Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

яценко.docx

— 197.37 Кб (Скачать)

Для правовой формы управления характерно то, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.

Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

Согласно Кореневу А.П., правовые формы государственного управления классифицируются по содержанию, целенаправленности, способу выражения.34

По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменителъную.

Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Правотворчество представляет собой сложную систему действий:

- решение органа о необходимости  разработки проекта нормативного  акта управления;

- подготовка текста проекта, его предварительное обсуждение, доработка, согласование, предварительное  одобрение соответствующим органом, внесение проекта в правотворческий  орган;

- обсуждение проекта в  правотворческом органе;

- принятие или утверждение  проекта;

- опубликование принятого  нормативного акта управления.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает:

- установление фактических  обстоятельств дела;

- выбор, отыскание соответствующей  нормы права, которую надлежит  применить к данной ситуации (проверка  подлинности юридической силы  нормы, выявление пределов ее  действия во времени и пространстве);

- уяснение смысла и  содержания нормы, т.е. ее толкование;

- принятие по делу решения, индивидуального акта;

- исполнение акта применения  нормы права.

По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально-культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности:

- разрешаются юридические  споры, возникающие в сфере управления;

- осуществляется защита  субъективных прав граждан, государственных  органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных  и негосударственных служащих  в сфере управления;

- применяются меры государственного  принуждения к лицам, не выполняющим  административно-правовые и иные  юридические обязанности.

По целям использования правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными. По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности предопределяется ее юридическими свойствами.

По мнению Коренева А.П., единственно приемлемым способом выражения правотворческой деятельности следует признать словесный — письменный способ. Результатом правотворчества субъектов государственного управления является нормативный юридический акт, который представляет собой официальный акт-документ. Только в своем «документально-содержательном» ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм.35

Наиболее распространенным способом выражения результата управленческой правоприменительной деятельности является индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

К неправовым формам относятся формы выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления.

Организационные управленческие действия выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.

К материально-техническим действиям, например, относятся: составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и др. Материально-технические действия призваны обеспечить четкую и эффективную работу субъектов управления. Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру управленческого труда. По мере усложнения процессов управления значение и объем материально-технических действий постоянно увеличиваются. Эта форма управленческой деятельности наиболее нуждается, в оснащении оргтехникой, в механизации и автоматизации.

По мнению Потапова Г.А., можно выделить следующие наиболее важные виды административно-правового регулирования предпринимательской деятельности:

1) легализация предпринимательской  деятельности;

2) обеспечение безопасности  предпринимательской деятельности  для граждан, общества и государства;

3) государственный протекционизм;

4) налоговое и таможенное  регулирование;

5) тарифное регулирование  и регулирование в области  ценообразования;

6) осуществление государственного  контроля и надзора за предпринимательской  деятельностью;

7) защита прав лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность.36

По мнению Мельничука В. Г., среди наиболее распространенных форм административно-правового регулирования выделяются следующие: регулирование посредством разных налоговых стимулов, согласований, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, государственного управления; воплощения контроля за деятельностью должностных лиц; отработка механизма обеспечения законности и дисциплины: постоянно следует предсказывать потребности практики в правовом регулировании, необходимо точнее определять механизм выполнения законов, то есть конкретных исполнителей, формы, способы и сроки их действий, ответственность должностных лиц, а также систему контроля и проверки выполнения. При этом постоянно следует учесть наличие ресурсного (денежного, кадрового, экономического и другого) обеспечения законотворчества и правоприменительной практики.37

Таким образом, при всем многообразии форм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности их можно объединить в принципиально сходные группы: регулирование посредством стимулов, ограничений, а также непрерывный контроль за соблюдением и выполнением принятых норм.

 

2.2 Создание и ликвидация  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, их государственная  регистрация, лицензирование предпринимательской  деятельности

 

Создание и ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их государственная регистрация регламентируется Федеральным законом от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который раскрывает механизм реализации такой формы административно-правового регулирования как легализация предпринимательской деятельности.

Согласно данному закону, органом государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, или места жительства (регистрации) индивидуального предпринимателя – Федеральная налоговая служба РФ в лице территориальных инспекций.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2008 N 930) утверждаются Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. К данным сведениям относятся следующие:

а) полное наименование юридического лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц;

г) наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица;

д) адрес (место нахождения) юридического лица.

Согласно Правилам, Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений о создании (в том числе путем реорганизации) организации, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.38

Датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.

Согласно Правилам ведения единого государственного реестрв налогоплательщиков, снятие с учета организации при ликвидации, прекращении деятельности в результате реорганизации, исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа осуществляется в налоговом органе по месту нахождения ликвидированного (прекратившего деятельность, исключенного) юридического лица на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц.

Снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также в случае его смерти, осуществляется в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Одним из блоков информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц является адрес места нахождения исполнительного органа юридического лица. На практике в налоговые органы поступает информация, в том числе от собственников помещений и правоохранительных органов, о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации.39

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности