Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

яценко.docx

— 197.37 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА

КАФЕДРА «Государственно-общеправовых и государственно-правовых дисциплин»

 

 

ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Попова О.В.

«____» мая 2011 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

на тему:

«АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

    1. Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
    2. Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
    3. Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
    4. Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

2.1 Формы административно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности 

2.2 Создание и ликвидация  юридических лиц, их государственная  регистрация, лицензирование предпринимательской  деятельности

2.3 Государственный контроль  над предпринимательской деятельностью

2.4 Меры административного  принуждения, применяемые субъектам  предпринимательской деятельности

Заключение

Глоссарий

Библиография

Приложения

 

Введение

 

В результате постоянной реорганизации системы государственного управления и системы органов исполнительной власти в Российской Федерации в течение последних двадцати лет появились основания говорить о том, что имеет место перераспределение государственно-управленческих функций, т.е происходит переход от непосредственного государственного управления с усилением тенденции государственного регулирования.

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики. В настоящее время Конституция РФ исключает возможность прямого использования метода прямого администрирования в экономической сфере (прежде всего, в сфере предпринимательской деятельности, подчеркивая свободу ее осуществления), но в то же время не отрицает возможность использования государственного регулирования путем выработки единой государственной политики, установления порядка осуществления контроля и надзора в этой области, а также с помощью иных методов.

Таким образом, на законодательном уровне произошел переход в области управления экономикой – от прямого администрирования – к государственному административному регулированию.

Итак, в настоящее время государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, оставаясь политической организацией, оно только по необходимости организует в лице соответствующих органов эти процессы: издает нормативные акты в области экономики (законодательная власть), организует исполнение (исполнительная власть), разрешает предпринимательские споры (судебная власть).

Комплекс таких свойств управляемых объектов, как целенаправленность, активность, приспособляемость, способность к самоуправлению, определяет меру управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты управляемые объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем меньше они нуждаются в государственном управлении, тем само управление должно быть менее явным и сводиться лишь к управляющим воздействиям координационного характера.

С момента принятия Части 1 Гражданского кодекса РФ1, особую важность приобрела необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, причем не только граждан, но и таких образований, как юридические лица. В праве советского периода в рамках института юридического лица, в основном, существовали организации, учреждавшиеся государством. Соответственно, государство в лице своих органов осуществляло управление данными юридическими лицами как в области определения основных направлений их деятельности, так и в области распоряжения имуществом этих организаций. Это было естественно, так как это имущество находилось в государственной собственности, а самому лицу предоставлялось на праве, отличном от права собственности (ограниченном).

В связи с появлением предоставленной на законодательном уровне возможности создавать юридические лица иным субъектам права (гражданам - физическим лицам), а также предоставления им права осуществлять предпринимательскую деятельность, изменилась как сама направленность, так и реальное выражение государственного регулирования в области предпринимательской.

Таким образом, нельзя не отметить актуальность темы, в связи с нижеследующим:

1. Существует необходимость  исследования меняющегося содержания  государственного регулирования  предпринимательской деятельности, в связи с изменением самих объектов управления.

2. Необходимо определиться, насколько существующий уровень  государственного регулирования  предпринимательской деятельности  достаточен в современных условиях  для достижения целей, установленных  государством в рамках такого  регулирования, в каком объеме  государство должно осуществлять  свое регулирующее воздействие  в сфере предпринимательской  деятельности для достижения  вышеуказанных целей.

3. Кроме того, в рамках  настоящего научного исследования  необходимо выяснить, насколько  развиты сами юридические лица  и индивидуальные предприниматели  как объекты и субъекты административного  права, каким образом проявляются  их свойства и насколько их  деятельность нуждается в государственном  регулировании.

Различные аспекты проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности всегда вызывали интерес у представителей различных отраслей науки - экономической, гражданско-правовой, административно-правовой и т.п. Множество научных исследований в этой области было проведено еще в советский период; они посвящены, преимущественно, разработке содержания понятия статуса субъектов предпринимательской деятельности в административном и гражданском праве, а также в исследовании сущности функций государственных органов при осуществлении государственного управления организационно подчиненными им юридическими лицами (например, труды Алехина А.П.2, Козлова Ю.М.3 и других).

Что касается настоящего времени, то для него характерно отсутствие комплексных исследований по проблемам административно-правового регулирования предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации. В основном, преобладают научные публикации, которые посвящены анализу отдельных аспектов административно-правового регулирования экономики в целом или же проблема государственного регулирования предпринимательской деятельности рассматривается с точки зрения предпринимательского и гражданского права.

Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения и совокупность правовых норм, которые связаны с реализацией функций исполнительной власти в сфере предпринимательской деятельности.

Предметом исследования соответственно являются общественные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти, а также их должностными лицами и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и индивидуальными предпринимателями в связи с административно-правовым регулированием в данной области.

Целью настоящей работы является исследование теоретических междисциплинарных и организационно-правовых основ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, в том числе административно-правового статуса юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализации ими в рамках своего статуса прав и обязанностей в отношениях с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование их предпринимательской деятельности в современных условиях рыночной экономики и свободы предпринимательства.

Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:

1. Исследование понятия  «административно-правовое регулирование  предпринимательской деятельности», выявление его видов, методов, средств  и форм осуществления.

2. Проведение исследования  административно-правового статуса  юридического лица и индивидуального предпринимателя как участников административных правоотношений.

3. Проведение исследования  соотношения норм административного, гражданского, а также ряда других  отраслей права в правовом  регулировании предпринимательской  деятельности.

4. Исследование компетенции  органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление  административно-правового регулирования  предпринимательской деятельности.

5. Изучение общих принципов  административно-правового регулирования  предпринимательской деятельности  в РФ.

6. Выявление пробелов  в сфере административно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности юридических лиц.

При осуществлении исследования использовались общенаучные методы, такие как исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительного правоведения. В связи с особенностями исследуемых вопросов, многие положения рассматриваются на междисциплинарном уровне. Поэтому в настоящей работе используется ряд разработок общей теории государства и права, экономической теории, теории государственного управления, предпринимательского, гражданского и налогового права. При этом границы исследования определяются его общей административно-правовой направленностью. Работа выполнена на основе действующего административного и гражданского законодательства, а также иных нормативных правовых актов, как федеральных, так и субъектов РФ.

Несмотря на относительную разработанность темы, научная новизна данного исследования определяется тем, что оно является всесторонним, в нем на современном уровне подвергнут главным образом административно-правовому анализу комплекс общих и конкретных проблем, выражающих сущность, формы и содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изложенные в ней теоретические положения и выводы обобщают сформированный в этой области научный материал, посвященный административно-правовому регулированию предпринимательской деятельности, а также осуществлен анализ действующего законодательства и даны определения многих понятий, используемых в этой области.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в обосновании положений, позволяющих сделать вывод о том, что в области правового регулирования предпринимательской деятельности как института гражданского права большое значение и вес имеет административное право, а, следовательно, и государственное управление в исследуемой сфере. Выводы, сделанные в настоящем исследовании могут быть использованы, в дальнейших научных разработках.

Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами осуществленного научного исследования. Работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение, перечень использованных нормативных актов и научной литературы, глоссарий и приложение.

 

Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

 

1.1 Юридическое лицо и  индивидуальный предприниматель  как субъекты предпринимательской  деятельности

 

Предпринимательская деятельность – по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.4

При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки. Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.

В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Действительно, по общему правилу предприниматели получают прибыль от реализации товаров и услуг. Несколько абстрактнее выглядит понятие «прибыль от пользования имуществом». Если рассматривать его буквально и в системе с нормами части второй ГК5, то договоры займа, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счёта, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом и некоторые другие договоры с элементом прибыли не вправе заключать гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя.

Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический – постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (т.е. в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности