Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка
В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.
2) принесена идея создания централизованного государства
3) стала развиваться международная торговля и связь
Казахстан в составе Золотой Орды Завоевательную политику Чингисхана продолжил его внук, сын Джучи Бату, кототый после похода на Вост. Европу в 1243 основал на территории улуса Джучи от Иртыша до Дуная новое государство Ак Орда (Улуг Улус) первой столицей стал город Сарай-Бату, а позже Сарай-Берке. Окончательной независимости от монгольской империи в 1260 при хане Берке. В административном отношении государство делилось на 3 крыла: 1) Западное или правое Кок орда (территория к Западу от Волги). 2) Восточное или левое крыло. Улус орда Еджена (Ак Орда) - территориия Восточного Дешт-и Кыпчак в низовьях Сырдарьи. 3) Центр крыло - Улус Шайбана (Боз Орда) в последствии вошел в Ак Орду. Основу общественных отношений в ЗО составляла частная собственность на скот и вероятно на пастбища. А в южных районах сложились формы феод. землевладения: инджу, мильк, сойургал, вакф. Наивысшего расцвета ЗО достигла при Узбек хане (1312-42). В тоже время около 1328 от ЗО обособилась Ак Орда при хане Мубарак-ходже. В 1361 в ЗО начинается затяжной политический кризис - ханская чехорда, чем пытался воспользоваться хан Ак Орды Урус (1368-77), которыый однако погиб в борьбе с правителем Маверанахра Тамерланом. В 1379 к власти в Ак Орде пришел ставленник Тимура Токтамыш, объединивший всю ЗО под своей властью. В 1391-95 Тохтамыш потерпел крупное поражение от Тимура, который захватил южноказахстанские города. Окончательной независимости Ак Орда добилась при Урус-хане. На него пала тяжесть борьбы от агрессии Тимура. В к. XIV - н. XV Ак Орда подвергалась неоднократным вторжениям Эмира Тимура. Он захватническими и грабительскими походами пытался создать мировую империю. В 70-80 XIV он предпринял около 10 набегов на территорию Ак Орды и Могулистана. В результате захватнических воин Тимура и внутренних усобиц в к. XIV Ак Орда значительно ослабла и распалась на два государства: Ханство Абулхаира и Ногайскую Орду.
27. Земельно-водная реформа 1921-1922 гг. Ошибки и перекосы в ее организации и осуществлении.
В Средней Азии и Казахстане социально-экономические преобразования, осуществленные Советской властью в 20-х гг. для уничтожения последствий колониальной земельной политики царизма, ликвидации помещичьего и резкого сокращения байско-кулацкого землепользования в пользу батрацко-середняцких масс крестьянства. З.-в. р. проводились в 1921—22 в Туркестанской АССР и Казахстане, а в 1925—29 после национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии во всех вновь образованных республиках. Специфические условия края — слабое развитие экономики, сохранение феодально-патриархальных отношений в сельском хозяйстве (лучшими землями, пастбищами, водой владели баи) и др. определили более медленные по сравнению с Центральной Россией темпы революционных аграрных преобразований и их своеобразие. В 1918 были конфискованы лишь земли царской фамилии, чиновников и наиболее крупных баев, отдельных с.-х. и промышленных капиталистических объединений. З.-в. р. 1921—22 осуществлялись на основе постановления ЦК РКП (б) от 29 июня 1920, решений 5-го съезда компартии Туркестана, 9-го Всетуркестанского съезда Советов (сентябрь 1920) и декретов ЦИК Киргизской АССР (первоначальное название Казахской республики) от 2 февраля и 19 апреля 1921. Главной целью реформы было уравнять в правах на землю и воду местное (киргизское, казахское, узбекское) и русское крестьянство. Коренному населению передавались земли, захваченные русскими кулаками-переселенцами, у них же изымались излишки скота, семян, с.-х. инвентаря. В ходе реформы в Туркестанской АССР изъято у кулаков свыше 232 тыс. га земли, которая передавалась 12,8 тыс. батрацко-бедняцких хозяйств. В Казахстане коренному населению было передано свыше 470 тыс. га земли. Следующий этап аграрных преобразований — З.-в. р. 1925—29. Начало реформе было положено декретами ЦИК Узбекской ССР "О национализации земли и воды" и "О земельно-водной реформе" от 2 декабря 1925 и постановлением ЦИК и СНК Туркменской ССР от 24 сентября 1925, согласно которым подлежали изъятию и передаче в государственный фонд все поливные земли помещиков, не обрабатывавших их собственными силами, а также лиц, имевших главным источником существования торговлю или нетрудовой доход. Были установлены нормы трудового землепользования — 7—10 десятин. Излишки земли подлежали конфискации, излишки с.-х. инвентаря — принудительному выкупу. В результате земельно-водной реформы в Средней Азии ликвидировано 6763 хозяйства баев, крупных торговцев, духовенства, ростовщиков, бывших эмирско-ханских чиновников; земельные излишки урезаны у 37 759 кулацких хозяйств. Всего изъято 281171 га земли. Землёй наделено 123 418 безземельных и малоземельных дехканских хозяйств, получивших также с.-х. инвентарь, продовольственные и семенные ссуды. Распределение воды было передано органам Советской власти. Специфический характер носила земельная реформа в Казахской АССР (по постановлению ЦИК и СНК Казахской АССР от 20 мая 1926 и от 27 августа 1928). Конфискации подлежали богатые скотоводческие хозяйства, имевшие свыше 400 голов крупного рогатого скота в кочевых, свыше 300 голов — в полукочевых и свыше 150 голов — в оседлых районах. Им оставлялось в собственность для ведения трудового хозяйства по 5 голов скота на каждого член семьи (но не более 25 на семью) в кочевых, по 3 (но не свыше 16) в полукочевых, по 2 (но не более 11) в оседлых районах. Всего в Казахстане ликвидировано 696 крупных хозяйств, владевших 145 тыс. голов скота, который был распределён (около 80%) среди трудового крестьянства, остальной передан государственным земельным органам, колхозам и совхозам. В Казахстане бедняки и середняки получили к 1928 около 1360 тыс. га сенокосов и 1250 тыс. га пахотных земель. Дехканство освободилось от уплаты байству ренты, составлявшей накануне З.-в. р. 25—28 млн. руб. ежегодно. Земельно-водные реформы улучшили положение трудящегося дехканства. Они всколыхнули широкие массы бедноты и середняков кишлаков и аулов, организовали и сплотили их вокруг Советской власти. Экономической силе, политическому и идеологическому влиянию байства был нанесён решительный удар. Проведение реформ сопровождалось острой классовой борьбой, резким обострением противоречий между середняцко-батрацкой массой и клерикально-феодальными элементами, поддержанными националистически настроенной частью интеллигенции. Земельно-водные реформы не разрешили земельного вопроса до конца: оставались значительное малоземелье, чересполосицы, недостаток воды, сохранялись элементы феодальной и капиталистической эксплуатации — чайрикерство (издольщина), наёмный труд. Но реформы полностью ликвидировали феодальное землевладение, резко ограничили землепользование кулачества, оградили и защитили интересы бедняка и середняка. Земельно-водные реформы способствовали осереднячиванию кишлака и аула. Они ускорили развитие различных форм кооперации (в т. ч. образование нескольких десятков колхозов), облегчили народам Средней Азии и Казахстана переход к социализму, минуя капиталистическую стадию; подготовили почву для социалистического преобразования сельского хозяйства республик Средней Азии на основе коллективизации. Подобные преобразования в 20 — начале 30-х гг. осуществлялись в Бурятии, Дагестане и др. национальных районах.
28. И.Алтынсарин: ученый-просветитель.
Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Ибрай рано лишился отца, и воспитывался у своего деда - известного бия Балгожи Жанбуршина.
В 1850 году Балгожа - би определил Ибрая в школу - интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Алтынсарин успешно окончил ее в 1857 году и в течение трех лет работал писарем у своего деда Балгожи - управляющего Узунским родом племени кипчаков, войскового старшины Оренбургской комиссии.
Некоторые время Алтынсарин работал толмачом (переводчиком) в Оренбургском областном правлении. В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина. 8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. Некоторые время И. Алтынсарин работал в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи.
В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В этой должности И. Алтынсарин работал до конца своей жизни.
В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости, в трех километрах от г. Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее в последствии название "Инспекторское", он построил дом, где жил и работал до самой смерти.
И. Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года и был похоронен по - казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал - майору от инфантерии.
Выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско - киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян.
Школы, созданные Алтынсариным, после его смерти продолжали существовать, но развитие получить они не смогли. Новая станица в истории школ И. Алтынсарина открылась после победы Октября: они были преобразованы в советские трудовые школы. Одна из таких школ на родине И. Алтынсарина, в г. Кустанае, - в 20-е годы была передана в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизована в школу - коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной - преобразована в среднюю школу с пансионом для воспитанников. Ей было присвоено имя ее основателя Ибрая Алтынсарина.
Много труда вложил И. Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г. Троицке, немного позже переведена в г. Оренбург. Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.
Около трех лет потратил И. Алтынсарин на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Еще до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин приступил к составлению учебных пособии для учащихся русско - казахских школ. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия "Киргизская хрестоматия", "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку". Обе книги И. Алтынсарина занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу.
Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями и различного ранга представителями народного образования.
И. Алтынсарин выступал и как ученый - этнограф. В его очерках вскрывается консервативная сущность патриархально - феодального быта и обычаев казахов. Особого внимания заслуживает труды И Алтынсарина, посвященные преобразованию социально - экономического строя и хозяйственного быта казахского аула
29. Исторические предпосылки образования и завершения процесса сложения казахской
народности. Возникновение казахских жузов.
Древние родственные признаки.
По результатам археологических исследований можно проследить пути развития людей, начиная с первобытнообщинного строя до эпохи железа. В эту эпоху на территории Казахстана жили саки, уйсуны, канлы, сарматы и другие племена. Все эти племена прошли долгий исторический путь развития до вхождения в состав казахского народа.
На территории Казахстана в эпоху бронзы (II тысячелетие до н.э. — начало I тысячелетия до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа. По мнению видного ученого-антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов - были с обликом их предшественников — андроновцев. Особенно схожи черты лиц представителей последних двух племен — уйсунов и андроновцев.
Однако с вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI—IХ вв. н. э). Таким образом, с древних времен стала закладываться этническая и антропологическая основа предков казахского народа. Как местное население, так и пришельцы являлись тюркоязычными племенами. Образ жизни, источники их хозяйственного существования, социально-экономические и культурные аспекты жизни были схожими.
Этнические изменения в средних веках. В тюркскую эпоху еще более усилился процесс смешения тюркоязычно-монголоидных родов и племен и местных европеоидных племен. Такое взаимослияние ускорило формирование антропологической общности будущей казахской народности. Таким образом, у родов и племен, живших на огромной территории Казахстана, простиравшейся от Алтая до Волги, от Южной Сибири до Сырдарьи, усилилось не только антропологическое сходство, но быстрее стали развиваться этнические (народные) процессы.
Однако монгольское нашествие в начале ХIII века нарушило процесс формирования казахской народности - было разрушено хозяйство племен, живших на территории Казахстана.
Монгольское завоевание Казахстана резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи. У местных тюркских родов и племен после монгольского нашествия усилилась монголоидность антропологического типа.
В связи с монгольским завоеванием осложнились и земельные отношения. Во-первых, в результате захвата плодородных земель местное население изгонялось в другие места. Во-вторых, завоеванные земли заселялись монгольскими племенами, которые уничтожали местное население, вынуждая его покидать места своего проживания. Местные роды и племена поневоле должны были уходить со своих земельных владений. Такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности. Сложение казахской народности, таким образом, было отброшено на 150-200 лет назад.
Сложение этнополитической общности в Казахстане. Этнополитической общностью называют население определенного исторического региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных объединений родов и племен.
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды. Это объясняется тем, что в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена. Вместе с тем, на формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.
В письменных источниках население Могулистана называли могулами. В Жетысу в составе Могульского ханства наиболее многочисленными были племена уйсунов. В этнополитическую общность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы, составлявшие этнополитическую общность могулов Могульского ханства. Поэтому часто вместо названия «уйсуны» в письменных источниках употребляли название «дулаты». А после прихода султанов Жаныбека и Керея в Жетысу и создания ими Казахского ханства в исторических письменных источниках вновь появляется название «уйсуны».
Это говорит о том, что Жетысу являлось одним из регионов этнополитической общности древнего казахского народа, основным ядром которого являлись уйсуны.
Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в течение 30 лет (1312—1342 гг.) в Дешт-и-Кыпчаке.
В период правления хана Узбека казахи уже стали обособляться как самостоятельная народность.
Образование казахской народности. В ХIV—ХV веках роды и племена, населявшие территорию Казахстана, прошли все этапы становления и укрепления феодальных отношений, сложения общности территории, языка, материальной и духовной культуры в своем формировании как народности. Однако эти племена и роды были разобщены, находясь под политической властью Белой Орды, ханства Абулхаира, Могулистана и других ханств. Такая разобщенность затрудняла завершение их формирования в единую народность.
Но, несмотря на то, что они входили в состав различных ханств, общались они на одном языке — тюркском. Их обычаи и обряды, традиции и религиозные верования были схожими. Социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным. Т. о., к тому времени имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности. Еще более усилился процесс формирования казахской народности в период внутренних распрей и междоусобиц в ханствах, когда племена стали стремиться к объединению, чтобы совместно воспрепятствовать политико-экономическому ослаблению государства.
Переселение родов и племен Жетысу в Среднюю Азию и Центральный Казахстан совершенно ослабило этнополитическую общность в Могульском ханстве. Междоусобная борьба вызвала перекочевку родов и племен из ханства Абулхаира, что привело к распаду самого ханства. Отдельная часть его населения, оказавшись в Средней Азии, вошла в этническую основу узбекской народности. Этнополитическая общность в Казахстане группировалась вокруг султанов Жаныбека и Керея. Этим, во-первых, открывался путь к созданию Казахского ханства, во-вторых, создавались условия для укрепления этнического состава казахской народности. Таким образом, это привело к ускорению процесса формирования казахской народности.