История Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:03, методичка

Краткое описание

В данном сборнике представлены материалы основных вопросов, вынесенных на государственный экзамен по истории Казахстана для самостоятельной подготовки студентов к экзамену. Материалы написаны на основе имеющихся источников по Истории Казахстана. Вопросы к экзамену разработаны на основе типовой учебной программы по данной дисциплине и утверждены на заседании кафедры Права и истории. По решению Ученого совета КАСУ сдача государственного экзамена по дисциплине «История Казахстана» осуществляется в устной форме.

Файлы: 1 файл

История Microsoft Word.doc

— 563.00 Кб (Скачать)

Еще одной причиной ускорения формирования казахской народности являлся тот фактор, что в ее состав вошли две этнические группы двух единых этнических территорий. Первую группу составлял союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахстана, во вторую группу входили племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Кыпчаки, канлы (канглы), аргыны, конраты, дулаты, мангыты, жалаиры и представители других казахских и узбекских племен и родов, входившие в эти две группы, с начала ХV века жили в Туркестане. Объединением этих двух групп племен и родов завершилось формирование казахской народности.

Историческим следствием создания Казахского ханства во второй половине ХV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале ХVI века. Расширилась и этническая территория расселения казахов. Такая обстановка способствовала процессу развития казахского населения. Это было временем завершения формирования казахской народности.

Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно термин «узбек» вышел из употребления и название казахи стало этническим названием казахского народа. А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена,  которые образовали узбекскую народность. Таким образом, из этнополитической общности, называвшейся «узбек-казахами» в период Узбекского ханства, выделились два самостоятельных народа.

Происхождение термина «казах». На протяжении почти двухсот лет исследователи пытаются объяснить происхождение названия «казах». По этому вопросу среди исследователей существуют различные мнения. Однако до сих пор нет конкретного и убедительного объяснения его происхождения.

Тем не менее, некоторые из мнений и гипотез заслуживают широкого общественного внимания. В ряде письменных источников на древнетюркском языке, например, в орхоно-енисейском письменном памятнике VIII века, обнаруженном В. В. Радловым, встречается выражение «казгакым оглум» (означающее: мои приемные сыновья). Позднее из него выпала буква «г» и укоренился термин «казах», однако такое утверждение не находит убедительного подтверждения согласно закономерностям исторической фонетики тюркского языка. А в древних языках алтайских и сибирских народностей слово «казах» означало «прочный», «крепкий» и «великан».

В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IХ—Х веках употреблялось в социальном смысле и означало «группы людей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем», а в ХI—ХII веках оно относилось к этносоциальным группам кыпчков. Видимо, в это время (в середине ХIII века) в период тесных отношений между Золотой Ордой и Египтом был создан «Арабо-тюркский словарь». В нем слову «казах» придаются значения «вольный», «скиталец». Поэтому имеются основания считать, что само слово «казах» возникло в кыпчакской среде.

Термин «казах» в ХIII веке встречался и среди хорасанских туркмен. По мнению видного ученого-историка Б. Е. Кумекова, слово «казах» среди них носило не социальный, а этнический смысл, значение. Взаимосвязи между огузами (предками туркмен), жившими в среднем течении Сырдарьи, и кыпчаками начались с Х века. Вероятно, кыпчаки появились на туркменской земле под названием «казахи» в ХI веке. И это слово до ХIII века носило этнический смысл.

Таким образом, слово «казах» появилось в эпоху древних тюрков и употреблялось в различных тюркских землях до ХIII века. Однако здесь оно употреблялось в социальном смысле. Слову «казах придавалось значение «свободный скиталец». Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших средства к существованию участием в войнах, набегах. Только с ХIV века это слово начинает приобретать этническое значение. Об этом свидетельствовал историк Рузбихан, что в Узбекском улусе в ХV веке было три народности, из которых самые многочисленные и воинственные — казахи.

Наконец, когда султаны Жаныбек и Керей отделились от Узбекского улуса, то есть ханства Абулхаира, они носили название «узбек-казахи», а затем термин «казахи» стал этнонимом народа.

 

30.   Казахско-русские взаимоотношения в XVI-XVII вв.

История русско-казахских взаимоотношений началась еще в 15 веке. Торговые отношения развивались в приграничных районах. С присоединением к России Казанского и Астраханского ханств, граница России приблизилась к Казахскому ханству. Социально-экономические отношения оживленно развивались в Младшем и Среднем жузах. Первая попытка дипломатических отношений сделана в 1573 году при Иване Грозном, отправлено первое посольство в Казахстан во главе с Чубуковым:

Цели

1)           установить социально-экономические связи

2)           военный союз в борьбе с Сибирским ханством (делегация погибла в дороге)

 

  В 1594 году при Таукель хане отправлено первое посольство в Москву во главе с Кул-Мухаммедом официально освободить Аманата, фактически установить союз в борьбе с Кучумом.

В 1595 году отправлено ответное посольство из Москвы во главе со Степановым. В это время началось строительство военных укреплений на границе с ханством: Тюмень (1594 год), Томск (1604 год).

В 17 веке в связи с ухудшающейся обстановкой в государстве сложилась необходимость искать военного союзника. Россия заинтересована в присоединении Казахстана:

1)           «Ключи и врата» к Среднеазиатским странам

2)           Сфера влияния между Россией, Великобританией и Китаем

3)           Беспошлинная торговля со Средней Азией

4)           Источник дешевой рабочей силы и сырья

5)           Укрепление юго-восточных рубежей страны

С начала 18 века в связи с угрозой со стороны джунгар рассматривается вопрос о вхождении Казахстана в состав России.

 

31.   Казахская диаспора в странах СНГ и дальнем зарубежье

Казахи в Узбекистане. Среди стран СНГ наибольшее количество казахов проживает в Узбекистане, в частности, в аулах Бухарской области, Бостандыкском районе Ташкентской области. Большинство их составляют население Каракалпакии. В основном они занимаются земледелием и сохранили культурные традиции, элементы кочевой жизни.

     С 1995 Г. в издательстве “Узбекистан” открыта казахская редакция “Асыл мура”, в которой на казахский язык переводятся узбекские учебники и издаются для казахских школ. Выходит и газета казахской диаспоры “Нурлы жол” (“Светлый путь”).

     Казахи в Туркменистане. В настоящее время ведется работа по установлению связей с казахской диаспорой, живущей в городах Нарын, Иолатан, Байрамалы, Небитдаг, Ташауз Тахтабасарского района, на станции Мургал. Проживающая здесь казахская молодежь получает образование на туркменском или русском языках, так как нет школ с казахским языком обучения.

     Казахи в Таджикистане. К концу ХХ в. в Таджикистане проживало 10 тыс. казахов. В настоящее время необходимо решить проблему получения высшего образования талантливым юношам и девушкам на их исторической родине.

     Казахи в России. В Российской Федерации казахов около 800 тыс. (2000—2001 гг.). Районы, где они живут довольно компактно, — это Алтай, Новосибирская, Омская, Челябинская, Курганская, Оренбургская, Саратовская, Тюменская, Волгоградская, Астраханская области. В европейской части России казахи живут в основном в городах.

     В Оренбургской области проживает более 111 тыс. казахов, из которых более 70% — это жители сельской местности. В Астраханской области казахов более 120 тыс., что составляет 14% от общего числа жителей области. По переписи 1989 г., в Москве — 8225, в Санкт-Петербурге — 6331 казах.

     Как и в Средней Азии, подавляющее большинство российских казахов живут в селе. Это связано со стремлением многочисленной диаспоры сохранить свою этническую целостность, жить в тесном родовом контакте, а также с низкой степенью урбанизации казахского населения. Благодаря покровительству старших над подрастающим поколением в диаспоре и компактности проживания казахи сумели сохранить родной язык. Хотя наблюдается тенденция плохого знания родного языка среди молодежи, чему способствовали изменения в системе образования в Советском Союзе. Закрытие многих казахских школ в республике было связано с идеей сформировать советскую общность из народов СССР. В культуре, образовании русский язык стал основополагающим. В настоящее время в России в местах проживания густонаселенной казахской диаспоры школы на родном языке сохранены. Культура, язык, традиции казахов России не были утрачены в силу влияния общественных организаций и объединения казахов в России.

     В городах Горного Алтая проживает 62 тыс. человек, из них 2 тыс. казахов. Вообще в Алтайском крае проживало около 15 тыс. казахов, а в Барнауле, в Сибирской части Алтайского края более 7 тыс. представителей казахского народа.

     В 1991 г. в Москве начало свою работу молодежное культурное общество для сохранения в многонациональном мегаполисе тесных взаимоотношений казахской диаспоры в Москве было образовано общество “Казак тiлi”. За последние годы эти общественные организации проделали существенную работу. В России уже стало традицией проводить праздник Наурыз, большое значение придается тесным контактам с Казахстаном. В августе 1990 г. в Астрахани прошли Дни культуры и литературы Казахстана. Теперь казахские общества в различных регионах России поддерживают тесные связи между собой и проводят объединенные национальные фестивали. Представители казахских обществ России в 1992 г. приняли участие в работе Первого курултая казахов в Алматы.

