Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа
Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.
Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения
Основной формой названного контроля является проверка. Основанием для проверки могут служить жалобы и заявления граждан как являющихся потребителями продукции, произведенной предпринимателями, лицами, которым оказываются платные услуги, так и работающих на предприятии по договору (контракту), публикации в печати о ставших известными фактах нарушения законодательства о предпринимательской деятельности, полученные иным путем сведения об указанных фактах нарушения законодательства о предпринимательской деятельности (например, в процессе оперативно-розыскной деятельности), выполнение ранее принятых планов, проверок и т.д. В процессе ее проведения у предпринимателей проверяется наличие необходимых документов (государственного свидетельства, паспорта, лицензии или иного документа, удостоверяющего личность); сопоставлять наименование производимых товаров или оказываемых услуг, зафиксированных в государственном свидетельстве, с фактически производимыми и реализуемыми товарами и оказываемыми услугами; устанавливать наличие товаров, изготовление и реализация которых предпринимателям запрещена; осуществлять встречные проверки конкретного количества произведенных и реализованных товаров, указанных в отчетных документах, с фактическим их количеством (как путем снятия остатков сырья и материалов, так и с помощью анализа приходных документов магазинов, осуществляющих прием указанных товаров от отдельных граждан, предприятий с целью их последующей реализации); проверять законность приобретения материалов и сырья, изучать бухгалтерскую и иную отчетность и т.д.
Учитывая многоступенчатость проведения проверки, ей должна предшествовать тщательная подготовка. Последняя заключается, прежде всего, в планировании действий сотрудника органов внутренних дел. В частности, необходимо получить достаточные основания для проведения проверки; разработать конкретный перечень вопросов, подлежащих проверке; подобрать компетентных проверяющих лиц (если предстоит групповое осуществление контроля); определиться с источниками получения необходимой информации (документальные, материально-вещественные, личностные и т.д.); наметить тактические приемы проведения проверки, а также линию поведения сотрудника (сотрудников) при фактическом обнаружении искомых нарушений; подготовиться к быстрой аналитической обработке полученной информации непосредственно на месте ее получения (это значительно сэкономит рабочее время, затрачиваемое на проверку); закрепить навыки по надлежащему документальному оформлению результатов проверки, будучи готовым к нестандартным ситуациям (например, факту неподчинения со стороны проверяемого лица). Кроме того, все работники органов внутренних дел должны быть дополнительно ознакомлены с существующей юридической ответственностью за нанесение ими (вследствие своих незаконных действий) прямого ущерба или наличия (по той же причине) упущенной выгоды для проверяемого предпринимателя. Процедура привлечения к указанной ответственности детально регламентируется нормами гражданского процессуального права.
Разработав детальный план проверки, необходимо определиться с ее конкретной разновидностью. Действующее законодательство и правоприменительная практика позволяют выделить документальные и фактические (не связанные с исследованием документов) виды проверок. В зависимости от объема проверки подразделяются на полные и частичные. При полной проверке выясняются все вопросы, связанные с конкретным правонарушением, а при частичной — лишь часть этих вопросов. Кроме того, проверки могут быть первичными, дополнительными и повторными. Первичная производится впервые, повторная — лишь тогда, когда необходимо проверить выводы первичной проверки (например, если эти выводы обжалуются предпринимателем). Дополнительная проверка имеет целью установить новые обстоятельства, не выясненные в процессе предыдущих контрольных мероприятий. Так, при сплошных — изучаются все имеющиеся документы, а при выборочных — лишь определенная их часть.
С достаточной долей условности в процессе непосредственной проверки предпринимательской деятельности можно выделить четыре самостоятельных этапа.
Первый этап заключается во взаимной проверке полномочий проверяемого и проверяющего лица. Данные полномочия подтверждаются документом, удостоверяющим личность, и Уставом хозяйственного субъекта для проверяемого предприятия. Во избежание возможных недоразумений проверять хозяйственные субъекты рекомендуется только в присутствии и с участием лиц, относящихся согласно Уставу к его руководству (администрации). Однако в официальном приказе по предприятию руководство по желанию может делегировать данные права другим участникам. В связи с этим, если проявивший инициативу представитель хозяйственного субъекта не имеет подобных полномочий, не исключено, что действия проверяющего впоследствии могут быть обжалованы. Однако необходимость рассматриваемого этапа проверки заключается в том, что сам предприниматель должен убедиться в полномочиях работника органа внутренних дел по проверке им тех вопросов, которые он сам себе наметил.
Так, в соответствии с действующим законодательством хозяйственный субъект имеет право не выполнять требований контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету контроля.
Если знакомство предпринимателя и проверяющего произошло без взаимных претензий и замечаний, наступает второй этап — документальная проверка. В процессе ее проведения сотруднику органа внутренних дел рекомендуется использовать следующие приемы и методы: арифметическая проверка, встречная проверка, формальная проверка, нормативная проверка, метод взаимного контроля и т.д. В то же время предприниматель имеет право не представлять документы, содержащие информацию, относящуюся к коммерческой тайне. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия, т.е. должен иметься в наличии соответствующий письменный приказ. Если же последний отсутствует, предприниматель обязан предъявить все документы без исключения. Однако законодательством определен и перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Так, в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну», к последней не могут быть отнесены учредительные документы (уставы, учредительные договоры, решения о создании предприятий); документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (государственные свидетельства и лицензии); сведения о финансово-хозяйственной деятельности, а также все другие данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет; документы о платежеспособности предприятия; составе работающих по найму, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест; сведения о загрязнении окружающей среды; нарушении антимонопольного законодательства; реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения; информация об участии руководящих работников предприятия в других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
После окончания документального
контроля начинается третий этап — фактическая
проверка. В процессе ее проведения могут
применяться такие меры административного
принуждения, которые с достаточной долей
условности можно назвать смежными, так
как посредством их могут достигаться
две цели: обнаружение признаков правонарушений
и закрепление полученных доказательств.
Иными словами, они могут выступать как
в качестве административно-
После окончания фактической проверки начинается четвертый этап — документальное оформление результатов проверки. Для проверяющего наиболее приемлемой формой является протокол. Во избежание последующих недоразумений рекомендуется составлять его в двух экземплярах, один из которых остается предпринимателю. Протокол должны подписать все лица, участвовавшие в проверке. Если же в процессе ее проведения правоприменитель (лицо, непосредственно осуществляющее проверку) обнаружит признаки состава преступления, то он обязан немедленно доложить об этом начальнику органа внутренних дел (полиции), и «только после того, как он в качестве начальника органа дознания убедиться в том, что представленные материалы (рапорта, акты, протоколы и т.д.) содержат сведения о наличии обстоятельств, подпадающих под признаки преступления, появляется повод к возбуждению уголовного дела, предусмотренный п. 6, ч. 1, ст. 108 УПК.50 Если начальник органа дознания придет к выводу, что для констатации наличия этого повода необходимо провести дополнительную проверку по материалам, она осуществляется в рамках не уголовно-процессуальной, а оперативно-розыскной или административной деятельности».
В заключение необходимо отметить, что проверки всех видов должны быть направлены на тщательное выявление фактов несоблюдения действующих общеобязательных правил, регулирующих процесс предпринимательской деятельности; установление всех виновных лиц; точное определение характера и размера причиненного ущерба; глубокий и всесторонний анализ причин и условий, способствующих подобным нарушениям. В то же время деятельность проверяющих по осуществлению контрольных функций должна осуществляться в установленном законодательством порядке.
В случае выявления в процессе
проверки или при иных обстоятельствах
признаков конкретного нарушения законодательства
о предпринимательской деятельности сотрудник
органов внутренних дел имеет право применять
меры административного пресечения, т.е.
принудительное прекращение противоправных
действий. Указанные меры применяются
только в связи с совершением правонарушения
и только в момент его совершения. В то
же время по форме применения меры административного
пресечения нередко напоминают меры административно-
Китайгородский С., описывая процедуру проведения проверок сравнивает их с ревизией. По его мнению, проверка подразумевает эпизодичное исследование деятельности на основе конкретной информации о возможном преступлении на конкретном участке деятельности. В отличие от проверки, ревизия представляет собой комплексное исследование всей деятельности организации и индивидуального предпринимателя с целью обнаружения признаков преступления.51
Таким образом, административное принуждение — это вид государственного принуждения, который применяется правомочными государственными органами (должностными лицами) с целью предупреждения и прекращения административного проступка, а также обеспечения привлечения виновного к административной ответственности.
Подводя итог, еще раз остановимся на мерах административного принуждения. К ним относятся меры административного предупреждения, меры административного пресечения, меры административного взыскания. Мы подробно рассмотрели процедуру проверок субъектов предпринимательской деятельности как одну из распространенных и потенциально конфликтных для проверяемых субъектов мер административного принуждения.
Как правило, административное принуждение используется в сфере государственного управления исключительно для охраны государственно-управленческих отношений.
Заключение
Подводя итог, вернемся к поставленным в начале исследования вопросам. Прежде всего, мы исследовали содержание современного государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также субъекты данного регулирования, которые одновременно являются и его же объектами.
Насколько существующий уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности достаточен в современных условиях для достижения целей, установленных государством в рамках такого регулирования, в каком объеме государство должно осуществлять свое регулирующее воздействие в сфере предпринимательской деятельности для достижения вышеуказанных целей?
На этот вопрос по результатам исследования однозначно ответить сложно по причине того, что, изучив множество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, мы увидели, насколько она разнообразна. И для того, чтобы сделать правильный вывод, следует изучить, насколько качественно данное законодательство регулирует каждую из сфер деятельности на практике. Такая цель изначально выходила бы за рамки исследования и потребовала бы гораздо большей протяженности во времени.
Но на основании теоретического анализа обширной законодательной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, видно, что она достаточно глубоко проработана, охватывает самые разнообразные сферы и процедуры с довольно подробной регламентацией норм. Наличие огромной судебной практики свидетельствует о непрерывном развитии и совершенствовании законодательства по административно-правовому регулированию в области предпринимательской деятельности.
Следовательно, можно сделать вывод, что существующий уровень государственного регулирования предпринимательской деятельности в целом достаточен в современных условиях для достижения целей, установленных государством в рамках такого регулирования, но с условием постоянного дальнейшего развития законодательства в связи с перманентным процессом изменения самих субъектов предпринимательской деятельности.
На вопрос, насколько деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нуждается в государственном регулировании, ответ будет однозначно утвердительным – нуждается. Это связано с тем, что даже при самом высоком уровне самоорганизации и саморегуляции данных субъектов, наличие внешнего органа, регулирующего их деятельность в интересах всего общества необходимо, чтобы избежать раздробленности и отсутствия единых стандартов, которые с наибольшей вероятностью не способствовали бы совершенствованию предпринимательской деятельности в широком смысле.
Итак, подведем итог проведенной работы:
1. Исследовано понятие
«административно-правовое
2. Проведено исследование
административно-правового
3. Проведено исследования
соотношения норм