Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

яценко.docx

— 197.37 Кб (Скачать)

Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность, является Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", который определяет понятие аудита, аудиторской организации, случаи проведения обязательного аудита, стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов, права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора, аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций и др.

Дополнительно аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", согласно которому саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях разработки и установления стандартов и правил указанной деятельности, а также контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Одним из субъектов рынка аудиторских услуг является уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» таким органом стало Министерство финансов РФ. Данному государственному органу законодателем переданы все полномочия по регулированию аудиторской деятельности.

Важным элементом финансового рынка является оценочная деятельность, основой государственного регулирования которой является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с ним под оценочной деятельностью понимается деятельность, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых регулируется данным законом (оценщики), а с другой – потребители услуг (заказчики).

Государственное регулирование оценочной деятельности заключается в том, что Правительством РФ разрабатываются и утверждаются стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, а уполномоченный им орган осуществляет лицензирование и контроль за оценочной деятельностью.

Рынок ценных бумаг (акции, облигации и другие именные эмиссионные ценные бумаги) опосредует процесс их рыночного обращения и включает многие виды предпринимательской профессиональной деятельности различных коммерческих организаций и отдельных предпринимателей, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности на рынке ценных бумаг. К ним относятся: брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; клиринговая деятельность; депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Основополагающим нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», который регламентирует виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг, участников торгов на фондовой бирже, требования к деятельности фондовой биржи, порядок эмиссии ценных бумаг, регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.

В отличие от товарного рынка, специфической особенностью рынка ценных бумаг является то, что обращающиеся на нем ценности представляют собой некую совокупность прав и возможных экономических притязаний к тем или иным субъектам экономической деятельности. При всей своей важности и возрастающем значении в нынешних условиях становления и развития рыночной экономики предпринимательская деятельность всех типов посредников на финансовом рынке и рынке ценных бумаг носит вторичный и производный от производственно-хозяйственной деятельности предприятий и их объединений характер.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 360) проведение государственной политики в сфере формирования и развития рынка ценных бумаг Российской Федерации возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, которая, в соответствии с данным постановлением, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Руководство этой службой осуществляет Правительство РФ.

Основными функциями и полномочиями Федеральной службы по финансовым рынкам являются: осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах их выпуска; обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с действующим федеральным законодательством; осуществление функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов и других участников финансового рынка. При этом на основании и в целях исполнения действующего законодательства эта служба самостоятельно принимает нормативно-правовые акты по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг, единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами и осуществляет ряд полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности: регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах их выпуска, осуществляет уведомительную регистрацию негосударственных пенсионных фондов по обязательному негосударственному пенсионному страхованию в качестве страховщика, лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности негосударственных пенсионных фондов, приостанавливает эмиссию ценных бумаг, запрещает или ограничивает на срок до шести месяцев проведение профессиональными участниками отдельных операций на рынке ценных бумаг, рассматривает факты нарушения федерального законодательства о товарных биржах и дела об административных правонарушениях, отнесенных КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка, и ряд других функций и полномочий по государственному регулированию финансовых рынков и рынков ценных бумаг в Российской Федерации.

Подводя итог, отметим, что государственный контроль касается сферы предпринимательской деятельности как в части общей регуляции, так и с углублением в конкретные виды деятельности с детальной регламентацией норм ее осуществления. Причем, каждая сфера деятельности регулируется целыми блоками нормативно-правовых актов, которые в некоторых позициях имеют сходства, но в целом достаточно подробно регламентируют совершенно различные процедуры.

 

2.4 Меры административного  принуждения, применяемые к субъектам  предпринимательской деятельности

 

В административной науке существуют различные определения понятия административного принуждения. По мнению Д. Н. Бахраха, административное принуждение – особый вид государственного принуждения, который состоит в применении субъектами функциональной власти предусмотренных нормами административного права мер принуждения в связи с неправомерными действиями. Меры административного принуждения используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является результатом проявления их государственно-властных полномочий. Всем мерам административного воздействия присущ властно-принудительный характер.47

Парахина В.Н. определяет административное принуждение как систему средств психологического или физического воздействия на сознание и поведение людей с целью достижения четкого выполнения установленных обязанностей, развития общественных отношений в рамках закона, обеспечения правопорядка и законности.48

Административное принуждение является видом государственного принуждения, и, следовательно, ему присущи те же черты, что и последнему. Одновременно следует отметить, что административное принуждение характеризуется и своими собственными чертами, которые дают возможность отличить его от уголовно-правового, дисциплинарно-правового, гражданско-правового и иных видов государственного принуждения.

1. Как правило, административное  принуждение используется в сфере  государственного управления, для  охраны государственно-управленческих  отношений.

2. Применять меры административного  принуждения уполномочен достаточно  широкий круг государственных  органов и должностных лиц.

3. Административное принуждение, в отличие от уголовно-правового, применяется как к физическим, так и к юридическим лицам.

4. Административное принуждение, в отличие от дисциплинарного, применяется в рамках внеслужебного  подчинения, при отсутствии организационной  подчиненности между сторонами  правоотношения.

5. Применение мер административного  принуждения регулируется нормами  административного права.

На основании изложенного можно сделать вывод, что административное принуждение — вид государственного принуждения, который применяется правомочными государственными органами (должностными лицами) с целью предупреждения и прекращения административного проступка, а также обеспечения привлечения виновного к административной ответственности.

Относительно видов административного принуждения следует отметить, что в административно-правовой науке нет единой точки зрения по этому поводу. Большинство ученых считают, что можно выделить такие виды: меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного взыскания.

В отличие от этой точки зрения, Д. Н. Бахрах отрицает существование такого вида административного принуждения, как меры административного предупреждения, считая, что административное принуждение применяется только в случае совершения административного проступка. Им выделяется такой вид административного принуждения как восстановительные меры.49

В зависимости от характера охраняемых общественных отношений, складывающихся в рассматриваемой сфере, на которые совершаются противоправные посягательства, выделяются следующие основные виды административных правонарушений:

- посягающих на права  граждан и здоровье населения: нарушение законодательства о  труде и законодательства об  охране труда; нарушение санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических  правил и норм; незаконное приобретение  или хранение наркотических средств  в небольших размерах;

- посягающих на собственность: нарушение права государственной собственности на недра; нарушение права государственной собственности на воды; нарушение права государственной собственности на леса; нарушение права государственной собственности на животный мир;

- в области охраны окружающей  природной среды: бесхозяйственное  использование земель; порча сельскохозяйственных  и других земель; нарушение правил  охраны водных ресурсов; ввод  в эксплуатацию объектов без  устройств, предотвращающих вредное  воздействие на леса; выброс загрязняющих  веществ в атмосферу с превышением  нормативов или без разрешения  и вредное физическое воздействие  на атмосферный воздух; нарушение  правил охоты и рыболовства, а  также правил осуществления других  видов пользования животным миром;

- в области промышленности, использования тепловой и электрической  энергии: расточительное расходование  электрической и тепловой энергии; нарушения, связанные с использованием  газа; повреждение газопровода при  производстве работ;

- в сельском хозяйстве: нарушение ветеринарно-санитарных  правил; вывоз материалов, не прошедших  карантинную проверку и соответствующую  обработку; незаконный посев или  выращивание масличного мака  или конопли; нарушение правил  по карантину животных и других  ветеринарно-санитарных правил;

- на транспорте и в  области дорожного хозяйства  и связи: нарушение правил погрузки, разгрузки и складирования грузов  в речных портах и на пристанях; нарушение правил перевозки опасных  веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном  транспорте и электротранспорте;

- в области жилищно-коммунального  хозяйства и благоустройства: самовольное  строительство хозяйственных и  бытовых строений;

- в области торговли  и финансов: нарушение правил  торговли; продажа товаров ненадлежащего  качества или с нарушением  санитарных норм; продажа товаров  без документов; нарушение государственной  дисциплины цен; незаконные операции  с иностранной валютой и платежными  документами; нарушение порядка  занятия кустарно-ремесленными промыслами  и другой индивидуальной трудовой  деятельностью; занятие запрещенными  видами индивидуальной трудовой  деятельности;

- посягающих на установленный  порядок управления: невыполнение  или ненадлежащее выполнение  предписаний, выданных органами  государственного контроля в  пределах их компетенции; нарушение  или невыполнение правил пожарной  безопасности; нарушение обязательных  требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации; нарушение требований нормативных  документов по обеспечению единства  измерений; нарушение таможенных  правил.

Одна из подсистем мер административного принуждения представлена административно-предупредительными мерами. Юридическим основанием для их применения является не правонарушение, а наступление особых, предусмотренных в законодательстве условий, связанных с действиями конкретного лица. Эти меры осуществляются на строго законных основаниях и им присуща ярко выраженная направленность, которая находит закрепление в действующем законодательстве. Естественно, что цели их применения будут иметь сугубо профилактический характер. Основным видом административно-правовых мер предупреждения нарушений законодательства в указанной сфере является осуществление соответствующими представителями органов внутренних дел контроля за соблюдением особого порядка занятия указанной деятельностью.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности