Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

яценко.docx

— 197.37 Кб (Скачать)

По мнению В.Н. Парахиной, благотворное влияние правового опосредования властеотношений состоит также и в том, что право внедряет в административную деятельность не свойственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы. Главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно-правовой. Но наряду с этим право в условиях демократии использует при регулировании административно-правовых отношений и средства, близкие к гражданско-правовому методу. Так, оно обязывает органы государственной власти заключать административные договоры, проводить конкурсы.28

Поскольку отношения, составляющие предмет гражданского права, являются такими, в которых их участники находятся в равном положении, то и нормы этой отрасли права, регулируя данные отношения, исходят из равных правовых возможностей сторон, исключая какое-либо одностороннее властное воздействие друг на друга. Поэтому, не случайно считается, что договор должен стать основным документом, определяющим права и обязанности всех хозяйствующих субъектов, в том числе и в области поставок продукции, капитального строительства и т.д.29

Особенностью гражданско-правового метода регулирования, вытекающей из главного его признака - регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон, является и предусматриваемый нормами гражданского права порядок, в соответствии с которым граждане и организации выражают волю на установление отношений (заключают договор, совершают иные действия). Эта особенность гражданско-правового метода регулирования позволяет гражданам и организациям полнее учитывать свои интересы, связанные с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

Из регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон вытекает и такая особенность гражданско-правового метода, как предоставление права участникам отношения самим определять порядок своего поведения. Говоря иными словами нормы гражданского права в значительной своей части являются диспозитивными и применяются в основном в случаях, если иное не определено самими сторонами или специальным законом. Это способствует развитию инициативы участников, дает им возможность, с учетом особенностей конкретного отношения, наиболее целесообразно решать возникающие перед ними вопросы.

Характерной чертой гражданско-правового метода регулирования является и предусмотренный нормами гражданского права способ разрешения возможных споров между участниками отношений. Возникающие между сторонами споры разрешаются органом, стоящим вне этого отношения – судом, арбитражным судом или третейским судом.

Перечисленные особенности гражданско-правового метода регулирования не являются, конечно, исчерпывающими, но они с достаточной полнотой характеризуют гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений как присущий отношениям гражданского права.

Таким образом, сравнивая административно-правовое и гражданско-правовое регулирование, можно отметить, что гражданское право закрепляет принцип правового равенства фактически не равных субъектов, а администрирование (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. Тем не менее, в настоящее время наблюдается усиление влияния принципов гражданско-правового регулирования на административную политику государства.

 

1.4 Границы административно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности

 

Актуальными проблемами формирования и развития предпринимательских структур является определение границ государственного регулирования рыночной экономики. В связи с этим определяющими для развития инновационной составляющей развития рынка становятся способы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности предполагает, прежде всего, установление и сохранение равновесия между гражданско-правовым и административно-правовым методами регулирования отношений в сфере экономики.

Содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности может быть составлено из следующих элементов:

а) нормативное установление общих требований в данной сфере;

б) экономическое и правовое регулирование развития в данной сфере;

в) государственная поддержка и защита определенных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

г) контроль за выполнением установленных законом требований и положений в данной сфере;

д) координационное управление, реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий в данной сфере.

Механизм государственного регулирования не допускает прямого административного вмешательства органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом используются такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, системы налогообложения (налоги, сборы, тарифы, пошлины); регистрация; лицензирование; государственный заказ и т.п.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности можно охарактеризовать как перманентное решение вопросов общественной и государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными органами во взаимодействии с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

В сферу деятельности этих органов подпадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т.д.

На современном этапе развития теории и практики государственного регулирования предпринимательской деятельности в качестве позитивного момента можно отметить, что законодательство в сфере государственного регулирования конкретных видов и направлений предпринимательской деятельности хотя и бессистемно, но оно постоянно совершенствуется и развивается.

Применяемая в современной России система государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства носит незавершенный характер. Ход реформ показал невозможность эффективного развития экономики, в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает, или приводит к результатам, не отвечающим интересам социально-экономической системы. Чем менее развита страна, тем больше пользы должно принести государственное вмешательство, регулирующее рынок и корректирующее его несовершенство. Но по мере экономического прогресса, когда повышается эффективность рыночных регуляторов, одновременно растет и способность органов государственного регулирования устранять несовершенства рынка и решать другие проблемы.

Для определения границ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности необходимо исходить из понимания следующего принципа: государство в лице своих органов должно стремиться к тому, чтобы соблюдение интересов общества и государства было выгодно каждому отдельному субъекту предпринимательской деятельности.

Данная цель достигается путем установления административно-правовых ограничений при реализации лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, своих прав и законных интересов.

В связи с вышесказанным, одной из основных задач государства в области административно-правового регулирования предпринимательской деятельности является не просто введение запретов и ограничений, а необходимость содействовать с помощью формирования определенных условий деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и закреплению у них таких интересов, которые соответствуют интересам всего общества.

Российский опыт показывает, что происходящие рыночные преобразования не должны влиять на правоспособность государства как главного регулятора общественных отношений в сфере экономики. Скорее, нужно говорить о модернизации компетенции государственных органов в связи с рыночными реформами. Участие же государства в целом в правоотношениях в сфере предпринимательской деятельности юридических лиц должно быть определяющим и при этом урегулированным законом.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является государственная политика по лицензированию. Она сводится к ограничению срока жизни выдаваемых лицензий и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Так, Федеральный закон от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»30 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Данный перечень достаточно обширный, в него попадают более ста видов деятельности из различных областей, например:

1) разработка, производство, ремонт и испытание авиационной  техники;

2) разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля  оружием, вооружением и военной  техникой;

3) деятельность по разработке, производству, распространению, техническому  обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

4) деятельность по разработке  и производству средств защиты  конфиденциальной информации;

5) разработка, производство, реализация и приобретение в  целях продажи специальных технических  средств, предназначенных для негласного  получения информации, индивидуальными  предпринимателями и юридическими  лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность;

6) эксплуатация взрывопожароопасных  и химически опасных производственных объектов;

7) производство, хранение, применение  и деятельность по распространению  взрывчатых материалов промышленного  назначения;

8) деятельность по тушению  пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах  и объектах инфраструктуры;

9) производство работ  по монтажу, ремонту и обслуживанию  средств обеспечения пожарной  безопасности зданий и сооружений;

10) деятельность по реставрации  объектов культурного наследия (памятников  истории и культуры);

11) фармацевтическая деятельность  и производство лекарственных  средств; производство и техническое  обслуживание медицинской техники;

12) медицинская деятельность;

13) перевозки морским, внутренним  водным, воздушным, автомобильным и  железнодорожным транспортом пассажиров  и грузов;

14) заготовка, переработка  и реализация лома черных и  цветных металлов;

15) деятельность по изготовлению  и ремонту средств измерений  и др.

Особенности лицензирования некоторых других видов деятельности устанавливаются федеральными законами и нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данных сферах деятельности. Например, отдельными актами регламентируется лицензирование образовательной деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 г. Москва "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"); деятельности кредитных организаций (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ; ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ; ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1; ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 N 177-ФЗ; Инструкция Банка России от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" и др.); деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"); деятельности в области связи (Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации»); страховой деятельности (Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. N 4015-1) и некоторых других видов деятельности.

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности