Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:07, дипломная работа
Значение государственного регулирования возросло как в теории, так и в законодательстве. Во время существования СССР, когда государство играло основную и решающую роль в преобразовании экономических отношений, прямой административный метод в области государственного управления обладал приоритетным значением в сфере практического осуществления административной деятельности в области экономики.
Введение
Глава 1. Сущность административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель как субъекты предпринимательской деятельности
Содержание административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Соотношение административно-правового и гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Границы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
Глава 2. Механизм административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Формы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.2 Создание и ликвидация юридических лиц, их государственная регистрация, лицензирование предпринимательской деятельности
2.3 Государственный контроль над предпринимательской деятельностью
2.4 Меры административного принуждения, применяемые субъектам предпринимательской деятельности
Заключение
Глоссарий
Библиография
Приложения
Так же Высший Арбитражный Суд Российской Федерации признал правомерным отказ регистрирующего органа в регистрации юридического лица, пояснив, что в силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в реестре содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес постоянно действующего исполнительного органа.16 В результате исследования представленных доказательств судом было установлено, что по адресу, указанному в заявлении, исполнительные и иные органы регистрируемого общества с ограниченной ответственностью не находятся. Документов, подтверждающих наличие у заявителя права пользования указанным им помещением, не представлено. В рассматриваемом случае по адресу, указанному в заявлении, исполнительные органы общества с ограниченной ответственностью не находились, что послужило законным основанием для отказа в регистрации.
Таким образом, мы рассмотрели такие субъекты предпринимательской деятельности как индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, между которыми существуют как сходства, так и принципиальные различия. Общим доминирующим признаком для данных субъектов является осуществление предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, а также регулирование деятельности от момента регистрации до ликвидации Федеральным законом от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Принципиальными различиями являются следующие факторы:
- индивидуальный
- индивидуальный
- существование юридического лица является бессрочным и не зависит от состава его участников, в отличие от индивидуального предпринимателя, статус которого непосредственно связан с конкретной личностью.
1.2 Содержание административно-
индивидуальный предприниматель регулирование административный
Прежде чем рассматривать понятие «административно-правового регулирования», необходимо разобрать понятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляет собой целостность социологического, нормативного и практического аспектов. Оно начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона обозначается назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление какого-либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни.
Формирование нормативно-правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норма будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны формировать свою завтрашнюю жизнь.
Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.
В нормативно-правовом акте, установленном государственной властью различают три элемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание, смысл самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения.
Необходимо отметить, что ни одна юридическая норма не будет способствовать достижению поставленной цели, если ее реализация не опирается на соответствующие организационно-государственные структуры и не обеспечивается их возможностями, т.к. не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнять, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование – это требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.
Приступая к рассмотрению административно-правового регулирования необходимо отметить, что, прежде всего, административное право связано с социальным явлением, получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо, но рассмотрим именно государственное управление.
Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе. Но Конституция Российской Федерации 1993 года17 заменяет этот термин другим – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Как отмечает Ю.Н. Старилова, «государственное управление – синоним государственно-управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».18
Государственно-управленческая деятельность – это функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.
Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении веса государственного управления в некоторых областях жизни, в первую очередь это наблюдается в экономике. И исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция – функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности.
Однако между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулирование – непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах. Тем не менее, все это является условным, так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, – управляет».19 По существу государственное управление – понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием. Но в то же время, государственное регулирование в значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздействия, т.е. налоговых, льготных и других экономических методов управления.
Государственное регулирование в области предпринимательской деятельности представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.
Субъектами государственного регулирования в области предпринимательской деятельности являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах с присущими им методами регулирующего воздействия.
Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер предпринимательской деятельности, осуществляемое посредством федеральных и субъектов Федерации законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и актов высших органов государственной власти субъектов РФ, как правило, комплексное, объединяющее нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и др.).
В действующем законодательстве не только широко используется термин «государственное регулирование», но в некоторых случаях раскрывается и содержание этого понятия. Например, в ст. 1 Федерального закона от 14 июля 1997 года N 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»20 государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно - техническое обслуживание и материально - техническое обеспечение агропромышленного производства.
В Указе Президента РФ от 4 ноября 1994 года N 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»21 устанавливается, что государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг и финансовом рынке осуществляется несколькими путями: лицензированием деятельности банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж; обеспечением контроля за деятельностью банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж; запрещением и пресечением деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг и финансовом рынке без получения соответствующих лицензий; контролем за соблюдением эмитентами порядка регистрации эмиссии ценных бумаг и условий размещения, предусмотренных проспектами эмиссии; обеспечением системы контроля за достоверностью информации о результатах экономической деятельности, предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг; созданием системы обеспечения прав инвесторов и контролем за соблюдением их прав эмитентами ценных бумаг, банками, страховыми и иными кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и фондовыми биржами; контролем за достоверностью предоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации.
Важнейшей, с точки зрения Н.М. Конина, по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей предпринимательской деятельности.22
Административно-правовое регулирование в области предпринимательской деятельности представляет собой государственное управление в узком организационно-правовом смысле как деятельность органов исполнительной власти (государственного управления) и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.
Если государственное регулирование направлено на определение общего правового статуса различных типов субъектов предпринимательской деятельности и используемых государством экономико-правовых инструментов государственного регулирования (льготы, квоты, налоги, государственные заказы, таможенные пошлины, приватизация, процедуры банкротства, стандартизация, сертификация и др.), то осуществляемое государственными органами исполнительной власти административно-правовое регулирование охватывает организационные моменты, связанные с порядком формирования всех типов субъектов предпринимательской деятельности, их взаимоотношений с различными государственными органами.
Кроме того, оно обеспечивает законное и целесообразное применение органами и должностными лицами государственной исполнительной власти всех допустимых организационно-правовых средств регулирующего государственного воздействия на различных субъектов предпринимательской деятельности: государственную регистрацию субъектов предпринимательства, лицензирование осуществляемой ими предпринимательской деятельности различных видов, введение общих ограничений коммерческой деятельности на внутреннем рынке и во внешней торговле, административно-правовые средства обеспечения производственной безопасности и качества продукции (работ или услуг), административно-правовые средства антимонопольного регулирования, а также установление и изменение определенного режима деятельности, государственный учет и статистику, контроль, надзор, применение мер административного принуждения и т.д.
Мухаев Р. Т. отмечает, что в действующем законодательстве и современной практике государственной организации рыночной экономики России первостепенное значение в системе административно-правового регулирования придается государственному межотраслевому управлению. Более двух третей действующих структур федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ приходится на органы межотраслевого управления, а все отраслевые министерства и ведомства в той или иной мере наделены отдельными функциями и полномочиями по межотраслевому управлению.23