     Казахи в Китае. Китайские казахи — одна из самых больших диаспор казахов в дальнем зарубежье. В 1949 г., когда образовалась Китайская Народная Республика (КНР), там находилось более 420 тыс. казахов, из которых 418 тыс. проживали в Синьцзяне, составляя 9% всего населения района. Около З тыс. казахов проживали в соседних с Синьцзяном провинциях Ганьсу и Синьхай. По официальным сведениям Китая, в 1999 г. казахская диаспора в КНР насчитывала 1 млн. 300 тыс. человек. Подавляющее большинство казахов (82,6%) занимается земледелием, скотоводством, рыболовством, лесным хозяйством. По профессиональной принадлежности на конец 90-х годов ХХ в. можно отметить следующие категории: технические работники в различных учреждениях —13%, работники транспорта —7,5%, работники сферы обслуживания — 3,1%, торговые работники —2,5%, в государственных органах, в партийных и общественных организациях — 2%. Количественные показатели по профессиям свидетельствуют о том, что казаки, живущие в Китае, имеют слабый образовательный уровень. Однако в Синьцзяне, как в многонациональном регионе, состоящем из казахов, уйгуров, дунган и т. д., существуют национальные школы. В советское время в Синьцзянь поступали из СССР различные учебники и школьные пособия для обучения детей национальных меньшинств. Начиная с 1952 г., здесь стали выпускать учебники на уйгурском, казахском, монгольском языках. В 70—80-х годах китайское правительство предпринимало попытки стимулировать интерес к высшему образованию в среде национальных меньшинств. Так, поступающим в вузы из их числа был назначен низкий проходной балл. Однако низкий уровень знаний в школах, нехватка специалистов в них делали вузы для детей из аулов малодоступными.

     В 1986г. на казахском языке в Китае выходили более 20 журналов и 10 газет, местное телевидение и радиостанции транслировали программы на казахском языке.

     Казахи в Турции. На начало 2000 г. в Турции проживало около 20 тыс. казахов. Первые эмигранты-казахи 1952—1958 гг. жили в пригородах Стамбула и только после получения гражданства были размещены в районе Западной Анатолии. В 60-х годах начался переезд казахов из сел в такие города, как Измир, Анкара. Благодаря трудовой деятельности казахов в эти годы в Турции стало бурно развиваться кожевенное производство. Постепенно казахи стали осваивать и другие виды промышленного производства, начали заниматься торговым бизнесом. Некоторая часть диаспоры оставалась на селе, занимаясь земледелием.

     В социальной жизни казахов в Турции главную роль играет принадлежность к определенной родоплеменной группе. В Турции казахские семьи должны были получать турецкие фамилии согласно реформе 1934 г. Однако фамилии использовались в административных целях, для уточнения личности, а вся остальная информация определялась по родовым признакам. Общие тюркские корни и мусульманская религия дали возможность казахам быстро адаптироваться в новой стране, в турецком обществе.

     В 1986 г. в Турции было создано общество “Казах”, которое помогает формировать в среде молодежи национальные традиции и обычаи, оказывает помощь социально бедствующим, знакомит с достижениями казахского народа.

     Казахи в Монголии. На начало 2000 г. в Монголии проживали 83 тыс. казахов. Подавляющее их большинство живут в сельской местности и занимаются скотоводством. Плотное и компактное их размещение дало возможность диаспоре сохранить свои традиции, обычаи, язык. В 1940 г. в Баян-Ольгийском округе начал свою работу казахский национальный клуб. Первым его организатором и руководителем был поэт, драматург, прозаик, заслуженный деятель культуры Монголии Актан Бабиулы. На сцене под руководством Бабиулы были поставлены пьесы: “Ермолай”, “Калкаман-Мамыр”, “Айша”. В 1946 г. клуб стал культурным центром, а в 1956 г. преобразован в Казахский музыкально-драматический театр. В это время сюда стали приезжать режиссеры, преподаватели, специалисты из Казахстана, Улан-Батора, начали работать хоровой, драматический, балетный, музыкальный классы, были поставлены пьесы Ж. Аргынбая “Таланты и поклонники”, М. Нурмахана — “На гребне времени”. В 1976 г. театр был награжден одним из самых высших орденов Монголии “Золотая звезда”.

     В 1993 г. при спонсорской помощи из Казахстана было построено новое здание театра. Больших достижений в творчестве достигли народные артисты Монголии Ж. Кибатдолда, А. Хабылаш, А. Монголхан, А. Ахметбек и заслуженные артисты Монголии Д. Кусаин, Т. Дуйсемби, Ж. Толеухан, Б. Кайжамал, А. Кабыкей, Ж. Каду.

     На сцене в разное время также были поставлены “Енлик-Кебек” М. Ауэзова, “Козы-Корпеш - Баян-Сулу” Г. Мусрепова и “Материнское поле” Ч. Айтматова.

Информация о работе История Казахстана