Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения

Файлы: 1 файл

яценко.docx

— 197.37 Кб (Скачать)

Так же Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерным отказ регистрирующего органа в регистрации юридического лица, пояснив, что в силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в реестре содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес постоянно действующего исполнительного органа.16 В результате исследования представленных доказательств судом было установлено, что по адресу, указанному в заявлении, исполнительные и иные органы регистрируемого общества с ограниченной ответственностью не находятся. Документов, подтверждающих наличие у заявителя права пользования указанным им помещением, не представлено. В рассматриваемом случае по адресу, указанному в заявлении, исполнительные органы общества с ограниченной ответственностью не находились, что послужило законным основанием для отказа в регистрации.

Таким образом, мы рассмотрели такие субъекты предпринимательской деятельности как индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, между которыми существуют как сходства, так и принципиальные различия. Общим доминирующим признаком для данных субъектов является осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, а также регулирование деятельности от момента регистрации до ликвидации Федеральным законом от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Принципиальными различиями являются следующие факторы:

- индивидуальный предприниматель, в отличие от юридического  лица, является физическим лицом;

- индивидуальный предприниматель  несет личную полную ответственность  за результаты своей деятельности, а юридическое лицо – в рамках  уставного капитала;

- существование юридического лица является бессрочным и не зависит от состава его участников, в отличие от индивидуального предпринимателя, статус которого непосредственно связан с конкретной личностью.

 

 

1.2 Содержание административно-правового  регулирования предпринимательской  деятельности

индивидуальный предприниматель регулирование административный

Прежде чем рассматривать понятие «административно-правового регулирования», необходимо разобрать понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой целостность социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона обозначается назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление какого-либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни.

Формирование нормативно-правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норма будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны формировать свою завтрашнюю жизнь.

Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.

В нормативно-правовом акте, установленном государственной властью различают три элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения.

Необходимо отметить, что ни одна юридическая норма не будет способствовать достижению поставленной цели, если ее реализация не опирается на соответствующие организационно-государственные структуры и не обеспечивается их возможностями, т.к. не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнять, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование – это требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.

Приступая к рассмотрению административно-правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего, административное право связано с социальным явлением, получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо, но рассмотрим именно государственное управление.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе. Но Конституция Российской Федерации 1993 года17 заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.Н. Старилова, «государственное управление – синоним государственно-управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».18

Государственно-управленческая деятельность – это функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.

Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении веса государственного управления в некоторых областях жизни, в первую очередь это наблюдается в экономике. И исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция – функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности.

Однако между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулирование – непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах. Тем не менее, все это является условным, так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, – управляет».19 По существу государственное управление – понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием. Но в то же время, государственное регулирование в значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздействия, т.е. налоговых, льготных и других экономических методов управления.

Государственное регулирование в области предпринимательской деятельности представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования в области предпринимательской деятельности являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах с присущими им методами регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер предпринимательской деятельности, осуществляемое посредством федеральных и субъектов Федерации законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и актов высших органов государственной власти субъектов РФ, как правило, комплексное, объединяющее нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и др.).

В действующем законодательстве не только широко используется термин «государственное регулирование», но в некоторых случаях раскрывается и содержание этого понятия. Например, в ст. 1 Федерального закона от 14 июля 1997 года N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»20 государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно - техническое обслуживание и материально - техническое обеспечение агропромышленного производства.

В Указе Президента РФ от 4 ноября 1994 года N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»21 устанавливается, что государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг и финансовом рынке осуществляется несколькими путями: лицензированием деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж; обеспечением контроля за деятельностью банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж; запрещением и пресечением деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг и финансовом рынке без получения соответствующих лицензий; контролем за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии ценных бумаг и условий размещения, предусмотренных проспектами эмиссии; обеспечением системы контроля за достоверностью информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг; созданием системы обеспечения прав инвесторов и контролем за соблюдением их прав эмитентами ценных бумаг, банками, страховыми и иными кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и фондовыми биржами; контролем за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.

Важнейшей, с точки зрения Н.М. Конина, по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей предпринимательской деятельности.22

Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности представляет собой государственное управление в узком организационно-правовом смысле как деятельность органов исполнительной власти (государственного управления) и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

Если государственное регулирование направлено на определение общего правового статуса различных типов субъектов предпринимательской деятельности и используемых государством экономико-правовых инструментов государственного регулирования (льготы, квоты, налоги, государственные заказы, таможенные пошлины, приватизация, процедуры банкротства, стандартизация, сертификация и др.), то осуществляемое государственными органами исполнительной власти административно-правовое регулирование охватывает организационные моменты, связанные с порядком формирования всех типов субъектов предпринимательской деятельности, их взаимоотношений с различными государственными органами.

Кроме того, оно обеспечивает законное и целесообразное применение органами и должностными лицами государственной исполнительной власти всех допустимых организационно-правовых средств регулирующего государственного воздействия на различных субъектов предпринимательской деятельности: государственную регистрацию субъектов предпринимательства, лицензирование осуществляемой ими предпринимательской деятельности различных видов, введение общих ограничений коммерческой деятельности на внутреннем рынке и во внешней торговле, административно-правовые средства обеспечения производственной безопасности и качества продукции (работ или услуг), административно-правовые средства антимонопольного регулирования, а также установление и изменение определенного режима деятельности, государственный учет и статистику, контроль, надзор, применение мер административного принуждения и т.д.

Мухаев Р. Т. отмечает, что в действующем законодательстве и современной практике государственной организации рыночной экономики России первостепенное значение в системе административно-правового регулирования придается государственному межотраслевому управлению. Более двух третей действующих структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ приходится на органы межотраслевого управления, а все отраслевые министерства и ведомства в той или иной мере наделены отдельными функциями и полномочиями по межотраслевому управлению.23

Информация о работе Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности