Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

яценко.docx

— 197.37 Кб (Скачать)

Ответственность за нарушения условий лицензирования предусмотрена Кодексом об административных нарушениях, а осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна - Кодексом об административных нарушениях и Уголовным Кодексом РФ.44

Подводя итог, следует обратить внимание на то, что в целом создание, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательской деятельности регулируется основополагающим Федеральным законом от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Но также существуют и нормативные правовые акты, более детально определяющие порядок создания, ликвидации и контроля конкретных субъектов предпринимательской деятельности.

 

2.3 Государственный контроль  над предпринимательской деятельностью

 

Согласно Н. М. Конину, в современной российской рыночной экономике выделяется три взаимосвязанных сектора, подлежащих государственному регулированию и контролю:

1) товарный производственный  рынок;

2) финансовый рынок;

3) рынок ценных бумаг.45

Каждый из этих секторов включает различные субъекты предпринимательской деятельности – физических и юридических лиц, специализирующихся в соответствующих отраслях и сферах экономической деятельности. При этом правовой статус субъектов разных секторов рынка существенно различается и регулируется специальными и специфичными для каждого из них законами и нормативными актами.

Сектор товарного рынка представляется предпринимателями, предприятиями и их объединениями различной производственно-хозяйственной отраслевой специализации. Наиболее распространенной формой экономической деятельности в данном секторе является производственно-хозяйственная деятельность предприятий различных форм собственности и предпринимательская деятельность физических лиц, направленная на получение прибыли.

Также к экономической деятельности относится маркетинговая деятельность, связанная с изучением состояния и перспектив развития рынка товаров и услуг той или иной сферы предпринимательской деятельности. Маркетинговая деятельность регламентируется множеством нормативных актов, например, Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Маркетинговую деятельность также регулирует Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Кроме производственно-хозяйственной и маркетинговой деятельности в секторе товарного рынка выделяется инновационная (внедренческая) деятельность, направленная на создание и использование интеллектуального продукта. Например, сферами такой деятельности являются: организация экспертиз; внедрение и тиражирование изобретений ноу-хау; создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации; патентно-лицензионная деятельность и другие направления.

Такая деятельность регламентируется законами субъектов Российской Федерации «Об инновациях и инновационной деятельности», регулирующими организационные, правовые и финансовые отношения между органами государственной власти области и специализированными субъектами инновационной деятельности, определяющими направления и формы поддержки специализированных субъектов инновационной деятельности. Целями данных законов являются создание условий для повышения влияния инноваций на промышленный рост, социально-экономическое развитие и увеличение инновационного потенциала. Например, Закон Саратовской области от 28 июля 1997 года №50-ЗСО «Об инновациях и инновационной деятельности», Закон Тверской области от 30 сентября 1999 г. N 76-ОЗ-2 "Об инновациях и инновационной деятельности в Тверской области", Закон г. Москвы «Об инновационной деятельности в городе Москве» № 45 от 07.07.2004 г. и др.

Сектор финансового рынка включает предпринимательскую деятельность кредитных организаций, связанную с кредитованием и предоставлением иных видов услуг финансового характера с целью извлечения прибыли как основной цели своей деятельности. К ним относятся такие виды деятельности, как банковская, инвестиционная, страховая, аудиторская, оценочная деятельность, осуществляемые на основе лицензий, выдаваемых Центральным банком РФ или уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти.

Банковское законодательство включает в себя общее и специальное законодательство. К общему банковскому законодательству следует отнести федеральные законы, которые регулируют иные сферы хозяйственной деятельности, но содержат нормы и институты банковского права:

1. Гражданский Кодекс  Российской Федерации включает  несколько глав и параграфов, связанных с банковской деятельностью: гл. 23 § 6 «Банковская гарантия», гл. 42 § 2 «Кредит», гл. 43 «Финансирование  под уступку денежного требования», гл. 44 «Банковский вклад», глава 45 «Банковский счет», гл. 46 «Расчеты», гл. 47 § 3 «Специальные виды хранения».

2. Федеральный закон «О  валютном регулировании и валютном  контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ  определяет статус Центрального  банка как органа валютного  регулирования и контроля, а также  статус уполномоченных банков  как агентов валютного контроля.

3. Федеральный закон «О  кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (далее – Закон о  кредитных историях) регулирует  деятельность бюро кредитных  историй по формированию, хранению  и использованию кредитных историй, их взаимоотношения с кредитными  организациями и Центральным  банком. Данный закон также регламентирует  деятельность Центрального каталога  кредитных историй, как структурного  подразделения Центрального банка  РФ.

4. Федеральный закон «О  противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма»  от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ (далее –  Закон о противодействии легализации) определяет права и обязанности  кредитных организаций, связанные  с осуществлением внутреннего  контроля за операциями клиентов и информирования о них соответствующего федерального органа. Закон устанавливает критерии операций, подлежащих контролю, большинство из которых имеет отношение к кредитным организациям.

5. Федеральный закон «О  защите конкуренции на рынке  финансовых услуг» от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ регулирует, в частности, отношения, влияющие на конкуренцию  на рынке банковских услуг  и связанные с защитой конкуренции  на рынке финансовых услуг, а  также определяет связанные с  этим права и обязанности Центрального  банка.

6. Федеральный закон «Об  ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ устанавливает  требования к кредитным организациям  при осуществлении ими деятельности  по эмиссии облигаций с ипотечным  покрытием.

К специальному банковскому законодательству относятся федеральные законы, непосредственно посвященные регулированию банковской системы:

1. Федеральный закон «О  банках и банковской деятельности»  от 02 декабря 1990 г. № 395-1 (далее –  Закон о банках) регламентирует  организационно-правовые основы  деятельности кредитных организаций  и их объединений; раскрывает  содержание банковской деятельности; определяет порядок регистрации, лицензирования и ликвидации  кредитных организаций; предусматривает  меры по обеспечению защиты  прав и интересов клиентов  кредитных организаций; содержит  общие положения об учете в  банках и о надзоре за их  деятельностью.

2. Федеральный закон «О  Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (далее – Закон о  ЦБ РФ) определяет правовой статус, задачи, функции, операции и структуру  Банка России. Он также закрепляет  основы организации денежной  системы РФ, определяет инструменты  и методы денежно-кредитной политики  Центрального банка; устанавливает  механизмы осуществления банковского  регулирования и надзора.

3. Федеральный закон «О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций» от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (далее – Закон о банкротстве  банков) устанавливает порядок и  условия осуществления мер по  предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований  и процедур признания кредитных  организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке  конкурсного производства.

4. Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (далее – Закон о страховании вкладов) устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках; компетенцию, порядок образования и деятельности Агентства по страхованию вкладов; порядок выплаты возмещения по вкладам; регулирует отношения между участниками системы страхования вкладов.

Кроме федеральных законов банковскую деятельность регулируют многочисленные нормативно-правовые акты Центрального банка РФ. Наиболее важные среди них – Положения и Инструкции, они регламентируют порядок осуществления, документального оформления и учета отдельных банковских операций и сделок. Некоторые из этих документов (например, касающиеся расчетных и кассовых операций) содержат правила, обязательные не только для кредитных организаций, но и для любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Для разъяснения порядка проведения некоторых операций или информирования кредитных организаций Центральный банк принимает Указания, рассылает Письма и Телеграммы.46

Инвестиционная деятельность может осуществляться как банковскими кредитными организациями, так и небанковскими, в частности, различными акционерными инвестиционными фондами, действующими на основании Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», регулирующего отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в соответствующие закону объекты, а также с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением этим имуществом.

Согласно данному закону, акционерный инвестиционный фонд вправе осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой органами Федеральной службы по финансовым рынкам.

Также инвестиционную деятельность в РФ регулирует Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Страховая деятельность осуществляется страховыми организациями и связана с защитой имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов страховщикам, которые могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и брокеров.

В настоящее время законодательной основой деятельности страховых предпринимательских организаций в Российской Федерации являются Гражданский кодекс РФ (гл. 48 "Страхование"), Закон РФ от 27.11.92 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральный закон от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Закон РФ от 28.06.91 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 02.04.93 г.), Федеральный закон РФ от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон РФ от 23.06.99 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", Налоговый кодекс РФ и ряд других.

Основополагающим нормативно-правовым актом в системе государственного регулирования страховой деятельности в Российской Федерации является закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, к которым относятся независимо от организационно-правовых форм и видов собственности все предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности