в северо-западной Монголии.
Середина 7 века – кимаки откочевали в Прииртышье и в районы Алтайских гор.
656 год – обособление кимаков после распада Западно-Тюркского каганата.
8 – 9 века – кимаки расселяются до Урала, Сырдарьи, Южного Казахстана и Северо-Восточного Семиречья.
840 год – после распада уйгурского каганата, часть входивших в него племен присоединилась к кимакам. Именно в это время складывается Кимакская федерация в составе семи племен: кыпчак, татар, эймур, имак, байондур, лани.
Глава стал носить титул байгу (или ябгу).
2 половина 9 века – в состав кимакской федерации входит уже 12 племен, самым сильным из которых были кыпчаки. В это время кимаки прочно укрепились на территории от среднего Иртыша до Джунгарских гор, Урала и Сырдарьи.
Начало 10 века – рубежи кимакского государства стабилизировались.
В начале 11 века кимакский каганат пал из-за:
1) борьбы кыпчакских ханов за самостоятельность
2) усиления междоусобиц
3) миграции кочевых племен из Центральной Азии
Кимакский каганат занимал территорию от среднего Иртыша и на запад до Южного Урала и бассейна Сырдарьи. Ставка кимакского хакана – Кимакия (Имакия) располагалась на Иртыше. Во главе племени кимаков в 656-840 гг. стоял шад-тутук, 840-конец IX – байгу, в конце IX-XI вв. – хакан.
Кимакская федерация состояла из 7 племен: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ, аджлар. Союз кимакских племен базировался на принципах территориально-
Хозяйственная деятельность:
1) скотоводство
2) полуоседлое и оседлое население занималось земледелием (рис, пшеница, ячмень)
3) охота на тигров, барсов, соболей
Кимаки торговали пушниной с другими странами. Кимаки знали письменность - найдены бронзовые зеркала с надписями на основе древне-тюркской письменности.
Кыпчакский каганат (начало 11 века – 1219 год)
В начале 11 века после распада кимакского каганата власть перешла в руки кыпчаков.
В начале 2 четверти 11 века появляется название Дешт-и-Кыпчак.
Территория кыпчаков: от Иртыша до Днестра. Условно делилась границей по реке Волге на Западное и Восточное ханства.
Формирование этнической общности кыпчаков делится на три этапа:
1) 7-8 века – образование ядра Кимакского племенного союза, в котором кыпчаки играли главную роль
2) Конец 8-начало 9 веков – кимаки, кыпчаки и куманы находятся под объединяющей властью кимакских племен
3) – рост могущества кыпчакских ханов
Кыпчаки:
/ / / / \ \ \ \
кыпчаки – кимаки – куманы – чигили – башкиры – канглы – карлуки – огузы
Одинаковые формы хозяйства, система общественных отношений и общность языка способствовали тому, что эти племена осознали свою принадлежность к одному этносу и приняли этноним «кыпчаки».
Первая половина 11 века началось образование кыпчакского ханства.
Первая половина 12 века идет длительная борьба между кыпчакскими ханами (язычники) и правителями Средней Азии, особенно Хорезма (ислам).
Начинается раздробленность ханства. Причины:
1) стремление кыпчакской знати сблизиться с Хорезмом
2) сложилось крупное объединение – канглы
3) усилились междоусобицы
4) главная причина – монгольское нашествие
Общественное усройство:
Ханство
/ \
Правое крыло Левое крыло
Ставка на р.Урал ставка – г.Сыгнак
Существовала старая иерархия:
Хан
Тарханы
Баскаки Знать
Беки
Баи
Рядовые общинники, жатаки рабы
скотоводы (оседлое) (военнопленные)
Во главе государства стоял хан, власть которого передавалась по. Кыпчакское ханство делилось на два крыла: правое (ставка на р. Урал) и западное (ставка в г. Сыгнаке). Ханская ставка называлась орда. Общество было социально и сословно неравным, основным мерилом богатства считалось количество скота. Характерен переход беднейшего населения, потерявшего скот, к оседлости. В начале XI века кипчаки захватили территории огузов (Сырдарья, Приаралье). Кипчаки совершали вооруженные набеги на приволжские народности и русские земли и в русских летописях известны под именем половцы.
Занимались скотоводством (овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот); орошаемым земледелием (просо, пшеница, ячмень); охотились на сайгаков, архаров, оленей, лосей, куланов. Известно рыболовство.
Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источниках кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (9 в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к 8 в.
Формирование кыпчакской этнической общности на территории Казахстана было сложным и длительным процессом, в развитии которого прослеживаются три этапа.
Первый этап связан с образованием ядра кимекского племенного союза, в котором кыпчаки со второй половины 7 в. и до конца 8 в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.
Второй этап – с конца 8 в. до начала 11 в. В этих хронологических рамках кыпчаки постепенно расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-уральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Зап. Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитических объединений: кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консолидирующей ролью кимекскик племен. Все они находились в тесных этнокультурных связях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузскик племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию местных телеских, угро-финских, кармато-аланских этнокомпонентов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-
хозяйственных отношений.
Третий этап – с начала 11 в до начала 13 в формирование этнической общности кыпчаков связанное с ростом могущества кыпчакских ханов, власть которых легетимизировалась ханским династийным родом ельборили.