Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа
Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.
Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения
Для правовой формы управления
характерно то, что здесь наиболее отчетливо
проявляется государственно-властный,
исполнительно-
Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.
Согласно Кореневу А.П., правовые формы государственного управления классифицируются по содержанию, целенаправленности, способу выражения.34
По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменителъную.
Правотворческая управленческая деятельность заключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Правотворчество представляет собой сложную систему действий:
- решение органа о
- подготовка текста проекта,
его предварительное
- обсуждение проекта в правотворческом органе;
- принятие или утверждение проекта;
- опубликование принятого нормативного акта управления.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под соответствующую норму права в целях принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).
Правоприменительная деятельность включает:
- установление фактических обстоятельств дела;
- выбор, отыскание соответствующей
нормы права, которую надлежит
применить к данной ситуации (проверка
подлинности юридической силы
нормы, выявление пределов ее
действия во времени и
- уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование;
- принятие по делу решения, индивидуального акта;
- исполнение акта применения нормы права.
По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов организационного, оборонного, социально-культурного, внутреннего и внешнеполитического характера, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.
Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности:
- разрешаются юридические
споры, возникающие в сфере
- осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления;
- применяются меры
По целям использования правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.
Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными. По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные. Выбор и использование того или иного способа выражения правовых форм управленческой деятельности предопределяется ее юридическими свойствами.
По мнению Коренева А.П., единственно приемлемым способом выражения правотворческой деятельности следует признать словесный — письменный способ. Результатом правотворчества субъектов государственного управления является нормативный юридический акт, который представляет собой официальный акт-документ. Только в своем «документально-содержательном» ракурсе нормативный акт может рассматриваться в виде формы права, носителя юридических норм.35
Наиболее распространенным способом выражения результата управленческой правоприменительной деятельности является индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.
Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.
Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.
К неправовым формам относятся формы выражения организационных и материально-технических действий по управлению. Неправовые формы, как и правовые, связаны с компетенцией субъектов управления.
Организационные управленческие действия выражаются в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.
Организационные мероприятия не связаны непосредственно с возникновением, изменением и прекращением конкретных административно-правовых отношений. Они осуществляются в процессе текущей управленческой деятельности.
Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления.
К материально-техническим действиям, например, относятся: составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и др. Материально-технические действия призваны обеспечить четкую и эффективную работу субъектов управления. Они облегчают процесс управления, повышают производительность и культуру управленческого труда. По мере усложнения процессов управления значение и объем материально-технических действий постоянно увеличиваются. Эта форма управленческой деятельности наиболее нуждается, в оснащении оргтехникой, в механизации и автоматизации.
По мнению Потапова Г.А., можно выделить следующие наиболее важные виды административно-правового регулирования предпринимательской деятельности:
1) легализация
2) обеспечение безопасности
предпринимательской
3) государственный протекционизм;
4) налоговое и таможенное регулирование;
5) тарифное регулирование и регулирование в области ценообразования;
6) осуществление
7) защита прав лиц, осуществляющих
предпринимательскую
По мнению Мельничука В. Г., среди наиболее распространенных форм административно-правового регулирования выделяются следующие: регулирование посредством разных налоговых стимулов, согласований, регистрации, лицензирования, подбора и расстановки кадров органов исполнительной власти, государственного управления; воплощения контроля за деятельностью должностных лиц; отработка механизма обеспечения законности и дисциплины: постоянно следует предсказывать потребности практики в правовом регулировании, необходимо точнее определять механизм выполнения законов, то есть конкретных исполнителей, формы, способы и сроки их действий, ответственность должностных лиц, а также систему контроля и проверки выполнения. При этом постоянно следует учесть наличие ресурсного (денежного, кадрового, экономического и другого) обеспечения законотворчества и правоприменительной практики.37
Таким образом, при всем многообразии форм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности их можно объединить в принципиально сходные группы: регулирование посредством стимулов, ограничений, а также непрерывный контроль за соблюдением и выполнением принятых норм.
2.2 Создание и ликвидация
юридических лиц и
Создание и ликвидация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, их государственная регистрация регламентируется Федеральным законом от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который раскрывает механизм реализации такой формы административно-правового регулирования как легализация предпринимательской деятельности.
Согласно данному закону, органом государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в соответствии с территориальной принадлежностью адреса места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, или места жительства (регистрации) индивидуального предпринимателя – Федеральная налоговая служба РФ в лице территориальных инспекций.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.12.2008 N 930) утверждаются Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. К данным сведениям относятся следующие:
а) полное наименование юридического лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в Единый государственный реестр юридических лиц;
г) наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица;
д) адрес (место нахождения) юридического лица.
Согласно Правилам, Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений о создании (в том числе путем реорганизации) организации, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.38
Датой постановки на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства, изменения сведений о них в реестре, снятия с учета по основаниям, установленным настоящим пунктом, является дата внесения соответствующих записей в государственные реестры.
Согласно Правилам ведения единого государственного реестрв налогоплательщиков, снятие с учета организации при ликвидации, прекращении деятельности в результате реорганизации, исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа осуществляется в налоговом органе по месту нахождения ликвидированного (прекратившего деятельность, исключенного) юридического лица на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра юридических лиц.
Снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также в случае его смерти, осуществляется в налоговом органе по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Одним из блоков информации, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц является адрес места нахождения исполнительного органа юридического лица. На практике в налоговые органы поступает информация, в том числе от собственников помещений и правоохранительных органов, о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации.39