Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа
Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.
Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения
По мнению В.Н. Парахиной, благотворное влияние правового опосредования властеотношений состоит также и в том, что право внедряет в административную деятельность не свойственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы. Главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно-правовой. Но наряду с этим право в условиях демократии использует при регулировании административно-правовых отношений и средства, близкие к гражданско-правовому методу. Так, оно обязывает органы государственной власти заключать административные договоры, проводить конкурсы.28
Поскольку отношения, составляющие предмет гражданского права, являются такими, в которых их участники находятся в равном положении, то и нормы этой отрасли права, регулируя данные отношения, исходят из равных правовых возможностей сторон, исключая какое-либо одностороннее властное воздействие друг на друга. Поэтому, не случайно считается, что договор должен стать основным документом, определяющим права и обязанности всех хозяйствующих субъектов, в том числе и в области поставок продукции, капитального строительства и т.д.29
Особенностью гражданско-правового метода регулирования, вытекающей из главного его признака - регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон, является и предусматриваемый нормами гражданского права порядок, в соответствии с которым граждане и организации выражают волю на установление отношений (заключают договор, совершают иные действия). Эта особенность гражданско-правового метода регулирования позволяет гражданам и организациям полнее учитывать свои интересы, связанные с удовлетворением их материальных и духовных потребностей.
Из регулирования отношений на началах равных правовых возможностей сторон вытекает и такая особенность гражданско-правового метода, как предоставление права участникам отношения самим определять порядок своего поведения. Говоря иными словами нормы гражданского права в значительной своей части являются диспозитивными и применяются в основном в случаях, если иное не определено самими сторонами или специальным законом. Это способствует развитию инициативы участников, дает им возможность, с учетом особенностей конкретного отношения, наиболее целесообразно решать возникающие перед ними вопросы.
Характерной чертой гражданско-правового метода регулирования является и предусмотренный нормами гражданского права способ разрешения возможных споров между участниками отношений. Возникающие между сторонами споры разрешаются органом, стоящим вне этого отношения – судом, арбитражным судом или третейским судом.
Перечисленные особенности гражданско-правового метода регулирования не являются, конечно, исчерпывающими, но они с достаточной полнотой характеризуют гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений как присущий отношениям гражданского права.
Таким образом, сравнивая административно-правовое и гражданско-правовое регулирование, можно отметить, что гражданское право закрепляет принцип правового равенства фактически не равных субъектов, а администрирование (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. Тем не менее, в настоящее время наблюдается усиление влияния принципов гражданско-правового регулирования на административную политику государства.
1.4 Границы административно-
Актуальными проблемами формирования и развития предпринимательских структур является определение границ государственного регулирования рыночной экономики. В связи с этим определяющими для развития инновационной составляющей развития рынка становятся способы государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности предполагает, прежде всего, установление и сохранение равновесия между гражданско-правовым и административно-правовым методами регулирования отношений в сфере экономики.
Содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности может быть составлено из следующих элементов:
а) нормативное установление общих требований в данной сфере;
б) экономическое и правовое регулирование развития в данной сфере;
в) государственная поддержка и защита определенных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
г) контроль за выполнением установленных законом требований и положений в данной сфере;
д) координационное управление, реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий в данной сфере.
Механизм государственного регулирования не допускает прямого административного вмешательства органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом используются такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, системы налогообложения (налоги, сборы, тарифы, пошлины); регистрация; лицензирование; государственный заказ и т.п.
Таким образом, государственное
регулирование предпринимательской деятельности
можно охарактеризовать как перманентное
решение вопросов общественной и государственной
жизни государством и его исполнительно-
В сферу деятельности этих органов подпадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т.д.
На современном этапе развития теории и практики государственного регулирования предпринимательской деятельности в качестве позитивного момента можно отметить, что законодательство в сфере государственного регулирования конкретных видов и направлений предпринимательской деятельности хотя и бессистемно, но оно постоянно совершенствуется и развивается.
Применяемая в современной России система государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства носит незавершенный характер. Ход реформ показал невозможность эффективного развития экономики, в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает, или приводит к результатам, не отвечающим интересам социально-экономической системы. Чем менее развита страна, тем больше пользы должно принести государственное вмешательство, регулирующее рынок и корректирующее его несовершенство. Но по мере экономического прогресса, когда повышается эффективность рыночных регуляторов, одновременно растет и способность органов государственного регулирования устранять несовершенства рынка и решать другие проблемы.
Для определения границ административно-правового регулирования предпринимательской деятельности необходимо исходить из понимания следующего принципа: государство в лице своих органов должно стремиться к тому, чтобы соблюдение интересов общества и государства было выгодно каждому отдельному субъекту предпринимательской деятельности.
Данная цель достигается путем установления административно-правовых ограничений при реализации лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, своих прав и законных интересов.
В связи с вышесказанным, одной из основных задач государства в области административно-правового регулирования предпринимательской деятельности является не просто введение запретов и ограничений, а необходимость содействовать с помощью формирования определенных условий деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и закреплению у них таких интересов, которые соответствуют интересам всего общества.
Российский опыт показывает, что происходящие рыночные преобразования не должны влиять на правоспособность государства как главного регулятора общественных отношений в сфере экономики. Скорее, нужно говорить о модернизации компетенции государственных органов в связи с рыночными реформами. Участие же государства в целом в правоотношениях в сфере предпринимательской деятельности юридических лиц должно быть определяющим и при этом урегулированным законом.
В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным направлением государственного регулирования является государственная политика по лицензированию. Она сводится к ограничению срока жизни выдаваемых лицензий и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.
Так, Федеральный закон от 08 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»30 регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Данный перечень достаточно обширный, в него попадают более ста видов деятельности из различных областей, например:
1) разработка, производство,
ремонт и испытание
2) разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля оружием, вооружением и военной техникой;
3) деятельность по разработке, производству, распространению, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
4) деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;
5) разработка, производство,
реализация и приобретение в
целях продажи специальных
6) эксплуатация
7) производство, хранение, применение
и деятельность по
8) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
9) производство работ
по монтажу, ремонту и обслуживанию
средств обеспечения пожарной
безопасности зданий и
10) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
11) фармацевтическая деятельность
и производство лекарственных
средств; производство и техническое
обслуживание медицинской
12) медицинская деятельность;
13) перевозки морским, внутренним
водным, воздушным, автомобильным и
железнодорожным транспортом
14) заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
15) деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений и др.
Особенности лицензирования некоторых других видов деятельности устанавливаются федеральными законами и нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данных сферах деятельности. Например, отдельными актами регламентируется лицензирование образовательной деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 г. Москва "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"); деятельности кредитных организаций (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ; ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ; ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1; ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 N 177-ФЗ; Инструкция Банка России от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" и др.); деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"); деятельности в области связи (Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации»); страховой деятельности (Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. N 4015-1) и некоторых других видов деятельности.