Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

яценко.docx

— 197.37 Кб (Скачать)

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Так, например, Правительство Российской Федерации Постановлением № 64 от 2 февраля 2006 года утвердило «Положение о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса».

В Положении о предоставлении субсидий указано, чтобы средства федерального бюджета, предусмотренные Минсельхозом Российской Федерации в федеральном бюджете на 2006 год, направлялись в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий на такие цели как поддержка племенного животноводства, овцеводства, элитного семеноводства, завоз семян в северные и высокогорные районы страны, производство льна, закладка и уход за многолетними насаждениями, компенсация части затрат на приобретение средств химизации и страхование урожая сельскохозяйственных культур, а также возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

Положение о предоставлении субсидий, принимаемое Правительством Российской Федерации, устанавливает порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса на определенные Положением цели.

Постановлением Администрации Ростовской области № 84 от 04.03.2009 утверждено «Положение о порядке предоставления бюджетных кредитов за счет средств, направляемых на поддержку деловой активности предприятий и организаций отраслей народного хозяйства области (бюджетный кредит)», в котором определяются основные принципы, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов за счет средств, направляемых на финансовую поддержку деловой активности предприятий и организаций отраслей народного хозяйства области, в том числе на поддержку:

- крестьянских (фермерских  хозяйств), казачьих обществ, сельскохозяйственных  потребительских кооперативов;

- предприятий малого предпринимательства;

- предприятий отраслей  народного хозяйства.

Согласно данному Положению бюджетные кредиты предоставляются при обязательном представлении со стороны заемщика гарантий возвратности средств областного бюджета в размере не менее 100 процентов от сумм предоставляемого кредита и расчетных процентов за пользование им.

В рамках реализации целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы", утвержденной Постановлением Правительства области № 118 от 27.01.2009г. из регионального бюджета было выделено 16 миллионов рублей на следующие цели:

- на создание собственного  дела (далее - грант);

- на возмещение части  затрат по уплате процентов  по кредитам, полученным в кредитных  организациях;

- на возмещение части  затрат на уплату первоначального  лизингового платежа и (или) по  лизинговым платежам по договорам  финансовой аренды (лизинга, сублизинга), заключенным с российскими лизинговыми компаниями, на приобретение основных средств (оборудования, техники и материальных ценностей).

За счет выделенных средств около 7000 субъектов малого бизнеса Вологодской области уже в 2009-2011 годах получили гранты на открытие своего малого бизнеса, а также финансовую помощь и государственные субсидии (субсидии на компенсацию 2/3 процентной ставки по кредитам и лизингам).

Субъекты малого бизнеса, подавшие заявки на получение грантов или субсидий проходили рейтинговый отбор, на основе которого, смогли получить денежные льготы. Рейтинг проводила государственная комиссия. Больше половины из отобранных предпринимателей – это бизнесмены из сельской местности, а их малый бизнес направлен на развитие сельского хозяйства. При рассмотрении заявок комиссия учитывала, как предприниматель намерен использовать собственные средства, насколько перспективен его бизнес, сколько рабочих он планирует привлечь.31

Исходя из сказанного, следует вывод, что для успешного развития предпринимательства, необходимо участие государства в его регулировании и поддержке. Сегодня и в будущем предстоит трудоемкая работа по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования предпринимательства в сочетании с рыночным механизмом его функционирования. Это явится надежной основой эффективного развития предпринимательских структур на современном этапе и в долгосрочной перспективе. Важно, повысить роль государства в формировании и развитии инфраструктуры предпринимательства, способствующей повышению эффективности предпринимательской деятельности.

По мнению Барейко С. Н. схема взаимодействия предпринимательских единиц с основными субъектами инфраструктуры должна выглядеть примерно следующим образом:

- федеральные, региональные  и местные органы власти осуществляют  законодательное и административное  регулирование предпринимательской  деятельности;

- агентства по поддержке  предпринимательства разрабатывают  программы его развития;

- фонды поддержки предпринимательства  оказывают ему финансовую помощь;

- бизнес-школы обеспечивают обучение и повышение квалификации предпринимателей;

- аудиторские и консалтинговые  фирмы осуществляют аудит текущей  деятельности, оказывают консультационную  помощь предпринимателям в области  менеджмента и права, проводят  маркетинговые исследования по  их заказам и т.п.;

- бизнес-инкубаторы предоставляют материальные ресурсы, необходимые для становления предпринимательских единиц;

- бизнес-центры предоставляют помещения, связь и прочую оргтехнику для начинающих предпринимателей;

- лизинговые компании  оказывают помощь в оснащении  предпринимательских единиц;

- банки открывают кредитные  линии для предпринимателей;

- общественные объединения  предпринимателей оказывают им  различную помощь и лоббируют  их интересы в официальных  структурах.32

В заключении можно сказать что, целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом сообществе.

 

 

Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

 

2.1 Формы административно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности

 

В общенаучном толковании понятие «форма» связано с понятием «содержание». В таком аспекте под формой понимается тот или иной вариант выражения содержания. Применительно к исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти.

Государство, определяя административно-правовые аспекты предпринимательской деятельности, устанавливает формы и методы регулирования субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно Мухаеву Р.Т., административно-правовые формы могут быть классифицированы по ряду критериев, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов (должностных лиц):

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система исполнительной власти (государственного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зависимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.33

Таким образом, исполнительная власть имеет только юридические формы своего выражения (власть не может быть выражена в семинарах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т.п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления.

В настоящее время в России в экономической сфере, в том числе и в области предпринимательской деятельности, происходит коренное изменение видов, форм и методов административно-правового регулирования по сравнению с периодом, предшествующим экономическим и политическим реформам в России. Властные методы руководства в новых условиях претерпели изменения, уступив место новым методам более мягкого воздействия на экономические процессы, к числу которых можно отнести и предпринимательскую деятельность, и многогранному набору форм воздействия на них.

С этой точки зрения административно-правовое регулирование, будь то властное воздействие или экономически выгодная для субъектов деятельность, должно отвечать принципу разумной достаточности и осуществляться только определенными в законе методами и в определенных законом формах. К сожалению, на сегодняшний день данное положение не реализовано в полном объеме. В частности, существует проблема неконкретности компетенции органов исполнительной власти, чрезмерности государственного воздействия (в форме легализации) на предпринимательскую деятельность.

Множество различных задач и функций государственного управления обусловливает существование различных форм управленческой деятельности, которые предусматриваются законами и иными правовыми актами. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях, уставах и других актах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. При этом для решения управленческих функций органы и должностные лица должны использовать только те формы, которые установлены правовыми нормами. Несоблюдение обязательной формы влечет недействительность или оспоримость действий органа или должностного лица.

Однако творческий характер управленческой деятельности невозможен без предоставления субъекту управления самостоятельности в выборе тех или иных установленных законодательством форм. Выбор соответствующих форм должен производиться с учетом конкретной управленческой ситуации, требований эффективности и целесообразности.

Формы деятельности органов государственного управления принято подразделять на правовые и неправовые в зависимости от того, влекут ли за собой юридические последствия действия исполнительных органов по осуществлению возложенных на них функций.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности