Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа
Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.
Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения
При наличии у регистрирующего органа документированной информации о незаконном использовании юридическими лицами адресов, указанных в документах при государственной регистрации в качестве места нахождения организации, ФНС России считает возможным отказ в государственной регистрации юридического лица, указавшего в документах адрес (место нахождения), в отношении которого имеется вышеуказанная информация, по следующим основаниям.
Так например, ФАС Уральского округа отказал в удовлетворении требования о признании недействительным отказа в государственной регистрации. Как разъяснил суд, указание в заявлении о регистрации юридического лица при его создании и уставе общества заявителем произвольного адреса без достаточных оснований полагать, что данный адрес будет использоваться в качестве юридического адреса и адреса местонахождения исполнительного органа, не является достаточным основанием для признания таких сведений достоверными.40 (
Так же Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерным отказ регистрирующего органа в регистрации юридического лица, пояснив, что в силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в реестре содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес постоянно действующего исполнительного органа. В результате исследования представленных доказательств судом было установлено, что по адресу, указанному в заявлении, исполнительные и иные органы регистрируемого общества с ограниченной ответственностью не находятся. Документов, подтверждающих наличие у заявителя права пользования указанным им помещением, не представлено. В рассматриваемом случае по адресу, указанному в заявлении, исполнительные органы общества с ограниченной ответственностью не находились, что послужило законным основанием для отказа в регистрации.41
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В Письме ФНС от 21 января 2011 г. N ПА-3-6/114 разъясняется, что при изменении сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, содержащихся в государственном реестре, в том числе при смене указанного лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по установленной форме (N Р14001).
В Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 14 августа 2003 г. N 09-1-02/4040-АВ409 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» со ссылкой на статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняется, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Следовательно, руководитель юридического лица до момента его создания неправомочен выдавать доверенность стороннему физическому лицу на право быть заявителем при государственной регистрации создания юридического лица.
Статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" предусмотрено, что заявителем может быть также учредитель юридического лица при его создании. В данном случае регистрирующий орган не требует от учредителя юридического лица, удостоверяющего своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, доверенности от других учредителей этого юридического лица.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.03.2010 N 135, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 01.08.2006 N ГКПИ06-735) утверждает формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, при внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также при прекращении деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
С целью совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Правительство Российской Федерации утверждает Постановление от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором содержатся правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации.
Порядок прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подробно описывает Косульникова М., обращая внимание на то, что, ликвидируя статус предпринимателя, следует сдать отчетность за текущий год, заплатить задолженность по налогам и взносам, закрыть расчетные счета, а также снять с учета контрольно-кассовую технику.42
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и Закону Российской Федерации от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине", за государственную регистрацию юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
На основании статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
В течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации регистрирующий орган представляет сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» регламентирует не только процедуру создания, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реорганизации и внесения изменений в сведения о них, но и процедуру ликвидации данных субъектов.
Согласно Закону, решение о ликвидации юридического лица принимается его учредителями. С момента внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Кроме основополагающего Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» деятельность некоторых субъектов предпринимательской деятельности, а также процедуры их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации дополнительно регламентируется другими законами. Например, порядок учреждения, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью; акционерного общества – Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. от 04.10.2010 N 264-ФЗ)
Отдельного внимания заслуживает такая форма административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, как лицензирование некоторых ее видов. Лицензирование — метод государственного контроля за деятельностью и услугами, которые, так или иначе, могут нанести вред государству или гражданину. Лицензия, по сути, является специальным разрешением государства какому-либо субъекту заниматься определенным видом деятельности. Выдавая лицензию, государство гарантирует качество деятельности частного лица или организации.
Лицензия на некоторые виды деятельности выдается на определенные сроки, по истечении которых действие лицензии может быть продлено. Выдача лицензий осуществляется профильными министерствами. При ведении лицензируемого вида деятельности необходимо соблюдать целый ряд условий, предусмотренных законодательством в данной области.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в сфере лицензирования, является Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. от 29.12.2010 N 442-ФЗ).
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, достаточно обширный, включающий более ста видов деятельности из различных областей, например:
1) деятельность по разработке, производству, ремонту, утилизации и торговле оружием, вооружением и военной техникой;
2) деятельность по разработке, производству, ремонту и испытаниям авиационной техники;
3) деятельность по разработке, производству, распространению, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
4) деятельность по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации;
5) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
6) эксплуатация
7) производство, хранение, применение
и деятельность по
8) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
9) производство работ
по монтажу, ремонту и обслуживанию
средств обеспечения пожарной
безопасности зданий и
10) деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
11) фармацевтическая деятельность
и производство лекарственных
средств; производство и техническое
обслуживание медицинской
12) медицинская деятельность;
13) перевозки морским, внутренним
водным, воздушным, автомобильным и
железнодорожным транспортом
14) заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов;
15) деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений и др.
Особенности лицензирования некоторых других видов деятельности устанавливаются федеральными законами и нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данных сферах деятельности. Например, отдельными актами регламентируется лицензирование образовательной деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 277 г. Москва "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности"); деятельности кредитных организаций (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 № 129-ФЗ; ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ; ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1; ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 N 177-ФЗ; Инструкция Банка России от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" и др.); деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"); деятельности в области связи (Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации»); страховой деятельности (Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. N 4015-1) и некоторых других видов деятельности.43
Условия и требования, предъявляемые для каждого вида деятельности, являются индивидуальными и требуют различных видов документов и разрешений, необходимых для выдачи лицензии. Получить лицензию достаточно сложно, поэтому ей дорожат. Государство ведет контроль лицензируемой деятельности, в том числе и на стадии выдачи лицензии. Поэтому для ее получения необходимо оформить и предоставить большое количество документов, оплатить пошлины и сборы, получить одобрение со стороны различных государственных органов.